Проектная деятельность
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Проектная деятельность
на уроке литературы по творчеству А.С. Пушкина
Цель урока: расширить знания учащихся о детстве и юности А.С. Пушкина, показать влияние народного творчества на будущее поэта, ввести в мир пушкинской сказки, развивать речь и воображение учащихся.
Задачи урока:
- расширение знаний по творчеству Пушкина
- развитие мыслительной деятельности
- воспитание любви к литературе
Оборудование: иллюстрации, мультимедиа, репродукции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt.doc | 386 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор урока: Мазитова Лилия Камиловна
Проектная деятельность
на уроке литературы по творчеству А.С. Пушкина
Цель урока: расширить знания учащихся о детстве и юности А.С. Пушкина, показать влияние народного творчества на будущее поэта, ввести в мир пушкинской сказки, развивать речь и воображение учащихся.
Задачи урока:
- расширение знаний по творчеству Пушкина
- развитие мыслительной деятельности
- воспитание любви к литературе
Оборудование: иллюстрации, мультимедиа, репродукции.
План урока.
Орг.момент.
Сегодня мы проведём урок литературы, используя проектную деятельность по творчеству А.С.Пушкину.
Вступительное слово о поэте.
- эпиграф " Я лиру посвятил народу своему» А.С.Пушкин.
Каждый год мы возвращаемся к творчеству Пушкина. Мы открываем новую страничку его жизни, творчества.. его окружения , его времени.
Объяснение этапов урока.
Учащиеся 6 класса были поделены на проектные группы, каждая группа выбрала свою тему исследовательской работы. У нас получились следующие группы:
- биографы
- литературоведы
- иллюстраторы
- актёрского мастерства
Каждая группа представит результаты своего труда.
1 Биографы:
Годы детства А.С.Пушкина
(1799-1811)
- Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в обедневшей дворянской семье (отец его был майор в отставке).
-Детство поэта прошло в Москве и подмосковном селе Захарове
-Сельцо Захарово… Так называлось это небольшое имение в сорока верстах от Москвы по Можайской дороге, когда его в 1804 году купила бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал. С тех пор, в течение шести лет семейство Пушкиных выезжало сюда из Москвы на лето, а один год провело здесь и зиму.
-Пушкин вспоминал, как в детстве носился он по полям и рощам и, «воображая себя былинным героем, сшибал палкою верхушки растений». В одном из стихотворений шестнадцатилетний Пушкин пишет:
«Мне видится мое селение, Мое Захарово; оно С заборами в реке волнистой, С мостом и рощею тенистой Зерцалом вод отражено. На холме домик мой…
Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.
-Маленький Саша рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. Пушкин-отец писал стихи и даже целые поэмы. Иногда сам читал детям комедии Мольера по-французски.
- Няня поэта, Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.
«Мастерица ведь была. И откуда что брала!
А куды разумны шутки, Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины Православной старины, » - вспоминал о ней Пушкин.
- Бабушка Марья Алексеевна, «женщина ума светлого и образованного», происходившая из древнего рода, любила вспоминать о былом, о деде своего мужа Арапе Петра Великого, Абраме Ганнибале, об обычаях и нравах дворян 18 столетия…
В доме родителей Пушкина собирались просвещенные литераторы тогдашней Москвы:
Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев,
В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков.
- Уже в семь лет Пушкин сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца.
-Дядя поэта, Василий Львович Пушкин был довольно знаменитым поэтом. Именно он приехал в Петербург со своим племянником для устройства его в Царскосельский Лицей.
Лицей (1811 - 1817)
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни привело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
-В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания (довольно беспорядочного), Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров.
-Лицеем в Древней Греции называлась роща при храме Аполлона, где Аристотель обучал своих учеников. Обучение шло во время прогулок по роще.
- В свободных, непринужденных беседах и спорах учитель и ученики совместно искали ответы на сложнейшие философские вопросы. Александру I хотелось видеть нечто подобное в саду своей летней резиденции – Царского Села.
- Началась шестилетняя лицейская жизнь. Возглавили Лицей прекрасные педагоги В.Ф. Малиновский и позднее Е.А. Энгельгардт. К чтению лекций были приглашены опытные преподаватели А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Н.Ф. Кошанский и другие. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Явно преобладали гуманитарные науки.
- Воспитанники-лицеисты жили на четвертом этаже.
