Сердце матери
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме
Данный материал раскрывает сущность женщины в этом мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_slovo_o_materi.docx | 24.78 КБ |
tekst_pritchi.docx | 12.34 КБ |
bog2.rar | 1.84 МБ |
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.rar | 901.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Волоколамская средняя общеобразовательная школа № 2», г.Волоколамск
Бородкин Николай Юрьевич, учитель русского языка и литературы,
урок внеклассного чтения по литературе, 6 класс
Тема урока «Слово о матери»
Цели урока:
■ Образовательные: проанализировать текст рассказа-притчи «Сердце матери», на примере раскрыть взаимосвязь между материнской любовью и сыновьим долгом, пробудить чувство ответственности за содеянное; формировать чуткое и уважительное отношение к матери, вызвать желание быть достойными детьми; учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать.
■ Развивающие: развивать творческие способности учащихся, навыки правильности ответов на поставленный вопрос, коммуникативные навыки.
■ Воспитательные: воспитывать уважительное, трепетное уважение к матери.
Оборудование: презентация Power Point, распечатки с текстом рассказа-притчи.
Ход урока (▲ – клик мышкой)
- Орг.момент.
- Введение к теме урока.
- Закройте глаза, прислушайтесь, и вы услышите голос… Он живёт в каждом из вас, такой знакомый, родной. Его нельзя спутать ни с одним другим голосом. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить этот голос, эти руки, эти глаза. Вы ещё не умели ходить, а вас понимали без слов, угадывали, что ты хочешь, что у тебя болит. Тебя научили говорить, ходить, прочли тебе первую книжку.
- Ребята, вы догадались, о ком сегодня пойдёт речь?
- Да, совершенно верно, этот урок мы посвящаем мамам.
- Сообщение темы и цели урока.
- Тему урока я называю как «Слово о матери». ▲ (Сл. № 1) Запишем тему в тетрадях.
(тема урока записывается на доске)
- Почему «Слово». По сути, слова – это лишь звуки, шумы, которые обозначают различные ощущения. Слова – это символы, знаки, эмблемы. Они не есть Истина. Они не есть нечто настоящее. Слова могут понять что-либо. Опыт позволяет вам знать это. При этом существует ряд вещей, которые нельзя испытать. Поэтому я даю вам другие средства познания. Они называются чувствами и мыслями.
На уроке на основе одного произведения мы рассмотрим взаимоотношения между детьми и самым родным человеком, матерью.
- Ребята, ответьте сейчас письменно в тетрадях на вопрос ▲ (слайд № 1)
«Какую роль в вашей жизни играет мама?» На ответ я даю вам 2 минуты.
- Эпиграфами для нашего урока я взял слова:
«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы все в долгу, - это мать»
А.М. Горький.
«Любить – это значит прощать,
Прощать – это значит понять.
Понять – это значит знать,
Знать – это приблизиться к порогу мудрости» Ник. Констант. Рерих;
«Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишён права на них» Антуан Де Сент-Экзюпери.
- Как вы понимаете эти слова?
- Работа по теме урока
▲ (Слайд № 2) на фоне лёгкой негромкой музыки идёт рассказ)
Однажды за день своего рождения ребёнок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет с тобой. Он всё тебе объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе всё.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно, как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его – МАМА…
-Ребята, что вы почувствовали, поняли, прослушав этот диалог?
(предназначение женщины быть матерью)
- Иногда в разговоре с ребятами я прошу: «Опишите мне свою маму».
- Опишите свою маму…
……………..
- Оказывается, это очень трудно. Легче описать Марию Троекурову или пушкинскую Людмилу. Не все дети знают, какой цвет глаз у мамы, какой голос. Словесный портрет чаще всего получается очень приблизительным. То есть смотрят всю жизнь и не видят. Не знают самого близкого человека! А ведь так можно и самого себя проглядеть…
- В народе живёт много хороших слов о матери, какие слова-ассоциации приходят вам в голову, когда слышите слово «МАМА»?
……………………………
▲ (Слайд № 3)
(на слайде по щелчку появляются слова: СОЧУВСТВИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОСТРАДАНИЕ, БЕСКОРЫСТИЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ)
- А эти слова, которые будут появляться на слайде, могут характеризовать мать? Как вы понимаете смысл этих слов?
(Словарная работа)
СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству.
СОПЕРЕЖИВАНИЕ – переживать что-нибудь совместно с другим, сочувствие другому.
СОСТРАДАНИЕ – сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое несчастьем другого человека.
БЕСКОРЫСТИЕ – отсутствие заботы о личной выгоде.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – проявление дружеского расположения, участия.
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ – пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.
- Уместно ли слово «самопожертвование» при описании качеств матери?
- Сейчас мы познакомимся с небольшим рассказом-притчей. А что такое притча?
(Притча – аллегорический литературный жанр, это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём).
- Притча называется «Сердце матери», распечатка с текстом имеется у каждого из вас.
(чтение текста учителем, после прочтения пауза)
- Назовите тему текста.
- Назовите основную мысль текста, в чём она заключается?
(Любовь матери огромна, неисчерпаема, глубока и всесильна)
- Итак, какие качества из перечисленных выше (▲ (Слайд № 4) присущи Матери из притчи? Подтверждайте свои ответы словами из текста.
