Лингвосмысловой анализ стихотворения Д.Немировской "Зима"
статья (литература) по теме
Дан языковой анализ стихотворения астраханской поэтессы Д.Немировской.Стихотворение привлекло своей оригинальностью,необычной трактовкой обычных явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_diny_nemirovskoy_shiroko_izvestno_astrahanskim_cenitelyam_poezii.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя Дины Немировской широко известно астраханским ценителям поэзии. Поэтесса прекрасно владеет техникой стихотворения, её стихи богаты различными художественными средствами, которые помогают усилить выразительность поэтической речи. Для Дины Немировской характерна огромная работа над словом, звуком, стилем своих произведений. Поэтесса использует целую систему языковых средств для передачи идейно-тематического содержания своих стихотворений.
Для лингвосмыслового анализа я выбрала стихотворение «Зима», вошедшее в первый сборник Д.Немировской «Преданная женщина»(1991г.)
На мой взгляд, это стихотворение очень оригинально и интересно для анализа.
Погашен свет. Простужены дома.
И продолженьем этого кошмара
Является мисс мистика, зима.
Зима-гетера в гетрах и с гитарой.
С мозгами и береткой набекрень,
, И мыслями о добром и о вечном,
Снежинствует она который день
В однообразном платье подвенечном.
Усмешка нагловата и нежна,
И каждый шаг ленив и осторожен.
Забытая, побитая жена,
Как мстит она подвыпившим прохожим!
При чтении этого лирического текста возникают непривычные ассоциации, так как зима преподнесена читателю не как привычное явление природы, не как образ прекрасной волшебницы, чародейки, способной до неузнаваемости изменить всё вокруг ,сделать природу необыкновенно красивой, укрыть белым покровом поля, принарядить леса и рощи, украсить дома, городские скверы и улицы.
Перед нами совершенно иная , новая зима, «зима-мистика», «зима-гетера».Она с «мозгами и береткой набекрень», т.е. странная, чуднАя. Тем не менее, эта Зима «снежинствует» с «мыслями о добром и о вечном». Вырисовывается образ необыкновенной, чудаковатой особы. Её «усмешка нагловата и нежна», а «каждый шаг ленив и осторожен»-и здесь заметны не свойственные зиме противоречия, хотя последние строки :«мстит она подвыпившим прохожим»- в какой-то степени понятны.
Но почему она «забытая» да ещё и «побитая жена»?
Создаётся впечатление, что под образом Зимы автор, скорее всего, маскирует женщину, показывая при этом три периода её жизни.
Сначала перед нами –гетера- свободная, независимая , затем- необычная невеста в «беретке» и «однообразном платье подвенечном», и , наконец, «забытая жена», которая «мстит» за свои ,возможно, несбывшиеся мечты юности.
Таким образом, перед читателем непростая Зима-женщина, которая враждебно относится к приближающейся старости (ведь если времена года переложить на жизненные этапы человека, то зима будет олицетворять мудрость, старость).Скорее всего, героиня-Зима испытывает страх перед возрастом, поэтому у неё желание противостоять ему( в душе-то она молода!)-вот поэтому и в гетрах, в берете да ещё и с гитарой, а это атрибуты молодых! И далее- усмешка нагловата и нежна- тоже может быть чаще всего у молодых. Это тоже говорит о том, что не хочется ей стареть. Возможно, за это и бывает бита, а вот теперь появилась возможность отомстить? Итак, перед нами образ своенравной, непредсказуемой Зимы- женщины -такой интересной и притягательной!
Большой диапазон использованных лексических, стилистических средств делает стихи колоритными.
В тексте стихотворения автор использует больше всего имен существительных ,это, видимо, потому, что нужно показать Зиму -женщину, а значит, важно вначале ответить на вопрос: кто она такая? А потом - какова она?
В стихотворении преобладают не абстрактные , а конкретные имена существительные: «мисс-мистика» , «зима».Даже имена существительные используются в роли существительных : «мыслями о добром и о вечном».
Глаголы настоящего времени :является- снежинствует- мстит помогают увидеть картину преображающейся на глазах природы.
Единственное наречие «набекрень» также конкретизирует образ Зимы-гетеры: «с мозгами и береткой набекрень» ,т.е. не только «с мозгами», но и с «береткой набекрень»,что означает: с залихватским наклоном набок.
Поэт хотел показать непривычный образ, поэтому предложения ,в основном, простые, а сказуемые выражены существительными, краткими прилагательными и причастиями.
Погашен свет .Простужены дома.
Зима-гетера.
Усмешка нагловата и нежна.
Для текста стихотворения характерна также инверсия главных членов предложения:
Является мисс-мистика…
Снежинствует она.
Инверсия использована Д.Немировской для выделения наиболее значимых слов и повышения интонационной выразительности. Поэтому коммуникативно вежные слова перенесены в начала предложений.
Для синтаксического строя стиха характерно многосоюзие или полисиндетон, т.е. такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом:
С мозгами и береткой набекрень
И мыслями о добром и о вечном…
При помощи многосоюзия автор подчёркивает единство перечисляемого.
Прием аллитерации ,стройный звуковой ряд (ш-ж, с-з, б-р) выделяет в речевом потоке отдельные слова, наиболее важные и звучные.
В стихотворении доминирует разговорная лексика: «с мозгами набекрень», «забитая , побитая жена» , «мстит подвыпившим прохожим».Встречаются заимствования: «гетера»,а вот «мисс»-это ,скорее всего, дань моде. Гетера, свободная женщина, вырвавшаяся из-под чьей-то власти и потому, возможно, злорадствующая , предвкушающая месть.
Использование сочетания мисс-мистика тоже не случайно. Ведь слово «мисс» (здесь в значении: самая лучшая) подчёркивает исключительность, неповторимость зимы как явления загадочного, необъяснимого.
Особенностью языка автора является необычное сочетание слов: «в однообразном платье подвенечном».Эпитет «однообразный» (постоянный, неменяющийся)не привычен для торжественного «подвенечное платье».
Для Д. Немировской характерна огромная работа над словом. Усмешка зимы «нагловата», но не нагла, т.е. не так дерзка, непочтительна, а даже еще и - «нежна».
По словам Л.Н.Толстого, искусство писателя состоит в том, чтобы находить единственно нужное размещение единственно нужных слов. Этим искусством Дина Немировская владеет прекрасно.
Самые обычные слова, объединенные определенным образом, создают у поэтессы неповторимые картины природы.
Таким образом, вся палитра средств, используемых автором, помогает читателю увидеть привычную зиму с неожиданной стороны, зримо представить себе яркий образ ,глубоко проникнуть в содержание текста.
По моему мнению, стихи Дины Немировской следует читать с готовностью в какой-то момент мысленно улыбнуться.
Итак, в стихотворении «Зима» мы видим тщательную, вдумчивую работу автора над словом.
Это придает произведению идейно- образную целостность и стилевое своеобразие.
У Дины Немировской - свое видение мира, окружающей жизни; чувствуется оригинальность поэтического почерка. В ее стихах слышится взволнованный голос ее сердца и разума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Анализ стихотворения Н.Заболоцкого "При первом наступлении зимы"
Стихотворение Н.Заболоцкого "При первом наступлении зимы" не входит в перечень обязательных для изучения произведений. Но строки, написанные зрелым мастером, способны затронуть не только умы, но и сер...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Анализ стихотворения «Воробей»
Задание для самостоятельной работы...
Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.
Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...