Орнамент костюма народов Архангельской области
статья по краеведению

Елизавета Александровна Субботина

В частности, орнамент показан на примере Пинежского края, ка синтез двух этнических групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ornament_kostyuma_narodov_arhangelskoy_oblasti.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Орнамент костюма народов Архангельской области

Субботина Елизавета Александровна, учитель истории филиала МБОУ «Ленская СШ» «Ошлапецкая ОШ»

На формирование традиций и обычаев, быта и культуры Пинежского края, несомненно, повлиял синтез двух этнических групп – финно-угорской и восточно-славянской. Поэтому, необходимо рассмотреть культурные особенности этих народов, чтобы понять, каково их влияние на формирование традиционного женского костюма Русского Севера.

Финно-угорские народы данной территории ‒ это, преимущественно, ненцы и коми-зыряне, и они сохранили в себе не только традиционную культуру, но отразили её в декоративно-прикладном творчестве, костюме, музыке, танцах.

Следы первых потомок коми учёные относят ко II веку до нашей эры в бассейне рек Оки и Камы – Прикамье, далее уже в первом тысячелетии нашей эры произошёл распад сложившейся этнолингвической общности коми и удмуртов. Население мигрировало на восток – в бассейн реки Вычегды (ныне Архангельская область). В результате жизнедеятельности народа сформировалась вымская культура, существовавшая с IX до XIV веков, основными памятниками которой являлись грунтовые могильники и селища[1]. Однако, данный период приходится на начало возвышения Древней Руси и усиление её влияния на соседние окрестности, поэтому финно-угорский народ, в частности коми, подвергаются славянской колонизации. Естественно, под таким давлением население стремилось покинуть территорию и к концу XVII века коми заселили верхнюю Вычегду, а к концу XIX века Печору и Ижму. В тесном процессе взаимодействия двух народов – славянского и финно-угорского – сложился новый антропологический облик людей, начали образовываться новые этнолокальные группы: удорцы – жители в верховьях рек Вашки и Мезени, ижемцы – в низовьях Печоры, прилузцы – в верховьях Лузы и Летки. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей[2] на территории Архангельской области проживают 960 коми, в частности это небольшой анклав в Пинежском районе.

У каждого народа, имеющего многовековую историю, ‒‒ своя уникальная традиционная культура, обусловленная богатым опытом, традициями и обычаями. Традиционная одежда коми-народа схожа с одеждой северного населения. Женский костюм состоял из основы: традиционно рубаха и сарафан, поверх надевали короткую распашную кофту – душегрею, если она была с рукавами, то именовалась шугай. Верхней одеждой служил дубник, а зимой овчинная шуба. Если был какой-либо праздничный день, девушки и женщины надевали самые яркие и пёстрые наряды из лучших тканей, обильно украшенные всевозможной вышивкой и орнаментом. Комяки очень бережно относились к своей одежде, считали её защитной оболочкой от пакостей внешнего мира, так, например, если одежда прохудилась, порвалась или попросту потерялась какая-то деталь её гардероба, это могло предвещать скорое несчастье или болезнь обладателю. До сих пор у коми-ижемцев бытует суеверие, что «больному либо его родственникам следует отнести одежду с болезнью или порчей в лес и оставить на стволе осины или любого засыхающего дерева до полного истлевания».

В орнаменте, вышивке и узорном ткачестве народов Русского Севера, в частности Пинежского района Архангельской области, присутствуют мотивы и композиционные построения, присущие финно-угорскому народу ‒ коми. Это и понятно, ведь продолжительно долгий период финно-угры и русские жили бок о бок, постоянно обмениваясь результатами своего труда и культуры. Орнамент для коми народа ‒ своеобразная книга жизни, знаковая система, «прочтя» который можно было рассказать довольно много о носящем его человеке

Существует несколько групп геометрического орнамента коми, как основополагающего:

  1. Узоры из простых геометрических мотивов-точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, диагональных линий, треугольников – представлены в большинстве видов техники.
  2. Узоры в поперечную и продольную полоску, узоры из комбинированных квадратов, прямоугольников и ступенчатых ромбов характерны для вязания на спицах, резных изделий и меховой мозаики.

