Реально-бытовой сюжет в романе М .А .Булгакова "Мастер и Маргарита" та
презентация к уроку литературы (11 класс) по теме

Глушкова Ольга Юрьевна

 

 На уроке мы рассмотриваем нравственное состояние жизни в Москве конца 20-х годов прошлого века. Одна из целей:
Доказать или опровергнуть тезис : «Жизнь москвичей подчинена только удовлетворению эгоистических чувств и желаний.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon realno-bytovoy_syuzhet_v_romane_master_i_margarita.zip1.34 МБ

Подписи к слайдам:

Реально-бытовой сюжет в романе «Мастер и Маргарита» Москва и москвичи. Цели урока: Рассмотреть нравственное состояние жизни в Москве конца 20-х годов прошлого века.Доказать или опровергнуть тезис : «Жизнь москвичей подчинена только удовлетворению эгоистических чувств и желаний. Действие романа Булгакова "Мастер и Маргарита" происходит в Москве. Верней, половина действия, ведь вторая линия – роман Мастера – вовсе относит читателя в далекие библейские времена и в другие пространства. Но сейчас предметом нашего интереса является именно Москва 20-х годов. Булгаков иронически, даже гротескно рисует современные ему быт и нравы столицы, безжалостно обнажая человеческую жадность, трусость, подлость. Однако за его иронией стоит огромная жалость к людям, вынужденым жить в условиях нелепой, вывихнутой и изломанной советской действительности. Он на себе чувствует всю неестественность такой жизни – но в романе говорит об этом только опосредованно, и его ирония пропитана болью и стыдом за униженное человеческое достоинство. Что ценят москвичи в земной жизни?Чем руководствуются в своих поступках?(сцена пляски в Грибоедове. Глава 5)Как проявляется авторское отношение, какие приёмы использует автор? Как изображён на страницах романа литературный мир?Глава 1. ( характеристика Берлиоза и Бездомного), глава 5 (характеристика МАССОЛИТа и ресторана). Можно ли утверждать, что МАССОЛИТ – своеобразная модель общества? В романе много простых описаний, дающих яркое представление о времени. Вдали от шумных улиц и площадей, на окраине Москвы, расположился старинный двухэтажный дом с решётками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадке прямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Если же погода благоволила, то желающих примкнуть к толпе было ещё больше. Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние, другие желали завести новые знакомства и тоже вставали в очередь, третьи присоединялись из любопытства. Этот пчелиный рой копошился, непрерывно передвигался, но безуспешно. На дубовой двери висела табличка с изображением покосившегося дома: "Квартирный вопрос. Приём с 11 до 12", — и, что немаловажно, — огромный железный замок.Те счастливчики, кому удавалось-таки попасть на приём за отведённые шестьдесят минут, через несколько лет становились обладателями бесплатной квартиры в каменном доме. Ежедневно в городе пять человек обретали свой новый кров, и ради этого можно было стоять в очереди сутки напролёт.
Какие чувства терзают москвичей?Где и когда проявляется истинная натура москвичей?С какой целью является в Москву Воланд? Выдерживают ли москвичи испытания Воланда?( анализ эпизода сеанс чёрной магии) Выводы:Московское народонаселение, "спелёнутое, безглазое и безгласное", духовно мёртвое, оказалось неспособным противостоять искушениям дьявола. Большинство людей, попавших в ловушки Воланда, завершили свою карьеру, а вместе с ней и жизнь, в клинике Стравинского, а город "ушёл в землю и оставил по себе только туман", подобно своим без вести исчезающим обитателям, пропал, стал призраком. Прочь, прочь из города – его нет больше!Булгаков видит развращенность Москвы – неизбежную развращенность столицы, тем большую, чем сложней переживаемое время. Ему больно, невыносимо трудно дается эта маска сатирического описания. Но молча наблюдать писатель не может тем более – на то он и писатель. Ведь в том-то и беда, что гротескность окружающего не придумана Булгаковым – она есть часть реальности. Булгаков сам предстает здесь одним из свиты Воланда, вынужденным шутить гораздо более жестоко и долго, чем бы ему хотелось. Составляем синквейн. МОСКВА -

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...

Тест по роману МА Булгакова "Мастер и Маргарита"

включает тестовые задания и задание с развернутым ответом...

Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....