Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
КТП к учебнику «Литература» 8 класс, под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и др. ,70 часов. Прилагаются КИМы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_8_lit-ra.docx | 82.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Авиловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено и рекомендовано к применению протокол № 1 от 29.08.11 г. Руководитель РМО учителей русского языка и литературы __________________ Симонова Н.Д. | Согласовано педагогическим советом МОУ Авиловской СОШ протокол № 1 от 30.08.11 г. | Утверждено Приказ № ____ от 30.08.11 г. Директор школы _____________________ Петров С.В. |
Календарно-тематическое планирование
по литературе
для 8 класса
на 2011 – 2012 учебный год
Учитель: Кочковая Л.Н.
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности | Основные понятия | Региона льный компо нент | ИКТ | |
1 | 2.09 | Литература и время. Х..К. Андерсен «Калоши счастья» - развернутая притча о характере связи времен между собой. | Ответы на вопросы учебника в процессе чтения произведения, характеристика образов персонажей | |||||
Фольклор. История в устном народном творчестве-3ч | ||||||||
2 | 5.09 | Историческая народная песня. Ее герои и сюжет. Петр Великий и Иван Грозный в песнях («Правеж», «Петра Первого узнают в шведском городе») | Лекция чтение | Истори-ческая песня | ||||
3 | 9.09 | Лирическая народная песня. Связь песен с обрядами. | Анализ и оценка лирических произведений. Различные виды чтения, цитатный план. | Песни казаков Дона | ||||
4 | 12.09 | Народный театр. Драма «Как француз Москву брал». Сочетание и чередование трагических сцен с комическими – особенности народной драмы. | Работа с учебни-ком беседа | Народная драма | ||||
История на страницах древнерусской литературы | ||||||||
5 | 16.09 | История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись. «Начальная летопись» | Рассказ учителя с элементами беседы | Духовная литература Канонизация(причисление к лику святых) | «Азовское осадное сидение 1637 – 1641г. по летописным источникам» | |||
6 | 19.09 | «Повесть временных лет»: образ Олега в летописи. Рассказ о смерти Олега | Работа с текстом, беседа | «Повесть о взятии Азова». | ||||
7 | 23.09 | Русская воинская летопись. «Повесть о разорении Рязани Батыем» | Работа с текстом беседа | Воинская повесть Междуусобицы | ||||
8 | 26.09 | Жития святых как исторические повествования «Преподобные Сергий Радонежский» и его художественные особенности. | Беседа, чтение текста Работа над картиной М.В.Нес-терова «Видение отроку Варфоломею» | Духовная литература Житийная литература святые | ||||
9 | 30.09 | Контрольная работа по теме «Фольклор. Древнерусская литература» | Самостоятельная работа | |||||
История на страницах произведений XVIII века | ||||||||
9 | 3.10 | Жанры исторических произведений. Н.М. Карамзин «Марфа Посадница». Образы – антиподы Иван III и Марфа Борецкая. | Сообщение учащихся беседа | |||||
Историческое прошлое в литературе XIX века | ||||||||
10 | 7.10 | Былины и их герои в произведениях XIX века. А.К.Толстой «Илья Муромец», «Правда». Идейное и художественное своеобразие произведений | Чтение былины с элементами беседы | былина | ||||
11 | 10.10 | И.А. Крылов. Исторические басни. «Волк на псарне». Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. | Чтение с элементами беседы, составление словаря басни, выявление авторской позиции, | Баллада | ||||
12 | 14.10 | Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» - Интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки. Сюжет и герои «Песни…» | Беседа, чтение Ответы на вопросы учебника в процессе чтения произведения, характеристика образов персонажей | Трубка мира | ||||
13 | 17.10 | Жизнь и творчество В.Скотта «Айвенго». В.Скотт – создатель исторического романа | Ответы на вопросы учебника в процессе чтения произведения, характеристика образов персонажей | |||||
14 | 21.10 | А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему в творчестве А.С.Пушкина. «Песнь о вещем Олеге» Сопоставление с историческим источником | Составление плана статьи учебника об А.С. Пушкине, тезисов воспоминаний; выразительное чтение, устные высказывания. Поиск информации о жизненном и творческом пути поэта в дополнительной литературе, ответы на вопросы учебника | Хазары Перун Цареград Пращ Сеча | Н.К. Доризо «Мой Пушкин | |||