На лицейских дверях – таблички. В комнате столик, рукомойник, железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, чернильница и подсвечник с щипцами. Гувернеры и инспекторы жили внизу.
-Второй этаж: столовая, больница, канцелярия, конференц-зал (именно здесь читал Пушкин свои стихи Державину).
Третий этаж – учебный. Классы, кабинеты, библиотека, место для отдыха и забав.
Распорядок дня в Лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти занятия - "класс". В девять - чай. До десяти прогулка. С десяти до двенадцати опять "класс". От двенадцати до часу - прогулка. В час - обед. От двух до трех - чистописание или рисование. От трех до пяти - другие уроки. В пять - чай. До шести - прогулка, потом повторение уроков или "вспомогательный класс". В половине девятого - ужин. После ужина до десяти - отдых. В десять - вечерняя молитва и сон. Утренние и вечерние молитвы читали по очереди вслух. Уже на молитве хотелось есть, и тяжело было дожидаться, когда пройдут два урока и их поведут в столовую.
- В Лицее увлекались литературой, писали стихи и критические статьи, издавали рукописные сборники своих произведений: "Для удовольствия и пользы", "Юные пловцы", "Лицейский мудрец". Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер и А.Д. Илличевский были их деятельными участниками. Первенствовал Пушкин.
-Дружба и поэзия связали на всю жизнь "святое братство", "союз поэтов" - Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера; дружба стала лейтмотивом стихов Пушкина, посвященных Лицею и лицеистам.
-В 1815 году на экзамене Пушкин поразил своим стихотворением "Воспоминание о Царском Селе" знаменитого в то время Державина.
-Вот как вспоминает об этом сам Пушкин: «Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей. Когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Я убежал. Державин был в восторге, он меня требовал, хотел обнять. Меня искали, но не нашли».
- Все без исключения выпускники Лицея впоследствии с любовью вспоминали о шести годах, прожитых в Царском Селе. Первый "пушкинский" курс породил традицию ежегодных встреч в день открытия Лицея.
2 Литературоведы:
Творчество Пушкина многогранно, он создавал как лирические стихи о природе, дружбе, судьбе родины, так и повести , и весёлые озорные сказки. Наша проектно группа выбрала лирику Пушкина.
- выступление детей
Няне Комос Отрывок из романа Михайлова
« Евгений Онегин»
Подруга дней моих суровых, Зима! Крестьянин торжествуя,
Голубка дряхлая моя! На дровнях обновляет путь
Его лошадка, снег почуя,
Одна в глуши лесов сосновых Плетётся рысью как - нибудь;
Давно, давно ты ждёшь меня. Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ты под окном своей светлицы Ямщик сидит на облучке
Горюешь будто на часах. В тулупе, в красном кушаке.
И медлят поминутно спицы Вот бегает дворовый мальчик,
В твоих наморщенных руках. В салазки жучку посадив,
Глядишь в забытые вороты Себя в коня преобразив,
На чёрный отдалённый путь; Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно.
Тоска, предчувствия заботы а мать грозит ему в окно.
Теснят твою всечасно грудь.
- Вопросы по текст" Няне"
- какими ласковыми словами называет поэт няню?
-как представляются поэту занятия няни?
-как вы понимаете выражение "Давно, давно ты ждешь меня…"
"Зима"
- каким вы видите крестьянина?
- дворового мальчика?
- какое настроение вызывает стихотворение?
Ведущий: Особое место в творчестве Пушкина играют сказки. Пушкин не мог их не написать, то что запало в душу поэта с детских лет должно было отразиться в его творчестве.
- Первой Пушкин сочинил озорную сказку "Сказку о попе Ио работнике его Балде" в 1830 году, в свою великую Болдинскую осень. Его увлекли чисто русские ритмы народной былинной песни.
- Самая светлая, волшебно счастливая сказка "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди" появилась в 1831 году.
- Следующей сказкой стала "Сказка о рыбаке и рыбке". Написанная в 1833 году. где происходят жестокие дела и вершится справедливость.
- А дальше написано лирическое адажио "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" в 1833 году. В этой сказке никто не наказывается. Но и не прощается.
- в 1834 году будет написана" зловеще - загадочная сказка «Сказка о золотом петушке», где зло впервые наказано смертью.
- Релаксация.
Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко и ровно
Будто мы лежим на травке. На зелёной мягкой травке.
