Словарь по литературе
методическая разработка по литературе по теме
В словаре собраны основные литературоведческие понятия и термины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_po_literature_polishchuk.doc | 314.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткий словарь литературоведческих терминов
Автобиография | Человек пишет сам о себе, свою биографию, описание своей жизни. Написать автобиографию |
Авторский пафос | Термин "пафос" происходит от греческого слова, обозначающего страсть, страдание, чувство. В «пафос» |
Авторское отступление | Авторская вставка в каком-либо произведении, отличающаяся от основной темы. |
Акмеизм | ( от греч. acme - цветущая сила, высшая степень чего-либо) - литературное течение в поэзии русского модернизма, противопоставляющее эстетике символизма "ясный взгляд" на жизнь. |
Акт | То же, что действие |
Аллегория | Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Лиса – воплощение хитрости. Муза, аполлон – олицетворение вдохновения. |
Аллитерация | Звукопись (согласные) «Чуждый чарам черный челн» Н. Бальмонт |
Амфибрахий | Трехсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трех слогов - безударный, ударный, безударный (— —′ —) В пес/ча′/ных сте/пя′х а/ра/ви′й/ской/ зем/ли′ |
Анапест | Трехсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трех слогов – два безударных, 1 ударный ( — — —′) Я та/ко′/го у/гла ′ /не/ ви/да′л |
Анафора | (Единоначатие) одна из стилистических фигур; повторение одного и того же слова или группы слов в начале нескольких строк или строф в стихах, фраз, смежных друг с другом. Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём… М.Ю. Лермонтов Ещё весны душистой нега К нам не успела низойти, Ещё овраги полны снега, Ещё заре гремит телега… А.А. Фет. |
Андеграунд | Непризнанные направления в искусстве, культуре. Общая черта литературных произведений, принадлежащих к А., - нарушение принятых в данном обществе идеологических запретов. Например, В. Набоков «Лолита». |
Анекдот | Очень маленький рассказ с забавным, смешным содержанием и неожиданным острым концом. Рассказать анекдот |
Антагонизм | Непримиримое противоречие. |
Антитеза | (Противопоставление) художественный приём сопоставления резко контрастных или резко противоположных понятий, образов для усиления впечатления. Я царь – я раб, я червь – я бог! Г.Р. Державин Черный вечер. Белый снег. А.А. Блок. |
Антиутопия | Жанр, представляющий собой критическое описание общества утопического типа, антитезу социальной утопии. Например, Е. Замятин «Мы». |
Архаизм | Устаревшее слово или выражение, не употребляемое в современной речи. |
Архаизмы | Устаревшие слова и выражения, придающие художественной речи торжественность. «Угас, как светоч, дивный гений.» (М.Ю. Лермонтов) |
Ассонанс | Стилистический приём, заключающийся в повторении в строке или стихотворной строфе однородных гласных букв. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. |
Афиша | Объявление о спектакле, фильме, лекции и т.д. Расклеить афиши |
Афоризм | Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение Афоризм делает речь более красочной |
Баллада | Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом. Жуковский “Лесной царь”. |
Бард | Поэт-певец, исполняющий собственные произведения в сопровождении инструмента. Выдающиеся барды XX в. А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор. |
Басня | Эпический жанр и сатирический по направленности и имеющий поучительный смысл. Например, И.А. Крылов «Слон и Моська». |
Библейские мотивы | Обращение к темам библии, их использование. |
Биография | Описание наиболее значительных фактов чьей – либо жизни и деятельности в хронологическом порядке; жизнеописание Краткая биографияБиография писателя |
Былина | Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. “Илья Муромец и Соловей-разбойник“ |
Варваризмы | Слова и выражения, заимствованные из чужого языка. Используются для создания определённого колорита или, если автор не находит в родном языке соответствующего аналога. Например, Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет… (А. Пушкин) |
Внесценический персонаж | Персонаж в драматическом произведении, который не появляется на сцене, но о нем упоминают другие герои |
Водевиль | Короткая юмористическая пьеса, обычно с пением (литературно-музыкальное произведение) Мы посмотрели водевиль |
Герой – повествователь | Одно из главных действующих лиц литературного произведения, от лица которого ведется повествование. |
Гимн | Хвалебная, торжественная песня. Гимн победителям. |
Гимн | Жанр лирики, написанный в форме обращения к восхваляемому лицу. Например, В.В. Маяковский «Гимн судье». |
Гипербола | Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. У Н.В. Гоголя «шаровары шириной в Чёрное море». «Волгу вёслами расплескати» («Слово о полку Игореве»). |
Говорящая фамилия | Фамилия, по которой можно судить о характере, внешности или поступках человека. |