15 | 24.10 | Философская лирика Пушкина. «Анчар» | Комментированное чтение | |||||
16 | 28.10 | Полтавская битва и её главный герой в поэме Пушкина «Полтава». | Комментированное чтение | Паладин | ||||
2 четверть | ||||||||
17 | 7.11 | Проблемы власти в «Медном всаднике» А.С. Пушкина. Композиция поэмы. | Аналитическая беседа | |||||
18 | 11.11 | «Борис Годунов». Конфликт и проблемы трагедии (обзор). | Выразительное чтение, устное словесное рисование, ответы на вопросы учебника. Характеристика персонажей | |||||
19 | 14.11 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. | Сообщение уч-ся Аналитическая беседа Сжатый пересказ статей учебника | Роман Семейные записи Хроника Прототип Прообраз Мятеж восстание | ||||
20 | 18.11 | «Береги честь смолоду». Формирование характера и взглядов Петра Гринёва. | Словесное рисование, составление плана текста, характеристика образов | Д.М. Долинский «Донская Ци | ||||
21 | 21.11 | Роль Пугачева в развитии сюжета | Аналитическая беседа Чтение эпизодов | Благородство Великоду-шие безразличие | ||||
22 | 25.11 | Герой повести и рассказчик. Петр Гринев и Маша Миронова | Сообщение Аналитическая беседа | |||||
23 | 28.11 | Деталь в художественном произведении. Пейзаж, интерьер, манера повествования. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведения. | Беседа Ответы на вопросы учебника, Составление словарной статьи | |||||
24 | 2.12 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина | Самостоятельная работа | |||||
25 | 5.12 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: тема, идея, план, работа над словом. | Развитие связной Беседа. | Сюжет, фабула, историческая повесть | ||||
26 | 9.12 | М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Любовь к природе и единение с ней в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». | Рассказ учителя, комментированное чтение | опричник | А.П. Чехов «Степь» | |||
27 | 12.12 | Чувство одиночества и тоски в стихотворениях «Родина», «На Севере диком…» | Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника, | |||||
28 | 16.12 | М.Ю. Лермонтов. «Песня про …купца Калашникова».быт и нравы XVI века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. | Ответы на вопросы учебника в процессе чтения произведения, характеристика образов персонажей | |||||
29 | 19.12 | Неправый суд Ивана Грозного. Благородство купца Калашникова. Связь поэмы с фольклором. Тест «Песня про …купца Калашникова». | Подготовка устного рассказа по плану. Самостоятельная работа | |||||
30 31 | 23.12 26.12 | Обучающее сочинение по «Песне про купца Калашникова» (сочинение – характеристика) | 1 | Творческая работа | ||||
3 четверть | ||||||||
32 | 13.01 | Н.В. Гоголь. Историческая основа и народно – поэтические истоки повести «Тарас Бульба» | Подготовка устного рассказа по плану. Устный рассказ о детстве Н.В. Гоголя и его отношении к малой родине, беседа | Романтичес-кая повесть История Сюжет пейзаж | ||||
33 | 16.01 | Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. | Краткий выборочный пересказ, словесное рисование. | Н.Ф. Щербина «Таганрогская ночь» | ||||
34 | 20.01 | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика. | Сообщение беседа | |||||
35 | 23.01 | Тарас Бульба как народный героический характер. | Словесное рисование, составление плана рассказа, характеристика образов | |||||
36 | 27.01 | Мастерство Гоголя в изображении природы. Роль лирических отступлений в повести | Беседа Комментирован-ное чтение | гипербола героическая личность | ||||
37 | 30.01 | Контрольная работа по повести «Тарас Бульба» | Самостоятельная работа | |||||
38 | 3.02 | Подготовка к домашнему сочинению по повести Гоголя «Тарас Бульба» | Пересказ Беседа | |||||
39 | 6.02 | М. Сервантес. «Дон Кихот». Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств (обзор фрагментов) | Изучение биографии писателя с использованием возможности библиотеки, Интернета Беседа | |||||