Греет солнышко на нас. Ножки тёплые у нас
Дышится легко и ровно.
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать
3 Иллюстраторы:
Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
К сказкам А.С.Пушкина существует множество иллюстраций, выполненных известными русскими живописцами.
Ива́н Я́ковлевич Били́бин
— русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель.
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам.
-Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.
-«Сказку о царе Салтане» И.Билибин иллюстрировал первой. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И все-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезенных из Греции, Турции, Ирана, Италии. А вот рисунок, где царь принимает корабельщиков. На переднем плане царь восседает на троне, а перед ним склонились в поклоне гости. Мы можем их всех разглядеть. Заключительная сцена пира: перед нами царские палаты, в центре стоит стол, покрытый вышитой скатертью. За столом сидит вся царская семья.
-«Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа.. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки.
-Огромный успех имели иллюстрации Билибина к пушкинским сказкам. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.
Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объем и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.
Михаил Александрович Врубель
Врубель, Михаил Александрович - один из замечательнейших русских художников (1856 - 1910).
Врубель - один из немногих истинно гениальных русских художников. Картины Врубеля - подлинные жемчужины таланта, вдохновения и поэзии среди скучной и унылой живописи рубежа веков. В России было немало талантливых художников, но гениев - единицы, и одним из самых крупных является Врубель.
Царевна-Лебедь
-Царевна-Лебедь – героиня "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. -Царевна-Лебедь – существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передает ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением.
Травников Герман Алексеевич
(род. 1937) – Живописец, заслуженный художник Российской Федерации, почетный гражданин Курганской области
Родился в с. Мехонское Шатровского района Курганской обла сти. Начал рисовать в возрасте трех с половиной лет.
В 1945 поступил в первый класс начальной школы в с. Боровлянском (Белозерского района Курганской области).
В 1963 г. закончил Свердловское художе ственное училище.
Работать начал художником на Курганмашзаводе. Затем служил в армии в При морском крае. И снова художник - в киноте атре "Спутник", пединституте, комитете по телевидению и радиовещанию.
В1982 г. ему присвоено звание "Заслужен ный художник России".
Много путешествовал. Как результат се рии акварелей: "Русский север , "Тува", "Камни Армении", "Мосты Москвы", "На по лях Польши", "По Уралу" и др. Но основной темой всегда было родное Зауралье.
Работы Г.А. Травникова находятся в Го сударственной Третьяковской галерее, Кур ганском, Архангельском, Красноярском,Туркменском, Карельском художественных музеях, в музеях Польши, Болгарии, Пер ми, Кызыла, художественных галереях Ека теринбурга, Челябинска, Тюмени и других городов. Его картины есть во многих част ных собраниях и организациях разных стран. К примеру, в частных коллекциях Мстислава Ростроповича, семьи бывшего премьер-министра Пакистана Бхутто, у це нителей живописи США, Японии, Италии, Австралии, Аргентины и др.
Г.А. Травников награжден медалями "За тру довую доблесть", "850-летие Москвы", орде ном "За заслуги перед польской культурой".
Учащиеся, которые хорошо рисуют, тоже создали свои иллюстрации.
4 Актёрская группа:
На сценах драматических театров не редко появляются афиши с названием Пушкинских сказок, а мы сегодня посмотрим отрывок из сказки о царе Салтане.
Три девицы под окном
пряли поздно вечерком.
« Кабы я была царица,-
Говороит одна сестрица
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»
« Кабы я была царица .-
Говорит её сестрица
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна»
« Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица
Я б для батюшки царя
Родила богатыря.
Только вымолвить успела
Дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему
«Здравствуй, красная девица,-
Говорит он.-будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж. голубушки - сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой
Будь одна из вас ткачиха.
А другая повариха.
В сени вышел царь - отец.
Все пустились во дворец.
Царь не долго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за мир честной
Сел с царицей молодой.
5 Затейники:
А теперь мы посмотрим как хорошо вы знаете сказки?
Разминка. (Команды отвечают по очереди.)
1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).
2. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? (“Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!”.)
3. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”? (“Дурачина ты, простофиля”.)
4. Откуда эти строки?
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного?”
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)
5. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)
6. Какое приданое приготовил царь-отец царевне в “Сказке о мертвой царевне”? (Семь торговых городов да 140 теремов.)