Гротеск | Предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. «Сморкаться уж он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный». М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» |
Гуманизм | Человечность в общественной деятельности, в отношении к людям |
Дактиль | Трехстопный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трех слогов – ударный и два безударных (—′ — —) Тру′д/ э/тот, Ва′/ня, /был/ стра′ш/но / гро/ма′/ден |
Действие | Часть драматического произведения Комедия в двух действиях |
Декаданс, декадентство | Термин, обозначающий те явления и течения в литературе и искусстве конца XIX – начала ХХ в.в., которые отличаются неприятием устоявшихся моральных норм, выражают тоску по духовной свободе. |
Деталь | Мелкая подробность, частность. |
Детектив | Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений. Написать детектив. Детективный роман. |
Диалог | часть литературного произведения, представляющая собой разговор двух лиц Прочитать диалог по ролям. Диалог главных героев. |
Дневник | Литературное произведение в виде записей текущих событий, ведущихся изо дня в день. |
Драма | 1. Род литературы, в котором изображается некоторый конфликт. Обычно драматические произведения создаются для постановки на сцене |
2. Пьеса такого рода, серьезного, но негероического содержания (в отличие от трагедии) Островский “Гроза”. | |
Драматическое произведение | Произведение, написанное для постановки на сцене. |
Древнерусская литература | Литература Древней Руси (XI – XVII в.в.) “Повесть временных лет”, “Слово о полку Игореве”. |
Дружеское послание | Стихотворение, посвященное другу. |
Жанр | Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Роман, рассказ, ода, комедия. |
Женская рифма | Рифма, в которой последний слог в строке безударный. Например, Буря мглою небо крóет, Вихри снежные крутя… То, как зверь, она завóет, То заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин.) |
Житие | Описание жизни святого. Житие Сергия Радонежского. |
Завязка | Начало литературного произведения со сложной фабулой. Завязка романа. В завязке произведения мы узнали всех основных героев. |
Загадка | Жанр фольклора, выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании Загадать загадкуГоворить загадками |
Замысел | Заложенный в произведение смысл, идея. |
Идея | Основная мысль художественного произведения. |
Иллюстрация | Рисунок, поясняющий текст , делающий текст наглядным. Книга с иллюстрациями. |
Имажинизм | ( от лат. или франц. image - образ ) - литературное течение, возникшее в русской литературе в первые годы после Октябрьской революции. Имажинисты провозглашали главной задачей поэзии «поедание образа и смысла», шли по пути самоценности образа, плетение цепи метафор. Представители: А.Б. Мариенгоф, В.Р. В.Р. Шершеневич, С.А. Есенин. |
Импрессионизм | Направление в искусстве, стремящееся к воспроизведению личных переживаний, настроений и впечатлений художника в отрыве от действительности. |
Инверсия | Обратный порядок слов. Я хочу открыть тайну – прямой порядок Тайну хочу я открыть – обратный порядок |
Иносказание | Выражение, заключающее в себе скрытый тайный смысл. «Хотя животные, а всё-таки цари». «Премудрый пескарь». «Карась – идеалист». |
Инсценировка | Приспособление (изменение) произведения для постановки на сцене театра или кино, на телевидении Удачная инсценировка романа |
Интерьер | Внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство Оформление интерьера |
Ирония | (от греч. «притворство») Употребление слова, под которым противоположное значение. Один из видов комического в искусстве, такая форма выражения мысли, когда слово или высказывание приобретает в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу. Ирония обычно является выражением насмешки. |
Искусство | Творческое отражение действительности в художественных образах. Театр, музыка, живопись, литература. |
Историческая песня | Песня, в которой выражаются чувства безымянного автора в связи с каким-либо историческим событием. “О Полтавской битве” “Пугачев в темнице” |
Историческая повесть | Повесть, в сюжет которой включены исторические события или герои. “Капитанская дочка” |
Канонизация | Причисление к лику святых. |
Карикатура | Рисунок, комически или сатирически изображающий кого-то или что-то Злая карикатура. Карикатура на человека. |
Классика | классические, совершенные, образцовые произведения литературы и искусства. Русская и зарубежная классика.Предпочитать классику. |
Классицизм | Литературное направление, основанное на подражании античным образцам.(творчество М.В.Ломоносова) В основе принцип рационализма (разум важнее чувства). Основные черты:
|
Комедия | Драматическое произведение со смешанным, забавным или сатирическим сюжетом. Грибоедов “Горе от ума” Гоголь “Ревизор” Классическая комедияСегодня вечером играют комедию. |
Композиция | Последовательность расположения частей произведения (как построено, из чего состоит произведение). |