40 | 10.02 | И.С. Тургенев. История создания повести «Ася». Образ «тургеневской» девушки: скромность, обаяние, самоотверженность. | Беседа чтение | Баллада | ||||
41 | 13.02 | Драма рассказчика, обреченного на одиночество. | Устный анализ эпизодов, языковой разбор текста | |||||
42 | 17.02 | И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч». Сопоставление героев как прием характеристики. | Сопоставление персонажей, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование | М. Цветаева «Дон» | ||||
43 | 20.02 | А.К. Толстой. «Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение на страницах романа. Сюжет и главные герои. | Аналитическая беседа | Реализм Романтическое повествова-ние | ||||
44 | 24.02 | Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой | Аналитическая беседа | фольклор | ||||
45 | 27.02 | Л.Н. Толстой. «После бала». Особенности композиции рассказа. Контраст как композиционный прием. | Рассказ учителя, беседа по тексту | Стихотворная сатира | ||||
46 | 2.03 | Полковник на балу и после бала. Роль контраста при создании образа героя. Тест по рассказу Л.Н. Толстой «После бала» | Элементы диспута тест | |||||
47 48 | 5.03 9.03 | Р/р сочинение по рассказу Толстого «После бала». | 2 | написание сочинения | ||||
49 | 12.03 | А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Сюжет рассказа и герои. Осмеяние чинопочитания как порока общества. | Лекция беседа | В.А. Гиляровский «Антоша Чехонте | ||||
50 | 16.03 | Мотивы былого в лирике XIX века: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Д.В. Давыдов, И.И. Козлов, Ф.Н. Глинка, А.Н. Апухтин. | Чтение Анализ | Из сборника «Литература Дона» | ||||
Былины и их герои в произведениях XX века | ||||||||
51 | 19.03 | Трансформация образа былинного богатыря в произведениях XX века: И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, Е.М. Винокуров. | Чтение беседа | |||||
4 четверть | ||||||||
52 | 2.04 | Ю.Н. Тынянов. «Восковая персона» - повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. | Ответы на вопросы учебника | |||||
53 | 6.04 | Ю.Н. Тынянов. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. | Аналитическая беседа | |||||
54 | 9.04 | Марк Алданов. Тема героического прошлого России. Тетралогия «Мыслитель». «Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия. | Лекция Аналитическая беседа Сообщение | тетралогия | ||||
55 | 13.04 | С.Цвейг. События и герои исторических миниатюр. «Невозвратимое мгновение» Роль мгновения в судьбе человека и исторического события. | Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия. Анализ речи персонажей особенностей их характеров | |||||
56 | 16.04 | Б.Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя печали…» как роман о судьбах властителей и простых людей на страницах истории | Лекция беседа | |||||
57 | 20.04 | Сюжет и герои повести: семья Олексиных и главная героиня повести Наденька Олексина, Иван Каляев | нахождение сюжетных линий, характеристика персонажей и жанра | |||||
Тема Великой Отечественной войны в исторических произведениях. | ||||||||
58 | 23.04 | Л.М.Леонов. Тема Великой Отечественной войны в послевоенной драматургии. Л.М. «Золотая карета». Драматический сюжет и драматические судьбы. | нахождение сюжетных линий, характеристика персонажей и жанра | А. Калинин «Эхо войны» | ||||
59 | 27.04 | Р.к. А.Т. Твардовский. «Бойцу южного фронта». Стихи поэтов Дона о Великой Отечественной войне. | Ответы на вопросы учебника в процессе чтения произведения, характеристика образов персонажей | А.Т. Твардовский. «Бойцу южного фронта». | ||||
60 61 | 30.04 4.05 | Р/р. Сочинение-описание по картине Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». | Написание сочинения | Стихи поэтов Дона о Великой Отечественной войне | ||||
62 | 7.05 | История на страницах поэзии XX века. Интерес к темам прошлого в лирике. Гиппиус З, Гумилев Н., Кузмин Н.А, Цветаева М. | Ответы на вопросы учебника, Пересказ вводных статей по опорным словам | Звукопись Аллитерация Ассонанс | ||||
Зарубежная литература | ||||||||
63 | 11.05 | А. Грин. «Алые паруса». Волшебная сила мечты в повести-феерии. | Сопоставление персонажей, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование | |||||
