Это Родина моя
классный час по литературе (8 класс) по теме
У каждого поэта свое, глубоко личное отношение к Родине, свое представление о ней. Но главное, Родина для них - не абстрактное понятие , не отвлеченная идея, она воплощается в родной природе, истории, языке, характере народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_rodina_moya.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – концерт « Это Родина моя»
Задачи:
- воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну;
- воспитывать чувство прекрасного через знакомство с поэзией.
1 слайд (миниатюра И.М. Баканова « Палех», мелодия народной песни «У зари-то , у зорюшки»)
Чтец «О,светло светлая и украсно украшена земля Русская. И многими красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками икладязьями месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы великими, селы дивными…Всего еси исполнена земля Русская…»
Ведущий. Это строки древнего летописца. «За светло светлую и украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово « Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, слове поэтов.
С древних времен тема Родины стало главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и Пушкин, Рылеев и Кюхельбекер, Баратынский и Кольцов, Некрасов и Тютчев.
Но, наверное, если бы мы стали подбирать эпиграф к сборнику классиков о России, мы выбрали бы лермонтовскую «Родину»:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Ведущий. Чувство любви- ненависти, отрады и горечи, которым пронизано стихотворение, принадлежит не одному Лермонтову и даже не только его поколению, но всему веку.
Но сегодня мы будем говорить о стихотворениях ХХ века, посвященных России. Попробуем определить, какой видят родину поэты этого периода, подумаем, из чего складывается чувство Родины.
2 слайд ( на фоне русской природы отрывок из поэмы А.А Прокофьева «Россия»)
Чтец. Сколько звезд голубых, сколько синих,
Сколько ливней прошло, сколько гроз,
Соловьиное горло – Россия,
Белоногие пущи берез.
Да широкая русская песня,
Вдруг с каких-то дорожек и троп
Сразу брызнувшая в поднебесье
По- родному, по – русски – взахлеб.
Да какой –нибудь старый шалашик,
Да задумчивой ивы печаль.
Да родимые матери наши,
С – под ладони глядевшие вдаль.
Да простор вековечный, огромный,
Да гармоник размах шире плеч,
Да вагранки, да краны, да домны,
Да певучая русская речь.
Каждый день был по – своему громок,
Нам войти в эти дни довелось.
Сколько ливенок, дудочек, хромок
Над твоими лугами лилось!
Ты вовек не замолкнешь, родная,
Не померкнут веснянки твои,
Коль сейчас по переднему краю
Неумолчно свистят соловьи!
Все равно на тропинках знакомых
И сейчас у любого крыльца
Бело – белая пена черемух
Льется, льется – и нет ей конца!
3 слайд ( разнообразные картины русской природы)
Ведущий. Россия…В этом коротком слове – необъятность. Из одного слова рождается бесконечное множество картин, они, словно наплывая, сменяют друг друга: белые березовые рощи, старые избы, задумчивые ивы, вековечный простор полей, ягодные поляны, ромашковые луга… И поэт вплетает в строки стихотворения мотив весны, светлого праздника. Омытая ливнями, в россыпях звезд и белой пене черемух предстает перед нами Россия в стихотворении Прокофьева.
Ведущий. Родина…Вслушаемся в это слово. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что в нем слышится отзвук слов «родник», «родня», «родной», «народ», « природа». И наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу. Пожалуй, лучше всего об этом сказал поэт Константин Михайлович Симонов, который в горькие и тревожные дни 1941 года, когда под ударами немецкой армии отступали наши войска, написал стихотворение «Родина»
4 слайд ( Великая Отечественная война)
Чтец. Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою мередианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке, -
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину- такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком…
Вот, где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь до смерти мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в жару, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть, но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Ведущий. Когда слушаешь это стихотворение, кажется, что оно построено на контрасте: Родина на географической карте, огромная, могучая, раскинувшаяся до трех великих океанов , и крошечный клочок земли, где ты родился, где прошло твое детство. Разная интонация: торжественно – патетическая вначале и лирически – задушевная затем; разная лексика: высокие слова «непобедима, широка, горда» сменяются скромными «клочок земли», «лесок», «речонка». Но в финале стихотворения две интонации, два образа сливаются : в горсти родной земли видятся приметы всей страны, а три березы становятся символом Родины:
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть, но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
5 слайд ( Русская береза. Фрагмент 4-й симфонии П.А. Чайковского)
Ведущий. Вы никогда не задумывались, почему именно береза стала поэтическим символом России? Наверное, сказители и поэты видели в березе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия».