Консерватизм сознания | Враждебность всяким нововведениям, изменениям. |
Контраст | Прием композиции, основанный на резкой противоположности Автор описывает героев, используя прием контраста. |
Конфликт | Столкновение, борьба, на которой построено развитие сюжета. |
Кубизм | Модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ в., которое стремилось выявить во внешне сложных объектах изображения простые геометрические формы. |
Кульминация | Точка наивысшего подъема, напряжения, развития действия. Кульминацией действия является дуэль героев. |
Лаконизм | Краткость выражения, сжатость и точность языка Лаконизм выраженияЛаконизм ответа |
Легенда | Рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком, как достоверный. Легенда об Арионе. |
Легенда | Жанр устного народного творчества поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествовании о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное. |
Летопись | Вид русской повествовательной литературы 11-17 веков: погодная (т.е. по летам – по годам) запись исторических событий. Древнерусские летописи. |
Лирика | Род литературы, в котором автор выражает свои непосредственные чувства, обычно лирическое произведение имеет стихотворную форму. |
Лирическая песня | Песня, в которой выражены различные чувства. |
Лирический герой | Образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания, художественный двойник автора поэта. |
Лирическое отступление | См. Авторское отступление. |
Литература | Один из видов искусства слова; с помощью устного и письменного слова создается особый мир, где живут и действуют люди, близкие и далекие нам, добрые и злые. В центре внимания писателя – жизнь человека, героя художественного произведения. Писатель изображает внешний облик своих героев, рассказывает об их поступках, переживаниях, рисует окружающую их обстановку. Литература воспроизводит внешность и поступки людей, их жизнь, краски и звуки окружающего мира. Можно сказать, что словесное искусство заключает в себе элементы других искусств – живописи, музыки, театра, кино… . Это цвет, форма, звуки, движения, передаваемые словом. |
Литературное течение (направление) | проявление идейно- тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи. Часто писатели сами осознают эту близость и выражают её в т.н. "литературных манифестах", объявляя себя литературной группой или школой и присваивая себе определенное название. Реализм, романтизм, Символизм, акмеизм, футуризм. |
Литературный род | Одна из трех групп литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков. Традиционно выделяют три основных рода литературы:
|
Литота | Вид тропа, противоположный гиперболе: художественное преуменьшение величины, силы, значения явления или предмета. Например, «мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок». |
Литературоведение | Наука о сущности и специфике художественной литературы. |
Мадригал | Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее её. |
Мадригал | Стихотворение хвалебного содержания в классической поэзии. Как правило, обращено к женщине. Например, О вы, которые любовью не горели, Взгляните на неё – узнаете любовь. О вы, которые уже сердцем охладели, Взгляните на неё: полюбите вы вновь. (А. С. Пушкин.) |
Мелодрама | Драма, в которой преувеличенно трагическое сочетается с сентиментальным, чувствительным (первоначально – драма с музыкой и пением). |
Мемуары | Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современниками или участниками этих событий. |
Метафора | Слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство. Ущерб, изнеможенье – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья. Т.И. Тютчев. |
Миниатюра | Литературное произведение малой формы Написать сочинение-миниатюру |
Миф | Рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни. Мифы Древней Греции |
Модернизм | (от франц. moderne- новейший, современный) Общее обозначение ряда новых (нереалистических) направлений в искусстве и литературе (конца XIX – XX в.), утверждающих новый подход к изображению мира, такой подход, который, по мнению модернистов, способствовал бы духовному возрождению человека. |
Монолог | Более или менее длительная речь действующего лица, обращенная к себе или к собеседникам. |
Мораль | Нравственный вывод, урок. Мораль басни. Найти мораль в чьём-либо рассказе. |
Мужская рифма | Рифма с ударением на последнем слоге. Например, И он к устам моим принúк И вырвал грешный мой язык. (А.С. Пушкин.) |
Наставление | Поучающее указание, нравоучение. |
Неореализм | Течение в литературе второй половины XX века, ориентированное на традиции классики. Например, роман Г.Н. Гладимова «Генерал и его армия» (1994г.). |
Неоромантизм | Возрождение романтической традиции в литературе конца XIX в. – начала XX в., с последующим её переосмыслением и дополнением. Например, лирика А. Блока, К. Бальмонта. |
Новаторство | Привлечение каких – либо новых, прогрессивных идей, приёмов в какой – нибудь области деятельности. Новаторство Фонвизина |
