Проектная деятельность
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Проектная  деятельность

 на   уроке  литературы  по  творчеству  А.С. Пушкина

 

 

Цель  урока:   расширить  знания  учащихся  о  детстве  и  юности  А.С. Пушкина,   показать  влияние  народного  творчества   на  будущее  поэта, ввести  в  мир  пушкинской  сказки,  развивать  речь  и  воображение  учащихся.

 

Задачи  урока:

-  расширение  знаний  по  творчеству  Пушкина

- развитие  мыслительной  деятельности

- воспитание  любви  к  литературе

 

Оборудование:  иллюстрации, мультимедиа, репродукции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-proekt.doc386 КБ

Предварительный просмотр:

Автор урока: Мазитова Лилия Камиловна

Проектная  деятельность

 на   уроке  литературы  по  творчеству  А.С. Пушкина

Цель  урока:   расширить  знания  учащихся  о  детстве  и  юности  А.С. Пушкина,   показать  влияние  народного  творчества   на  будущее  поэта, ввести  в  мир  пушкинской  сказки,  развивать  речь  и  воображение  учащихся.

Задачи  урока:

-  расширение  знаний  по  творчеству  Пушкина

- развитие  мыслительной  деятельности

- воспитание  любви  к  литературе

Оборудование:  иллюстрации, мультимедиа, репродукции.

План  урока.

Орг.момент.

Сегодня  мы  проведём  урок  литературы,  используя     проектную  деятельность  по  творчеству  А.С.Пушкину.

Вступительное  слово  о  поэте.

-  эпиграф  "   Я лиру посвятил  народу  своему»  А.С.Пушкин.

Каждый  год мы  возвращаемся  к  творчеству  Пушкина.  Мы  открываем  новую  страничку  его  жизни,  творчества.. его  окружения , его времени.

Объяснение    этапов  урока.

Учащиеся   6  класса  были  поделены  на   проектные  группы,  каждая  группа  выбрала  свою  тему  исследовательской  работы.  У  нас  получились  следующие  группы:

-  биографы

-  литературоведы

-  иллюстраторы

- актёрского  мастерства

Каждая  группа  представит  результаты  своего  труда.

1     Биографы:

Годы детства А.С.Пушкина

(1799-1811)

- Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в обедневшей дворянской семье (отец его был майор в отставке).

-Детство поэта прошло в Москве и подмосковном селе Захарове

-Сельцо Захарово… Так называлось это небольшое имение в сорока верстах от Москвы по Можайской дороге, когда его в 1804 году купила бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал. С тех пор, в течение шести лет семейство Пушкиных выезжало сюда из Москвы на лето, а один год провело здесь и зиму.

-Пушкин вспоминал, как в детстве носился он по полям и рощам и, «воображая себя былинным героем, сшибал палкою верхушки растений». В одном из стихотворений шестнадцатилетний Пушкин пишет:
«Мне видится мое селение, Мое Захарово; оно С заборами в реке волнистой, С мостом и рощею тенистой Зерцалом вод отражено. На холме домик мой…

 Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

-Маленький Саша рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. Пушкин-отец писал стихи и даже целые поэмы. Иногда  сам читал детям комедии Мольера по-французски.

- Няня поэта, Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.

 «Мастерица ведь была. И откуда что брала!

А куды разумны шутки, Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины Православной старины, » - вспоминал о                         ней Пушкин.

- Бабушка Марья Алексеевна, «женщина ума светлого и образованного», происходившая из древнего рода, любила вспоминать о былом, о деде своего мужа Арапе Петра Великого, Абраме Ганнибале, об обычаях и нравах дворян 18 столетия…

   В доме родителей Пушкина собирались просвещенные литераторы тогдашней Москвы:

   Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев,

  В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков.

- Уже в семь лет Пушкин сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца.

 -Дядя поэта, Василий Львович Пушкин  был довольно знаменитым поэтом. Именно он  приехал в Петербург со своим племянником для устройства его в Царскосельский Лицей.

                                       Лицей (1811 - 1817)

  Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни привело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

-В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания (довольно беспорядочного), Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров.

-Лицеем в Древней Греции называлась роща при храме Аполлона, где Аристотель обучал своих учеников. Обучение шло во время прогулок по роще.