64 | 14.05 | Торжество поэтической любви и возвышенной мечты в феерии «Алые паруса». | Работа со статьей учебника и дополнительной литературой, рассказ о герое по вести с использова нием цитат из текста, | |||||
65 | 18.05 | А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка для детей и взрослых. | Краткий выборочный пересказ, словесное рисование. | |||||
66 67 | 21.05 25.05 | В.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в творчестве Шекспира. Тест по трагедии. | Работа со статьей учебника и дополнительной литературой, рассказ о герое по вести с использова нием цитат из текста, | |||||
68 | 28.05 | Повторение изученного в 8-ом классе. | Ответы на вопросы учебника | О. Л. Афанасьев «Юрка Лютик» | ||||
69 | 1.06 | Итоговая проверочная работа за курс литературы 8 класса. | Контроль ЗУНов | |||||
70 | 4.06 | Итоги года. Рекомендации по летнему чтению. |
Контрольно-измерительные материалы
Формы контроля | |||||
Дата | Контрольные работы, тесты | Кол-во часов | Дата | Развитие речи | Кол-во часов |
1 четверть | |||||
30.09 | Контрольная работа по теме «Фольклор. Древнерусская литература» Приложение1 | 1 | |||
2 четверть | |||||
2.12 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина Приложение2 | 1 | 5.12 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: тема, идея, план, работа над словом. | 1 |
19.12 | Тест «Песня про …купца Калашникова». Приложение 3 | 1 | 23.12 26.12 | Обучающее сочинение по «Песне про купца Калашникова» (сочинение – характеристика) | 2 |
3 четверть | |||||
30.01 | Контрольная работа по повести «Тарас Бульба» Приложение 4 | 1 | 3.02 | Подготовка к домашнему сочинению по повести Гоголя «Тарас Бульба» | 1 |
2.03 | Тест по рассказу Л.Н. Толстой «После бала» Приложение 5 | 1 | 5.03 9.03 | Р/р сочинение по рассказу Толстого «После бала». | 2 |
4 четверть | |||||
25.05 | Тест по трагедии В.Шекспира. «Ромео и Джульетта». Приложение 6 | 1 | 30.04 4.05 | Р/р. Сочинение-описание по картине Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». | 2 |
1.06 | Итоговая проверочная работа за курс литературы 8 класса. Приложение 7 | 1 |
Приложение 3
Тест “Песня про купца Калашникова…”
1. В каком веке происходят события в поэме “Песня про купца Калашникова…”
А) XV в.
Б) XVI в.
В) XVII в.
Г) XVIII в.
2. Кто стоит на пиру позади царя?
А) Стольники
Б) Сплетники
В) Сводники
Г) Сокольники
3. Что Кирибеевич попросил у царя?
(А) Сосватать его.
(Б) Дать должность при дворе.
(В) Отпустить в монастырь.
(Г) Отпустить сражаться с басурманами.,
4. Как звали старую работницу в семье?
(А) Елисеевна.
(Б) Еремеевна.
(В) Егоровна.
(Г) Евстигнеевна.
5. Где в Москве происходили кулачные бои?
(А) На Соборной площади.
(Б) На Каменном мосту.
(В) На Москве-реке.
(Г) В Александровском саду.
6. Какая дорога не проходила возле могилы купца Калашникова?
(А) Владимирская.
(Б) Киевская.
(В) Суздальская.
(Г) Тульская.
7.Что такое аргамак?
(А) Конь.
(Б) Оружие.
(В) Одежда.
(Г) Напиток.
8. Какого цвета традиционно была одежда палача?
(А) Белого.
(Б) Черного.
(В) Красного.
(Г) Голубого.
9. Где происходят события в первой части поэмы
(А) В Зимнем дворце/"
(Б) В Кремле.
(В) В Коломенском.
(Г) В Белом доме.
10. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?
(Б) С ЯХОНТОМ.
(В) С бирюзой.
(Г) С жемчугом.
11. Какой особый знак принадлежал опричникам?
(А) Метла и собачья голова.
(Б) Черная лента через плечо.
(В) Ястреб на левом плече.
(Г) Перстень с изображением волчьей морды.
12. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна?
(А) Царского суда.
(Б) Немилости мужа.
(В) Людской молвы.
(Г) Лютой смерти.
13. Каков размер места, огороженного для поединка (приблизительно)?
(А) 100 метров.
(Б) 20 метров.
(В)300 метров.
(Г) 50 метров.
Приложение 1
Контрольная работа (тест)
по русскому фольклору и древнерусской литературе
- Какое словосочетание не является названием группы бытовых песен?
1. календарные песни; 2. шуточные песни; 3. хороводные и плясовые песни; 4. игровые песни
- Какую группу календарных песен в разных областях называют по-разному?
1.коляды; 2. веснянки
- Как называется группа медленных, протяжных песен –раздумий, песен-сетований?
1. лирические; 2. трудовые; 3. обрядовые; 4. исторические
- Какие из перечисленных песен не входят в группу лирических?