Новаторство | Отказ от традиции, выражающийся в обновлении содержания (идей, тем, проблем) и формы (образы, изобразительные средства) произведения; открытие нового пути в литературе. |
Новелла | Небольшой рассказ с динамическим сюжетом и неожиданной, быстрой развязкой Прочитать интересную новеллу. |
Образ | Широкое понятие, т.к. для литературы и искусства образ - способ изображения действительности вообще. |
Образ героя | Законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков героя. |
Обряд | Совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции. Семейные обряды. Свадебный обряд. |
Ода | Стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица или события. Оды Ломоносова. |
Оксюморон | "сочетание несочетаемого", противоречивое совмещение противоположных признаков в одном предмете или явлении. Примеры: Горячий снег. «Мёртвые души» Н.В. Гоголя «Живой труп» Л.Н. Толстого. |
Оксюморон | Вид тропа: словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу, основанное на парадоксе. Например, «Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной». (А. Ахматова.) |
Олицетворение | Изображение неживых предметов в виде живых существ. Примеры: «Никнет трава от жалости и дерево с тоской к земле приклонилось» («Слово о полку Игореве»). |
Онегинская строфа | 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EffЕ gg (придумана Пушкиным для романа «Евгений Онегин»). |
Опоясывающая (кольцевая) | Рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: авва. При опоясывающей рифме созвучны 1 и 4, 2 и 3 строки. Например, Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. А.С. Пушкин. |
Открытый финал | Финал произведения, в котором автор не уточняет, чем оно закончится, читатель должен догадаться сам. |
Очерк | Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Чаще используется в публицистике (газетах, журналах). Документальный очерк. Журналист поместил свой очерк в газету. |
Памфлет | Злободневное, острое, обычно небольшое сочинение обличительного характера. Написать на кого-то памфлет. |
Парадокс | Странное, расходящееся с общепринятыми мыслями высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. Говорить парадоксами. |
Парадокс | Высказывание, отличающиеся глубиной мысли, но противоречащее традиционным понятиям, расходящиеся со здравым смыслом. Например, «Единица – вздор, Единица – ноль». В. Маяковский. |
Пародия | Комическое или сатирическое подражание кому-либо или чему-либо Пародия на стихотворение. Пародия на героя. |
Пародия | Юмористическое или сатирическое подражание литературному произведению с целью его осмеяния. |
Парцелляция | Синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте. Например, Об детях забывал! обманывая жену! Играл! проигрывал! В опеку взят указом!.. А.С. Грибоедов. |
Пафос | (от греч. «страсть, страдание, чувство») эмоциональное авторское отношение к тому, что изображено в произведении. Страстное воодушевление, подъем, энтузиазм. Героический пафос. Трагический пафос. |
Пассивный | Не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни. |
Пафос | Эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой им действительности, эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность. Различают виды пафоса: героический, трагический, космический. |
Пейзаж | Описание природы в литературном произведении Пейзаж в романах Тургенева. |
Перевод | Текст, переведенный с одного языка на другой Перевод с немецкого. Перевод баллады. |
Перекрёстная рифмовка | Рифмовка по расположению рифмующихся стихов, соответствующая схеме авав. При перекрёстной рифмовке созвучны 1 и 3, 2 и 4 строчки. Например, Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин.) |
Персонаж | Действующее лицо в литературном произведении, в представлении; герой Комический персонаж. Персонажи Островского. |
Песня | Стихотворное произведение для пения. |
Поверье | предание, основанное на суеверных представлениях, приметах, необычных явлениях чего-либо. Народное поверье. Согласно поверью. |
Повесть | Один из видов (жанров) эпических произведений. По охвату событий или героев повесть больше, чем рассказ, но меньше, чем роман. Повести Белкина. Повесть Толстого “Детство” |
Повтор | Прием в литературном произведении – повторение одинаковых слов, словосочетаний или предложений в определенной последовательности. |
Поговорка | Крылатое народное выражение, в котором метко определяется отношение к чему-либо. В отличие от пословицы, поговорка не составляет цельного предложения: «семь пятниц на неделе», «собака на сене». |
Подтекст | Внутренний, скрытый смысл какого-либо текста, высказывания. |
Полемика | Спор при обсуждении, выяснении проблем, вопросов Литературная полемика. Вести полемику с кем-то. |
Полифония | Многоплановость художественного произведения Полифония романов Достоевского |
Портрет | Художественное изображение, образ литературного героя Литературный портрет воина Портрет Онегина |
