«Н.В.Гоголь- страницы жизни. «Мертвые души», история создания, жанр произведения».
план-конспект урока литературы (9 класс) по теме

Хасанова Эльмира Галимулловна

В наше время – в век бурного развития информатизации общества, когда компьютер  уверенно завоевал мир, детям нужно входить в жизнь подготовленными. Они должны обладать новым взглядом на окружающий их мир, иметь навыки использования информационных технологий.

Современное образование, главными критериями которого являются открытость, индивидуализация,  должно опираться на информатизацию, то есть информатизация- это важнейшее направление модернизации системы образования. В малокомплектных сельских школах   очень важно организовать учебно-воспитательный процесс  с использованием средств информационно-коммуникативных технологий в связи с дефицитом  экономических и методических ресурсов.

Цель проекта:

Показать возможности  процесса информатизации в малокомплектных сельских школах, вызвать интерес учащихся к процессу обучения, способствовать  развитию творческих  и исследовательских способностей учащихся.

Возможности проекта:

- использование богатой информации  с привлечением иллюстративного материала;

- чтение текста по  электронным книгам, по причине того, что в селе не всегда в наличии  художественные произведения;

- работа ученика над определенной темой за определенное время, выявление сути, получение в итоге результата своей работы, который можно посмотреть, распечатать и использовать.

-реальная оценка работы каждого ученика на данном уроке.

-изменение роли учителя и учащегося в процессе обучения.

Ожидаемые результаты внедрения планируемой разработки:

-повышение интереса учащихся к  предмету;

-развитие  умений учащихся работать самостоятельно и отбирать  важный материал;

-совершенствование  учащихся в подготовке к ЕГЭ;

-повышение качества образования по предмету.

Проект апробирован на уровне школы. На уроках русского языка и литературы учащиеся имеют опыт  использования информационно-коммуникативных технологий: проходят Онлайн-тесты, выступают с сообщениями, используя материалы из Интернета.

Использованные аппаратные и программные средства:

-компьютеры, подключенные  к сети «Интернет»;

-мультимедиапроектор;

-ноутбук;

-проекционный экран;

-программа Microsof Office, PoverPoint. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-proekt_po_gogolyu.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №1.

Оборудование:

Компьютеры, подключенные к сети «Интернет», мультимедиапроектор, ноутбук, экран проекционный, кроссворд, карточки с заданиями кроссворда, ученические презентации, итоговый тест выполнен на PoverPoint, выставка книг.

Цель урока:

-углубить знания учащихся о жизни и  творчестве писателя;

-ознакомить с поэмой «Мертвые души», историей создания, жанром произведения;

-формировать умение находить необходимую информацию, анализировать ее, учить использовать информационные технологии и Интернет- технологии  для достижения  поставленных целей ;

-воспитывать целеустремленность, любовь к классическим произведениям, искусству.

Эпиграф к уроку: Пушкин и Гоголь- вот поэты, о которых нельзя сказать: «Я уже читал!», но которых, чем больше читаешь, тем больше приобретаешь.

                                                                                                      В.Г.Белинский

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Учитель:Н.В.Гоголь- великий русский писатель, автор бессмертных произведений «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба». Удивительный талант  Гоголя проявляется в столь разных непохожих друг на друга произведениях по-разному: то фантастикой  в «Петербургских повестях», то вызывает смех в «Ревизоре», «Мертвых  душах». Жизненный и творческий  путь Гоголя  и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение исследователей.

Сообщение темы и целей.

А сейчас эту часть урока назовем  «Мы знаем о Н.В.Гоголе» и я вам предлагаю   разгадать кроссворд. (На каждого  ученика раздаются карточки с кроссвордом и заданиями к нему).

Кроссворд по Н.В.Гоголю.

1

 

3

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

5

 

 

6

 

 

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1…казался вовсе не таким, каким я думал. О каком городе так отозвался Гоголь?

2.

Девушка, которой Вакула подарил черевички.

3.