1. любовные; 2. семейные; 3. шуточные; 4. причитания-плачи
- Какая группа песен предназначена для свадеб, проводов в армию, похорон и т.п.?
1. лирические; 2. бытовые; 3. частушки; 4. обрядовые
- Какие песни обычно рассказывают о горькой участи вдов и сирот?
1. бытовые; 2. семейные; 3. плачи-причитания
- Небольшие лирические песни в форме 4-х строчных рифмованных куплетов – это
1. частушки; 2. заклички; 3. веснянки; 4. речёвки
- Группа песен о действительно живших известных людях и исторических событиях - это
1. бытовые песни; 2. трудовые песни; 3. исторические песни; 4. любовные песни
- Соотнесите цитаты из народных песен с их жанрами
1. «Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла…» А) лирическая
2. «Вдоль по улице метелица метет;
За метелицей мой миленький идет.» Б) хороводная
3. «Ух, дубинушка, ухнем!
Эх, зелёная, сама пойдет…» В) историческая
4. «Как во темнице, во тюремнице
Сидел добрый молодец,
Добрый молодец Емельян Пугачёв.» Г) бытовая(трудовая)
- Какое чувство не передают исторические песни о Пугачёве?
1. уважение; 2. жалость; 3. сострадание; 4. осуждение
- О временах какого русского царя рассказывает предание «О покорении Сибири Ермаком»?
1. Иван Грозный; 2. Пётр 1; 3. Иван III; 4. Пётр III
- Кто нашёл нужного царю Ермака?
1. бояре; 2. дворяне; 3. купцы; 4. мужик-слуга
- Где нашли атамана Ермака Тимофеевича по поручению царя?
1. на Дону; 2. на Урале; 3. в Тоболе; 4. на Иртыше
- С каким ханом бился Ермак в Сибири?
1. Батыем; 2. Узбеком; 3. Кучумом; 4. Селимом
- Каких действий не совершали Ермак и его дружина?
1. победили ханское войско; 2. убили злого и жадного хана;
3. привели сибирские племена под власть русского царя; 4. вернулись в Москву
16. Неизвестен год рождения святого, но Церковь отмечает 7 октября как день преподобного Сергия Радонежского, потому что он:
а) в этот день родился;
б) принял постриг в монастыре;
в) скончался.
17. Какое имя носил Сергий до пострига?
а) Варфоломей;
б) Еремей;
в) Птолемей.
18. Сергий Радонежский в лесах Подмосковья в середине XIV века основал лавру (мужской православный монастырь), который позже получил название:
а) Александро-Невская лавра;
б) Киево-Печерская лавра;
в) Троице-Сергиева лавра.
19. Перед Куликовской битвой с татарами Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, предрёк ему победу и подарил:
а) икону;
б) крест;
в) просфору (пресный белый хлебец).
20. В “похвалу” Сергию Андрей Рублёв написал знаменитую икону, которая много лет находилась над могилой великого старца:
а) «Благовещение»;
б) «Вознесение»;
в) «Троица».
21. Сохранилось только вышитое изображение Сергия Радонежского. Многие художники пытаются изобразить его в разном возрасте. Кто является автором картины «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890)?
а) Михаил Врубель;
б) Михаил Нестеров;
в) Николай Рерих.
Приложение 2
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина
1 вариант
1. А.С.Пушкин часто выступает не только как писатель, но и как историк. Объедините историческое событие и произведение, ему посвящённое.
А) Восстание Пугачёва а) «Полтава»
Б) Походы князей Киевской Руси б) «Борис Годунов»
В) Война со шведами в) «Капитанская дочка»
Г) Смутное время, Лжедмитрий г) «Песнь о вещем Олеге»
2. В каком из произведений А.С.Пушкина нет образа Петра I?
А) «Стансы»
Б) «Капитанская дочка»
В) «Медный всадник»
Г) «Полтава»
3. Лицейская дружба освещала Пушкина всю жизнь, даже его секундантом на Чёрной речке был один из лицеистов. И всё же только одного из друзей поэт назвал «мой первый друг, мой друг бесценный». Кого так назвал А.С.Пушкин?
А) Дельвига
Б) Данзаса
В) Кюхельбекера
Г) Пущина
4. Какой жанр оказался невостребованным в творчестве А.С.пушкина?
А) повесть
Б) песнь
В) ода
Г) рассказ
5. Как А.С.Пушкин определил жанр «Медного всадника»?