Пословица | Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм, выраженный законченной мыслью. Век живи – век учись. |
Поучение | Жанр древнерусской литературы, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя. Поучение Владимира Мономаха |
Поэма | Один из видов лироэпических произведений, для которых характерна сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств. Поэма Гоголя «Мертвые души».Поэма Пушкина “Руслан и Людмила” |
Преемник | Продолжатель чьей-либо деятельности. |
Проблематика | Совокупность проблем. |
Прототип | Реальное лицо, как источник для создания художественного образа, героя. Прототип Анны Карениной |
Псалом | Религиозная песнь. |
Псевдоним | Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. Писать под псевдонимом. Псевдоним Чехова – Антоша Чехонте |
Психологизм | Подробное и глубокое изображение в литературе внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, переживаний, желаний, настроений. |
Публицистика | Литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества Художественная публицистика |
Публицистика | Вид литературы, сочетающий в себе признаки художественной, ораторской, социально-политической прозы и журналистики. Жанры публицистики: статья, очерк, репортаж и др. |
Путешествие | Жанр литературы, повествовательное произведение о путешествиях, странствиях Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву” |
Пьеса | Драматическое произведение для театрального представления Пьеса Горького “На дне”, пьеса Островского “Гроза”. Посмотреть интересную пьесу |
Развязка | Конец, завершение, заключительная часть литературного произведения, разрешение конфликта. Дело идет к развязке.Счастливая развязка. |
Рассказ | Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. Рассказы Чехова. |
Реализм | (от realis - вещественный) Творческий метод, в основе которого лежит реалистическое изображение действительности в конкретных чувственных образах. Основная формула реализма: «Типический герой в типических обстоятельствах». |
Ремарка | Пояснение автора к тексту пьесы (обычно в скобках), содержащее краткую характеристику обстановки действия, внешности и особенностей поведения персонажей. Воссоздать обстановку купеческого дома по ремаркам пьес Островского. Здесь Чехов не даёт ни одной ремарки. |
Реплика | Элемент диалога, фраза, которую актер говорит в ответ на слова другого действующего лица; последняя фраза актера, после которой говорит другое действующее лицо Забыть свою реплику. Мы многое узнаём о герое из его реплик. |
Риторика | Ораторское искусство, искусство красиво говорить. |
Риторика | Наука о красноречии. |
Риторический вопрос | Вопрос, который не требует ответа или подразумевает его. |
Риторический вопрос | Вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Например, Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? М.Ю. Лермонтов. |
Рифма | Созвучие окончаний стихотворных строк. |
Роман | Большое эпическое произведение, где действует много героев, жизнь изображается в развитии. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Роман Достоевского “Преступление и наказание” |
Романтизм | Творческий метод и художественное направление в русской и европейской (а также американской) литературе конца ХVIII - первой половины ХIX века, состоящий в стремлении художника противопоставить неудовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, образы, рожденные мечтой художника. Основная формула романтизма: «Идеальный герой в идеальных обстоятельствах». |
Романтический герой | Образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее. |
Сага | Жанр скандинавского эпоса (былина северных народов), прозаическое произведение о богах и героях, их военных походах, плаваниях в чудесную страну. |
Сарказм | ( от греч. "рву мясо" ) - идейно-эмоциональная оценка, предполагающая едкую, язвительную насмешку над изображаемым. Ты уснешь, окружён попеченьем Дорогой и любимой семьи. (Ждущей смерти твоей с нетерпеньем) Н.А. Некрасов. |
Сатира | Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления. |
Сентиментализм | (от santimentas- чувство) – литературное течение в Западной Европе и России конца ХVIII - начала ХIX века, характеризующееся возведением чувства в основную эстетическую категорию. Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Особое внимание уделяется пейзажу. Основные черты:
|
Сентиментализм | |
Серебряный век | Литература на рубеже XIX – XX в.в., связанная с приходом новых творческих сил. |
Силлабическое стихосложение | Стихосложение, основанное на соблюдении определенного количества слогов в строке вне зависимости от расположения в ней ударений. |
Силлаботоническое стихосложение | Стихосложение, основанное на соблюдении определенного количества слогов в строке при правильном чередовании в ней ударных и неударных слогов. |
Символ | Универсальная категория эстетики. Не просто образ, а некий опознавательный знак, в котором образ не исчерпывается "предметностью", своим словарным значением. |
