Одаренные дети
статья по литературе (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Odarennye_deti_Dokument_Microsoft_Word.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Системное описание методов работы
педагогического коллектива МОУ «Лицей №1»
п.Тюльган Оренбургской области
с особо одаренными учащимися
в урочное и внеурочное время
Автор: учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей №1» п.Тюльган
Оренбургской области
Антосюк Любовь Михайловна
Тюльган
2010
Системное описание методов работы педагогического коллектива МОУ «Лицей №1» п.Тюльган Оренбургской области с особо одаренными учащимися в урочное и внеурочное время
Детская одаренность – интересное и до конца не изученное явление. Дети с высоким интеллектуальным потенциалом всегда есть в классах. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. И задача педагогов нашего лицея – вести работу с такими детьми.
Актуальность данной работы в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Кроме того, в нашем лицее есть одаренные дети, с которыми работа велась несистематично.
В лицее сегодня сформирована методика работы с одаренными детьми, накоплен некоторый опыт, создается программа работы с одаренными детьми.
Цель: определить стратегию педагогического взаимодействия в работе с одаренными детьми.
Задачи:
систематизировать понятие «одаренность»,
совершенствовать диагностику одаренных детей,
создать базу данных одаренных детей,
определить оптимальные формы и методы работы с одаренными детьми,
создать условия для поддержания и развития одаренности детей.
Ожидаемый результат:
Определив стратегию педагогического взаимодействия в работе с одаренными детьми, составим базу данных, построим индивидуальный образовательный маршрут творческой деятельности каждого одаренного ребенка, зафиксируем результаты.
- Диагностика одаренности детей.
Работа начинается с диагностики. Данную диагностику проводим в начальной школе и в среднем звене. Она основана на изучении учебной, мотивационной, творческой и лидерской характеристиках личности школьников (эта методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей).
Характеристика одаренности детей
Характеристики | Да | Нет | |
Учебная | 1.Имеет необычно большой запас слов… 2.Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы. 3.Понимает смысл и причины действий людей и вещей. 4.Является живым наблюдателем. Видит «больше» или берет «больше» из рассказов, фильмов, деятельности. 5.Поступил в класс, имея способности читать больше, чем требуется в данном классе. 6.Показал быстрое понимание математики. | ||
Мотивационная | 1.Настойчив в поисках решения задачи 2.Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела. 3.Обычно прерывает других. 4.Прилагает усилия для завершения действия. 5.Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя. 6.Упорный в отстаивании своего мнения. 7.Чувствителен к мнению других. 8.Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи. 9.Склонен влиять на других, часто руководит другими, может быть лидером. | ||
Творческая | 1.Любопытен и любознателен. Задает много вопросов. 2.Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям. 3.Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению. 4.С увлечением стремится рассказать другим об открытиях. 5.Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористическими, получает удовольствие от игры слов. 6.Не склонен принимать на веру официальное решение без критического исследования. Может потребовать выводы и доказательства. 7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок. | ||
Лидерская | 1.Берет на себя ответственность. 2.Его любят одноклассники. 3.Лидер в нескольких видах деятельности. |
На мой взгляд, данная методика достаточно объективно характеризует одаренного ребенка. В наше литературное объединение «Тюльганские родники» ходит четвероклассник Петров Дима с незаурядными способностями. У него уже выпущены две книжки. По данной диагностике он имеет все плюсы, т.е. совершенно соответствует данным показателям. (Приложение 1)
Методика «Интеллектуальный портрет»
Характеристики | Балл | |
Познавательная сфера | Оригинальность мышления Гибкость мышления Продуктивность мышления Способность к анализу синтезу Классификация и категоризация Высокая концентрация внимания Память | |
Сфера личностного развития | Увлеченность содержанием задачи Перфекционизм Социальная автономность Лидерство Соревновательность Широта интересов Юмор |
5-балльная шкала:
«5» - оцениваемое качество личности развито хорошо, четко выражен, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении,
«4» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко,
«3» - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга,
«2» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому,
«1» - четко выражено и четко проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности,
«0» - сведений для оценки данного качества нет.
Для получения более объективных оценок воспользуемся методом экспертных оценок, т.е. баллы выставляют несколько педагогов, работающих с данным учеником. Выставленные баллы ( среднеарифметическое) представляем графически. Идеальный результат – два правильных семиугольника. Чаще получается звездочка сложной конфигурации. (Приложение 2)
Кроме предложенных диагностик обязательным является наблюдение за школьником, фиксация успехов и других проявлений личности.
В результате диагностики создается картотека моделей одаренных детей с целью определения методов и приемов работы с каждым ребенком, т.к. обучение таких детей должно быть индивидуальным, дифференцированным. Кроме того, составляется индивидуальный образовательный маршрут творческой деятельности каждого учащегося.