А) поэма
Б) роман в стихах
В) повесть
Г) рассказ
6. К какой теме относится стихотворение А.С.Пушкина «19 октября»?
А) к теме любви
Б) к теме поэта и поэзии
В) к теме свободы
Г) к теме дружбы
7. Что означал день 19 октября для А.С.Пушкина? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какое исследование, посвящённое Пугачёву, писал А.С.Пушкин одновременно с повестью «Капитанская дочка»? _________________________________________________________________
9. Объясните смысл эпиграфа к «Капитанской дочке»: «Береги честь смолоду»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как называется крепость, в которой происходит действие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? _____________________________________________________________________________
11. Укажите название главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. _________________________________________________
12. Укажите фамилию коменданта крепости, в которой служил главный герой повести «Капитанская дочка», казнённого Пугачёвым. _____________________________________________
13. Укажите имя царя, которое присвоил себе Емельян Пугачёв, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». _________________________________________________________________
14. Укажите фамилию офицера, героя повести А.С.Пушкина «капитанская дочка», который перешёл на сторону Пугачёва. __________________________________________________________
15. Каково отношение автора к теме «русского бунта» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Среди знаменитых «учителей», изображённых в русской литературной классике, найдите наставника Петруши Гринёва из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
А) Monsieur I, Abbe
Б) Дефорж
В) Бопре
Г) Вральман
17. Кто из героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина рассказывает калмыцкую сказку о вороне и орле?
А) Пугачёв
Б) Швабрин
В) Зурин
Г) Миронов
18. Кому из героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина Гринёв подарил заячий тулуп?
А) Савельичу
Б) Зурину
В) Пугачёву
Г) Миронову
19. В повести А.С.Пушкина «капитанская дочка» рассказ о жизни Петруши Гринёва в родительском доме является:
А) экспозицией
Б) кульминацией
В) завязкой
Г) эпилогом
20. В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» эпизод, рассказывающий о встрече Маши Мироновой с императрицей, становится в определении судьбы Гринёва
А) завязкой
Б) кульминацией
В) экспозицией
Г) развязкой
21. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:
А) антитезы
Б) сопоставления
В) взаимодополнения
22. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет:
А) фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки)
Б) сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике
В) сцена на военном совете
23. В связи с чем и кто из героев повести рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете её иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя? Дайте развёрнутый ответ. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Тест по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
1 вариант
1. Что насмешило Тараса Бульбу во внешнем виде сыновей во время их первой встречи?
А) нелепые причёски В) кружевные рубашки
Б) длинные свитки Г) сумки с книжками
2. Чем Андрий и Остап «стали заметными между другими молодыми» в Запорожской Сечи?»
А) умением выпивать, не пьянея В) удалью и удачливостью
Б) умением играть в карты Г) юмором
3. «Теперь все уже хотели в поход, и старые и молодые…отомстить за всё зло и посрамленье веры и козацкой славы, набрать добычи с городов…» Против кого отправились воевать казаки?
А) поляков Б) турков В) русских Г) кого встретят
4. О чём попросила панночка Андрия?
А) оружия В) хлеба
Б) признания в любви Д) мира
5. О ком из персонажей повести идёт речь в данных отрывках?
А) «…считался всегда одним из лучших товарищей… никогда, ни в коем случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».
Б) «Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоение видел он в битве».
В) « …Она была жалка, как всякая женщина того удалого века… Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки…»
6. Дополните фразу.
А) «Неразумная голова,- говорил ему Тарас.- Терпи, козак,-……. будешь!»
Б) «Нет уз святее ………..!»
7. Какова судьба Тараса Бульбы?
А) был казнён В) возглавил Запорожскую Сечь
Б) ушёл за Днестр Г) попал в плен
8. Кому принадлежат следующие слова?
А) «Нет, братцы, так любить, как русская душа,- любить то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог….Нет, так любить никто не может!»
Б) «Кто сказал, что моя отчизна Украина?... Отчизна есть то, чего ищет душа наша…»
9. Объясните значение данных слов и выражений.
А) бурса В) «берите в зубы люльки»
Б) басурман
Тест по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
2 вариант
1. Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы?
А) из Киева В) из Москвы
Б) из Харькова Г) из Варшавы
2. Какие поступки по законам Запорожской Сечи заслуживали наказания?
А) воровство В) обман в картах Д) убийство
Б) пьянство Г) неотданный долг Е) неподчинение старшему
3. О чём идёт речь? «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой».
