Урок по произведению Вересаева Звезда
методическая разработка по литературе на тему

Работа по тексту произведения в рамках подготовки к  сочинению в форме ЕГЭ 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_proizvedeniyu_veresaeva_zvezda.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

Значит – это кому – нибудь нужно?

Значит – кто – то хочет, чтобы они были?

- Спрашивает своих  читателей  Маяковский.  Мне кажется, этот вопрос  волнует всех, кто способен видеть над собой звездное небо.

- Что  несут  людям   звезды?  (Свет)   Давайте попробуем составить синквейн к этому слову. Напоминаю, что синквейн  стоится следующим образом.  

«Свет  звезды»

(составление и прочтение работ)

  Писатель и литературовед     ВИССАРИОН     ВЕРЕСАЕВ        назвал одно из своих произведений   «ЗВЕЗДА».

- Как вы думаете, о чем будет это произведение?

(высказывания учащихся)

Это своеобразная притча. В словаре Владимира Даля читаем: «Притча – иносказательный рассказ с нравоучением».  

Какой же свет несла людям звезда в притче? Послушаем. Слушаем активно, выписываем в таблицу ключевые слова

     Это случилось в давние времена, в далеком, неведомом краю. Над  краем

царила вечная, черная  ночь.  Гнилые  туманы  поднимались  над  болотистой

землею и стлались в воздухе. Люди рождались, росли,  любили  и  умирали  в

сыром мраке.  Но иногда дыхание ветра разгоняло  тяжелые  испарения  земли.

Тогда с далекого неба на людей смотрели яркие  звезды.  Звездам молились жрецы. Звезды воспевали поэты. Не  было  никакого  сомнения,  что  через  несколько  миллионов лет небо засияет яркими  огнями  и  на  земле  наступит  царство  вечного лучезарного света. Все терпеливо  ждали  блаженного  времени  и  с надеждою на него  умирали.  Так  долгие  годы  шла  жизнь  людей  тихая  и  безмятежная и согревалась она кроткою верою в далекие звезды.

     Однажды звезды на  небе  горели  особенно  ярко.  И  вдруг из

толпы раздался голос:

     - Братья! Нам,  нам  нужен  этот  свет.  Нужен  больше  воздуха и пищи, больше матери и возлюбленной. Кто знает - быть может  есть   путь к звездам?  Быть может мы в силах сорвать их с неба и водрузить здесь,   среди нас, на радость всей земле! Пойдемте же искать пути, пойдемте искать    света для жизни!

     Один из старцев ответил:

     - Милый юноша! Всем нам понятна твоя тоска. Кто в свое время не болел этой звездной болезнью? Но невозможно человеку сорвать с неба  звезду.  Край  земли  кончается  глубокими провалами и безднами.  Так говорят опыт и мудрость.

     И ответил юноша:

     - Не к вам, мудрые, и обращаюсь я. Ваш опыт и мудрость ваша, ослепляет вас. К вам  взываю  я,  молодые  и  смелые сердцем

        И  он    ждал ответа…

-   Как вы думаете, что ответили ему молодые? Вы молодые люди, вам нужны звезды?

(ответы учащихся)

А теперь вернемся к тексту……

     Одни сказали:

     - Мы бы рады пойти. Но мы свет и радость в очах родителей наших и  не

можем причинить им печали.

     Другие сказали:

     - Мы бы рады пойти. Но мы только что начали строить наши дома, и  нам

нужно достроить их.

     Третьи сказали:

     - Привет тебе, юноша! Мы идем с тобою!

- Как Вы думаете, кто из них прав?  Можно ли назвать неважными те причины, по которым прозвучал отказ?

(ответы учащихся)

     Прошло много времени. Об  ушедших  не  было  вести.  Матери  оплакали

безрассудно погибших детей, и жизнь потекла по-прежнему.  Но вот однажды над темным краем  земли небо слабо осветилось мелькающим трепетным светом.

     Небо с каждым часом светлело.  Голубые  лучи  скользили  по  туманам,

пронизывали облака, широким светом заливали небесные равнины.

И трепет небывалой  радости  пробегал  по  земле.

- Звезда! Идет звезда! И  в  бурной  радости  побежали   люди навстречу. Яркие, как день, лучи гнали  перед  собою  гнилые  туманы.