Край, где родился Гоголь.

4.

Один из журналов, который организовал  Гоголь в гимназические годы.

5.

"Всем попало, а более всех мне". О каком произведении отозвался Николай I.

По вертикали:  

1 Женская роль, которую сыграл Гоголь в ученическом спектакле.

2.Писал пьесы

 для домашних спектаклей, сам же исполнял роли, был очень талантлив.

3.Ведьма в произведении "Ночь пред Рождеством"

4.Город, где учился в гимназии Н.Гоголь.

5.Псевдоним Гоголя, под которым напечатано "Ганс Кюхельгартен"

6.Из-за любви к полячке предал Родину.

IV. Демонстрация презентаций «Страницы жизни Н.В.Гоголя» (в папках Н.В.Гоголь)

Учитель: Молодцы,  с кроссвордом справились. А теперь послушаем выступления учащихся, которые подготовили презентации,   посвященные жизни Н.В.Гоголя. (выступает один - два учащихся, остальные оценивают, делают записи у себя в тетрадях).

V. Фотогалерея.

Учитель: В этом году отмечается 200-летие со дня рождения Н.В.Гоголя. К юбилейной дате готовятся не только у нас в стране, но и в Италии, где жил Н.В.Гоголь. Сейчас мы с вами посетим портретную галерею.(портреты проецируются на экран)

http://www.ngogol.ru

Смотрим портреты, написанные разными художниками, обращаем внимание на портреты Гоголя с Пушкиным, с которым познакомился в 1831 году, Белинским.

VI.Учитель: Мы узнали очень много интересного о великом писателе.

Сейчас проведем словарную работу и вспомним понятие о поэме.

(ученики вспоминают, справляются в словаре, записывают в тетрадь)

VII. Работа в группах с ресурсами сети «Интернет».

Учитель: В этом году мы с вами познакомимся с прекрасным произведением, о котором высоко отзывались В.Г.Белинский, В.А.Жуковский. Это «Мертвые души». Обратите внимание на заглавие произведения, которое заключает в себе  оксюморон. (вспоминается понятие  «оксюморон)

 (учащиеся делятся на две группы и работают в сети «Интернет».

1 группа: «История создания поэмы «Мертвые души». (статья расположена на сайте http://ruslitera.ru 

2 группа: « Сюжет, композиция, жанр произведения.» ( статья расположена на сайте http://ruslitera.ru)

(Учащиеся работают со статьями и выписывают основные положения и выступают с ними).

Учитель:  Н.В.Гоголь намеревался создать три части, в которых он хотел  показать российскую действительность, пропустить своих героев через «чистилище» и показать их в третьей части в раю. Но завершенным остался только первый том. На следующем уроке мы  вместе с главным героем Павлом Ивановичем Чичиковым отправимся  в  губернский город; на  протяжении  11 глав мы  познакомимся и с помещиками, и с крестьянами, а также узнаем  размышления повествователя в лирических отступлениях.

VIII.Подготовленный ученик пересказывает содержание  первой главы поэмы.

Учитель: Подводя  итог сегодняшней теме, мы проведем тест.

(тест выполнен на PoverPoint. В папке тест по Гоголю)

 Итоги тестирования.

Выставление оценок.

Итог урока:

Учитель: Сегодня мы открыли много нового о писателе Н.В.Гоголе. «Угадывать человека и  несколькими чертами выставлять его вдруг  всего, как живого …»- характерная черта творчества Гоголя, которая так привлекала читателей и критиков.

Домашнее задание

1)прочитать 2-3 главы поэмы – всем;

1 группа заданий – подготовить тестовые вопросы для проверки усвоения содержания прочитанных глав;

2 группа  заданий –сообщение о Манилове,  подготовить его  характеристику.

Индив. – одна ученица готовит монолог от имени Коробочки.

Урок №2

Тема: Вместе с Чичиковым на встречу с помещиками.

