Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?  Работая над темой «Развитие образного мышления учащихся на уроках литературы средствами полихудожественного воспитания» мне хочется вам показать, как происходит удивительное чудо рождения образа. Не образа – представления о предмете, а образа - первой ступеньки к началу процесса творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument11.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Атмурзаева Рита Озюковна,

                                      учитель русского языка и литературы

                          МОУ «СОШ№1» с.п.Шалушка.

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

(выступление с презентацией на августовском совещании учителей русского языка и литературы Чегемского муниципального района)

   

                        “Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”.                                                      

                                                                                  Бернард Шоу.

     «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

                       Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.

      Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

       И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

     Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

     Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

     Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Итак,

     Инновационные технологии:

  1. игровые
  2. проектные
  3. технология проблемного обучения
  4. технология дифференцированного обучения
  5. технология учебно-исследовательской деятельности на уроке

     Воспитательные инновационные технологии:

  1. здоровьесберегающие технологии
  2. технология групповой деятельности
  3. технология КТД.

      Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов:

1. А. Адамского (раскрепощение личности ученика);

2. В. Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя);

3. А. Губельского (превращение школы в сообщество, в школу

развития);

      Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно-ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества

самостоятельной творческой деятельности.

      Основными целями инновационного обучения являются:

- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

- формирование личностных качеств учащихся;

- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную

деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

- развитие различных типов мышления;

- формирование качественных знаний, умений и навыков.

      Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

- оптимизация учебно-воспитательного процесса;

- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

- включение учащихся в креативную деятельность;

- тщательный отбор материала и способов его подачи.

   В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитее критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке .

       Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество) ;

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

      А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- опорный конспект;

- мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- эссе;

- ключевые термины;

- медиапроекты ;

- дидактическая игра;

- лингвистические карты;

- исследование текста;

- работа с тестами;

- нетрадиционные формы домашнего задания и т.д.

       Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития образного мышления.

      Работая над темой «Развитие образного мышления учащихся на уроках литературы средствами полихудожественного воспитания» мне хочется вам показать, как происходит удивительное чудо рождения образа. Не образа – представления о предмете, а образа - первой ступеньки к началу процесса творчества.

Мы попробуем создать свой образ сложного, и потому удивительного стихотворения Осипа Эмильевича Мандельштама «Концерт на вокзале». В детстве Мандельштам посещал концерты симфонической музыки, которые давались в зале Павловского  железнодорожного вокзала. Стихотворение написано в 1921 году. И в нем детские воспоминания 1890 года сливаются с настоящим.

Нельзя дышать, и твердь кишит червями,

И ни одна звезда не говорит,

Но видит Бог, есть музыка над нами,-

Дрожит вокзал от пенья аонид,

И снова паровозными свистками

Разорванный,  скрипичный воздух слит.

Огромный парк. Вокзала шар стеклянный,

Железный мир опять заворожен.

На звучный пир, в элизиум туманный

Торжественно уносится вагон.

Павлиний крик и рокот фортепьянный.

Я опоздал. Мне страшно. Это сон.

И я вхожу в стеклянный лес вокзала,

Скрипичный строй в смятенье и слезах.

Ночного хора дикое начало

И запах роз в гниющих парниках,

Где под стеклянным небом  ночевала

Родная тень в кочующих толпах.

И мнится мне: весь в музыке и пене

Железный мир так нищенски дрожит.

В стеклянные я упираюсь сени.

Куда же ты? На тризне милой тени

В последний раз нам музыка звучит.

Анализ стихотворения.

В стихотворении существуют три мира. Назовите их.

Мир музыки, железный мир, стеклянный мир

Что видит герой в стеклянном мире

Огромный парк

Шар вокзала

Стеклянный лес

Стеклянные сени

Что видит в железном мире

Твердь кишит червями

Железный мир вокзала

Тожественно уносится вагон

Гниющие парники

Кочующие толпы

Что слышит в мире музыки

Павлиний крик

Рокот фортепьянный

Скрипичный строй

Ночной хор

Музыка звучит

Пенье аонид

Что слышит в железном мире

Звезда не говорит

Паровозный свисток

Разорванный скрипичный воздух слит

Что чувствует в мире музыки

Заворожен

Родная тень

Милая тень

Что чувствует в стеклянном мире

Я упираюсь

Что чувствует в железном мире

Мне страшно

Железный мир нищенски дрожит

Обращение к получившейся таблице. Посмотрите, почему в стеклянном мире он так мало слышит? Вот стеклянная поверхность, какая она?