Разорванные, взлохмаченные туманы метались и приникали  к  земле.  А  лучи били по ним, рвали на части и вгоняли в  землю.  Осветилась  и  очистилась  даль земли. Люди увидели, как широка эта даль, сколько  вольного  простору на земле и сколько братьев их живет во все стороны  от  них.  И  в  бурной  радости бежали они навстречу свету. По дороге  шел  юноша   и  высоко держал за луч сорванную с неба звезду. Он был один.

           - Где же остальные?

          - Все погибли. Прокладывали пути к небу сквозь провалы  и  бездны.  И

погибли смертью храбрых.

     Прошли дни. По-прежнему ярко сияла на площади звезда, высоко поднятая в руке юноши.  Но давно уже  не  было  в  городе  ликования.  Люди  ходили  сердитые и хмурые, потупив взоры, и старались не смотреть друг  на  друга….

-   Почему, как вы думаете?

На  место  разогнанных звездою гнилых туманов над городом невидимым туманом сгущалась    черная угрюмая злоба, зависть. Сгущалась, росла и  напрягалась.  И  под  гнетом  ее  нельзя было жить.

     - Долой звезду! Долой свет!  Долой проклятого звездоносца! - он лишил нас жизни и радости!  Пришел свет - и нет уж отрады  ни  в чем.  Каждый  наш  тайный  шаг,  каждое  скрытое    движение освещает неумолимый свет. Невозможно жить!    Да    погибнет свет!   Да живет тьма! Только горе и проклятье приносит  людям  свет    звезд.

- Для чего юноша принес людям, жившим во мраке,  звезду?  Как вы думаете, хватило ли юноше сил  противостоять  толпе.  Ведь толпа – это страшная сила. Трудно сказать: «Нет!» Трудно остаться яркой  личностью и не потерять свою индивидуальность!  Не быть растоптанным толпой!

Напишите  несколько  предложений, в которых бы содержался ответ юноши толпе.

- А в притче ответ бел таким:   И  к  вам обращаюсь я, честные и смелые сердцем. Познав свет, вы уже не захотите  жить во мраке. Идите  же в далекий  путь и несите сюда новые звезды    и не иссякнет свет их больше на  земле.  А  при  неугасающем  их  свете  невозможною  станет  такая  жизнь,  как  теперь.  

Люди разные и   воспринимают свет  по – разному.  Для кого – то он освещает дорогу  к новой жизни, а  в ком – то высвечивает самые темные уголки души.

У каждого из нас есть путеводная звезда.  Её свет указывает нам дорогу, дорогу яркой жизни, светлой жизни.  И пусть вам всегда хватает сил и смелости не прятаться от света своей звезды.

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают –

Значит – это кому – нибудь  нужно?

Значит  -  это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда!

Рабочий лист

1. Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

    1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
    2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
    3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
    4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
    5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________

2. «Таблица – синтез»

Ключевые  слова (словосочетания)

Почему эта цитата важна для меня

Письменный ответ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Окончание

 И заволновалась толпа,  и  бешеным  ревом  старалась  опьянить  себя,

заглушить ужас перед хулою своею  на  свет.  И  двинулась  на  Адеила.  Но

смертельно-ярко сияла звезда в руке звездоносца, и люди не смогли  подойти

к нему.

     - Братья, стойте! - вдруг раздался  голос  старого  жреца  Сатзоя.  -

Тяжкий грех берете вы на душу, проклиная свет. Чему мы  молились,  чем  мы

живем, как не светом? Но и ты, сын мой, - обратился он к Адеилу,  -  и  ты

совершил не меньший грех, снесши звезду на землю.  Правда,  великий  Брама

сказал: Блажен, кто стремится к звездам. Но дерзкие своею  мудростию  люди

неправильно  поняли   слово   Всемирно-чтимого.   Ученики   учеников   его

растолковали истинный смысл темного слова Всемудрого:  к  звездам  человек

должен стремиться лишь помыслами, а на земле тьма столь же  священна,  как

на небе - свет. И вот эту-то истину презрел  ты  своим  вознесшимся  умом.

Раскайся же, сын мой, брось звезду, и да воцарится на земле прежний мрак.

