Материалы к Пушкинской неделе
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Внеклассное литературное мероприятие, посвящённое одной из юбилейных дат А.С. Пушкина, прошло с 5 по 10 февраля для учащихся 5-х - 9-х классов. Всего было вовлечено 9 классов, 56 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_k_pushkinskoy_nedele.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
Пушкинская неделя
Дни памяти Александра Сергеевича Пушкина
«Пушкинская неделя»
Внеклассное литературное мероприятие, посвящённое одной из юбилейных дат А.С. Пушкина, прошло с 5 по 10 февраля для учащихся 5-х - 9-х классов. Всего было вовлечено 9 классов, 56 человек. Ответственные за подготовку и проведение «Недели» – учителя русского языка и литературы Ганзенко Л.Т. и Медведева Т.В. Ведущая - Ганзенко Л.Т.
В преддверии «Недели» учащиеся под руководством учителей – словесников готовили рисунки по теме: «Творчество А.С. Пушкина».
Преследовались следующие цели и задачи: Способствовать расширению и углублению уже имеющихся знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина, становлению заинтересованного отношения к интеллектуальной деятельности, поиску новых знаний, формированию культуры самообразования. Ход недели:
В начале «Недели» оформляются стенды, в материалах которых отражены этапы жизни и творчества поэта, биографические сведения о его семье, многочисленные красочные иллюстрации, тестовые задания, цитатный материал на отдельных формах, рисунки учащихся по произведениям – выставка рисунков «Наш Пушкин».
Каждый учитель-словесник получает тесты «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество» (учителю необходимо позаботиться о достаточном количестве тестов для своих классов). На проведение тестирования отводится два дня. Тесты сдаются руководителю МО. На третий день проводится киновикторина по экранизированным произведениям Пушкина. Анализируются тесты и работа учащихся на киновикторине, по количеству набранных баллов отбираются лучшие. Эта группа (в нашем случае 28 человек) участвует в «Конкурсе знатоков». Подводятся итоги этого конкурса.
Затем суммируются баллы всех этапов недели. Побеждают те, кто набирает максимальное количество баллов. Результаты (места (1,2,3), фамилии победителей, набранные ими баллы) вывешиваются у стендов с материалами о Пушкине. Приз победителям – торт, чай.
Руководитель МО: Ганзенко Л.Т.
Рабочие материалы:
- Тест
Александр Сергеевич Пушкин
Жизнь и творчество.
- Годы жизни Александра Сергеевича Пушкина? ____________________
- Кто учил Сашу Пушкина русскому языку? _____________________________________________________________
- Назови город, где находился лицей. ______________________________
- Как называется поэма, которую Пушкин начал писать в лицее? _____________________________________________________________
- Из какого произведения эти строки?
- Там русский дух, там Русью пахнет… _______________________
- Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее, _______________________
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьётся…
дуб цепь кот дорожки звери брег | учёный неведомые зелёный златая песчаный невиданные | Соедини слова стрелками |
- Южная ссылка. В какой город был сослан поэт? Где побывал по пути следования? ________________________________________________ ____________________________________________________________
- Из каких произведений эти строки?
- Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой… ___________________
- Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах _________________________
На раздутых парусах… _________________________
- Свет мой, зеркальце! Скажи, _________________________
Да всю правду доложи. _________________________
- Вот пошёл он к синему морю; _________________________
Видит, - море слегка разыгралось. _________________________
- Как называется село, где с Пушкиным жила только няня Арина Родионовна? Сколько лет он здесь жил? Кто посетил его однажды? _____________________________________________________________
- Из какого произведения эти строки?
- Медведь приблизился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в уху голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. _____________________________________
- Болдинская осень. Почему так называется жизненный период Пушкина? Сколько он жил здесь в 1930 году? Какие произведения написал? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Из каких произведений эти строки?
- Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых, _____________________________
Работает за семерых; ______________________________
- Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. Церковь была заперта. Владимир заплатил проводнику и поехал во двор к священнику. __________________________________
- …Дуня подняла голову… и с криком упала на ковёр. Испуганный Минский кинулся её подымать… ________________________________________________________
- Последние годы жизни (1831-1837). Из каких произведений эти строки?
- Наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я своё имя… оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне… ____________________________________
- Он остановился.
Пошёл назад и воротился.
Глядит… идёт… ещё глядит.
Вот место, где их дом стоит;
Вот ива. Были здесь вороты –
Снесло их, видно. Где же дом? _____________________________
- Как и почему погиб А.С. Пушкин? ____________________________________
- Когда умер поэт? Где он похоронен?_____________________________________________
- Как звали жену поэта? __________________________ __________________________________________________________________
- Киновикторина.