 -  В свободных, непринужденных беседах и спорах учитель и ученики совместно искали ответы на сложнейшие философские вопросы. Александру I хотелось видеть нечто подобное в саду своей летней резиденции – Царского Села.

- Началась шестилетняя лицейская жизнь. Возглавили Лицей прекрасные педагоги В.Ф. Малиновский и позднее Е.А. Энгельгардт. К чтению лекций были приглашены опытные преподаватели А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Н.Ф. Кошанский и другие. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Явно преобладали гуманитарные науки.

 -  Воспитанники-лицеисты жили на четвертом этаже.

   На лицейских дверях – таблички. В комнате столик, рукомойник, железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, чернильница и подсвечник с щипцами. Гувернеры и инспекторы жили внизу.

-Второй этаж: столовая, больница, канцелярия, конференц-зал (именно здесь читал Пушкин свои стихи Державину).
Третий этаж – учебный. Классы, кабинеты, библиотека, место для отдыха и забав.

 Распорядок дня в Лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти занятия - "класс". В девять - чай. До десяти прогулка. С десяти до двенадцати опять "класс". От двенадцати до часу - прогулка. В час - обед. От двух до трех - чистописание или рисование. От трех до пяти - другие уроки. В пять - чай. До шести - прогулка, потом повторение уроков или "вспомогательный класс". В половине девятого - ужин. После ужина до десяти - отдых. В десять - вечерняя молитва и сон. Утренние и вечерние молитвы читали по очереди вслух. Уже на молитве хотелось есть, и тяжело было дожидаться, когда пройдут два урока и их поведут в столовую.

-  В Лицее увлекались литературой, писали стихи и критические статьи, издавали рукописные сборники своих произведений: "Для удовольствия и пользы", "Юные пловцы", "Лицейский мудрец". Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер и А.Д. Илличевский были их деятельными участниками. Первенствовал Пушкин.

-Дружба и поэзия связали на всю жизнь "святое братство", "союз поэтов" - Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера; дружба стала лейтмотивом стихов Пушкина, посвященных Лицею и лицеистам.

-В 1815 году на экзамене Пушкин поразил своим стихотворением "Воспоминание о Царском Селе" знаменитого в то время Державина.

-Вот как вспоминает об этом сам Пушкин: «Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей. Когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Я убежал. Державин был в восторге, он меня требовал, хотел обнять. Меня искали, но не нашли».

  -  Все без исключения выпускники Лицея впоследствии с любовью вспоминали о шести годах, прожитых в Царском Селе. Первый "пушкинский" курс породил традицию ежегодных встреч в день открытия Лицея.

2        Литературоведы:

Творчество  Пушкина  многогранно,  он  создавал  как  лирические  стихи  о  природе,  дружбе,  судьбе  родины,   так  и    повести , и   весёлые  озорные  сказки. Наша  проектно  группа  выбрала  лирику  Пушкина.

-  выступление  детей

 

Няне   Комос                                                                 Отрывок  из  романа Михайлова

                                                                                           «  Евгений   Онегин»

Подруга  дней  моих  суровых,                                 Зима!  Крестьянин  торжествуя,

Голубка  дряхлая  моя!                                 На  дровнях  обновляет  путь

                                                                            Его  лошадка,  снег  почуя,

Одна  в  глуши лесов  сосновых        Плетётся  рысью  как -  нибудь;

Давно, давно   ты ждёшь  меня.        Бразды  пушистые  взрывая,  

                                                                                          Летит  кибитка  удалая;

Ты  под  окном  своей  светлицы        Ямщик  сидит  на  облучке

Горюешь  будто  на  часах.        В  тулупе, в  красном  кушаке.

И  медлят  поминутно  спицы        Вот  бегает  дворовый  мальчик,

В  твоих  наморщенных  руках.        В  салазки  жучку  посадив,

Глядишь  в  забытые  вороты        Себя  в  коня  преобразив,

На  чёрный  отдалённый  путь;        Шалун  уж  заморозил  пальчик:

                                                                                          Ему  и  больно  и  смешно.

Тоска, предчувствия  заботы        а  мать  грозит  ему  в  окно.

Теснят  твою  всечасно  грудь.