Образец модели творчески одаренного школьника: (Приложение 3)
Характеристика | Особенность психических процессов | Направленность личности на творчество |
2. Условия развития творческой одаренной личности школьника.
Для того, чтобы ребенок мог оптимально проявить себя, необходимы определенные условия в школе и дома. Это такие условия:
Психологические:
- создание творческой атмосферы как в школе, так и дома. К сожалению, не всегда это получается у детей дома. Поэтому необходима работа с родителями такого ребенка.
- правильное отношение учителя к ребенку. Часто бывает, что такие дети неусидчивы, активны, иногда даже неадекватны, необходимо понимание учителем особенности таких детей.
- создание условий для высказывания ребенком оригинальных идей, гипотез и т.д., так как в классе бывает недоброжелательное отношение к такому ребенку, высмеивание его. Необходимо создавать доброжелательную обстановку в классе.
- заинтересованность самого учителя в деятельности ребенка. А для этого сам учитель должен быть творческим, участвовать в инновациях, конкурсах и т.д., показывать пример.
Педагогические:
- включение ребенка в творческую группу заинтересованных детей, где наиболее благоприятная творческая атмосфера
- обеспечение ребенка необходимыми материалами для творчества
- использование в работе приемов и методов проектно-исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интеграционных идей.
- принятие учителем позиции консультанта.
Культурологические:
- формирование чувства гражданина и патриота своей страны, имеющего целью служить Отчизне.
- привлечение к использованию культурного наследия в процессе творческой деятельности.
3. Формы и методы работы с одаренными детьми.
Если ребенка по причине одаренности все же не переводят на класс выше, не используют менторство (как используют в некоторых школах), то на уроке нужно обязательно обращать внимание на таких детей и использовать опережение или углубление в обучении. Практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. С одаренными детьми нужно меньше говорить, меньше давать информации, но ставить проблемные вопросы, предлагать найти свой вариант решения проблемы. При ответах на вопросы не следует реагировать на каждое высказывание и оценивать его, нужно его принимать. Тогда творческие дети больше взаимодействуют друг с другом, меньше зависят от учителя, свободнее проявляют свои действия. Именно с целью наблюдения за творческими детьми, их деятельностью я часто провожу на уроках русского языка и литературы в 5 классе так называемые творческие уроки. Например, после изучения имени прилагательного проводим такой творческий урок: дети описывают любимый цветок, рисуют его. А творческие дети придумывают свой цветок и историю о нем или стихотворение.
Поддерживать творческое начало учеников интересно на интегрированных уроках. Например, на интегрированном уроке по внеклассному чтению рассказа К. Воробьева «Немец в валенках» одна ученица должна была составить адвокатскую речь в защиту немца Вилли Броде, пожалевшего русского пленного. А для этого нужно было изучить документы.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка рассматривается как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, ребенок учится ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Поэтому методы и формы работы учителя как на уроке, так во внеурочное время должны способствовать дальнейшему развитию способностей детей. Для этой категории учащихся предпочтительны
методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проектный;
формы работы:
1 классно-урочная (работа в парах, в малых группах с разноуровневыми е заданиями, творческими заданиями);
2. консультирование по возникшей проблеме;
3. научные кружки, общества
4. дискуссия;
5. игры, в том числе ролевые;
6.предметные олимпиады;
7.интеллектуальные марафоны;
8.различные конкурсы и викторины;
9. проекты по различной тематике;
10. занятия в профильных классах;
11. творческие уроки;
12 интегрированные уроки.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.
В интернете существуют сайты для педагогов и для одаренных учащихся, например:
http://www.hoagiesgifted.org/home_school.htm,
http://www.ri.net/gifted_talented/parents.html
http://www.odardeti.ru/static.php?mode=index
4. Результативность работы с одаренными детьми.
В нашем лицее с целью развития одаренных детей есть широкие возможности. Создан интегрированный клуб «Истоки», литобъединение «Тюльганские родники», журналистский кружок «Школьник», интегрированный спецкурс «Человек и экосистема»,
Работает клуб «Что? Где? Когда?», научное общество «ЗОНД», кружки по интересам, профильные группы, курсы проектно-исследовательской деятельности, элективные курсы по разным направлениям, школа «Дар», ресурсный профильный центр.
Кроме того, работая с учениками индивидуально по собственному образовательному маршруту, учителя лицея привлекают ребят к участию в областных, Всероссийских конкурсах. Например,
Гуманитарные науки:
Буробина Света - русский язык, литература. В 2009-2010 уч.г. победитель школьной, районной, областной олимпиад по русскому языку. Участница Всероссийской олимпиады, которая состоялась в г.Орле, участница Международного конкурса "Эрудиты планеты".