Цель урока:

- обзор содержания, подробное рассмотрение глав, рассказывающих  о посещении Чичиковым помещиков;

- развивать умение  анализировать образы помещиков через художественную деталь;

-воспитывать чуткость к слову.

Оборудование: компьютеры, подключенные к сети «Интернет», мультимедиапроектор, ноутбук, экран проекционный,

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. (приветствие, эмоциональный настрой учащихся)
  2. Актуализация.

1)Выступления учащихся с разными группами заданий.

1группа заданий – Один ученик передает содержание 2 главы поэмы.

2) тест по 1-2 главе для проверки усвоения содержания глав. Один учащийся, который выбрал эту группу заданий, проводит тест, проверяет ответы учащихся. (В конце происходит обсуждение вопросов теста: интересные, оригинальные, важные для раскрытия идеи произведения)

3) Ученик выступает с сообщением о Манилове, первом помещике, которого посещает Павел Иванович Чичиков.

(прослушивается из Большой энциклопедии эпизод «Чичиков у Манилова»)аудиофрагмент\аудиофрагмент 1.ppt

  1. Усвоение новых понятий.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим углубление в поэму «Мертвые души» и вместе с главным героем отправимся к другим помещикам. С первым вы уже познакомились, выделили его особенности, описали портрет, интерьер, отношение к хозяйству, к сделке Чичикова, т.е. вы выделяли детали в художественном произведении.

Словарная работа. Художественная деталь- деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять  образ  или идею произведения. Итак, в продолжение работы над поэмой, вы будете выделять художественные детали в изображении помещиков.

  1. Работа над третьей главой. Заранее подготовленная ученица выступает с монологом в роли Коробочки.

1)Я старинная столбовая дворянка, помещица. Имею, батюшка, приличное поместье, дворик,  где полно всякой домашней твари: и индеек, и кур, и петухов, и боровков. А какие огороды у меня , сударь, прости бог хвастунью:  и капуста, и репа есть , и лук, и свекла… А за огородом, напротив свиного хлева, - избы моих крестьян, их у меня душ восемьдесят. Торгую пенькой и салом, и крестьянами. Коли бог пошлет.  Вот, правда, Чичиков предложил продать мертвых крестьян. Я, скажу прямо, растерялась и стала жутко торговаться, а вдруг продешевлю ( еще мертвых не продавала.)

2)Комментированное чтение отдельных эпизодов третьей главы.

Беседа по вопросам:

-Какие художественные детали использует автор, чтобы  передать нам  образ Коробочки?

-(Учащиеся находят описание портрета, интерьер, авторскую характеристику)

Портрет   «Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце…

Усадьба    «хорошенькая деревенька,  «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», «яблони и другие фруктовые деревья».

Деревня :  «крестьянские избы, которые …показывали  довольство обитателей , ибо  были поддерживаемы как следует: изветшавший тес везде заменен новым, ворота нигде не покосились … Чичиков заметил  где запасную почти новую телегу, а где и по две.»

    Учитель: На сайте http://bobuch.ru   (Сочинения. Гоголь Н.В.) найдем сочинение «Анализ эпизода «Чичиков у Коробочки».

Коробочка суетится, хлопочет по хозяйству, копит денежки, живет в глуши, в ее жизни нет никаких событий, она обыденна, скучна, помещица ничем не интересуется, в конечном итоге она духовно мертва, примитивна, поэтому беседа с ней так утомительна для Чичикова.

По образу Чичикова можно отметить то, что он угадал глупость, невежественность Коробочки, и он с ней разговаривает грубо, не церемонится. Чичиков - это человек, который знает, с кем имеет дело и в зависимости от этого строит свою манеру речи. На следующих уроках проследим поведение Чичикова с другими помещиками.

 Домашнее задание

      -1 группа -  прочитать 4,5 главы, которых нет в учебнике;

      - 2 ученика готовят инсценировку эпизода встречи Чичикова с Собакевичем.

 

Урок №3.

