Шолохов М.А. "Тихий Дон"
презентация к уроку литературы (11 класс) по теме

Белова Татьяна Николаевна

Проблема выбора в романе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Sholohov_Mihail_Aleksandrovich.rar1.64 МБ

Подписи к слайдам:


Шолохов Михаил Александрович

«Я хотел бы ,чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку».




«Донские рассказы»

«Как степной цветок,живым пятном встают рассказы Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь-перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество…» А.Серафимович.




Обложка первого издания.

«Поднятая целина»

В 1932 выходит "Поднятая целина" (кн. 1-2, 1932-1960; Ленинская премия, 1960) , ставшая событием в литературной жизни страны. Эпическое повествование о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни, 1-я кн. романа в основном строилась как история "дела", история колхоза в Гремячем, как многогеройный роман. Предельная историческая конкретность — один из эстетических принципов Шолохова. В 1-й кн. "Поднятой целины" во всю силу звучал пафос социальных преобразований, крушения старых форм собственности, трудного становления новых общественных отношений.




Типичные образы коммунистов Давыдова, посланного партией для проведения коллективизации в деревне, Разметнова и Нагульнова, их яркие, глубоко индивидуализированные характеры помогли раскрыть смысл важнейших исторических событий, участниками и творцами которых являются герои романа, осознавшие цель своей жизни в служении великому народному делу. Во 2-й кн. с захватывающим лиризмом звучит "поэзия чувств", усиливается лирическое начало в авторской речи. Умение видеть в жизни и ярко воссоздавать в искусстве не только трагическое, но и смешное составляет одну из самых драгоценных черт таланта Шолохова. Образ деда Щукаря — одно из замечательных открытий писателя.

1943 год

Рассказ«Судьба человека»
(1956-57)
«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…»

«Что ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его Родина.»

Рассказ«Судьба человека»

Трагическая история жизни Андрея Соколова взята в ее обусловленности, в ее связи с событиями войны — историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Это позволяет писателю крупным планом, обобщенно, в широкой исторической перспективе показать Человека и Войну, показать несовместимость мира человеческого и мира фашизма. Сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа — вера в доброе, человеческое, прогрессивное, утверждение подвига.

«Тихий Дон»

В конце 1926 начинает писать роман "Тихий Дон" (кн. 1-4, 1928-40; Государственная премия СССР, 1941), получивший признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. Роман, принесший писателю мировую известность. Шолохов создает грандиозную картину борьбы двух миров, ломки старых общественных отношений, традиций, навыков, возникновения и упрочения новых.




Роман – эпопея – эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи.

8/1/2011

Роман-эпопея

В "Тихом Доне" плодотворно развиваются традиции эпического повествования о "судьбах народных". Исторический процесс предстает в эпосе Шолохова в широком движении масс. Героем романа стал народ.

Действие романа охватывает примерно 10 лет (с 1912-1922). Эти годы вобрали в себя важнейшие события страны – Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война. В ходе этих событий герои решают поражающие своей глобальностью проблемы: определение путей народа и человека в переломную эпоху, выбор и ответственность, нравственность и насилие, любовь и смерть. Но главная проблема – определение человеком своего пути.

Основные проблемы романа:

– взаимоотношения человека и природы;

– раскрытие внутреннего мира человека;

– противоречивой, многоликой жизни;

– определение человеком своего пути,

- выбора нравственной истины жизни

– войны и мира, милосердия и жестокости, добра и зла, любви и ненависти.

Образ Григория Мелехова

Поиски правды, “разрешения” противоречий – смысл жизни Григория Мелехова, главного героя романа.

Были моменты, когда у него бессильно металась душа, были минуты ослепления, когда ему казалось, что нет в жизни настоящей большой правды, “под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. Надо только не взнуздывать чувств, дать простор им, как бешенству, – и всё”.




Казак
Харлампий Ермаков - прототип
Григория Мелехова

«Больше всего нужно для писателя, ему самому- передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове…»

«Выбор человека зависит от обстоятельств. Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми».