     Усмехнулся Адеил.

     - А ты думаешь, если я брошу, мир на земле не погиб уже навеки?

     И с ужасом почуяли люди, что правду сказал Адеил, что прежний мир уже

не возродится никогда. Тогда выступил вперед старый Тсур,  учитель  умных,

свет науки.

     - Безрассудно поступил ты, Адеил, и сам видишь  теперь  плоды  своего

безрассудства. По законам природы жизнь развивается медленно.  И  медленно

приближаются к жизни далекие  звезды.  При  их  постепенно  приближающемся

свете постепенно перестраивается и жизнь. Но ты не захотел  ждать.  Ты  на

свой страх сорвал звезду с неба и ярко осветил жизнь. Что  же  получилось?

Вот она кругом перед нами - грязная,  жалкая  и  уродливая.  Но  разве  мы

раньше не догадывались, что она  такова?  И  разве  в  этом  была  задача?

Невелика мудрость - сорвать с неба звезду и осветить  ей  уродство  жизни.

Нет, возьмись за трудную черную  работу  переустройства  жизни.  Тогда  ты

увидишь, легко ли очистить ее от накопившейся веками грязи, можно ли смыть

эту грязь хотя бы целым морем самого лучезарного  света.  Сколько  в  этом

детской неопытности! Сколько непонимания условий и законов  жизни!  И  вот

вместо радости ты принес на землю скорбь, вместо мира - войну. А ты мог бы

и теперь быть полезным жизни - разбей звезду, возьми из нее лишь маленький

осколок - и осколок этот осветит жизнь как раз  настолько,  сколько  нужно

для плодотворной и разумной работы над нею.

     И ответил Адеил:

     - Ты верно сказал Тсур! Не радость принесла сюда звезда, а скорбь  не

Мир,  а войну! Не этого ждал я, когда по крутым скалам карабкался к звездам,

когда вокруг меня обрывались и падали в бездну  товарищи.  Я  думал,  хоть

один из нас достигнет цели и принесет на землю звезду.  И  в  ярком  свете

наступит на земле яркая светлая жизнь. Но когда я стоял на площади,  когда

я при свете небесной звезды увидел нашу жизнь, я понял, что  безумны  были

мои мечты. Я понял - свет  нужен  вам  лишь  в  недосягаемом  небе,  чтобы

преклоняться перед ним в торжественные минуты жизни. На земле же вам всего

дороже мрак, чтобы прятаться друг от друга, и главное, радоваться на  себя

на свою проеденную плесенью жизнь. Но еще больше, чем  прежде,  почуял  я,

что невозможно жить этой  жизнью.  Каждою  каплею  своей  кровавой  грязи,

каждым пятном сырой плесени она немолчно вопиет к небу. Впрочем, могу  вас

утешить: светить моей звезде недолго. Там, в далеком небе, висят звезды  и

светят сами собою. Но сорванная с неба, снесенная на Землю,  звезда  может

светить, лишь питаясь кровью держащего ее. Я чувствую жизнь  моя,  как  по

светильне поднимается по телу к звезде и сгорает в  ней.  Еще  немного,  и

жизнь моя сгорит целиком. И нельзя  никому  передать  звезды,  она  гаснет

вместе с жизнью несущего ее, и каждый должен добывать звезду в небе.  И  к

вам обращаюсь я, честные и смелые сердцем. Познав свет, вы уже не захотите

жить во мраке. Идите же в далекий путь и несите сюда новые звезды. Долог и

труден путь, но все-таки для вас он будет уже легче, чем для нас,  впервые

погибших на нем. Тропинки проложены, пути намечены,  и  вы  воротитесь  со

звездами, и не иссякнет свет их больше на  земле.  А  при  неугасающем  их

свете  невозможною  станет  такая  жизнь,  как  теперь.  Высохнут  болота.

