Внеклассное мероприятие, посвященное 220-летию С.Т.Аксакова
методическая разработка по литературе (5,6,7,8,9 класс) по теме

Царёва Людмила Александровна

В октябре 2011 года был юбилей С.Т.Аксакова. В школе было проведено мероприятие, посвященное его юбилею.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_s.t.aksakov.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий, посвященный 220-летию

 С.Т. Аксакова

Цель: вызвать интерес у учащихся к жизни и творчеству писателя; расширение кругозора; развитие творческого воображения.

Ход мероприятия

Учитель

Сегодня мы поговорим о русском писателе и замечательном человеке – Сергее Тимофеевиче Аксакове, чье происхождение, и воспитание, и природные задатки, и творческое наследие не оставляет равнодушным никого, хотя прошло уже два столетия.

1 ведущий

С.Т.Аксаков родился 1 октября 1791 года в дворянской семье: отец, Тимофей Степанович, служил прокурором, мать, Мария Николаевна, принадлежала к чиновной аристократии.

2 ведущий  

Родился он в Уфе в небольшом домике Голубиной слободки - так назывался в ту пору нынешний низ улицы Пушкина.

Чтец 

Вот родина моя... Вот дикие пустыни!..         

Вот благодарная оратаю земля!

Дубовые леса, и злачные долины,

И тучной жатвою покрытые поля!

Вот горы, до небес чело свое взносящи,

Младые отрасли Рифейских древних гор,

И реки, с пеною меж пропастей летящи,

Разливом по лугам пленяющие взор!

Вот окружен я все ) где встретимся ?)ные башкирцев кочевьями

Озера светлые, бездонны глубиной,

И кони резвые, несчетны табунами

В них смотрятся с холмов, любуяся собой!..

Приветствую тебя, страна благословенна!

Страна обилия и всех земных богатств!

Не вечно будешь ты в презрении забвенна,

Не вечно для одних служить ты будешь паств.

1 ведущий

Рано входит во внутренний мир мальчика народная поэзия. Завороженный, слушает он в долгие зимние вечера даровитую сказительницу Пелагею, ключницу из крепостных. В ее обширнейшем сказочном “каталоге” были и все русские сказки, и множество восточных.

Неизгладимое впечатление оставляют в душе и памяти мальчика народные песни, святочные игры.

2 ведущий

Детство Аксаков провел в Уфе и в степном имении деда Ново-Аксаково. Учился в Казани, сначала в гимназии, а затем в университете, но не закончил его и в 1808 году уехал в Петербург. Служил, увлекался литературой и театром, общался с замечательными людьми.

Чтец  

31 октября 1856 года

Прощай, мой тихий сельский дом!

Тебя бежит твой летний житель.

Уж снегом занесло кругом

Мою пустынную обитель;

Пруды замерзли, и слегка

Ледком подернулась река.

Довольно спорил я с природой,

Боролся с снегом, с непогодой,

Бродя по берегам реки,

Бросая вглубь ее крючки.

Метель вокруг меня кипела,

Вода и стыла и густела;

А я, на мерзнувших червей,

Я удил сонных окуней.

Прощай, мое уединенье!

Благодарю за наслажденье

Природой бедною твоей,

За карасей, за пескарей,

За те отрадные мгновенья,

Когда прошедшего виденья

Вставали тихо предо мной

С своею прелестью живой.

1 ведущий

Нужно сказать, что Аксаков в Казанском университете был страстным театралом. Имел огромный сценический талант. Во всяком случае,слава его как чтеца была широко известна.

2 ведущий

С.Т.Аксаков вносит значительный вклад в развитие русского театра и как театральный критик. Выступая регулярно со статьями и рецензиями, Аксаков вскоре становится фактически руководителем театрального отдела журнала “Московские вести”.

Чтец

Басня «Пчела и роза»

В саду, цветами испещренном,

В густой траве, в углу уединенном

Прелестная из роз цвела;

Цвела спокойно, но -- довольна не была!

Кто завистью не болен?

Кто участью своей доволен?

Она цвела в глуши; но что ж в глуши цвести?

Легко ль красавице снести?

Никто ее не видит и не хвалит;

И роза всех подруг себя несчастней ставит,

Которые в красивых цветниках

У всех в глазах

Цвели, благоухали,

Всех взоры, похвалы невольно привлекали.