Тема: Путешествие Чичикова продолжается. (Чичиков у Ноздрева и Собакевича)

Цель урока:

 - продолжить изучение поэмы;

-развивать навыки анализа художественного образа по его портрету, речи;

развитие у учащихся наблюдательности, устной речи, сценических способностей;

- воспитание интереса к искусству слова, к познанию внутреннего мира человека.

Оборудование: ноутбук, оформление для сценки.

Методы проведения урока: тесты, фронтальный опрос, беседа по тексту поэмы, запись в тетрадь.

Ход урока:

I.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята!  Вместе с Павлом Ивановичем Чичиковым мы с вами и сегодня посетим помещиков Ноздрева и Собакевича.

Сначала я вам предложу описания, по которым вы должны угадать, о ком идет речь. (описания героев на карточках)

 II.Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим  инсценировку  эпизода  встречи Чичикова с Собакевичем.

Сценка.

Гостиная. Собакевич, развалясь, сидит на диване, сбоку около  него,  на

кресле,  Чичиков.  Оба  без  фраков,  перед  ними  на  блюдечках   различное

варенье...

     Чичиков, только что, очевидно, кончивший говорить, вынул платок, громко высморкался, посмотрел на неподвижно сидевшего Собакевича и, наклонившись  к нему, произнес:

     - Итак?..

     - Вам  нужно  мертвых  душ?  -  просто,  без  тени  удивления,  спросил

Собакевич.

     - Э... Да... несуществующих... - смягчил выражение Чичиков.

     - Извольте, я готов продать.

     - И какая же цена?

     - По сто рублей за штуку.

     - По сто?! - вскричал Чичиков и, разинув рот,,  поглядел  Собакевичу  в

самые глаза.

     - А ваша цена? - не меняя позы, спросил Собакевич.

     - Моя цена? - поднимаясь с  места,  криво  усмехнулся  Чичиков.  -  Моя

цена... Ну... по восьми гривен за душу.

     - Эк, куда хватили, - оживляясь, произнес Собакевич, - Ведь я продаю не

лапти.

     - Однако ж это и не люди! - возмущенно сказал Чичиков. -  Извольте,  по

полтора рубля.

     - Да чего вы скупитесь, - вставая, сказал Собакевич. - Другой  мошенник

обманет вас и продаст дрянь, а не души. -  С  этими  словами  он  подошел  к

конторке, достал пачку каких-то бумаг. - У меня мужики, что ядреный орех!  -

И, заглянув в бумаги, заявил: - Вот, например, каретник Михеич, сам сделает,

сам обобьет и сам лаком покроет...

     - Но позвольте... - начал было Чичиков.

     - Пробка Степан, плотник, - не слушая, продолжал Собакевич. - Ведь  что

за силища была! А Милушкин, кирпичник... А Максим Телятников, сапожник,  что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо! А Еремей...

     - Но позвольте! - перебил его, наконец, изумленный Чичиков. - Ведь  это

весь народ мертвый!

     - Мертвый... - как бы одумавшись, произнес Собакевич. - Да,  мертвый...

- согласился он и тут же хмуро добавил: - А что толку с тех, что живут?  Что

это за люди? Мухи!

     Чичиков рассмеялся.

     - Но все же они существуют.

     - Существуют... Эх, сказал бы я! - махнул рукой Собакевич и,  кинув  на

конторку бумаги, направился  к  Чичикову.  -  Ну,  извольте,  ради  вас,  по

полсотни за душу...

     - Да ведь предмет-то, Михаил Семенович, - улыбнулся,  пожимая  плечами,

Чичиков, - просто: фу-фу. Кому он нужен...

     - Да вот вы же покупаете, - не без намека заметил  Собакевич,  -  стало

быть, нужен...

     Чичиков на мгновение растерялся и, закусив губу, хладнокровно ответил:

     - Я покупаю по наклонности собственных мыслей...

     -  Это  ваше  дело,  -  уловив  его  замешательство,  спокойно   сказал

Собакевич. - Мне не нужно знать, зачем вам эти души. Давайте по  тридцати  и забирайте их, бог с вами.