Исчезнут черные туманы. Ярко зазеленеют деревья. И те,  которые  сейчас  в

ярости кидаются  на  звезду,  волею-неволею  возьмутся  за  переустройство

жизни. Ведь и вся злоба их теперь оттого, что при свете они чувствуют - им

невозможно жить так, как они живут. И жизнь станет  великою  и  чистою.  И

прекрасна будет она при лучезарном свете питаемых нашею  кровью  звезд.  А

когда наконец спустится к нам звездное небо и осветит жизнь,  то  застанет

людей достойными света. И тогда уж не нужна будет наша кровь чтобы  питать

этот вечный непреходящий свет.   Голос Адеила оборвался. Последние кровинки сбежали с  бледного  лица.  Подогнулись колени звездоносца, и он упал.  Упала  вместе  с  ним  звезда.   Упала, зашипела в кровавой грязи и погасла.

     Ринулась со  всех  сторон  черная  тьма  и  замкнулась  над  погасшею

звездою. Поднялись с  земли  ожившие  туманы,  заклубились  в  воздухе.  И

жалкими робкими огоньками светились сквозь них  на  далеком  небе  далекие

бессильные и неопасные звезды.

     Прошли годы.

     По-прежнему в сыром мраке родились, росли,  любили  и  умирали  люди.

По-прежнему мирною и спокойною  казалась  жизнь.  Но  глубокая  тревога  и

неудовлетворенность подтачивала ее во мраке. Люди  старались  и  не  могли

забыть того, что осветила им мимолетным своим светом яркая звезда.

     Отравлены  были  прежние  тихие  радости.  Ложь   въелась   во   все.

Благоговейно молился человек на далекую звезду и начинал думать: "А  вдруг

найдется другой безумец и принесет звезду сюда к нам?" Язык заплетался,  и

благоговейное парение сменялось трусливою дрожью. Отец учил  сына,  что  в

стремлении к звездам жизнь и счастье человека. И вдруг мелькала мысль:  "А

ну как в сыне и вправду загорится стремление к звездному свету, и  подобно

Адеилу он пойдет за звездою  и  принесет  ее  на  землю!"  И  отец  спешил

объяснить сыну, что свет, конечно, хорош, но безумно пытаться низвести его

на землю. Были такие безумцы и они бесславно погибли, не  принесши  пользы

для жизни.

     Этому же учили людей жрецы. Это же  доказывали  ученые.  Но  напрасно

звучали их проповеди. То и дело разносилась весть,  что  некий  юноша  или

девушка ушли из родного гнезда. Куда? Не по пути ли, указанному Адеилом? И

с ужасом чувствовали люди, что  если  опять  засияет  на  земле  свет,  то

придется волею-неволею взяться наконец за громадную работу, и нельзя будет

отойти от нее никуда.

     Со смутным беспокойством вглядывались они в черную даль.  И  казалось

им,  что  над  краем  земли  уже  начинает  мелькать   трепещущий   отсвет

приближающихся звезд.


Художественные формы письменной рефлексии.
Синквейн


   Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет. К таким формам относится синквейн.
   Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

    1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
    2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
    3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
    4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
    5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:

Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

    1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
    2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
    3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
    4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
    5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:
Название (обычно существительное)____________________________________
Описание (обычно прилагательное)_____________________________________________________
Действия______________________________________________________________
Чувство (фраза)________________________________________________________
Повторение сути_______________________________________________________

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/

ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)

ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)

   

   

   

"Таблица-синтез" 

   

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/

ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)

ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)

1…………….


2…………….


3…………….


4…………….


5……………..


/во время чтения/
1……………..


2……………..

   

   

     Это случилось в давние времена, в далеком, неведомом краю. Над  краем

царила вечная, черная  ночь.  Гнилые  туманы  поднимались  над  болотистой

землею и стлались в воздухе. Люди рождались, росли,  любили  и  умирали  в

сыром мраке.  Но иногда дыхание ветра разгоняло  тяжелые  испарения  земли.

Тогда с далекого неба на людей смотрели яркие  звезды.  Звездам молились жрецы. Звезды воспевали поэты. Не  было  никакого  сомнения,  что  через  несколько  миллионов лет небо засияет яркими  огнями  и  на  земле  наступит  царство  вечного лучезарного света. Все терпеливо  ждали  блаженного  времени  и  с надеждою на него  умирали.  Так  долгие  годы  шла  жизнь  людей  тихая  и  безмятежная и согревалась она кроткою верою в далекие звезды.