А) жизнь в Сечи В) учёба в бурсе
Б) осада Дубны
4. Что взял с собой в Дубну Андрий?
А) оружие В) пленных
Б) хлеб Г) секретные карты
5. О ком из персонажей повести идёт речь в данных отрывках?
А) « Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам…он был очень хорош собою».
Б) « О! да этот будет со временем добрый полковник!...ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!»
6. Дополните фразу.
А) «Стой и не шевелись! Я тебя ……., я тебя и убью!- сказал Тарас…»
Б) «Бывали и в других землях …, но таких, как в Русской земле, не было таких ……»
7. Какова судьба Тараса Бульбы?
А) был казнён В) возглавил Запорожскую Сечь
Б) ушёл за Днестр Г) попал в плен
8. Кому принадлежат следующие слова?
А) «Не смейся, не смейся, батьку! ..хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!... За обиду не посмотрю и не уважу никого».
Б) «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать,- так никому ж из них не доведётся так умирать!..»
9. Объясните значение данных слов и выражений.
А) бандура В) курень
Б) «чубатая голова»
Приложение 6
Тест по трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетта".
1. Где происходит действие пьесы?
А) Мантуя;
Б) Верона;
В) Рим;
Г) Неаполь.
2. О каком чувстве говорит Ромео:
«… Игра огнем, ведущая к пожару.
Воспламенившееся море слез,
Раздумье необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья»
А) Ненависть;
Б) Дружба;
В) Ревность;
Г) Любовь;
3. Какое художественное средство (троп) используется?
«Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собрание стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна»
А) Метафора;
Б) Сравнение;
В) Гипербола;
Г) Оксюморон.
4. Найдите, где есть сравнения?
А) «Вы попадете на богатый съезд,
Как звезды ночи, блещущих невест»
Б) «Ей в праведности жить,
А мне конец:
Я не жилец на свете,
Я мертвец»
В) «Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет, Ромео не найдут»
Г) «Огонь огнем встречают,
Беду - бедой,
и хворью лечат хворь»
5. Кто она? О ком говорит Меркуцио?
«Она пересекает по ночам
Мозг любящих, которым снится нежность,
Горбы вельмож, которым снится двор,
Усы судей, которым снятся взятки,
И губы дев, которым снится страсть»
А) Совесть;
Б) Любовь;
В) Королева Маб, богиня снов;
Г) Богоматерь.
6. Чей портрет?
«Ее сиянье факелы затмило.
Она, подобна яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светла
Для мира безобразия зла…»
А) Розалия;
Б) Леди Капулетти;
В) Джульетта;
Г) Кормилица;
7. «Лишь это имя мне желает зла…»
О чьем имени говорит Джульетта?
А) Меркуцио;
Б) Тибальд;
В) Парис;
Г) Ромео.
8. Почему Джульетта уговаривает Ромео не клясться луной?
А) Она меняется раз в месяц;
Б) Она (луна) красивей солнца;
В) Она светит ночью, когда правят силы зла;
Г) Потому что ею уже поклялась Джульетта;
9. К кому отправился Ромео, уверившись, что Джульетта его любит?
А) К родителям Джульетты;
Б) К друзьям, отмечать свою радость;
В) Домой, спать;
Г) к монаху Лоренцо;
10. «Вчера я ранен был, придя на бал,
И на удар ударом отвечал.
Перевяжи нас поскорей обоих,
Вот я зачем в твоих святых покоях»
Кто обращается и к кому?
А) Ромео к Меркуцио;
Б) Ромео к Лоренцо;
В) Ромео к Джульетте;
Г) Ромео к врачу;
11. «Тибальд, природа чувств моих к тебе
Велит простить твою слепую злобу.
Я вовсе не мерзавец…»
Почему Ромео отказывается от поединка с Тибальдом?
А) Они близкие друзья;
Б) Он сильнее Тибальда;
В) Он женат на его сестре;
Г) Тибальд не раз выручал Ромео;
12. Кто это говорит?
«Он - мой друг и родич князя,
и ранен тяжело из-за меня»
А) Тибальд;
Б) Ромео;
В) Меркуцио;
Г) Бенволио;
13. Какое наказание за дуэль получил Ромео?
А) Пожизненное заключение;
Б) Денежный штраф;
В) Его казнили;
Г) Он выслан из города;
14. «Вот это слово.