     - Нет, я вижу, вы не хотите  продавать,  -  потеряв  терпение,  вскипел

Чичиков и стал надевать фрак. - Два рубля - последняя моя цена, и  прощайте!- категорически заявил он и двинулся к дверям.

     - Позвольте! Позвольте! -  кинувшись  за  ним,  вскричал  Собакевич  и,

задержав его у дверей, жалобно закачал головой.

     - Эх, душа-то у вас... Ну, нечего с вами делать.  Извольте.  -  Пожимая

Чичикову руку, он опять наступил ему на ногу.  Изогнулся,  зашипел Чичиков.

Смущенно разводит перед ним руками Собакевич...

III.Учитель: Киносценарий  по одноименной поэме Гоголя «Мертвые души» написал сатирик XX века М.А.Булгаков. Гоголь был его самым любимым писателем.

Беседа по вопросам:

-Удалась ли инсценировка? Сумели ли актеры наши передать характер Собакевича, его отношение к сделке Чичикова?

(Учащиеся высказывают свои мнения)

Учитель: Как вы можете проанализировать слова Собакевича «…Пробка Степан, плотник, - не слушая, продолжал Собакевич. - Ведь  что

за силища была! А Милушкин, кирпичник... А Максим Телятников, сапожник,  что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо! А Еремей...    «Мертвый... - как бы одумавшись, произнес Собакевич. - Да,  мертвый...- согласился он и тут же хмуро добавил: - А что толку с тех, что живут?  Что  это за люди? Мухи!»

Предполагаемый ответ учащихся: Крестьяне  были очень талантливы, они славились во всей округе, именно они в поэме являются живыми.

-Каков портрет Собакевича?

-Ответы учащихся : «человек здоровый и крепкий», весьма похож «на средней величины медведя», «казалось в этом теле не было души, или она была где-то за горами, закрыта скорлупою…»

IV.Аудиофрагмент из Большой энциклопедии в чтении Б.Ливанова «Чичиков у Ноздрева» и  в чтении А.Грибова «Чичиков у Собакевича».аудиофрагмент\аудиофрагмент 2.ppt

 V.Учащиеся сопоставляют  Собакевича  и Ноздрева по плану, по которому давали характеристику всем помещикам.

1группа –Собакевич

2группа - Ноздрев

1,Краткая характеристика помещика.

2. Описание усадьбы помещика.

3. Отношение помещика к предложению  о продаже мертвых душ.

4. Вывод о помещике. (план дается на первом уроке)

По такому плану один ученик рассказывает о Ноздреве.

VI. Предлагаю  вам  составить синквейн.

Каждый для себя выберите помещика и составьте на него синквейн.

(предлагаю синквейны  учащихся):

Коробочка

Глупая, суеверная

Торгует, боится, собирает.

Коробочка- «уходящая Россия».

Дубинноголовая.

Ноздрев

Красивый, молодой.

Играет, буянит, скандалит.

Ноздрев- не тот, кто на самом деле.

«Герой».

Манилов

Приятный, праздный

Мечтает, не читает, не работает

Манилов- пустой человек.

Маниловщина.

VII.Выводы по уроку:  Сегодня мы познакомились с третьим и четвертым помещиками, которых посетил Чичиков Павел Иванович. Мрачное немногословие Собакевича контрастно горячности, болтливости Ноздрева. Сила и прочность Собакевича ведут к неподвижности, а энергия Ноздрева - бесцельная, разрушительная.  По мере того, как мы знакомимся с помещиками, вы видите, как ничтожно они живут, как духовно они обнищали. Этих помещиков нельзя считать живыми людьми.

Домашнее задание:

- прочитать 6, 11 главы  поэмы;

-индив. – найти иллюстрации  к поэме «Мертвые души» на сайте http://nikolay.gogol.ru  “Музей Гоголя. Иллюстрации. Мертвые души»(Назовите иллюстраторов поэмы - это задание встречается на районных олимпиадах).

