Урок "Истинное искусство и его подобие" по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме
Материалы к уроку, состоящие из документа WORD, буклета и презентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_k_uroku.zip | 1022.5 КБ |
proektistinnoe_iskusstvo_i_ego_podobie.po_romanu_m.a.bulgakova.docx | 34.92 КБ |
struktura_proizvedenie_i_syuzhetnye_linii_romana.pptx | 73.37 КБ |
satira.pptx | 76.89 КБ |
progulka_po_massolitu.ppt | 508 КБ |
massolit.pptx | 1.91 МБ |
obraz_mastera.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Истинное искусство и его подобие» по роману М.А. Булгакова
Гордеевой Эвелины Вячеславовны
Учителя русского языка и литературы
МОУ «Лицей №1 пос. львовский»
Подольского муниципального района МО
Т.8-903-210-68-28
Цель проекта: создание разработки по теме «Истинное искусство и его подобие», состоящей из презентации и развёрнутого плана урока.
Предмет: литература
Программа: ФИО, издательство, год
Класс: 11 класс
Учебник:
Тема: «Истинное искусство и его подобие»
Тип урока: урок-исследование.
Цели: повторить сатирические средства, исследование , что есть искусство и его подобие, развитие навыков работы с материалом, представленном в рамках произведения как антитеза.
Задачи:
Образовательные:
- Проверка уровня знаний по материалу романа; умения анализировать текст и делать выводы, навыков представления проекта и презентации.
Воспитательные:
- Формирование эстетических идеалов посредством демонстрации творческих способностей учащихся и использования взаимосвязи видов искусств;
- Развитие нравственных качеств;
- Обеспечить ситуацию эмоционального переживания.
Развивающие:
- Продолжить формирование развития речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений;
- Продолжить формирование дискуссионных навыков;
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьтер, буклет к уроку
Оформление урока: текст романа, компьютерные презентации
Планируемый результат:
Предметный :
системное обобщение полученных на уроках 9-10 классов сведений о сатирических средствах, знание по теме «Искусство и его подобие.»- развитие эстетического вкуса путём обращения к выводам М. Булгакова по данному вопросу, развитие умения делать сопоставительный анализ.
Личностный:
1)Мотивационный- желание вернуться к пройденному материалу и перечитать роман; желание анализировать в мире современного искусства: что есть истина?
2)Ценностный- развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного выступления на уроке, умения работать в команде, понимание ценности полученного на уроках по литературе 20 века опыта.
Метапредметный:
полученные навыки по развитию речи и умению вести диалог, дискуссию, выстраивать систему аргументации и контраргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла( истории), так и за пределами школы- коммуникативный результат.
Ход урока:
Этап урока | Продолжительность | Метод обучения | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Средства обучения | Примечание |
1. | 1 мин. | Беседа | Вступительное слово | Активное слушание | 1 слайд презентации «Массолит» | |
2. | 3мин. | Межпредметная (интегрированная) технология | Чтение стихотворения на русском языке | Чтение стихотворения на английскомязыке | 2 слайд презентации «Массолит» | |
3. | 5мин. | Беседа, представление презентации учащегося | Информиро- вание учащихся, активное слушание, делает выводы из презентации и сообщения учащегося | Комментированное представление собственной работы | Презентация учащегося «Прогулка по «МАССОЛИТу». | |
4. | 5мин. | Беседа, представление проекта учащегося | Активное слушание | Комментированное представление собственной работы | Проект в виде презентации «Образ Мастера» | |
5. | 10мин. | Исследовательская беседа | Организует деятельность учащихся, задает вопросы | Комментированное представление собственной работы, ответы группы учащихся на вопросы | Презентация учащегося « «Структура произ ведения и сюжетные линии романа», «Сатирические средства» | |
6. | 10мин. | Дискуссия | Организует деятельность учащихся, задает вопросы | Дискутируют, представляют различные точки зрения, отстаивают свою. | Текст романа, собственные выписки и наработки | |
7. | 5 мин. | Эвристическая беседа | Организует деятельность учащихся, задает вопросы | Дискутируют, представляют различные точки зрения, отстаивают свою. | Текст романа, собственные выписки и наработки | |
8. | 5мин. | Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устная проверка и самопроверка результативности овладения знаниями, умениями и навыками | Организует деятельность учащихся, представляет презентацию. задает вопросы, выразительно читает стихотворение | Представляют различные точки зрения, отстаивают свою, опираясь на афоризмы | Презентация учителя «Массолит». Слайды 3-7, подготовленные учащимися цитаты | |
9. | 1 мин. | Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности | Дает домашнее задание по системе Е.Н. Ильина | Записывают задание |
Развернутый план урока.