-  Вопросы  по  текст" Няне"

-  какими  ласковыми  словами  называет  поэт  няню?

-как  представляются  поэту  занятия  няни?

-как   вы  понимаете  выражение  "Давно,  давно  ты  ждешь  меня…"

            "Зима"

-  каким  вы  видите  крестьянина?

-  дворового  мальчика?

-  какое  настроение  вызывает  стихотворение?

Ведущий: Особое  место  в  творчестве  Пушкина  играют  сказки.  Пушкин  не  мог  их  не  написать,  то  что  запало  в  душу  поэта  с  детских  лет  должно  было  отразиться  в  его  творчестве.

 

-   Первой  Пушкин  сочинил   озорную  сказку  "Сказку  о  попе  Ио  работнике  его  Балде"  в  1830  году,  в  свою  великую  Болдинскую  осень.  Его  увлекли  чисто   русские   ритмы  народной  былинной  песни.

-    Самая  светлая,   волшебно  счастливая  сказка  "Сказка  о  царе  Салтане,  о  сыне  его  славном  и  могучем  богатыре  князе  Гвидоне  и  о  прекрасной  царевне  лебеди"  появилась  в  1831  году.

-  Следующей  сказкой  стала  "Сказка  о  рыбаке  и  рыбке".  Написанная  в  1833  году.  где  происходят  жестокие  дела  и  вершится  справедливость.

-  А  дальше  написано  лирическое  адажио  "Сказка   о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях"  в  1833  году.  В  этой  сказке  никто  не  наказывается.  Но  и  не  прощается.

-  в  1834  году  будет  написана"  зловеще  -  загадочная  сказка «Сказка  о  золотом  петушке»,  где  зло  впервые  наказано  смертью.

 -    Релаксация.

Реснички  опускаются, глазки  закрываются

Мы  спокойно  отдыхаем.  Сном   волшебным  засыпаем.

Дышится  легко  и  ровно

Будто  мы  лежим  на  травке.  На  зелёной  мягкой  травке.

Греет  солнышко  на  нас.  Ножки  тёплые  у  нас

Дышится  легко  и  ровно.

Мы  спокойно  отдыхали, сном  волшебным  засыпали

Хорошо  нам  отдыхать, но  пора  уже  вставать

3    Иллюстраторы:

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

К сказкам А.С.Пушкина существует множество иллюстраций, выполненных известными русскими живописцами.

Ива́н Я́ковлевич Били́бин

 — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам.

-Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.

-«Сказку о царе Салтане» И.Билибин иллюстрировал первой. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И все-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезенных из Греции, Турции, Ирана, Италии. А вот рисунок, где царь принимает корабельщиков. На переднем плане царь восседает на троне, а перед ним склонились в поклоне гости. Мы можем их всех разглядеть. Заключительная сцена пира: перед нами царские палаты, в центре стоит стол, покрытый вышитой скатертью. За столом сидит вся царская семья.

-«Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое.  Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа.. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки.

-Огромный успех имели иллюстрации Билибина к пушкинским сказкам. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объем и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

Михаил Александрович Врубель

Врубель, Михаил Александрович - один из замечательнейших русских художников (1856 - 1910).

Врубель - один из немногих истинно гениальных русских художников. Картины Врубеля - подлинные жемчужины таланта, вдохновения и поэзии среди скучной и унылой живописи рубежа веков. В России было немало талантливых художников, но гениев - единицы, и одним из самых крупных является Врубель.


Царевна-Лебедь 

-Царевна-Лебедь – героиня "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. -Царевна-Лебедь – существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передает ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением.

Травников Герман Алексеевич

 (род. 1937) – Живописец, заслуженный художник Российской Федерации, почетный гражданин Курганской области

 

Родился  в с. Мехонское Шатровского района Курганской обла сти.  Начал рисовать в возрасте трех с половиной лет.

В 1945 поступил в первый класс начальной школы в с. Боровлянском (Белозерского района Курганской области).

 В 1963 г. закончил Свердловское  художе ственное училище.

Работать начал художником на Курганмашзаводе. Затем служил в армии в При морском крае. И снова художник - в киноте атре "Спутник", пединституте, комитете по телевидению и радиовещанию.