Смонтированы отрывки из экранизаций произведений Пушкина, а именно: Все сказки, «Руслан и Людмила», «Метель», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин». На доске «разбросаны» названия произведений поэта (в том числе и многие из неотражённых в киномонтаже). Задание учащимся: угадать произведение по демонстрируемому отрывку. После того, как произведение названо, учитель, ведущий киновикторину, кратко комментирует увиденное учащимися, а те, в свою очередь, вспоминают сюжет, героев. Жюри (учителя слуховой работы, учителя-предметники) по ходу викторины выбирают победителей, отмечая количество ответов.
3) Конкурс знатоков.
А). Участникам раздаются листки с датами. Задание: записать, какие важные
события происходили в жизни поэта в перечисленные годы.
1799 –
1811 –
1820-1823 –
1823-1824 –
1824-1826 –
1826-1830 –
1830 (осень) –
1837 (27 января) –
1837 (29 января или 10 февраля) –
Б). Раздаются листки с заданием. К какому жанру относятся указанные
произведения Пушкина. Соединить стрелками верные варианты.
«… о попе и о работнике его Балде» «Узник» «Полтава» «Песнь о вещем Олеге» «Метель» «Капитанская дочка» | стихотворение поэма баллада повесть роман сказка |
«Цыганы» «Дубровский» «Руслан и Людмила» «…о мёртвой царевне и о семи богатырях» «Зимняя дорога» «Борис Годунов» | сказка поэма роман стихотворение трагедия поэма |
«Медный всадник» «Евгений Онегин» «…о рыбаке и рыбке» «К морю» «Станционный смотритель» «Моцарт и Сальери» | роман сказка поэма повесть трагедия стихотворение |
В). На доске вывешиваются листы с заданием. Записать из каких произведений
указанные герои.
1. Поп, попадья, чертёнок, Балда. __________________________________
2. Белкин, Мария Гавриловна,
Владимир, Бурмин. __________________________________
3. Конь, кудесник, Олег. ___________________________________
4. Кирила Петрович, Маша Троекурова,
Андрей Гаврилович, Владимир-Дефорж.____________________________
5. Белкин, Самсон Вырин, Дуня, Минский._____________________________
6. Иван Кузьмич Миронов, Василиса Его-
Ровна, Маша, Пётр Гринёв, Савельич,
Емельян Пугачёв, Швабрин. _____________________________
7. Князь Владимир, княжна Людмила,
Наина, Черномор… ______________________________
8. Семь богатырей, царевич Елисей,
зеркальце, Чернавка, царевна… ______________________________
9. Князь Гвидон, Бабариха, белка, _______________________________
царевна-лебедь… ______________________________
10. Земфира, старик, Алеко…
Г). Отгадать кроссворд.
(О.В. Шаталова. «Дидактические материалы по литературе» К учебнику-
хрестоматии «Литература. 7 класс» Москва, «Экзамен», с.47)
Д). Игра. Из каких произведений могут быть эти предметы?
Демонстрируется предмет или рисунок (меч, колпак, тулуп, яблоко, пистолет, шпага, сани, сарафан, корыто, цилиндр, шлем, муха, письмо, свеча, перо).
Один предмет может представлять несколько произведений. Принимаются и оговариваются различные ответы учащихся. Ответивший верно, выходит к доске, записывает ответ и своё имя.
Рабочие материалы, киновикторина подготовлены русистом Ганзенко Л.Т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы для проведения недели естествознания в школе
В методическом материале собраны разработки мероприятий в рамках недели естествознания (план проведения,виторина и презентация к заключительному мероприятию)...
Материалы к предметной недели
Разработки к предметной недели истории...
Материалы для проведения недели математики
Материалы для проведения недели математики...
Материалы к проведению Недели иностранного языка
Значительным ресурсом повышения качества знаний по предметам является внеурочная деятельность. Традиционно сложилась система проведения различных внеклассных мероприятий. Одно из них - Неделя иностран...
Материалы к проведению Недели истории в школе
Материалы к проведению Недели истории в школе...
Материалы для проведения Недели точных и естественных наук "Через тернии к звёздам". Открытие и закрытие Недели
Сценарии открытия и закрытия Недели, анализ Недели...
Материалы для Пушкинского диктанта-2016
Данная разработка предназначена для учеников 7-8 классов. Она может быть использована при проведении внеклассных мероприятий или школьной предметной декады по литературе....