"Что может быть печальнее того?

Невидима никем, не видя никого,

В безвестности живу, и в скуке умираю,

И тщетно всякий день на жребий свой пеняю",

Роптала роза так. Услышав речь сию,

Сказала ей пчела: "Напрасно ты вздыхаешь,

Винишь судьбу свою;

Ты счастливее их, на опыте узнаешь".

Что ж? так и сделалось! Все розы в цветниках

За то, что были на глазах,

Все скорой смертью заплатили.

Тех солнечны лучи спалили,

Те пострадали от гостей,

Которые в жестокости своей

Уродовали их - хоть ими любовались:

Один сорвет цветок,

Другой изломит стебелек,

А третий изомнет листок -

И, словом, розы те, которые остались,

Такой имели жалкий, скучный вид,

Что всякий уж на них с холодностью глядит,

А наша розочка, в углу уединенном,

Древ тенью осененном,

Росой до полдня освеженном,

Была любимицей и резвых мотыльков

И легких ветерков;

Они и день и ночь ее не оставляли,

От зноя в полдень прохлаждали,

А ночью на ее листочках отдыхали.

Так долго, долго жизнь вела,

Спокойна, весела и счастлива была

Затем, что в уголку незнаема цвела.

1 ведущий

В 1827-1832 годы С.Т.Аксаков занимает должность цензора в московском цензурном комитете. Им было процензурованы многие произведения великих русских поэтов и писателей. Когда один из поэтов стал подвергаться сомнению со стороны критики и высшего света, С.Т.Аксаков первым выступил в его защиту.

2 ведущий

С 1843 года С.Т.Аксаков живет в Абрамцеве.  20–40-е годы 19 века аксаковский московский дом,а также подмосковное имение Абрамцево стали сосредоточием русской духовной жизни той поры.

1 ведущий

 Важной вехой в творчестве Аксакова стал очерк “Буран”, построенный на “действительном факте”. Описание бурана стало образцом пейзажной живописи в отечественной изящной словесности.

2 ведущий

Современники восторженно отзывались о произведениях Аксакова.

Появление в печати “Семейной хроники” стало событием в русской культуре. Все журналы наполнились статьями о С.Т.Аксакове.

Чтец

К Грише

Ну, рыбак мой, шевелися

Поскорее, поскорей

И наудить торопися

Огольцов и пескарей!

Там с приветными волнами

Ждет тебя широкий пруд;

Под зелеными кустами

Начинай веселый труд!

Богородское.

1832 г.

1 ведущий

 Современная Аксакову критика единодушно отмечала выдающиеся художественные достоинства произведения, а также его значение достоверного “исторического документа” эпохи, что это произведение дает большой материал для обличения крепостничества в России.

Непревзойденный мастер в описании природы, писатель показал, каким резким контрастом на фоне роскошной природы казались “исхудалые, как зимние мухи, башкирцы” и их “наполовину передохшие от голода табуны и стада”

2 ведущий

Аксакова сильно тревожило истребление башкирских земель. Еще в юношеских стихах он воспевал природу Башкирии- ее красивые горы,“необъятный простор степей” и “мрак лесов”,“прелестные прозрачные озера”.

В стихотворении 1830 года «Послание в деревню» явственно звучит тревога за сохранность окружающей природы.

“И люди набегут толпами,

Твое приволье полюбя…

И не узнаешь ты себя,

Под их нечистыми руками!

Сомнут луга, порубят лес,

Взмутят воды – лик небес!

Чтец (читает стихотворение «Плач духа берёзы»)

Тридцать лет красой поляны

На опушке я жила;

Шли дожди, вились туманы,

Влагу я из них пила.

В дни засухи - тень отрадну

Я бросала от ветвей,

Освежала землю жадну,

Защищала от лучей.

Все прошло! Не гром небесный

Разразился надо мной,

А топор в руке безвестной

Подрубил ствол белый мой.

И, старик неутомимый,

За грибами ты пойдешь,

Но березы столь любимой

Ты на месте не найдешь.

Поперек твоей тропинки

Свежий труп ее лежит

И, творя себе поминки,

Тихо ветвями шумит.

Обойдешь ты стороною

Безобразный мой пенек,

С огорченною душою

На безвременный мой рок,

На судьбу мою столь строгу.