Символ | Художественный образ, который имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой ёмкостью. |
Символизм | Литературное течение, возникшее в России в начале 90гг XIXв., проникнутое крайним индивидуализмом и мистицизмом. В центре – символ. |
Симметрия | Зеркальность, повторение одной сюжетной ситуации. (в романе Пушкина “Евгений Онегин”) |
Синтаксический параллелизм | Употребление сходных синтаксических конструкций. |
Система образов | Несколько типов, характеров, созданных писателем в одном произведении. |
Сказ | Повествование от лица рассказчика, человека с особым складом речи. Лесков “Левша” |
Сказка | Произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. |
Слово | Жанр литературы, повествование, рассказ. “Слово о полку Игореве” |
Смежная рифмовка | Рифмовка по расположению рифмующихся стихов, соответствующая схеме аавв. При смежной рифмовке созвучны 1 и 2, 3 и 4 строчки. Например, О чём, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль какую хочешь: Её с конца я завострю, Летучей рифмой оперю… А.С. Пушкин. |
Сонет | Стихотворение в 14 строк из 2-х четверостиший и 2-х трехстиший Сонет Петрарки |
Специфика | Совокупность специфических, (т.е. отличительных, свойственных только данному предмету), особенностей |
Сравнение | Изображение одного предмета путем сравнивания его с другим. «Соловьём залётным юность пролетела» (А.В. Кольцов) «Горечь едкая, как горечь полыни» (И.С. Тургенев) «Мой кот, как радиоприёмник, зелёным глазом ловит мир» (А. Вознесенский). |
Стиль | Совокупность (несколько) приемов использования одинаковых средств, а так же вообще язык и средства выразительности, свойственные определенному автору или произведению. Стиль Достоевского. Стиль комедии Грибоедова "Горе от ума". |
Стилистические фигуры | Обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя. Например, анафора, антитеза, парцелляция, риторический вопрос. |
Стихотворение | Небольшое произведение в стихах. |
Стихотворения в прозе | Лирические миниатюры, написанные в прозаической форме. Тургенев “Русский язык” |
Сущность | Самое главное в чем-либо. |
Сценарий | Текст, предназначенный для сценического воплощения. |
Сюжет | События или ряд событий, изображенных в произведении. |
Театр |
Музыка и театрУвлекаться театром
Драматический театр Идти в театр
Театр Шекспира |
Тема | Круг жизненных явлений, изображенных в произведении; то, о чем говорится в произведении. Тема одиночества. Тема революции. |
Тема «маленького человека» | Изображение в произведении жизни человека низкого сословия, его мыслей, чувств. Пушкин “Станционный смотритель” Гоголь “Шинель” |
Теория трех штилей | Теория М.В.Ломоносова о делении всех слов в русском языке на 3 стиля: «высокий» (церковнославянские и русские), «средний» (русские с небольшой примесью церковнославянских), «низкий» (русские слова разговорного языка и простонародные). Каждому стилю соответствуют свои литературные произведения. |
Тип | Художественный образ большого жизненного обобщения, в котором нашли выражение характерные, типические черты поколения или социальной группы. Пример: «Новый человек» «Маленький человек»Самсон Вырин (“Станционный смотритель”) «Лишний человек» Печорин (“Герой нашего времени”) «Самодур» Дикой, Кабаниха (“Гроза”) |
Трагедия | драматическое произведение, в основе которого лежит непримиримый жизненный конфликт, острое столкновение характеров и страстей, оканчивающееся чаще всего гибелью героя Трагедия ШекспираКлассическая трагедия |
Традиция | То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например: идей взгляды, вкусы и т.д.) Национальные традицииТрадиции романтизма |
Трактовка | Толкование чего-либо Новая трактовка романа |
Трилогия | Три произведения одного автора, объединенные одним замыслом и сюжетом. Трилогия А.Н. Толстого "Хождение по мукам" |
Тропы | Слово или оборот речи, употребленное в переносном значении. Выразительные средства языка олицетворение, сравнение и т.д. |
Тургеневские девушки | Героини, у которых ум, озарение натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это пленительные непосредственные натуры без какой-либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. |
Утопия | Произведение о чем-то несбыточном, неосуществимом. Роман-утопия |
Утопия | Жанр, в основе которого лежит изображение вымышленной страны, призванной служить образцам идеального общественного устройства. |
Фабула | Содержание событий в их хронологической последовательности. |
Фантастика | Разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира. |
Фаталист | Человек, верящий в необратимость судьбы, предопределение. |
Фельетон | Газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения. Прочитать в газете фельетон |
Филология | Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. |
Философская лирика | Стихотворение о смысле жизни, законах развития природы, общества и мышления (стихотворения на философские темы) Философская лирика Пушкина |
Фольклор | Устное народное творчество. |