Аминова Венера - изобразительное искусство, литература. Участница конкурсов сочинений, посвященных 65-летию Победы. Отмечена Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил РФ как участница Всероссийского литературно-художественного конкурса "Я помню! Я горжусь!". Награждена дипломом 1 степени в областном конкурсе плакатов "Мы за здоровое поколение". Участница Международного конкурса "Эрудиты планеты", имеет сертификат. Участница конкурса «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Луганская Маша - русский язык, литература, журналистика. Победительница школьной и районной олимпиады по русскому языку и литературе. Участница Международного литературного конкурса сочинений по произведениям А.Костюнина. Постоянный корреспондент школьной газеты "Школьник". Печаталась в областной детской газете "ДОГ". Участница областного журналистского конкурса "Патриот России". Награждена поездкой во Всероссийский лагерь "Орленок".
Суркова Марина - литературное творчество. Обладательница Аксаковской областной литературной премии 2009 года за сборник рассказов "Волшебный веник". Имеет диплом лауреата Всероссийского конкурса "Рукописная книга" 2010 года.
Участница конкурса сочинений о войне от "Единой партии". Участница Международного литературного конкурса сочинений по произведениям А.Костюнина. Имеет Благодарственное письмо Московского литературного института им.М.Горького за участие в VI Международном совещании юных литературных дарований. Печатается в школьной газете "Школьник", "Пионерской правде", районной газете "Прогресс".
Петров Дмитрий - литературное творчество. Член школьного литературного объединения "Тюльганские родники". Его победы:
Областной конкурс творческих работ "Светофорик" от ГИБДД. Диплом 1 степени.
Международный конкурс "Музыкальная радуга", Сочи, номинации "Эстрадный вокал", "Художественное слово". Лауреат 1 степени
Всероссийский литературно-художественный конкурс творческих работ "Я помню! Я горжусь!"
Всероссийский заочный литературный конкурс "Золотая строфа". Стихи вошли в сборник.
Всероссийский конкурс творческих и исследовательских работ "Первые шаги в науке". Поездка в Москву. Диплом 1 степени, нагрудный знак.
Выпущена книга стихов и рассказов "Край мой тюльганский"
Печатается в школьной газете "Школьник", "Пионерская правда", районной газете "Прогресс".
Наши одаренные ученики уже имеют выпущенные собственные книги, они печатаются в областных литературных журналах и сборниках. На различных российских конкурсах учащиеся занимали призовые места, есть обладатели президентского гранта 30 тыс. руб., стипендиаты мэра нашего поселка. Лицей активно сотрудничает с социумом. В ЦДОД - широкий спектр кружков, в ДЮСШ наши ученики получают разряды по различным спортивным дисциплинам, в том числе по плаванию и батуту. В ледовом дворце «Олимп», который работает только два года, ребята уже получают разряды по фигурному катанию, играют в составе районной хоккейной команды. Из школы искусств дети поступают в театральное, музыкальное училища, участвуют в серьезных музыкальных конкурсах. Некоторые наши ученики входят в российскую энциклопедию «Одаренные дети».
В лицее создан банк личностных достижений одаренных детей. Семьи ведут портфолио. В лицее ежегодно проводится конкурс «Ученик года» на основе собранных портфолио. В педагогическом коллективе периодически проводятся семинары по работе с одаренными детьми. В Приложении 4 и Приложении 5, как пример, показаны результаты творческой деятельности ученика 4 класса Петрова Дмитрия.
- Проблемы и перспективы.
Работа, которая сегодня проводится с одаренными детьми в нашем и других образовательных учреждениях поселка, не исчерпывает всех возможностей. Например, не все учителя в своих классах занимаются талантливыми детьми. Но видится главная проблема: педагогам необходимо научиться работать с одаренными детьми. Нужно знать их психологию, педагогические приемы работы, уметь построить индивидуальную образовательную траекторию с каждым ребенком. Ещё одна существенная проблема – материальные затраты. А они всегда есть. Наши дети, к примеру, не могут съездить на российский конкурс, победив в региональном. В поселке ни у кого из родителей нет приличной зарплаты. Нет средств для этой цели и в районном отделе образования. В перспективе в поселковом центре дополнительного образования создается районный центр «Одаренные дети», который к следующему учебному году будет готовить программу. Наш лицей будет сотрудничать с этим центром.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Степанов С.С.. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.
Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.
«Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2001г.г.
Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.
Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.
«Словарь иностранных слов» - М.: «Русский язык», 1981.
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5. – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2007.
Антосюк Любовь Михайловна, МОУ «Лицей№1» п.Тюльган Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей
Слово "одаренность" происходит от слова "дар". Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...
Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.
Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...
Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)
Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...
Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...
Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»
Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...
Комментарии
Да, Любовь Михайловна,
Да, Любовь Михайловна, таланты может воспитать учитель, если сам талантлив!