1. Вступительное слово учителя. Ход урока | Технологии | Формирование УУД | |
| Межпредметная (интегрированная) Цель применения: развитие вкуса, развитие ассоциативного мышления, эмоциональное введение в тему урока | Личностные УД: 1.Смыслообразование: -мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, -целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур 2.Нравственно-этическая ориентация: - эстетические потребности, ценности и чувства | |
ПИСАТЕЛЮ Безумье, скаредность, и алчность, и разврат И душу нам гнетут, и тело разъедают; Нас угрызения, как пытка, услаждают, Как насекомые, и жалят и язвят. Упорен в нас порок, раскаянье - притворно; За все сторицею себе воздать спеша, Опять путем греха, смеясь, скользит душа, Слезами трусости омыв свой путь позорный. Сам Дьявол нас влечет сетями преступленья И, смело шествуя среди зловонной тьмы, Мы к Аду близимся, но даже в бездне мы Без дрожи ужаса хватаем наслажденья. | TO THE READERFoolishness, meanness, error, and sin | ||
3.1).Слово учителя: итак, речь идёт о человеческом пороке в неожиданном преломлении: ложь, жажда власти, роскоши наложена М.А. Булгаковым на тему искусства, срослась, контаминировалась с ней- довольно неожиданное решение темы. Почему это оказалось возможным? Давайте посмотрим работу учащегося….. | ИКТ- технология. Цель применения: Большая скорость подачи информации, создание атмосферы «анфилада дверей», эмоциональное подача материала. | 1.Общеучебные УД: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - ставить и формулировать проблемы; - использовать общие приёмы решения задач 2. Личностные УД: Нравственно-этическая ориентация: - эстетические потребности, ценности и чувства | |
2).Слово учителя. Мы смогли убедиться, что персонажи МАССОЛИТА, несмотря на гордое звание литераторов, от литературы весьма далеки и в своем «творчестве» руководствуются иными принципами. Но в тексте мы встречаем и иное отношение к литературе: это интеллектуальный подвиг, мучительный и сладкий миг рождения произведения. Кто противопоставлен массолитовцам? Какой прием для создания образа Мастера использовал М.А. Булгаков? ( ОТВЕТ: АНТИТЕЗА- должны дать учащиеся) | Проектная деятельность на основе интегрированной технологии Цель применения: эмоциональное воздействие на аудиторию, развитие эстетического вкуса, использование взаимосвязи видов искусств. | Общеучебные УД: - использовать общие приёмы решения задач; - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. | |
4.Нам представит героя …. Элементы ученического проекта. Примерный ответ включает в себя смысловую нагрузку образа Мастера, созданного разными художниками. | |||
5.Прежде чем приступить к анализу образа, вспомним, какое место он занимает в структуре произведения и какие художественные средства использовал М.А. Булгаков для создания сюжетной линии «Искусство и его подобие». Варианты ответов: 1. Не связан с романом Мастера. Почему? (Демонстрация ученической презентации со схемой романа) 2. Повторим средства сатиры: сарказм, ирония, гротеск, гипербола, аллегория, аллюзия (Представление элементов ученической презентации). | ИКТ- технология+ Методика Шаталова. Цель применения: Большая скорость подачи информации, учтена специфика усвоения гуманитарной информации в математическом классе. | Общеучебные УД: - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; Моделирование: -умение использовать наглядные модели, схемы, отражающие отношения между предметами. | |
ОТВЕТ ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЧЕРЕЗ МИНУТЫ. ОБСУЖДЕНИЕ, ДИССКУССИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ОТСТАИВАНИЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ - возможны другие формы. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ. Например, КОМАНДА МАССОЛИТОВЦЕВ. 1.БЕРЛИОЗ. Цитата из романа: Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, – но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф. ОТВЕТ: Таким образом, точка зрения Берлиоза на литературный труд такова: неважно, было ли событие на самом деле- важно описать событие таким ,каким его желает видеть власть. А Мастер нарушает это правило- он пишет не по заказу , а по озарению.. 2. Неизвестный литератор из Массолита. Цитата из романа: «Я вчера два часа протолкался у Грибоедова», – «Ну и как?» – «В Ялту на месяц добился». – «Молодец!». ОТВЕТ: Мастер не думая о том, какие выгоды может принести писательский труд просто пишет. Такое поведение человек корыстный воспримет как вызов, даже оскорбление: что о себе возомнил этот Мастер, чем лучше меня, если пишет произведения просто так? 7.ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.