В свою очередь для вышеперечисленных геометрических орнаментов выделяют несколько основных композиций (См. рис.):

  • (а) семиричные бордюры (прерывные и непрерывные);
  • (б) сетчатые узоры;
  • (в) узоры ассимметричного строения (путанка);
  • (г) симметричные узоры, для которых характерно равенство узора и фона.

В основе геометрического орнамента коми лежит знак «пас», обозначающий метку, личную подпись, знак собственности, клеймо и т.п. В свою очередь пасы разделяли на три группы: связанные с орудиями труда и другими предметами (зубья, пилы, крест, компас); связанные с представителями животного мира (рога, лапы, насекомые); связанные с изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно). Из таких пасов и складывался геометрический орнамент (См. рис).

Соответственно, эти мотивы сказались на сложении ансамбля Пинежского традиционного женского костюма. Преимущественно, орнамент присутствует на запястьях и плечевых поликах рубах, на подоле, кроме того, орнаментом оторочен прямой разрез на груди сарафана праздничного женского костюма.

В основном, это узоры, составленные из бесконечно повторяющихся однородных или очень сходных элементов, данных в мелком и частом ритме. Вся поверхность узора, составленного из многочисленных «гребенок» или двойных крючков, насаженных на диагональные линии, как бы равномерно мерцает, то чуть-чуть сгущаясь, то разрежаясь. Ромбическая основа орнамента лишь с трудом прослеживается.

Те же мелкоузорность и мерцание присущи многим браным изделиям восточных районов русского Севера. Но в них больше выражена конструктивная основа орнамента, мелкие формы четче собраны в крупный ромбический узор, а на некоторых разбиты на отдельные части вертикальными осями. Наиболее часто используемый орнаментальный мотив ‒ ромбы с отростками, что у коми обозначает «ребёнок» или «чайка».

Также встречается мотив двухголовой птицы. Этот мотив входит в большую группу узоров, выполненных двусторонним швом или росписью.

Здесь вышивки швом «роспись», выполненные тонкими, как графический рисунок, линейными стежками красной нити, полны образов матери-земли и древа жизни, охраняемых всадниками или птицами. Мотив двухголовой птицы или коня занимает среди них довольно большое место. Поиски истоков таких мотивов приводят нас к двухголовым подвескам-амулетам, часто находимым в русских, а особенно в финно-угорских могильниках X—XIII вв.


[1] Савельева Э. А. Пермь Вычегодская. М., 1971. С.

[2] Эл. ресурс. (Дата обращения - 08. 12. 15).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Котлас- город Архангельской области

Классный час  в начальной школе.Цель презентации познакомить учащихся с историей возникновения города, с достопримечательностями  Котласа, вопитывать интерес и любовь к родному краю....

Диплом "Фольклор Архангельской области в репертуаре Лешуконского любительского народного хора"

Истоия и творчество Лешуконского любительского народного хора...

Практикум для учителей русского языка и литературы Архангельской области «Технология исследовательской работы»

В ходе занятия старшеклассники  попробут  разобраться в восприятии людей и делают это через всестороннее рассмотрение личности одного всем известного сказочного персонажа....

Архангельской области 75 лет

Презентация об истории развития Архангельской области, географическое положение и климат,достопримечательности, полезные ископаемые, население, знаменитые люди......

"Вся Архангельская область в вопросах и ответах"

Интеллектуальная игра по краеведению "Вся Архангельская область в вопросах и ответах"...

"Оценка результативности внедрения "Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района Архангельской области""

Выпускная аттестационная работа в рамках обучения в областной Школе педагога-исследователя....

Интеллектуальная разминка "Архангельская область"

Материал использовался в качестве разминочного тура на районных интеллектуальных играх. Дети должны  знать о родном крае как можно больше информации.Северная русская земля!Сколько песен сложено и...