Творческие виды работ на уроках литературы
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Творческие работы на уроках литературы с 5 по 11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_vidy_rabot_na_urokah_literatury.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие виды работ

на уроках литературы

       с 5 по 11 классы

       / из опыта работы/

Учитель Дугинова И.М.

Преподавать литературу, при изучении которой, душа обязана трудиться, в век телевидения, видео, очень трудно.

Поэтому особенно остро перед учителем - словесником стоит вопрос: как повысить интерес к литературе.

Чтобы урок был увлекательным и в то же время боле эффективным, разнообразным, на разных этапах работы я использую различные творческие задания, работы.

Не случайно реформа школы предусматривает не только дальнейшее совершенствование форм содержания образования, но и форм, методов обучения, рекомендует более широко применять активные методы обучения "вырабатывать самостоятельность мышления", творческую активность учащихся.

Разрабатывая творческие задания, необходимо учитывать возрастные особенности, объем знаний учащихся и т.д.

Задания могут носить обобщающий характер, даны в форме домашнего задания или как фрагмент урока.

Например:

5        класс
Викторина

/обобщающий урок по творчеству М.Пришвина, В.Бианки/

  1. Сколько крыльев у жука?        2 пары
  2. У кого уши на ногах?        у кузнечика
  3. Сколько ног у паука?        8
  4. Весной или летом цветет сирень?        весной
  5. Слепыми или зрячими родятся зайчата?        зрячими
  6. Растет ли дерево зимой?        замирает
  7. Куда зайцу бежать удобней: в гору или с горы?        в гору
  8. Дышит ли цыплёнок в яйце?        да
  9. Какой хищный зверь любит малину?        медведь

  1. Спит на земле, а утром исчезает?        роса
  2. Какой снег тает быстрее: чистый или грязный?        грязный
  3. Что за трава, которую слепые знают?        крапива
  4. Какой корове сытней живется: хвостатой или

без хвоста?        хвостатой

  1. Одинаковые ли глаза у кошки днем и ночью?        нет
  2. Что не ест белка зимой?        мясо
  3. Каких пауков называют "бродягами"?        тех, что не ткут паутины
  4. Что ест зимой жаба?        она спит
  5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери        кукушки

6        класс

Задание:        Сравнить рассказ А.П. Платонова "Корова" со стихотворением С.

Есенина "Корова", рассказом Л.Н. Толстого "Корова"
Задание:        Подготовить дополнительный материал по биографии А.С. Пушкина по

книге Л.Рубинштейна "Повести".

7        класс

Задание:        После знакомства с темой "Нравственные проблемы в сценке

нерыцарских времён "Свидание" А.В. Вампилова ответить на вопросы теста "Рыцарь ты или просто мальчик".

1.Кому из литературных персонажей импонируешь? "(Д- Кихоту, В. Гатаеву, Д'

Артаньяну, коту Бегемоту).

2. Твоё поведение в метро, ты сидишь, рядом стоят девочки (красивые) и старенькая

бабушка?

/- никогда и не сел бы, ехал стоя;

  1. уступишь место бабуле;
  2. уступишь место девочке;
  3. с криком "Бомба" вылетаешь из вагона/
    З.В детском саду ты:
  4. был добрым и дарил девочкам свои игрушки
  5. давал откусить кусочек пирожка, мороженного
  6. засыпал девочек песком
  7. дразнился и дрался

4. Собираясь в гости, берешь с собой:

  1. жвачку (упаковку)
  2. цветы
    -торт

а)4б. 6)36. в)2б. г)1б. 24-20 Ты рыцарь

19-15 В тебе перемешаны качества рыцаря и просто мальчика 14 Посвящать тебя, мальчик, в рыцари еще рановато.

8        класс

Задание:        По теме: " Литература родного края" подготовить биографии, в/чтение,

анализ следующих авторов:

  1. Байкова Вячеслава Ивановича
  2. Бобриной Татьяны Васильевны
  3. Бокарева Евгения Алексеевича
  4. Борисова Сергея Федоровича
  5. Кузьмина Виктора Васильевича
  6. Бурдекена Глеба Николаевича
  7. Медведенко Аркадия Евлампиевича
  8. Меляковой Ольги Леонидовной
  9. Шимена Николая Сергеевича
  10. Серафонова Анатолия Александровича
    Задание:        При изучении лирики Н.Рубцова
  11. определить цветовую гамму и ее значение
    (зеленый - молодость

серый - бедность, заброшенность багряный - увядание синий - чистота, святость белый        и т.д.

-        символика поэта и ее значение
закат - смерть

звезда - судьба, красота, счастье ворон - разлука змея - зло и смерть медведь - добро

болото - застой всего

деревня - символ всего лучшего        и т.д.

9 класс

Задание:        сравнить "Повесть Бедная Лиза" Н.М. Карамзина и Барышня -

крестьянка" А.С.Пушкина.
Задание:        сравнить думу К.Ф. Рылеева "Олег Вещий" и "Песнь о вещем Олеге"

А.С. Пушкина
Задание:        после изучения пьесы Фонвизина "Недоросль" ответить на вопросы:

  1. какое бы вы предложили название пьесы?
  2. удачно ли выбрал автор имя "Софья"?
  3. как вы представляете будущее героев?
  4. в чем актуальность комедии?
  5. какие высказывания Стародума не утратили своего значения в наше время?