Фалес

«Человек сам творит свою судьбу. Люди – хозяева жизни».

У. Шекспир







Как разрешает проблему выбора главный герой романа Григорий Мелехов?

Фильм Герасимова «Тихий Дон»

Любовь Григория и Аксиньи – одна из основных сюжетных линий романа.

Наталья или Аксинья?

Наталья – воплощение идеи дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню.


У Аксиньи нет ни детей, ни родни:
«У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всём белом свете! Первый и последний…». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство.

Мирная жизнь или война?

Является ли революция фоном, на котором развивается любовь героев?




Является ли любовь средством «очеловечить», сделать интереснее и ближе роман о революции и гражданской войне?

Анализ эпизода

“Григорий видел нависший сзади затылок австрийца, мокрую у шеи строчку воротника. Он догнал его. Распаленный безумием, творившимся кругом, занёс шашку… Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели залитые смертным ужасом глаза… Жмурясь, Григорий махнул шашкой… Муть свинцом налила темя … Путано-тяжел был шаг его, будто нёс за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу…” (кн.1,ч.3, гл.5).

Красные или Белые?

А главное – против кого веду? Против народа… Кто же прав?…”. Опьяняющая сила власти состарилась и поблекла в его глазах. Тревога, горечь остались, наваливаясь непереносимой тяжестью, горбя плечи”.

«Cрубил человека зря и хвораю через него…Душа стенить..»

«…Огрубело сердце, зачерствело… и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости.»

« Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, уже случилось…

…Теперь ему незачем было торопиться. Всё было кончено.»

Анализ текста

Анализ
заключительного
эпизода

“Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырёк с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью…
Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели”.

Катарсис (греч. – возвышение, очищение) –

категория философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эмоционального переживания, связанного с очищением души

(«очищение через страдание»).




«В жизни судьба всегда оставляет дверку для выхода». М. Сервантес

«Главное для писателя то, что ему самому нужно –

ДВИЖЕНИЕ ДУШИ человека... Я хотел рассказать об этом ОЧАРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА в Григории Мелехове…»

8/1/2011

Вручение Нобелевской премии

Событием стало присуждение Шолохову

в 1965 году

Нобелевской премии

за роман

"Тихий Дон".

Стиль Шолохова

Социалистическим реализмом считают критики подход мастера к творчеству.

Вот мнение шолоховеда М.Храпченко:

«Шолохов – художник большой проницательности и высокой творческой принципиальности. Воплощение жизненной правды, какой бы трудной, жестокой она ни была, является для него постоянным и непреложным законом творчества. Шолохова отмечает подлинное бесстрашие в поисках истины. Он не только не уходит от тяжелых, трагических сторон жизни, но и настойчиво и пристально исследует их, ни в малейшей степени не теряя исторической перспективы, веры в человека, в его творческие, созидательные возможности.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 класс.М.Шолохов "Тихий Дон"

тема дома в романе " тихий дон"...

М.А.Шолохов. Тихий дон

Презентация к уроку литературы в 11 классе...

Шолохов М.А. "Тихий Дон"

Шолохов Михаил Александрович «Я хотел бы ,чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку». «Донские рассказы» «Как степной цветок,живым пятно...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Прзентация по теме :The Quite Don(Тихий Дон-Экранизация произведения)М.А.Шолохов

Презентация на английском языке об экранизации знаменитого произведения Михаила Шолохова "Тихий Дон"....

Урок литературы в 11-м классе. "В мире расколотом надвое" (М.А. Шолохов "Тихий Дон")

Цель урока: определить с учащимися суть шолоховской концепции гражданской войны в романе-эпопее.Задачи урока: учиться работать с текстом, находить “ключи” в нём для ответа на вопрос, осмысливать, отби...

конспект урока "М. Шолохов "Тихий Дон". Человек и война. Г. Мелехов в событиях первой мировой войны".

Урок литературы в 11 классеТип урока: изучение новой темыУрок- исследованиеЦели урока:- Проследить судьбу человека, прошедшего через войну, каково поведение Г.Мелехова на войне, какие чувства выносит ...