Самая печальная участь выпадает главе МАССОЛИТА Берлиозу. Вина Берлиоза в том, что он, человек образованный, выросший еще в досоветской России, в надежде приспособиться к новой власти откровенно изменил своим убеждения (он, конечно, мог быть и атеистом, но не утверждать при этом, что история Иисуса Христа, на которой сложилась вся европейская цивилизация - «простые выдумки, самый обыкновенный миф».) и начал проповедовать то, что от него эта власть потребует. Но с него еще и особый спрос, ведь это руководитель писательской организации - и его проповеди искушают тех, кто к миру литературы и культуры только приобщается. Как тут не вспомнить слова Христа: «Горе тем, кто искусит малых сих». Ясно, что выбор сделанный Берлиозом сознателен. В обмен на предательство литературы ему многое дается властью - положение, деньги, возможность занимать руководящий пост
| Игровая + Система Е.Н.Ильина Цель:1. Создание проблемной ситуации и выхода из неё через самостоятельную деятельность ученика. творческой самостоятельности учащихся. | 1.Общеучебные УД: - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; --контролировать и оценивать процесс и результат деятельности - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - ставить и формулировать проблемы; Логические: -подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - установление аналогий; - устанавление причинно-следственных связей; - построение рассуждения; 2.Регулятивные УД: - использовать речь для регуляции своего действия; - выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. 3Личностные УД: - гуманистическое сознание, -социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | |
8.Как вам кажется, выводы к которым мы пришли относительно того, чем отличается истинное искусство от его подобия, имеют отношение только к теме романа или они применимы к реалиям нашей современной жизни? Докажите, опираясь на подобранные дома цитаты великих людей. | Система Е.Н.Ильина | 1.Общеучебные УД:- рефлексия способов и условий действий 2Личностные УД: - гуманистическое сознание | |
9.У нас особое домашнее задание- напишите письмо от имени Мастера- его завет потомкам- современным литераторам и прочим деятелям искусства: чем им руководствоваться в своем творчестве? | Система Е.Н.Ильина- нравственное задание. | Общеучебные УД: -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера 2Личностные УД: - гуманистическое сознание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Связаны только с романом М.А.Булгакова Сюжетная линия. Искусство и его подобие Герои. Мастер и члены МАССОЛИТ а Любовная(концептуальная) Мастер и Маргарита Сатирическая Быт москвичей, сцены в “ Варьете ”
Связаны и с романом Мастера и с романом М.А.Булгакова Философско-нравственная Воланд и его свита , Иешуа Га-Ноцри , Понтий Пилат Мистические реминисценции (тема времени) Воланд и его свита
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сатирические жанры Ф ельетон Памфлет Эпиграмма
Название сатирического приема Краткая характеристика Пример сатирического приема из художественного текста Фантастика Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при котором на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Эзопов язык Вид подцензурного иносказания, намеренно маскирующий идею автора Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина Ирония Тонкая, скрытая насмешка «Откуда, умная (обращение к ослу), берешь ты голова? И.А. Крылов Сарказм Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа «Пожалел волк кобылу , оставил хвост да гриву» Пословица Концовка «Невского проспекта» Н. В. Гоголя Аллегория Иноска зание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа Лиса в русских народных сказках- аллегория хитрости, ловкости; волк-аллегория злобы, жестокости; Басни И.А. Крылова, Лафонтена, Эзопа
НАЗВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Название художественного произведения Способ выражения авторской позиции Отличительная особенность художественного произведения Способ характеристики героя
Особенности названия художественного произведения Пример названия художественного текста В основе- имя главного героя произведения «Евгения Онегин» А.С.Пушкина; «Рудин» И.С. Тургенева В основе - художественная деталь, характеризующая главного героя произведения «Шинель» Н.В. Гоголя Название- пословица, отражающая суть конфликта произведения «Свои люди- сочтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского В основе- место, где происходят ключевые события произведения « Васюткино озеро» В.П. Астафьева; «Невский проспект» Н.В. Гоголя
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Однодневная творческая путёвка. Обращаться к М.В. Подложной Запись в очередь на бумагу у Поклёвкиной Рыбно-дачная секция