10 класс

Задание№1:        при изучении пьесы А.Н. Островского "Гроза".

Рассмотреть картину В.Г Перова "Приезд гувернантки в купеческий дом" и ответить на вопросы.

  1. Какой мир, какое царство изобразил художник?
  2. Какое настроение вызывает у вас эта картина?
  3. Что общего между этой картиной и "пьесами жизни" драматурга?
  4. Как вы представляете себе жизнь этой девушки?
  5. О чём говорит её смиренная поза, низко опущенная головка?
    №2        Найти сходство и разницу между героями:

  1. Дикой и Кабаниха
  2. Тихон и Борис
  3. Варвара и Катерина.

№3

  1. Что было бы, если бы у Катерины были бы дети?
  2. Почему на свидание она идет в белом платке?
  3. Роль второстепенных лиц?
  4. Катерина "уходит", Варвара "убегает", Борис "уезжает", а какое слово можно
    подобрать для Тихона?

Творческая работа

Какие из приведенных принципов можно использовать при характеристике главных героев Островского, Тургенева, Чернышевского.

/принципы взяты из книги Д. Рида "Круглый год".:

  1. Помнить, что достойная смерть лучше недостойной жизни.
  2. Бесстрашно смотреть в глаза врагу.
  3. Когда видишь, что целятся в друга, подставь под пулю собственное сердце?
  4. Не основывать свою свободу на чужом рабстве?
  5. Рвать с прошлым, если это нужно во имя будущего?
  6. Не упорствовать в своих ошибках.
  7. Ставить общее выше личного.
  8. Любить блеск звезд больше, чем блеск золота.
  9. Верить в человечество, если даже ты разочаровался в отдельных людях.

  1. Отстаивать истину, даже когда за неё надо бороться с целым светом.
  2. При любых обстоятельствах стоять прямо. Помнить, что горизонтальная линия -
    линия змеи. Человек вертикален.
  1. Кто из женских героинь вам ближе всего и почему?
  2. Кого вы считаете самым отрицательным героем?

Задание:        Сравните образы Зх врачей Дымова (из рассказа "Попрыгунья"),

Ратина (из рассказа "Палата №6") Старцева (из рассказа "Ионыч").

Задание:        сравните роман Ф.М. Достоевского с детективным романом.

Задание:        определить сходство и разницу в осужденном на картине Репина "отказ

от исповеди" и Базарова, героя романа Тургенева "Отцы и дети"

Задание:

 11 класс

Найдите совпадения лексического и композиционного начала стихотворений А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновение", А. А.Блока "О доблестях, о подвигах, о славе".

Пушкин

Перед мной явилась ты И я забыл твой голос нежный Шли годы. Бурь порью мятежный.

Душе настало пробужденье

Звучал мне долго голос нежный и снились милые черты.

 Блок

Передо мной сияло на столе И я забыл прекрасное лицо Летели дни, крутясь прокля тым роем.

И вспомнил я тебя пред ана лоем.

Ты милая, ты нежная нашла Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий.

Задание:

 Приведите примеры, когда С. Есенин использует олицетворение (природу приравнивает к человеку и олицетворение наоборот)

Олицетворение

  1. Подгулявший клён
  2. Заглядевшая в пруд березка
  3. Задремали звезды
  4. Луна хохотала, клоун
  5. Осень чешет гриву
  6. Пляшет ветер по равнинам
  7. Месяц уронил повода.

 Наоборот

-Полюбил я тоской журавлиной

  1. Со снопом волос твоих овсяных
  2. Сам себе казался я таким же
    клёном
  3. На закат ты розовый похожа
    и как снег лучиста и светла

- И душа моя, поле безбрежное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Виды самостоятельных работ на уроках литературы"

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Виды самостоятельных работ на уроках литературы"....

Виды творческих работ на уроках литературы.

В сообщении  "Виды творческих работ"раскрывается особенность применения творческих работ на уроках литературы в 5- 10 классах....

Виды письменных работ на уроках литературы.

В статье подробно описывается методика работы над основными  видами письменных работ на уроках литературы:ответы на проблемные вопросы,написание сочинения-рассуждения различных жанров....

Нестандартные формы работы на уроках литературы в коррекционной школе VIII вида в условиях внедрения инновационных методов.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учебного процесса в коррекционной школе. Важнейшим приемом активизации урока литературы является проведение нет...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы (из опыта работы)

Статья на тему: "Развитие творческих способностей учащихся  на уроках литературы (из опыта работы)".Один известный сказочник сказал: «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать». ...

Обобщение опыта работы по теме «Активизация творческой деятельности обучающихся на уроках литературы (ФГОС ООО)».

Обобщение опыта работы по теме "Активизация творческой деятельности обучающихся на уроках литературы ФГОС ООО". В материале представлены основные приемы работы с обучающимися, разработки уро...