     Однажды звезды на  небе  горели  особенно  ярко.  И  вдруг из

толпы раздался голос:

     - Братья! Нам,  нам  нужен  этот  свет.  Нужен  больше  воздуха и пищи, больше матери и возлюбленной. Кто знает - быть может  есть   путь к звездам?  Быть может мы в силах сорвать их с неба и водрузить здесь,   среди нас, на радость всей земле! Пойдемте же искать пути, пойдемте искать    света для жизни!

     Один из старцев ответил:

     - Милый юноша! Всем нам понятна твоя тоска. Кто в свое время не болел этой звездной болезнью? Но невозможно человеку сорвать с неба  звезду.  Край  земли  кончается  глубокими провалами и безднами.  Так говорят опыт и мудрость.

     И ответил юноша:

     - Не к вам, мудрые, и обращаюсь я. Ваш опыт и мудрость ваша, ослепляет вас. К вам  взываю  я,  молодые  и  смелые сердцем

        И  он    ждал ответа…

     Одни сказали:

     - Мы бы рады пойти. Но мы свет и радость в очах родителей наших и  не

можем причинить им печали.

     Другие сказали:

     - Мы бы рады пойти. Но мы только что начали строить наши дома, и  нам

нужно достроить их.

     Третьи сказали:

     - Привет тебе, юноша! Мы идем с тобою!

     Прошло много времени. Об  ушедших  не  было  вести.  Матери  оплакали

безрассудно погибших детей, и жизнь потекла по-прежнему.  Но вот однажды над темным краем  земли небо слабо осветилось мелькающим трепетным светом.

     Небо с каждым часом светлело.  Голубые  лучи  скользили  по  туманам,

пронизывали облака, широким светом заливали небесные равнины.

И трепет небывалой  радости  пробегал  по  земле.

- Звезда! Идет звезда! И  в  бурной  радости  побежали   люди навстречу. Яркие, как день, лучи гнали  перед  собою  гнилые  туманы.

Разорванные, взлохмаченные туманы метались и приникали  к  земле.  А  лучи били по ним, рвали на части и вгоняли в  землю.  Осветилась  и  очистилась  даль земли. Люди увидели, как широка эта даль, сколько  вольного  простору на земле и сколько братьев их живет во все стороны  от  них.  И  в  бурной  радости бежали они навстречу свету. По дороге  шел  юноша   и  высоко держал за луч сорванную с неба звезду. Он был один.

           - Где же остальные?

          - Все погибли. Прокладывали пути к небу сквозь провалы  и  бездны.  И

погибли смертью храбрых.

     Прошли дни. По-прежнему ярко сияла на площади звезда, высоко поднятая в руке юноши.  Но давно уже  не  было  в  городе  ликования.  Люди  ходили  сердитые и хмурые, потупив взоры, и старались не смотреть друг  на  друга….

На  место  разогнанных звездою гнилых туманов над городом невидимым туманом сгущалась    черная угрюмая злоба, зависть. Сгущалась, росла и  напрягалась.  И  под  гнетом  ее  нельзя было жить.

     - Долой звезду! Долой свет!  Долой проклятого звездоносца! - он лишил нас жизни и радости!  Пришел свет - и нет уж отрады  ни  в чем.  Каждый  наш  тайный  шаг,  каждое  скрытое    движение освещает неумолимый свет. Невозможно жить!    Да    погибнет свет!   Да живет тьма! Только горе и проклятье приносит  людям  свет    звезд.

   И  к  вам обращаюсь я, честные и смелые сердцем. Познав свет, вы уже не захотите  жить во мраке. Идите  же в далекий  путь и несите сюда новые звезды    и не иссякнет свет их больше на  земле.  А  при  неугасающем  их  свете  невозможною  станет  такая  жизнь,  как  теперь.  

И заволновалась толпа,  и  бешеным  ревом  старалась  опьянить  себя,

заглушить ужас перед хулою своею  на  свет.  И  двинулась  на  Адеила.  Но

смертельно-ярко сияла звезда в руке звездоносца, и люди не смогли  подойти

к нему.