Этот звук страшнее смерти тысячи Тибальдов»
О каком слове говорит Джульетта?
А) Изгнан;
Б) Убийца;
В) Свадьба;
Г) Смерть;
15. С какой целью Лоренцо женит Ромео и Джульетту?
А) Чтобы позлить их родных;
Б) Чтобы померить их семьи;
В) За деньги;
Г) Чтобы Джульетта не стала женой Париса, врага Лоренцо;
16. Почему Джульетта должна быть рада браку с Парисом?
А) Он знатнее, чем ее родня;
Б) Он любит ее;
В) Он красивее Ромео;
Г) Парис – друг Тибальда;
17. В какой строчке перечислены все, кто умер в пьесе?
А) Ромео, Меркуцио, мать Ромео;
Б) Тибальд, Парис, Лоренцо;
В) Кормилица, отец Ромео, Джульетта;
Г) Ромео, аптекарь, Тибальд;
18. Определите размер стиха:
«О, господи! Чьей это крови след?
На плитах пред решеткою? А это?»
А) Ямб;
Б) Хорей;
В) Дактиль;
Г) Амфибрахий;
Приложение 7
Годовая контрольная работа
по литературе 8 класс
1. Действующее лицо в художественном произведении называется:
- образом,
- персонажем;
- типом.
2. Композиция – это:
- последовательность событий и действий;
- движение произведения от завязки к развязке;
- последовательность частей и элементов произведения.
3. Завязка – это:
- момент возникновения или обнаружения конфликта;
- начало произведения;
- первое появление главного героя.
4. Сюжет – это:
- основное содержание произведения;
- последовательность событий и действий;
- последовательность всех элементов произведения.
5. В основе сюжетного действия лежит :
- композиция;
- конфликт;
- кульминация.
II. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений:
название произведения | автор |
Капитанская дочка | Николай Гоголь |
Песня про купца Калашникова | Александр Пушкин |
После бала | Алексей Толстой |
Тарас Бульба | Лев Толстой |
Василий Шибанов | Михаил Лермонтов |
III. Дайте определение жанра летопись
Подчеркните из приведённого списка изученной художественной литературы произведение относящееся к данному жанру.
«Правеж»
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
«После бала»
«Подпоручик Киже»
«Смерть Олега от коня своего»
«Василий Шибанов»
IV.Найдите и подчеркните в стихотворении Сергея Есенина олицетворение. Дайте определение этого изобразительно – выразительного средства.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Определите какие изобразительно – выразительные средства подчёркнуты в строфах стихотворения Алексея Суркова Дайте определение одного из этих изобразительно– выразительных средств?
«Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. VI. Соотнесите строчки из произведений и термины, озна чающие средства выразительности, использованные в этих строчках автором
пример из текста | художественное средство |
Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло... | |
Деревня, будто большим пуховым одеялом была укрыта туманом. | Гипербола, |
Маки ослепили своей озорной, обжигающей яростью | Метафора. |
В сто сорок солнц закат пылал.. | Олицетворе ние |
...Несомый верными слугами, | Сравнение |
Выходит Пётр. Его глаза | Эпитет |
Горит восток зарёю новой | Антитеза |
Приложение 5
Тест Л. Н. Толстой «После бала»
1. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий;
б) цикличность излагаемых событий;
в) антитеза;
г) ретроспектива.
2. Каков тип композиции рассказа?
а) рассказ в рассказе;
б) повествование от первого лица;
в) последовательное авторское изложение событий.
3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждение;
б) возмущение;
в) восторг;
г) пренебрежение.
4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала;
б) особое значение сцены расправы с солдатом;
в) важность утра, следующего за балом.
5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?
а) антитеза;
б) подбор эпитетов;
в) прямая авторская оценка;
г) цветопись;
д) звукопись;
е) описание одного героя;
ж) внутренний монолог.
6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
а) автор показывает двуличие героя;
б) на балу надел «маску» добропорядочности;
в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности;
г) искренне верит в необходимость жестокой расправы.
7. Определите основную идею рассказа.
а) судьба человека зависит от случая;
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;
в) идея личной ответственности человека;
г) осуждение деспотизма.
8. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка;
б) белые усы и бакенбарды;
в) блестящие глаза и радостная улыбка;
г) «домодельные» сапоги.
9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием»;
б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей;
в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».
10. Отметить импонирующее вам утверждение:
а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности;
б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее;
в) в рассказе автор призывает бороться с произволом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...