«Чета белеющих берез» - это часть лермонтовской Родины, « страной березового ситца» предстала она перед Есениным.
И в стихах поэтов 20 века береза сливается с образом России. Вот как писал о ней поэт О. Н. Шестинский:
Чтец . Без березы не мыслю России,-
Так светла по – славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
Под березами пели, женились,
Выбирали коней на торгах,
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ногах…
Ведущий. Каждый человек – своего рода первооткрыватель. Он идет к старым, как мир, истинам своим путем. И каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя великое слово – Родина.
Но в начале пути у каждого из нас есть своя, малая Родина, та, с которой начинается любовь.
6 слайд (Российские просторы. Песня В. Баснера « С чего начинается Родина?»)
Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. У поэта Николая Рубцова есть стихотворение «Тихая моя Родина»:
Тихая моя родина!
Ивы, реки, соловьи…
И заканчивается стихотворение пронзительно – искренними строками:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Чтец Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью,
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал Родину мою…
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит, над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней.
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
(Н.Рубцов «Звезда полей»)
Ведущий Родина….родимый край…родная природа – это мы ощущаем с детства. Мы взрослеем, растем, вместе с нами растет, ширится понятие «Родина». Мы начинаем понимать общность слов «народ» и « Родина», ощущать себя частицей своего народа.
7 слайд ( Карта России)
Чтец Что же такое «Мы»?
Мы – из лесов безбрежных,
Мы – из блокадной тьмы.
Мы – из стихов сгоревших.
Из невысоких изб.
Песенного веселья.
Мы- из бессмертья.
Из плоти твоей, Россия!
Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега.
Но – поднимались в рост,
Звонкие, как победа.
Как продолженье дня,
Шли тяжело и мощно…
Можно убить меня.
Нас убить невозможно!
Что же такое «мы»?
Веруя в пробужденье,
Взяв у земли взаймы
Силу в момент рожденья.
Мы ей вернем сполна
Все, что она давала.
Только б была она!
Лишь бы существовала!
Мы проросли из нее,
Будто трава степная…
Гибнет в печи смолье,
Солнце напоминая…
Глядя в лицо огня,
Я говорю тревожно:
Можно убить меня,
Нас убить невозможно!
8 слайд (« Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» И. С. Тургенев)
Ведущий. Родина – это и родной язык. Он рождался вместе с русским народом, мужал во время великих испытаний, впитывал в себя и русское раздолье, и удаль молодецкую, и стон задавленного нуждой народа.
Он омыт в светлом роднике народных песен, его гранили и оттачивали художники слова, классики великой литературы.
Им восхищались великие мыслители, писатели, поэты: Ломоносов, Пушкин, Белинский, Гоголь …Сила и красота русского языка заставляли верить в лучшее будущее народа. «…Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - писал в одном из стихотворений в прозе Иван Сергеевич Тургенев.
Чтец. У бедной твоей колыбели,
Еще еле слышно сперва,
Рязанские женщины пели,
Роняя, как жемчуг слова.
Под лампой кабацкой неяркой
На стол деревянный поник
У полной нетронутой чарки,
Как раненый сокол, ямщик.
Ты шел на разбитых копытах,
В кострах староверов горел,
Стирался в бадьях и корытах.
Сверчком на печи свиристел.
Ты, сидя на позднем крылечке,
Закату подставя лицо,
Забрал у Кольцова колечки,
У Курбского занял кольцо.
Вы, прадеды наши в недоле,
Мукою запудривши лик,
На мельнице русской смололи
Заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкого малость,
Хотя бы и больше могли,
Чтоб им не одним доставалась
Ученая важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
И дедовским острым кваском,
Писался и черной лучиной,
И белым лебяжьим пером.
Ты выше цены и расценки –
В году сорок первом, потом
Писался в немецком застенке
На слабой известке гвоздем.
Владыки и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Когда невзначай посягали.
На русскую суть языка.
(Я. В. Смеляков «Русский язык»)
9 слайд ( Человек в широком поле)
Ведущий. Но главное богатство любой страны – человек. У каждого народа – свой характер, он и определяет лицо страны.
Русский характер – это удаль, веселая сила, выплескивающаяся в стремительном беге тройки, в работе до седьмого пота; это широта души, вобравшая в себя русский простор, это мастерство и природная одаренность.
А еще? А еще доброта, бескорыстие, готовность помочь, которая, как добрый огонек, согревает душу.