В1982 г. ему присвоено звание "Заслужен ный художник России".

Много путешествовал. Как результат се рии акварелей: "Русский север , "Тува", "Камни Армении", "Мосты Москвы", "На по лях Польши", "По Уралу" и др. Но основной темой всегда было родное Зауралье.

Работы Г.А. Травникова находятся в Го сударственной Третьяковской галерее, Кур ганском, Архангельском, Красноярском,Туркменском, Карельском художественных музеях, в музеях Польши, Болгарии, Пер ми, Кызыла, художественных галереях Ека теринбурга, Челябинска, Тюмени и других городов. Его картины есть во многих част ных собраниях и организациях разных стран. К примеру, в частных коллекциях Мстислава Ростроповича, семьи бывшего премьер-министра Пакистана Бхутто, у це нителей живописи США, Японии, Италии, Австралии, Аргентины и др.

Г.А. Травников  награжден медалями "За тру довую доблесть", "850-летие Москвы", орде ном "За заслуги перед польской культурой".

Учащиеся,  которые  хорошо  рисуют, тоже  создали  свои  иллюстрации.

4    Актёрская  группа:

На  сценах  драматических  театров  не  редко  появляются  афиши  с  названием  Пушкинских  сказок,  а  мы  сегодня  посмотрим  отрывок  из  сказки  о царе  Салтане.

Три  девицы  под  окном  

пряли  поздно  вечерком.

« Кабы   я  была  царица,-

Говороит  одна  сестрица

То на  весь  крещеный  мир

Приготовила  б  я  пир»

« Кабы  я  была царица .-

Говорит  её  сестрица

То  на  весь  бы  мир  одна  

Наткала  я  полотна»

« Кабы  я  была  царица,-

Третья  молвила  сестрица

Я  б  для  батюшки  царя  

Родила  богатыря.

Только  вымолвить  успела  

Дверь  тихонько  заскрипела

И  в  светлицу  входит  царь,  

Стороны  той  государь

Во  всё  время  разговора

Он  стоял  позадь  забора;

Речь  последней  по  всему

Полюбилася  ему

«Здравствуй,  красная  девица,-

Говорит  он.-будь  царица

И  роди  богатыря

Мне  к  исходу  сентября.

Вы ж.  голубушки  -  сестрицы,

Выбирайтесь  из  светлицы,

Поезжайте  вслед  за  мной,

Вслед  за  мной  и  за  сестрой

Будь  одна  из  вас  ткачиха.

А  другая  повариха.

В  сени  вышел  царь  -  отец.

Все  пустились  во  дворец.

Царь  не  долго  собирался:

В  тот  же  вечер обвенчался.

Царь  Салтан   за  мир  честной

Сел с  царицей  молодой.

5   Затейники:

А  теперь  мы  посмотрим  как  хорошо  вы  знаете  сказки?

Разминка. (Команды отвечают по очереди.) 

1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).

2. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? (“Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!”.)

3. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”? (“Дурачина ты, простофиля”.)

4. Откуда эти строки?

“Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного?”

(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

5. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)

6. Какое приданое приготовил царь-отец царевне в “Сказке о мертвой царевне”? (Семь торговых городов да 140 теремов.)

                           Отгадайте этого героя Пушкина.

1

5. Эта героиня всегда жила в воде.

4. В ее имени встречалось название драгоценного металла.

3. Однажды ее вынули из привычной среды обитания.

2. Чтобы вернуться домой, ей пришлось кое-что пообещать.

1. Но непомерные притязания другого человека вынудили ее аннулировать все благодеяния.

(Золотая рыбка)

2

5. Этот герой всегда жил в воде.

4. На сушу он выбирался ежедневно в определенные часы.

3. Он командовал воинским подразделением.

2. Вместе с подчиненными он нес пограничный дозор.

1. Под его командованием находилось тридцать три богатыря.

(Дядька Черномор)

3

5. Эта героиня жила возле воды.

4. Жила она очень бедно, занимаясь обычным крестьянским рукоделием.

3. Но тяжелая жизнь не сделала ее доброй и отзывчивой.

2. Наоборот, она была эгоистичная, злая и жадная.

1.Если бы не эта жадность, она могла бы остаться царицей.