Фольклоризм литературы | Обращение автора к традициям фольклора. |
Формы фольклора | Большие (сказки, былины) и малые (пословицы и поговорки). |
Фрагмент | отдельная часть, отрывок какого-либо композиционного целого (обычно о произведении искусства) Опера состоит из фрагментов русских сказокРасшифровать фрагмент |
Футуризм
| (от лат. futurum - будущее ) - литературное течение авангардистского характера 10х г.г. ХХ в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был разрушить все традиции и приемы старого искусства. |
Характер | 1.Совокупность основных, наиболее устойчивых психических свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Мягкий характерАнгельский характер 2. образ, содержащий типичные, обобщенные черты какой – либо группы людей; тип. Комедия характеровХарактеры изображены с поразительной живостью |
Хождение | Жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения. “Хождение за три моря” А.Никитина. |
Хорей | Двусложный размер стиха с ударением на первый слог Ве/чер/ взмо/рье вздо/хи вет/ра |
Художественная (литературная) автобиография | Автобиография, в которой не обязательно совпадают имена и действительные события жизни автора. Главное – этапы внутренней жизни автора, основные черты его характера и характеров людей, его окружающих. Толстой “Детство” |
Художественная деталь | Деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения.(пейзаж, портрет, интерьер) |
Художественный метод | это принцип (способ) отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения; то есть метод- категория, относящаяся как к содержанию, так и к художественной форме. Пример – реализм. |
Художественный образ | Картина жизни, написанная писателем и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями. |
Цензура | Государственный надзор над печатью, СМИ, театром, эстрадой и т.д. |
Цикл | Несколько произведений, объединенных в одно на основе их общности. |
Частушка | Народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, зазорно – шутливого содержания Петь, играть частушки |
Шарж | Шуточное или сатирическое изображение кого-либо с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт Рисовать шаржи. Дружеский шарж. |
Эзопов язык | (от имени др.-греч. баснописца Эзопа) особый вид письма, иносказания. Выражения ввел в широкий обиход Салтыков-Щедрин, который использовал «устойчивые формулы». «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист». |
Экспозиция | Вступительная часть литературного произведения, предваряющая начало действия. |
Экспозиция | Часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия. |
Элегия | Лирическое стихотворение, проникнутое грустью. |
Эмиграция | Вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по политическим, экономическим или иным причинам Отправиться в эмиграцию. Эмигрировать. Жить в эмиграции. |
Эпиграмма | Короткое сатирическое стихотворение, обычно высмеивающее какое-либо определенное лицо. Эпиграмма на льстеца Дружеская эпиграмма Пример: Седой Свистов! Ты царствовал со славой; Пора, пора! Сложи с себя венец: Питомец твой младой, цветущий, здравый Тебя сменит, великий наш певец! Се: внемлет мне маститый собеседник, Свершается судьбины произвол, Является младой его наследник: Свистов II вступает на престол! А.С.Пушкин |
Эпиграф | Краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль. “Береги честь смолоду” (“Капитанская дочка”) |
Эпизод | Часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и завершенностью Пересказать эпизодСнять эпизод фильма |
Эпилог | Заключительная часть литературного произведения, в которой рассказывается о дальнейшей судьбе героев после описанных в произведении событий Эпилог романа |
Эпитет | Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Ещё весны душистой нега К нам не успела низойти, Ещё овраги полны снега, Ещё зарёй гремит телега На замороженном пути. А.А. Фет. |
Эпифора | Повторение в конце отрезка речи одного и того же слова (формы слова). За что ж Вы Ваньку-то Морозова? Ведь он ни в чем не виноват! Она сама его морочила, А он ни в чем не виноват. Б. Окуджава |
Эпический герой | Герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью. |
Эпопея | Крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях Эпопея Л. Толстого "Война и мир" |
Эпос | Род литературы, в котором объединены произведения, в которых рассказывается о событиях, присутствует действие. Роман, рассказ |
Эссе | Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, в котором автор выражает свое личное мнение на какую-то тему. Философское эссе. Литературно-критическое эссе. |
Юмор | Изображение героев в смешном виде. Веселый доброжелательный смех. |
Юмореска | Небольшое по объему юмористическое литературное произведение Прозаическая юмореска. Юмореска в стихах. |
Явление | Часть акта, действия (в пьесе), в которой состав действующих лиц не меняется Действие пятое, явление второе |
Ямб | Двусложная стопа с ударением на второй слог. /- -‘/ Я к вам/пишу/чего/же бо/ле |
Приложение 1.