Отгадайте этого героя Пушкина.
1
5. Эта героиня всегда жила в воде.
4. В ее имени встречалось название драгоценного металла.
3. Однажды ее вынули из привычной среды обитания.
2. Чтобы вернуться домой, ей пришлось кое-что пообещать.
1. Но непомерные притязания другого человека вынудили ее аннулировать все благодеяния.
(Золотая рыбка)
2
5. Этот герой всегда жил в воде.
4. На сушу он выбирался ежедневно в определенные часы.
3. Он командовал воинским подразделением.
2. Вместе с подчиненными он нес пограничный дозор.
1. Под его командованием находилось тридцать три богатыря.
(Дядька Черномор)
3
5. Эта героиня жила возле воды.
4. Жила она очень бедно, занимаясь обычным крестьянским рукоделием.
3. Но тяжелая жизнь не сделала ее доброй и отзывчивой.
2. Наоборот, она была эгоистичная, злая и жадная.
1.Если бы не эта жадность, она могла бы остаться царицей.
(Старуха)
4
5. Этот герой почти всегда жил в воде.
4. На сушу он выбирался очень редко, поэтому не знал точно, что же происходит у людей.
3. Был он очень старым, поэтому хитрый человек его легко обвел вокруг пальца.
2. Хотя у него были молоденькие внуки, он любил тишину и покой.
1. За то, чтобы вернуть себе покой, ему пришлось выложить кучу денег.
(Старый черт)
5
5. Эта героиня довольно часто жила на воде.
4. В ее распоряжении было два космических объекта.
3. Однажды ей чудом удалось избежать смерти от лап злого чародея.
2. От смерти ее спас богатырь.
1. Она умела превращаться в белую птицу.
(Царевна-лебедь)
Ответы:
1. 1. Золотая рыбка
2. 2. Дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане»
3. 3. Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»
4. 4. Старый черт из «Сказки о попе и работнике его Балде»
5. 5. Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане»
№ | Цитаты - оборвыши | Ответ |
1 | Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На…. | раздутых парусах. « Сказка о царе Салтане..» |
2 | Ой, вы, гости-господа! Долго ль ездили? Куда? Ладно ль за морем…. | иль худо. « Сказка о царе Салтане». |
3 | А царевна молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем все шла да шла И…. | на терем набрела. « Сказка о мертвой царевне..» |
4 | Жил старик со своею старухой У самого … | синего моря. « Сказка о рыбаке и рыбке» |
5 | Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь…
| стаи туч. « Сказка о мертвой царевне..» |
6 | Свет мой зеркальце! Скажи Да всю правду доложи… | Я ль на свете всех милее? « Сказка о мертвой царевне» |
7 | Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть… | кой-какого товару. «Сказка о попе и его работнике Балде» |
8 | У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. И днем и ночью… | кот ученый Все ходит по цепи кругом. «Руслан и Людмила» |
9 | Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Кабы я была… | царицей. «Сказка о царе Салтане» |
Вопросы на повторение:
- в каком имении родился Пушкин?
- в каком учебном заведении учился?
- кто присутствовал на экзамене?
- назовите сказки Пушкина.
- кто из художников делал иллюстрации?
- назовите курганского художника?
Итог урока: Рефлексия.
Вот и заканчивается наш урок по творчеству Пушкина. Надеемся, что каждый из вас нашел что - то новое и интересное.
- как вы думаете уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет?
- что было трудно для вас больше всего?
- что вы считаете получилось лучше?
- как бы вы оценили свою работу?
Подрастая, девчонки, мальчишки.
Дома, в школах , и в детских садах
Открывают красивые книжки,
Необычные сказки в стихах
Заражаясь романтикой древней
Не боятся преград на пути
И торопятся к спящей царевне
Поскорее на помощь прийти.
Царь Додон будет вскоре убитым
Золотым петушком за обман.
И старуха с разбитым корытом,
Потому что ей разум не дан.
Смелым справиться просто с бедою
Побеждают коварство не раз.
А работник , что назван Балдою
Поумней, может, многих из нас.
Там русалки, колдуньи, зверюшки.
И царевич выходит на бой.
Здравствуй мир, под названием Пушкин -
Необъятный, прекрасный, живой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектнаядеятельность в школьной библиотеке
Статья расскрывает роль проектной деятельности в школьной библиотеке....