(Старуха)

4

5. Этот герой почти всегда жил в воде.

4. На сушу он выбирался очень редко, поэтому не знал точно, что же происходит у людей.

3. Был он очень старым, поэтому хитрый человек его легко обвел вокруг пальца.

2. Хотя у него были молоденькие внуки, он любил тишину и покой.

1. За то, чтобы вернуть себе покой, ему пришлось выложить кучу денег.

(Старый черт)

5

5. Эта героиня довольно часто жила на воде.

4. В ее распоряжении было два космических объекта.

3. Однажды ей чудом удалось избежать смерти от лап злого чародея.

2. От смерти ее спас богатырь.

1. Она умела превращаться в белую птицу.

(Царевна-лебедь)

 

Ответы:

1.      1. Золотая рыбка

2.      2.  Дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане»

3.      3. Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»

4.      4. Старый черт из «Сказки о попе и работнике его Балде»

5.      5. Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане»

           

 Цитаты - оборвыши

        Ответ

      1

 Ветер по морю гуляет

 И кораблик подгоняет.

 Он бежит себе в волнах

 На….

  раздутых  парусах.

  « Сказка о царе Салтане..»

      2

 Ой, вы, гости-господа!

 Долго ль ездили? Куда?

  Ладно ль за морем….

   иль худо.

  « Сказка о царе Салтане».

      3

 А царевна молодая,

 До зари в лесу блуждая,

 Между тем все шла да шла

 И….

 на терем набрела.

 « Сказка о мертвой царевне..»

      4

 Жил старик со своею старухой

 У самого …

 синего моря.

 « Сказка о рыбаке и рыбке»

      5

 Ветер, ветер, ты могуч,

 Ты гоняешь…

 

 стаи туч.

 « Сказка о мертвой царевне..»

      6

 Свет мой зеркальце! Скажи

 Да всю правду доложи…

 Я ль на свете всех милее?

 « Сказка о мертвой царевне»

     7

 Жил-был поп,

 Толоконный лоб.

 Пошел поп по базару

 Посмотреть…

 кой-какого товару.

 «Сказка о попе и его работнике Балде»

     8

 У лукоморья дуб зеленый,

  Златая цепь на дубе том.

 И днем и ночью…

 кот ученый

 Все ходит по цепи кругом.

 «Руслан и Людмила»

     9

 Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком.

 Кабы я была…

 царицей.

 «Сказка о царе Салтане»

Вопросы  на  повторение:

-  в  каком  имении  родился  Пушкин?

-  в  каком  учебном  заведении  учился?

-  кто  присутствовал  на  экзамене?

-  назовите  сказки  Пушкина.

-  кто  из  художников  делал  иллюстрации?

-  назовите  курганского  художника?

Итог  урока: Рефлексия.

Вот  и  заканчивается  наш  урок  по  творчеству  Пушкина. Надеемся,  что  каждый  из  вас  нашел  что  -  то  новое  и  интересное.

-  как  вы  думаете   уроки  с использованием проектной   деятельности  интересны  или  нет?

-  что  было  трудно  для  вас  больше  всего?

-  что  вы  считаете  получилось  лучше?

-  как  бы  вы  оценили  свою  работу?

  Подрастая,  девчонки,  мальчишки.

  Дома,  в  школах ,  и  в  детских  садах

  Открывают  красивые  книжки,

  Необычные  сказки  в  стихах

 Заражаясь  романтикой  древней

Не  боятся  преград  на  пути

И  торопятся  к  спящей  царевне

Поскорее  на  помощь  прийти.

Царь  Додон  будет  вскоре  убитым

Золотым  петушком  за  обман.

И  старуха  с  разбитым  корытом,

Потому  что  ей  разум  не  дан.

Смелым  справиться  просто  с  бедою

Побеждают  коварство  не  раз.

А  работник ,  что  назван  Балдою

Поумней,  может, многих  из  нас.

Там  русалки,  колдуньи,  зверюшки.

И  царевич  выходит  на  бой.

Здравствуй  мир, под  названием  Пушкин -

Необъятный,  прекрасный,  живой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектнаядеятельность в школьной библиотеке

Статья расскрывает роль проектной деятельности в школьной библиотеке....