Квартирный вопрос Полнообъемные творческие отпуска: от двух недель(рассказ- новелла) до одного года( роман-трилогия). Ялта, Суук-Су, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец) Касса. Личные расчеты скетчистов
Кассы № 2,3,4 и 5 Бильярдная Правление Массолита
Последний раз наполнит чистый воздух грудь. Одно мгновенье – солнце скроется из глаз. На веки вечные запомни этот путь – Пред дверью тьмы ты видишь свет в последний раз. Прощальный взгляд… Уж пройден мост – замедли шаг. В глазах ты видишь смерть – душа пуста. И где-то рядом средь толпы смеётся враг, Вложивший каменному льву донос в уста. А город снова окунётся в маскарад – Навек забудут о тебе молва и Бог… Вздохнёшь невольно, замерев пред входом в ад, И каждый камень отразит твой горький вздох… … Была ли рукопись ключом, открывшим дверь в преисподнюю, или это просто совпало по времени - ответа не даст никто...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АФОРИЗМЫ ОБ ИСКУССТВЕ Народ может простить писателям многое, но не может простить молчания во времена, когда решается его судьба. Максим Танк Человек, располагающий опытом, оказывается мудрее тех, у кого есть любое чувственное восприятие, а человек, сведущий в искусстве, мудрее тех, кто владеет опытом. Аристотель Перо — это оружие, которое острее отточенных мечей. Антонио Перес
Искусству угрожают два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер который не является художником. Анатоль Франс
«Жизнь коротка, искусство бесконечно!» Оскар Уайльд А что бы сказал Воланд ?
Нет шедевров, погибших в забвении. Ложь и угодничество писак не могут поддержать жизнь дрянной книги. Оноре Бальзак
Анна Ахматова «Памяти М. Булгакова» Вот это я тебе, взамен могильных роз, Взамен кадильного куренья; Ты так сурово жил и до конца донес Великолепное презренье. Ты пил вино, ты как никто шутил И в душных стенах задыхался, И гостью страшную ты сам к себе впустил И с ней наедине остался. И нет тебя, и все вокруг молчит О скорбной и высокой жизни, Лишь голос мой, как флейта, прозвучит И на твоей безмолвной тризне. О , кто поверить смел, что полоумной мне, Мне, плакальщице дней не бывших, Мне, тлеющей на медленном огне, Всех потерявшей, всех забывшей, - Придется поминать того, кто, полный сил, И светлых замыслов, и воли, Как будто бы вчера со мною говорил, Скрывая дрожь смертельной боли.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Павла Оринянского Образ Мастера в изображении П. Оринянского несет в себе следующие черты: надмирность , духовная мощь, красота души и тела
Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» замечательного художника Геннадия Калиновского Образ Мастера в изображении Г. Калиновского создаёт ощущение интеллекта одновременно с чувством хрупкости, уязвимости героя
Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Геннадия Новожилова. Образ Мастера в изображении Г. Новожилова напоминает классические иллюстрации Пушкина- творец за работой
Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» художника Евгения Журавлёва Образ Мастера в изображении Е. Журавлёва дает ощущение вневременности героя, печали и скорой гибели таланта
Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» художника Вячеслава Желвакова Образ Мастера в изображении В. Желвакова дает ощущение классического книжного образа: от него "пахнет" книгой, той самой, волшебной с состаренными ломкими страничками, которую открываешь с трепетом. Основа образа- интеллект, талант , незаурядность.
Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Александра Бакулевского Образ Мастера в изображении А. Бакулевского - отрешённость, печаль, ум, запертый в пространстве и времени
Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Нади Рушевой Созданные полвека назад рисунки этой девочки, умершей в семнадцать лет, являются, пожалуй, самыми известными иллюстрациями романа. Вот слова Елены Сергеевны, последней жены Булгакова, главного прототипа Маргариты: «Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: Чем больше смотришь, тем больше это затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила. Не могу расстаться, душа взволновалась...»
Вывод: Общее в изображении Мастера для всех работ, независимо от творческой манеры автора: Незаурядность Интеллект Трагизм Отчуждённость от мира людей, принадлежность чему-то большему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...
Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тема урока: Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...
Тест по роману МА Булгакова "Мастер и Маргарита"
включает тестовые задания и задание с развернутым ответом...
Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....
Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...
Тест по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Данный материал поможет учителям литературы проверить и оценить знания учащихся по творчеству М. Булгакова...
Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...