10 слайд ( зимняя природа)
Чтец. Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели,
Оцепенели маленькие ели,
И было небо темное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой,
Один живой в бескрайнем мертвом поле!
Вдруг тихий свет ( пригрезившийся, что ли?)
Мелькнул в пустыне, как сторожевой…
Я был совсем как снежный человек
Входя в избу ( последняя надежда!),
И услыхал, отряхивая снег:
- Вот печь для вас и теплая одежда…-
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала…
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой Земля полным полна,
И близких всех душа не позабудет…
- Скажи, родимый, будет ли война?
И я сказал: - Наверное, не будет.
- Да дай Бог, дай Бог. Всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет…-
И вдруг опять: - Не будет, говоришь?
- Нет,- говорю, - наверное, не будет.
- Дай Бог, дай Бог… И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая,
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Что снилось ей? Вот этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?
Но я глухим бренчанием монет
Прервал ее старинные виденья…
- Господь с тобой! Мы денег не берем!
- Что ж, - говорю,- желаю вам здоровья!
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…
Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек,
За то, что с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле – и нет тебе покоя…
(Н. М. Рубцов. «Русский огонек»)
Слайд 11 ( старушка у окна)
Ведущий. Вот еще одна черта нашего народа: тревожная совесть, неуспокоенность, ответственность за все, что делается вокруг и в мире. О чем думает старая женщина, героиня стихотворения в , может, последние дни ее жизни? Думает о нас, о нашем будущем, о том, что в мирное время волнует каждого: Скажи, родимый, будет ли война?
Какая высокая мера душевной тревоги, душевной щедрости!
Нам завещан добрый русский огонек, нам передана заповедь нашего народа.
Слайд 12.( Фотографии поэтов)
Ведущий. Каждый поэт обязательно рано или поздно обращается к теме Родины .Сегодня мы вспомнили стихи А.А. Прокофьева, К.М. Симонова, Н.М. Рубцова, О.Н. Шестинского, Я. В Смелякова, Р.И. Рождественского.
У каждого из них – свое, глубоко личное отношение к Родине, свое представление о ней. Но что главное, Родина для них – не абстрактное понятие, не отвлеченная идея, она воплощается в родной природе, истории, языке, характере народа.
Ведущий. Поэты –счастливые люди. Они воспринимают мир по – особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и показать нам прекрасное в повседневном, обыденном. Они обостряют, помогают постичь это великое чувство Родины, которое живет в душе каждого из нас, только не всегда осознанное и выраженное в словах.
Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет у вас чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас – во имя Родины, во имя Человека.
Слайд 13 ( Символика Р Ф)
Чтец. К чему, зануда – лектор, жесты робота
И по бумажке продолдоненная речь?
Все это можно ли понять как чувство Родины?
Так можно всех от всяких чувств предостеречь.
Что значит эта речь в глазах больничной нянечки,
Когда, идя с дежурств, - как маленьким друзьям,
Не забывает выносить в казенной наволочке
Больницей пахнущие крошки воробьям?
Что значит эта речь в глазах слипающихся слесаря,
Когда не в силах и кроссворда зачеркнуть,
Он засыпает, и рука с кровати свесилась,
Как будто хочет пол дощатый зачерпнуть.
Пусть равнодушно равнодушие бичуется
Борцами только против маленького зла.
Но говорить о чувстве Родины бесчувственно –
Нам права Родина такого не дала.
У нас такие за спиной встают пожарища,
Такие страшные могилы за спиной,
Что стыдно Родину свою любить шпаргалочно,
Как будто Родина нам стала неродной.
Нет чувства Родины без чувства человечности.
От бессердечности ничто не родилось.
Любите Родину, как чудо бесконечности,
Как ветер вечности, коснувшийся волос.
Любите Родину, как вашу нареченную,
Чтобы за вас ей не почувствовать стыда.
Любите Родину, но только нерасчетливо.
Любите Родину, и только навсегда.
(Е.А. Евтушенко « Любите Родину»)
Музыка. Заключительный фрагмент 4-й части «Заря человечества» 12 –й симфонии Д. Д. Шостаковича.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...
классный час на тему:Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,- спроси , что ты можешь сделать для своей Родины.
План – конспект классного часа на тему: ...
Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)
С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
2 класс раздел "Россия - Родина моя "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.
Презентация к разделу Россия - Родина моя по программе Е.Д.Критской по теме "Здравствуй, Родина моя! Моя Россия."...
Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...