Урок №4

Тема: В гостях  у Плюшкина.

Цель урока: - проследить истоки оскудения и процесс внутреннего опустошения человека, выяснить авторское отношение к героям  поэмы Плюшкину и Чичикову, подвести учащихся к попытке ответить на вопросы: «Почему Плюшкин такой? Кто такой Чичиков?

-развитие у учащихся наблюдательности, коммуниктивности;

- воспитывать  интерес к профессиям журналистов, ведущих, умение слушать собеседника, помочь выбрать правильный путь в жизни.

Оборудование: в центре  кабинета 3 кресла для гостей: Н.В.Гоголя, Плюшкина, Чичикова. В роли ведущего выступает учитель, а учащиеся выступают в роли журналистов, они сидят полукругом.

Эпиграф:  Чем более  я обдумывал мое сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни , на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши».

                                                                                                   Н.В.Гоголь

Ход урока:

Учитель:

Вступительное слово учителя. У нас сегодня в необычный урок - урок –телепередача и в  центре внимания 6 и 11 главы.

На нашу передачу « Пусть говорят» мы пригласили Павла Ивановича Чичикова и Плюшкина и автора знаменитой поэмы Н.В.Гоголя.

Вы можете задать им интересующие вас вопросы и услышать на них ответы.

Журналист: У меня вопрос к Павлу Ивановичу. Не могли бы вы рассказать нам о своем происхождении?

Чичиков: Родители мои были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает. Мое происхождение скромное. О моем детстве можно сказать так - « ни друга, ни товарища».

Журналист: Вы посетили четырех помещиков. Плюшкин – пятый. В  каком состоянии село  Плюшкина, удачна ли ваша поездка к нему ?

Чичиков: У него обширное село со множеством изб, улиц, но во всех деревенских строениях  присутствует «какая-то особенная ветхость»: старые бревна, дырявые крыши, окна без стекол. Главное, крестьяне «мрут, как мухи»- это главное, что  меня интересует.

Журналист: У меня вопрос к уважаемому Николаю Васильевичу. Что вы думаете о помещике?

Николай Васильевич: В изображении Плюшкина я использовал мой излюбленный прием « человек через вещь». Я  «старался угадать, кто таков сам помещик». Дом у него  - « странный замок», смотрит  «дряхлым инвалидом» (слово инвалид здесь в значении «ветеран, знавший лучшие времена»). У него в доме нет  ничего «оживляющего картину», «никаких живых  хлопот и забот дома». «Вымершее место» у него оживляет только мужик с телегой; нельзя было говорить, что в доме «обитало живое существо». Но в воротах  у Плюшкина висел «замок-исполин» - символ подозрительности хозяина.

Журналист: Павел Иванович, почему вы затруднились определить пол встретившейся вам фигуры?

Чичиков: Наверное, виной тому была крайняя неряшливость Плюшкина, равнодушие к своему внешнему виду, ужасающая скупость. На голове у него колпак, какой носят дворовые бабы, платье тоже неопределенное.

Журналист: Когда вы попали в комнаты , что  увидели?

Чичиков: Я увидел ужасающий беспорядок, казалось, как будто  здесь шло мытье полов. Чего только у него не было в комнате! Плюшкин перестал различать  нужные  и ненужные вещи, тащит в дом все, что увидит.

Журналист: Господин Плюшкин, расскажите о себе.

Плюшкин: Беднею. Кругом издержки. А было время, когда  был бережливым хозяином! Был женат, сосед заезжал ко мне обедать, учиться у меня хозяйству. Я, «как  трудолюбивый паук» везде успевал. У меня были дети:  две дочери и сын.   Но вот   умерла моя жена. Я стал вдовцом. Старшая убежала с офицером, младшая умерла, сын пошел на службу и проиграл в карты, я  и знать не знаю о нем с тех пор. Скоро покупщики меня тоже бросили. Так остался я один.