Художественные методы. Литературные течения. Литературные направления.
Акмеизм | (от греч. acme – цветущая сила, высшая степень чего-либо) литературное течение в поэзии русского модернизма, противопоставляющее эстетике символизма «ясный взгляд» на жизнь. |
Имажинизм | (от англ. или франц. Image - образ) литературное течение, возникшее в русской литературе в первые годы после Октябрьской революции, выражавшее преимущественно богемные настроения. |
Классицизм | (от лат. classicus – образец) направление, возникшее в европейском искусстве и литературе XVII века, опиравшееся на культ разума и представление об абсолютном (не зависящем от времени и национальности) характере эстетического идеала,. Полражание античности |
Литературное течение | Проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи. Часто писатели сами осознают эту близость и выражают её в т.н. «литературных манифестах», объявляя себя литературной группой или школой и присваивая себе определённое название. |
Модернизм | (от франц. moderne- новейший, современный) Общее название новых (нереалистических) явлений в литературе первой половине XX века. |
Реализм | (от realis - вещественный) творческий метод и литературное направление в русской и мировой литературе XIX и ХХ веков. Типический герой в типических обстоятельствах – формула реализма. |
Романтизм | Творческий метод и художественное направление в русской и европейской (а также американской) литературе конца XVIII – первой половины XIX века. Идеальный герой в идеальных обстоятельствах – формула романтизма. |
Сентиментализм | (от santimentas - чувство) литературное течение в Западной Европе и России конца XVIII – начала XIX века, характеризующееся возведением чувства в основную эстетическую категорию. |
Символизм | Литературное течение, в России возникшее в начале 90-х годов XIX века, в центре – символ. |
Футуризм | (от лат. futurum - будущее) литературное течение авангардистского характера. |
Художественный метод | Это принцип (способ) отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения; то есть метод = категория, относящаяся как к содержанию, так и к художественной форме |
Приложение 2.
Литературные роды и жанры.
1. Роды литературы
Эпос Лирика Драма
Жанры литературы
2.
Сказка
Новелла
Повесть
Роман
Рассказ
Очерк
И др.
Ода
Элегия
Сатира
Мадригал
Сонет
Послание
Поэма и др.
Трагедия
Комедия
Собственно драма
Мелодрама
Водевиль
Приложение 3.
Структура литературного произведения.
Кульминация
Завязка Развязка
Экспозиция Эпилог
Композиция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарь - указатель сюжетов и мотивов в русской литературе
Включены две тематические группы: сюжеты западно-европейской литературы и календарные....
Функционирование спортивной фразеологии на материале англо-фразеологических словарей и художественной литературы
спортивная фразеология, английский язык...
«Многоаспектный анализ слова как один из путей работы со словарями на уроках русского языка и литературы»
По большому счёту урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому оч...
Интегрированный урок географии и литературы "Топонимика в «Словаре живого Великорусского языка» В.И.Даля"
Цель урока: формирование лингвистического анализа публицистического текста через работу с топонимами; способствовать развитию умений работы с картой и со словарями в системе он-лайн; развивать ...
Полезные ссылки, энциклопедии, справочники, словари, учебники по русскому языку и литературе
http://www.biografia.ru/cgi-bin/search.pl?oaction=show&letter=m&vocabularyid=&rectype= Сайт, посвященный биографиям известных людей http://www.koob.ru/pedagogics/ - книги...
Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.
Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...
Список словарей и учебной литературы по предмету
Список литературы...