И за что ж она казнит? -

На Хотьковскую дорогу

Вам понадобился вид.

6 июля 1853.

Абрамцево.

1 ведущий

С.Т.Аксаков умер на шестьдесят восьмом году в Москве.

“Мир праху честного и полезного гражданина” – и рядом с этими торжественно-печальными словами в некрологе, появившемся в “Современнике”,стояли и слова пророческие: “Имя Сергея Тимофеевича Аксакова займет почетную страницу в истории русской литературы”

Личность и творчество автора “Детских годов Багрова-внука” – одно из уникальнейших явлений духовной культуры 1 половины 19 века.

В Уфе, на родине писателя, ежегодно отмечают дни памяти С.Т.Аксакова.

Чтец

Шестилетней Оле

Рано дед проснулся,

Крякнул, потянулся,

Давши мыслям волю,

Вспомнил внучку Олю.

Семь часов пробило;

Затопили печку,

Темно очень было,

И зажег он свечку.

И дедушка хилый

К внучке своей милой

Пишет поздравленье

С днем ее рожденья.

Пишет понемногу,

Часто отдыхая,

Сам молится богу,

Олю вспоминая:

"Дай бог, чтобы снова

Оленька была

Весела, здорова -

Как всегда мила;

Чтоб была забавой

Матери с отцом –

Кротким, тихим нравом,

Сердцем и умом!"

Если бог даст силы,

Ровно через год

Оле, внучке милой,

Дедушка пришлет

Книжку небольшую

И расскажет в ней:

Про весну младую,

Про цветы полей,

Про малюток птичек,

Про гнездо яичек,

Бабочек красивых,

Мотыльков игривых,

Про лесного Мишку,

Про грибочек белый -

И читать день целый

Станет Оля книжку.

Дедушка

Сергей Аксаков.

21 декабря 1854 года.

Сценка «Аленький цветочек»

Учитель

Ребята, вы все знаете  прекрасную сказку «Аленький цветочек»,  которая никогда не стареет, которую любят дети вот уже более ста лет. А вы знаете, кто первым рассказал эту сказку маленькому Сереже? Его няня. Помните, у многих писателей были прекрасные няни-сказочницы. Так, например, у А.С. Пушкина няню звали Арина Родионовна, а у Сережи Аксакова – Пелагея.

На столе стоит макет окна со ставнями. Звучит музыка, окно открывается.

За столом сидит Пелагея и смотрит из этого окна на ребят.

Пелагея: Здравствуйте, дорогие мои ребятушки, меня зовут бабушка Пелагея. Я хочу рассказать вам историю о маленьком мальчике Сереже, который потом стал добрым сказочником.

Звучит музыка. Дом купца. В комнате три дочери купца.

Купец: Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство. Мало ли, много ли времени, проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и мирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, какие вы сами похочете.

Что желаешь ты, дочь старшая?

Старшая дочь: Государь ты мой, батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого, а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от солнца красного, и чтоб было от него светло, как среди дня белого.

Купец: Хорошо, дочь моя миля, хорошая, пригожая, привезу я тебе таковой венец, знаю я за морем такова человека, который достанет мне таковой венец. А что хочешь ты, дочь моя средняя?

Средняя дочь: (кланяясь в ноги) Государь ты мой, батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных мехов сибирского соболя, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне зеркало восточное, чтоб, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную, и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялась.

Купец: Хорошо, дочь моя милая, хорошая, пригожая, достану я тебе таково зеркало, а есть он у дочери короля персидского, молодой королевишны, красоты несказанной. Знаю за морем такова человека, и достанет он мне зеркало хрустальное. Потяжелее твоя работа сестриной, да для моей казны супротивного нет.

А что хочешь ты, дочь моя меньшая, любимая?

Младшая дочь: Государь ты мой, батюшка! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни зеркала хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете.


Старшая и средняя дочери смеются

Купец: Ну, задала ты мне работу потяжелее сестриных: коли знаешь, что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь? Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете? Буду стараться, а на гостинцы не взыщи.

Дочери кланяются ему в ноги. Купец уходит

Звучит музыка

Пелагея: Рассказывать вам сказку дальше, ребятушки? Тогда слушайте! Сережа жил в красивом доме. Только болел он очень сильно, что и ходить не мог. Его все жалели и любили. Его мама сидела у его кроватки днями и ночами. И каждый раз, просыпаясь, он видел ее любящие тревожные глаза. Может, поэтому он стал всех любить и жалеть, и сказка его тоже о жалости и о любви.