     - Братья, стойте! - вдруг раздался  голос  старого  жреца  Сатзоя.  -

Тяжкий грех берете вы на душу, проклиная свет. Чему мы  молились,  чем  мы

живем, как не светом? Но и ты, сын мой, - обратился он к Адеилу,  -  и  ты

совершил не меньший грех, снесши звезду на землю.  Правда,  великий  Брама

сказал: Блажен, кто стремится к звездам. Но дерзкие своею  мудростию  люди

неправильно  поняли   слово   Всемирно-чтимого.   Ученики   учеников   его

растолковали истинный смысл темного слова Всемудрого:  к  звездам  человек

должен стремиться лишь помыслами, а на земле тьма столь же  священна,  как

на небе - свет. И вот эту-то истину презрел  ты  своим  вознесшимся  умом.

Раскайся же, сын мой, брось звезду, и да воцарится на земле прежний мрак.

     Усмехнулся Адеил.

     - А ты думаешь, если я брошу, мир на земле не погиб уже навеки?

     И с ужасом почуяли люди, что правду сказал Адеил, что прежний мир уже

не возродится никогда. Тогда выступил вперед старый Тсур,  учитель  умных,

свет науки.

     - Безрассудно поступил ты, Адеил, и сам видишь  теперь  плоды  своего

безрассудства. По законам природы жизнь развивается медленно.  И  медленно

приближаются к жизни далекие  звезды.  При  их  постепенно  приближающемся

свете постепенно перестраивается и жизнь. Но ты не захотел  ждать.  Ты  на

свой страх сорвал звезду с неба и ярко осветил жизнь. Что  же  получилось?

Вот она кругом перед нами - грязная,  жалкая  и  уродливая.  Но  разве  мы

раньше не догадывались, что она  такова?  И  разве  в  этом  была  задача?

Невелика мудрость - сорвать с неба звезду и осветить  ей  уродство  жизни.

Нет, возьмись за трудную черную  работу  переустройства  жизни.  Тогда  ты

увидишь, легко ли очистить ее от накопившейся веками грязи, можно ли смыть

эту грязь хотя бы целым морем самого лучезарного  света.  Сколько  в  этом

детской неопытности! Сколько непонимания условий и законов  жизни!  И  вот

вместо радости ты принес на землю скорбь, вместо мира - войну. А ты мог бы

и теперь быть полезным жизни - разбей звезду, возьми из нее лишь маленький

осколок - и осколок этот осветит жизнь как раз  настолько,  сколько  нужно

для плодотворной и разумной работы над нею.

     И ответил Адеил:

     - Ты верно сказал Тсур! Не радость принесла сюда звезда, а скорбь  не

Мир,  а войну! Не этого ждал я, когда по крутым скалам карабкался к звездам,

когда вокруг меня обрывались и падали в бездну  товарищи.  Я  думал,  хоть

один из нас достигнет цели и принесет на землю звезду.  И  в  ярком  свете

наступит на земле яркая светлая жизнь. Но когда я стоял на площади,  когда

я при свете небесной звезды увидел нашу жизнь, я понял, что  безумны  были

мои мечты. Я понял - свет  нужен  вам  лишь  в  недосягаемом  небе,  чтобы

преклоняться перед ним в торжественные минуты жизни. На земле же вам всего

дороже мрак, чтобы прятаться друг от друга, и главное, радоваться на  себя

на свою проеденную плесенью жизнь. Но еще больше, чем  прежде,  почуял  я,

что невозможно жить этой  жизнью.  Каждою  каплею  своей  кровавой  грязи,

каждым пятном сырой плесени она немолчно вопиет к небу. Впрочем, могу  вас

утешить: светить моей звезде недолго. Там, в далеком небе, висят звезды  и

светят сами собою. Но сорванная с неба, снесенная на Землю,  звезда  может

светить, лишь питаясь кровью держащего ее. Я чувствую жизнь  моя,  как  по

светильне поднимается по телу к звезде и сгорает в  ней.  Еще  немного,  и

жизнь моя сгорит целиком. И нельзя  никому  передать  звезды,  она  гаснет

вместе с жизнью несущего ее, и каждый должен добывать звезду в небе.  И  к

вам обращаюсь я, честные и смелые сердцем. Познав свет, вы уже не захотите

жить во мраке. Идите же в далекий путь и несите сюда новые звезды. Долог и

труден путь, но все-таки для вас он будет уже легче, чем для нас,  впервые

погибших на нем. Тропинки проложены, пути намечены,  и  вы  воротитесь  со

звездами, и не иссякнет свет их больше на  земле.  А  при  неугасающем  их

свете  невозможною  станет  такая  жизнь,  как  теперь.  Высохнут  болота.