Гладкая, сама не издает звуки, а только их отражает

Попробуйте объяснить, почему в железном мире такие чувства мрачные. Посмотрите на железо, какое оно?

Холодное, прочное, тяжелое, неблагозвучное

А почему ничего не видит в мире музыки?

Музыку мы слышим

А теперь представьте, что нас попросили нарисовать, в каких цветах лирический герой видит окружающий мир? Подумайте, какими цветами вы изобразите мир музыки?

Рисуют витражными красками на стеклянном шаре.

Какие цвета все-таки доминируют? Почему? Докажите доминанту текстом.

Светлые, потому что «железный мир так нищенски дрожит»

Рассмотрев три мира, определите, в каком отношении эти три мира друг с другом находятся? Какой из них наиболее значим для лирического героя?

В последний раз нам музыка звучит

Действительно, «Для Мандельштама, как и для Блока, музыка – не только искусство, но и высшая символика исторической жизни народов и духовной жизни отдельного человека».
Я. М. Платек

звучит музыка

У нас получился великолепный образ концерта на железнодорожном вокзале.

Музыка – главный герой стихотворения и даже главное действующее лицо. Произведение начинается с утверждения «Есть музыка над нами» и заканчивается «В последний раз нам музыка звучит».

Попробуйте смоделировать, на какой теме, на каком этапе урока вы смогли бы у учащихся сформировать многогранный ОБРАЗ.

Я не комментировала свои действия и задания, чтобы не прервать процесс формирования образа. И вы можете убедиться, что подобные задания под силу выполнить любой ученик, значит детям комфортно на уроке, следовательно, это здоровьесберегающая технология. Безусловно, подобная работа побуждает любого педагога к саморазвитию, заставляет самого учителя включаться в процесс творчества. И еще одно достоинство данной работы – это возможность интеграции уроков литературы практически со всеми школьными предметами.  

Рефлексию позвольте мне провести, используя некоторые методы из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии»

Напишите слово ОБРАЗ и к нему 2 слова, ассоциации (музыкальные, цветовые, звуковые, вкусовые), которые у вас родились в процессе анализа стихотворения «Концерт на вокзале».

Например, звуки музыки, заворожен, витражные краски: зеленый, розовый, оранжевый и т.д.

Всякий звук и цвет могут быть прочтены, как слово, или истолкованы, как сигнал, знак, или символ. «Прочтение» звука и цвета могут быть субъективными, индивидуальными, а могут быть коллективными.

     Зеленый - цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды. Зеленый часто символизирует непрерывность и бессмертие (например, "вечнозеленый"). Зеленый представляет собой смесь желтого и синего. Зеленый связывает природное и сверхъестественное.

     Розовый цвет – это цвет оптимизма. Розовый – это красный, разбавленный белым. Его психологическая сила слабее, чем у красного цвета. «Розовый» человек не доводит до конца и часто даже не начинает того, что предпримет «красный».

     Оранжевый цвет означает святость и здоровье. По свойствам этот цвет символизирует энергию, радость, теплоту, смелость, а по качеству – это излучающий, сухой, теплый, взволнованный.

Заключительное задание для класса: составьте предложение, чтобы каждое слово начиналось с данной буквы.

О-       Оставайтесь

Б-        бодрыми

Р-        радостными

А-       активными  

З-       здоровыми.

 Уважаемые коллеги, Вы сами смогли убедиться, что, посмотрев на обычные вещи несколько под другим углом, можно получить удивительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. В школе обучение должно быть интересным. Ведь именно   интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его раз...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...

Статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе".

В статье дана подробная информация применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Показаны методы и приемы использования. Подробно описана технология развития  критиче...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературы

статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературы"....

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе...

Проект "Использование инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе

Данный проект является обобщением опыта работы учителя по технологии развития критического мышления через чтение и письмо....