Звучит музыка. Дом купца. В доме - купец и его младшая дочь

Младшая дочь: (стоя на коленях перед отцом) Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому и стану жить у него. Для меня достал ты Аленький цветочек, и мне надо выручить тебя.

Купец: (обнимая дочь) Дочь моя милая, хорошая, пригожая, меньшая и любимая. Да будет над тобою мое благословение родительское, что выручаешь ты отца своего от смерти лютыя и по доброй воле своей и хотению идешь на житье противное к страшному зверю лесному, чуду морскому. Будешь жить у него во дворце в богатстве и приволии великом, да где тот дворец – никто не знает, не ведает, и нет к нему дороги, ни конному, ни пешему, ни зверю прыскучему, ни птице перелетной. Не будет нам от тебя ни слуха, ни весточки, а тебе от нас и подавно. И как мне доживать свой горький век лица твоего не видючи, ласковых речей твоих не слыхаючи; расстаюсь я с тобой, ровно тебя живую в землю хороню.

Пелагея: Вокруг дома Сережи рос большой и красивый сад, в который его часто выносили. Ему так хотелось побегать по траве, поиграть со своей собачкой Суркой. Но он мог только сидеть и слушать, как поют птицы, как шелестят деревья, видеть какие они красивые. Там росло много цветов, среди них, может быть, и аленький цветочек. А вы помните, какой красивый сад был у чудовища?

Дети отвечают.

Звучат голоса птиц. Дворец и сад чудища.

Младшая дочь: Очутилась я во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных. Захотелось мне осмотреть весь дворец. Пошла я осматривать все его палаты высокие, а потом сошла я в зеленые сады, и запели мне свои песни птицы райские.

Звучит фонограмма птичьих голосов.

А деревья, кусты и цветы замахали своими верхушками, и, ровно передо мной преклонилися, а спелые плоды, груши, персики, наливные яблочки сами в рот просятся. Воротилась я в свои палаты высокие и слышу слова громогласные:

Чудище: (голос звучит через микрофон) Довольна ли госпожа моя своими садами, палатами, угощением и прислугой?

Младшая дочь: Не зови ты меня госпожою своей, а будь ты всегда мой добрый господин, ласковый и милостивый. Я из воли твоей никогда не выступлю. Благодарствую тебе за все твои угощения. Лучше твоих палат высоких и твоих зеленых садов не найти на белом свете. Только боюсь я почивать одна: во всех твоих палатах высоких нет ни души человеческой.

Чудище: Не бойся, моя госпожа прекрасная, не будешь ты почивать одна. Дожидается тебя твоя девушка сенная верная и любимая: и много в палатах душ человеческих, да только ты их не видишь, и не слышишь, и все они вместе со мною берегут тебя день и ночь: не дадим мы на тебя ветру дунуть не дадим пылинке сесть.


Звучит музыка

Пелагея: Сережа взрослел. Пришло время ему идти в школу. Школа тогда народными училищем называлась. Там он встретил не только добро, но и зло, ведь раньше учителя могли бить детей за непослушание. А вы помните ребятушки, ведь в сказке тоже встречается зло.

С детских лет любил Сережа читать книги, интересные, красочные. И захотелось ему самому сочинять разные интересные истории, которые он потом рассказывал своим сестрицам младшим. Вырос он и стал гостеприимным хозяином, добрым и отзывчивым человеком. У него была большая и дружная семья.

Когда – то в детстве я рассказывала ему много- много сказок, и сказку «Аленький цветочек» - тоже. А когда у него появилась внучка Олюшка, а он уже стал стареньким дедушкой – рассказал эту сказку ей сам. Давайте еще раз напоследок встретимся с героями этой сказки.

Вой ветра. Раскат грома. Сад чудища.

Младшая дочь: (громким голосом) Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг, что же ты меня не встречаешь. Я воротилась раньше срока назначенного целым часом с минуточкой.

Бежит на пригорок, где растет аленький цветочек. На пригорке лежит чудище, обхватив цветочек своими лапами. Младшая дочь будит его.

Падает на колени, обнимает руками.