-Какое нехорошее качество человека показывается в тексте, когда сын с матерью идут к реке? Найдите это место и прочитайте.
(Раздражение)
- Почему сын раздражён?
- Следуя тексту, мы не знаем, ответила или нет Мать сыну, но это можно предположить. Ваши мнения. Почему вы так считаете?
- После купания сын убивает мать, вынимает сердце и кладёт на кленовый листок. Найдите в тексте момент, когда сердце матери упало на утёс. Что оно прошептало сыну?
- О чём это говорит?
(о большой любви к сыну и прощению)
- В этом небольшом отрывке есть одно слово, которое говорит о большой любви матери к своему ребёнку. Найдите это слово.
(горячее)
- В каком значении употреблено слово?
- Что происходит с сыном после этого, что он понимает?
- К сожалению, мы часто понимаем безграничность материнской любви тогда, когда мамы нет с нами рядом.
- Почему оживает сердце матери?
(из-за огромной и неисчерпаемой материнской любви)
- Почему сын не возвращается к своей жене?
- Чем заканчивается притча?
- Прочитайте последнее предложение. О вершине чего идёт речь?
(о высоком чувстве человека, как любовь к ближнему, как любовь к ребёнку)
- А как вы относитесь к своей маме? Было ли когда-нибудь так, что мама повысила на вас голос, поругала за что-то? Как вы на такое поведение мамы отреагировали, только честно? Случайно не обиделись?
- Послушайте отрывок из стихотворения Александра Яшина
▲ (Слайд № 5)
«Нашумела, накричала,
Настегала, чем попало:
- Всё постыло! Сил не стало!
Нет от вас житья! –
Села в угол, зарыдала –
И просить прощенья стала.
Просто очень ты устала,
Милая моя»
- О чём говорят эти строки?
- Анализируя притчу, прослушав отрывок из стихотворения Яшина, какой можно сделать вывод о матери, о её любви?
(нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы матери, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз матери)
- Ребята, вернёмся к эпиграфам. Какой эпиграф, по вашему мнению, больше подходит к нашему уроку? Почему?
(«Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишён права на них» Антуан Де Сент-Экзюпери)
-Ребята, а сейчас представьте себе такую ситуацию: Ваша жизнь начинается с начала, всё снова повторяется, вы можете внести в неё любые изменения – всё исполнится по вашей воле. ▲ (Слайд № 6)
- А теперь как бы Вы построили свои взаимоотношения с матерью? Ответьте на этот вопрос. Времени 2 минуты.
- Итог урока.
- Какую проблему на уроке мы обсуждали?
- Как вы думаете, эта проблема современная или вечная? Почему?
- Что вам понравилось или не понравилось на уроке?
- Д/задание.
- Д/З. у вас сегодня будет необычным. Придите домой, обнимите свою маму, поцелуйте и скажите: «Мама, ты самый лучший мой друг!»
- Оценивание работы учащихся.
- Закончить урок хочется отрывком из «Оды матери», которую написала Ната Невская.
▲ (Слайд № 7) (под музыку и демонстрацию фотографий)
«Задумайтесь над словом «Мать»,
Как много Мать нам может дать.
Ведь не отнять и не продать,
А просто так, взять и отдать.
Она нас может приласкать,
И убаюкать и обнять.
Мать может словом окрылить,
Кто крепче может нас любить?
Всю красоту, всю нежность Мать,
Готова детям отдавать.
Мать всю себя отдать готова,
Чтоб сыновья были здоровы.
Чтоб дочери были красивы,
Готова мать отдать все силы.
Едины станут Мать-земля и люди,
Единым пульсом застучат сердца.
Лишь только мать одна умеет,
Открыть всем людям счастье до конца».
Использованная литература
- Н.Невская «Ода матери»
- Рассказ-притча «Сердце матери»
- Источники сети «INTERNET»
Предварительный просмотр:
Сердце матери
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать. Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке».
Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облили горячими слезами. Понял он, что никто не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Сердце матери"
Посвящено 65-летию Победы в Великой Отечественной войне(сценарий может быть использован при проведении внеклассного мероприятия, посвященного Дню матери) Знакомство учащихся с героическими ...
Внеклассное мероприятие по литературе "Сердце матери".
С давних времён россияне почитали и бережно относились к своим матерям, и это касалось абсолютно всех слоёв населения независимо от статуса и чина.Самым дорогим человеком для всех нас всегда остаётся ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню матери "Сердце матери"
Сценарий литературно-музыуальной композиции в рамках "Встречи в литературной гостинной" "Сердце матери"....
Внеклассное мероприятие "Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение", посвященное Дню матери
Главная задача учителей пенитенциарных школ - помочь осужденным «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами ...
Сценарий праздника ко дню матери "Сердце матери"
Встреча в музыкальной гостинной учащихся и родителей...
Сердце Родины - сердце матери
Сердце Родины - сердце матери...
Сценарий посвященный дню матери " Сердце матери" в школе возраст 9-15 лет.
Цель - создание условий для нравственного становления личности, переосмысления своей жизнинной позиции и формирования ценностей по отношению к близким.Задачи: - Воспитывать чувство уважения ...