Исчезнут черные туманы. Ярко зазеленеют деревья. И те,  которые  сейчас  в

ярости кидаются  на  звезду,  волею-неволею  возьмутся  за  переустройство

жизни. Ведь и вся злоба их теперь оттого, что при свете они чувствуют - им

невозможно жить так, как они живут. И жизнь станет  великою  и  чистою.  И

прекрасна будет она при лучезарном свете питаемых нашею  кровью  звезд.  А

когда наконец спустится к нам звездное небо и осветит жизнь,  то  застанет

людей достойными света. И тогда уж не нужна будет наша кровь чтобы  питать

этот вечный непреходящий свет.   Голос Адеила оборвался. Последние кровинки сбежали с  бледного  лица.  Подогнулись колени звездоносца, и он упал.  Упала  вместе  с  ним  звезда.   Упала, зашипела в кровавой грязи и погасла.

     Ринулась со  всех  сторон  черная  тьма  и  замкнулась  над  погасшею

звездою. Поднялись с  земли  ожившие  туманы,  заклубились  в  воздухе.  И

жалкими робкими огоньками светились сквозь них  на  далеком  небе  далекие

бессильные и неопасные звезды.

     Прошли годы.

     По-прежнему в сыром мраке родились, росли,  любили  и  умирали  люди.

По-прежнему мирною и спокойною  казалась  жизнь.  Но  глубокая  тревога  и

неудовлетворенность подтачивала ее во мраке. Люди  старались  и  не  могли

забыть того, что осветила им мимолетным своим светом яркая звезда.

     Отравлены  были  прежние  тихие  радости.  Ложь   въелась   во   все.

Благоговейно молился человек на далекую звезду и начинал думать: "А  вдруг

найдется другой безумец и принесет звезду сюда к нам?" Язык заплетался,  и

благоговейное парение сменялось трусливою дрожью. Отец учил  сына,  что  в

стремлении к звездам жизнь и счастье человека. И вдруг мелькала мысль:  "А

ну как в сыне и вправду загорится стремление к звездному свету, и  подобно

Адеилу он пойдет за звездою  и  принесет  ее  на  землю!"  И  отец  спешил

объяснить сыну, что свет, конечно, хорош, но безумно пытаться низвести его

на землю. Были такие безумцы и они бесславно погибли, не  принесши  пользы

для жизни.

     Этому же учили людей жрецы. Это же  доказывали  ученые.  Но  напрасно

звучали их проповеди. То и дело разносилась весть,  что  некий  юноша  или

девушка ушли из родного гнезда. Куда? Не по пути ли, указанному Адеилом? И

с ужасом чувствовали люди, что  если  опять  засияет  на  земле  свет,  то

придется волею-неволею взяться наконец за громадную работу, и нельзя будет

отойти от нее никуда.

     Со смутным беспокойством вглядывались они в черную даль.  И  казалось

им,  что  над  краем  земли  уже  начинает  мелькать   трепещущий   отсвет

приближающихся звезд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения по теме " Звезды на небе"

На данном уроке выполняется лабораторная работа....

Урок по теме "Мир звезд"

Создать условия для осознания основного учебного материала о мире звезд....

Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .

Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...

Урок - путешествие "Полет к звездам" 6 класс

Тема урока "Действия с рациональными числами"Урок направлен на повторение и закрепление материала, изученного в курсе математики 6 класса, воспитание познавательного интереса к предмету и творческой а...

Методическая разработка урока "Через тернии к звездам"

Данная разработка посвящена 50-летию Дня космонавтики....

Урок-презентация "Внутреннее строение звезд"

Презентация к уроку Физики на тему "Внутреннее строение звезд"...

план-конспект урока ЯДЕРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ ЗВЕЗД

Цель урока: показать, что только термоядерные реакции могут обеспечить наблюдаемую светимость звезд; найти энергию, выделяющуюся в основных ядерных реакциях на звездах....