Младшая дочь: (плача) Ты встань, пробудись мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного…

Звучат удары грома.

Чудище превращается в молодого принца.

Подходит к девушке.

Принц: Полюбила ты меня красавица ненаглядная в образе чудища безобразного, за мою добрую душу и любовь к тебе. Полюби же теперь меня в образе человеческом, будь моею невестой желанной.

Звучат фанфары.

Принц и младшая дочь кланяются.

Пелагея: Ну, вот и сказочки конец, а кто слушал – молодец!


Закрывает ставни.


Учитель

Ребята, вы посмотрели фрагменты сказки, а сейчас мы вспомним всю сказку и ответим на вопросы викторины.

1.  Как звали старшую дочь купца?

(Прасковея)

2.  Как звали среднюю дочь?

(Марфа)

3.  Как звали отца из сказки « Аленький цветочек»?

(Степан)

4.  Как звали младшую дочь купца?

(Настенька)

5. Что заказала отцу себе в подарок старшая дочь?

(Венец)

6. Что пожелала получить в подарок средняя дочь?

(Зеркало)

7.  О каком подарке мечтала младшая, самая любимая дочь?

(Аленький цветочек)

8.  Как узнала младшая дочь о существовании аленького цветочка?

(Она увидела его во сне, и была поражена его красотой)

9. Кем по роду занятий был отец трех сестер из сказки « Аленький цветочек»?

(Купец, торговый человек)

10. Каким видом транспорта пользовался отец – купец для своих торговых дел?

(Торговыми кораблями, потому что вел торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде)

11. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.

(Зверь лесной, чудо морское)

12. Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?

(Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые)

13. Когда наказал Настеньке вернуться к нему во дворец чудо лесное?

(На вечерней заре)

14. Какую подлость совершили сестры, в отношении Настеньки, чтобы она не смогла вовремя вернуться во дворец?

(Они перевели все часы в доме на один час назад, а чтобы никто этого не заметил, закрыли ставни)

15.  Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не вернулась к назначенному сроку?

(Все погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас)

16. Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого?

(На пригорке, в саду, обнимающем аленький цветочек)

17. Как вы думаете, почему умер зверь лесной, чудо морское?

(От тоски, от любви к Настеньке, потому что подумал, что она больше не вернется)

18. Скажите, кем на самом деле был зверь лесной, чудо морское.

(Королевичем)

(За правильный ответ дочери купца дарят ученику аленький цветочек. У кого окажется больше цветочков, тот и победитель)

Учитель

Вот  и закончилась наша викторина, и как говорится в сказке: « Вот и сказке конец, а кто слушал молодец».

Завершить наше мероприятие хочется стихотворением, которое прочитает…….

Ты известен России немало,
Тебя славят потомки теперь.
Ты у нас наша гордость и слава,
Наш любимец – Аксаков Сергей.

Дети все без изъятья читают,
Что написано было тобой,
И тебя с малых лет они знают,
Твой Сережа, ты сам им родной.

Спи спокойно, ты наш незабвенный
Русских деток учитель и друг.
Наш Аксаков, земляк наш почтенный,
Спи спокойно, мы помним твой труд.

Вся Россия тебя вспоминает,
И гордится тобою Уфа.
Пусть же вечно тебя прославляют,
Вечно слава сияет твоя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова.Предварительно провести мероприятие по изучению биографии Ломоносова....

Внеклассное мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева

Внеклассное мероприятие,посвященное 175 – летия со дня рождения Д. И. Менделеева.2008-2009 учебный годЦель мероприятия:  Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д.И.Мен...

Внеклассное мероприятие, посвященное 50-летию полета человека в космос.

Цель мероприятия:   рассказать учащимся о жизни и подвиге первого           космонавта Ю.А. Гагарина;  познакомить учащихся с жизнью и ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Кемеровской области

В данное внеклассное мероприятие входит презентация формата .ppt со слайдами, посвященными 70-летию Кузбасса, звуковыми фрагментами...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, посвященное 70-летию освобождения Республики Адыгея от немецко-фашистских захватчиков «ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО - "ВЫСТОЯТЬ"»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, посвященное 70-летию освобождения Республики Адыгея от немецко-фашистских захватчиков  «ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО - "ВЫСТОЯТЬ"»Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважен...

Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, на тему: «Летят голуби»

Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, на тему: «Летят голуби»...