Журналист: Николай Васильевич, какие факторы, по-вашему, привели Плюшкина в такое состояние?

Николай Васильевич: Ну, во-первых, опасные качества личности - он всегда был лишен «слишком сильных чувств». Но и жизненные испытания, о которых он говорил, привели к тому, что человеческие чувства в нем ежеминутно мелели. Я не случайно сравнил его с пауком: ведь паук все свое хозяйство покрывает паутиной. Он превратился в  «прореху на человечестве».

Журналист: Вопрос к Павлу Ивановичу. Какие наставления давал вам отец в детстве?

Чичиков: Мне отец велел угождать учителям  и начальникам.  С товарищами не водиться, а если даже и дружить, только с теми, кто побогаче, кто полезнее. Никого не угощать, а стараться, чтобы меня угощали. А главное, отец наставлял меня беречь копейку, ибо копейка  в беде не выдаст.

Эти наставления мне очень помогли. Я продавал булки дороже, чем покупал, слепил из воска снегиря и продал  очень выгодно. В  училище сумел построить отношения по классу, был прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим  предупреждать любое желание учителя.

Николай Васильевич: Позвольте мне несколько слов сказать. Действительно, такие ученики,  как Чичиков, тихие, послушные, угождающие, очень  нравились учителю. Это я объясняю тем, что учитель не мог предугадать, что в будущем  именно «умники и остряки» могли помочь  ему на грани бедности, а не Чичиков. Чичиков же его надул.

Журналист: Как  к вам, Павел Иванович, пришла мысль  об обогащении  через «мертвые души»?

Чичиков: Экономические неудачи помещиков способствовали моему предприятию. «Помещики проигрывались  в карты, закутили, промотались как следует», « имения брошены, управляются как ни попало». Ко мне пришла « вдохновеннейшая мысль, какая  когда-либо приходила в человеческую голову». Так зародился «сей странный сюжет».

Ведущий: Дорогие гости, я  вам предлагаю посмотреть презентацию иллюстраций. Внимание на экран. (выступает ученик, который делал презентацию в папке «Иллюстрации к поэме»).

Ведущий: Мы с вами увидели галерею помещиков и афериста Чичикова. У Гоголя помещики следуют один пошлее другого. Образ Плюшкина – это напоминание человеку о грядущей старости, о необходимости  забирать с собой из юности «человеческие движения», ибо потом будет поздно.

Кто же такой Чичиков? Необыкновенный злодей? Преступник по натуре? Ответим словами Н.В.Гоголя: « …русская литература  много внимания  уделяла  добродетельному, нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом, и всем, чем попало. Но в реальной действительности, в крепостническом обществе  не последнюю роль играли люди - подлецы. Почему они не выставляются на всенародные очи? Нет - пора, наконец, припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!».

Быть именам помещиков нарицательными,  обозначающими человеческие пороки: скряга – Плюшкин, фантазер- мечтатель – Манилов, хвастун-лгун- Ноздрев. Но хотелось бы, чтобы вас сопровождали гоголевские слова: «Забирайте же  с собою в путь, выходя  из мягких юношеских лет в суровое  ожесточающее мужество, забирайте  с собою  все человеческие движения , не оставляйте  их на дороге, не подымете потом!».

 Домашнее задание:

- на сайте http://bobuch.ru Сочинение Гоголь Н.В. «Мертвые души» -  тема

«Мертвые и живые души в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»».

-Подготовиться к обобщающему тесту (повторить описания усадеб, портретов, авторскую характеристику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.

Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один  день  из  жизни   Ивана  Денисовича»....

История создания, жанр, композиция романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Материал к первому уроку по изучению романа " Мастер и Маргарита"...

А.П.Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои.

А.П.Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Задачи урока: – вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П.Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученны...

Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"

Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....

Презентация к уроку "История создания, жанр и композиция романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

История создания, жанр и композиция романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин. Онегинская строфа....

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"

Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатк...