Краеведение. История родного края
план-конспект урока по краеведению (5 класс)

Комбаров Юрий Николаевич

Конспект урока Краеведение. История родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kraevedenie._istoriya_rodnogo_kraya_1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Краеведение. История родного края

Класс: 5

Цель урока: продолжить работу по формированию понятия «родной край»; определить роль родного края в истории Родины.

Задачи:

Обучающая: Знать важнейшие исторические события, происходившие в родном краю, историю жизни и деятельности выдающихся людей края.

Развивающая: Продолжить работу по развитию умений учащихся определять значимость памятников истории и культуры, описывать жизнь, быт, обычаи, традиции людей родного края.

Воспитательная: Воспитывать чувства любви и уважения к родному краю, людям, проживающим здесь.

Используемые наглядные пособия:  карта края, план местности, рисунки в учебнике, музейные экспозиции, презентация о родном крае.

Тип урока: комбинированный, урок-путешествие

Методы обучения: рассказ, беседа, иллюстративный, частично-поисковый

Методы контроля: устный, фронтальный

                                                    Ход урока

I  Организационный момент.

Психологический настрой учащихся:  Ребята, посмотрите какая сегодня хорошая погода, нам улыбается солнышко, улыбается природа. Давайте и мы улыбнемся друг другу, зарядимся положительной энергией и настроимся на хорошую плодотворную работу.

Сегодня мы познакомимся с вами с историей родного края, послушаем воспоминания старожилов, совершим увлекательное путешествие по школьному музею. Но прежде давайте вспомним те темы, которые мы проходили на прошлых уроках.

II Опрос домашнего задания

Игра «Да-нет»

1.

История это наука, исследующая прошлое человеческого общества, народов и государств

Да

2.

Отцом истории мы называем Геродота

Да

3.

К устным историческим источникам относят легенды, предания, сказки, пословицы и т.д

Да

4.

Пергамент это писчий материал сделанный из тростника

Нет

5.

Первый материал изготовленный египтянами для письма был папирус

Да

6.

Археолог- это ученый который изучает историческое прошлое народа по вещественным источникам

Да

7.

Народы и нации по внешним данным делят на 3 расы

Да

8.

Хронология, это наука изучающая историю летоисчислений

Да

9.

Современное летоисчисление начинается с рождения Иисуса Христа

Да

10

Карта это увеличенное изображение поверхности земли, неба или отдельных частей

Нет

11.

Патриотизм это любовь к Родине

Да

12

Краеведение это наука изучающая историю, природу, экономику края

Да

13

Малая Родина – это край где живет человек

да

Да, ребята, мы по праву гордимся величием и красотой нашей Родины. Но большое,  всегда начинается с малого, и поэтому для каждого из нас нет дороже места, где мы родились. Здесь живут родные, близкие, друзья, здесь открывается необъятный мир познания. Отсюда идут дороги в необозримые просторы жизни, но в любой дали мы ощущаем кровную связь с нашей малой родиной – с нашей маленькой, но такой дорогой нашему сердцу деревней Извара.

 О своей малой родине люди пишут книги, воспоминания, восхваляют её в стихах. Сейчас вы подойдете к стенду, где собраны фотографии нашей деревни. Пару лет назад в школе был объявлен конкурс на лучшее стихотворение о нашей деревне. Вот что написали наши ребята

(Работа со сборниками стихов, стенгазетой)

 Ребята, учить историю вы стали совсем недавно. Но за этот триместр мы много узнали о науке истории, и о других вспомогательных дисциплинах,  без которых история была бы сухой и неинтересной, давайте вспомним о них

Презентация

Установите соответствие.

Вспомогательная историческая дисциплина

определение

Археология

изучает происхождение племён, народов, быт, обычаи, традиции

Этнография

Изучает историю денег

Нумизматика

наука, изучающая прошлое человечества по сохранившимся памятникам, вещественным источникам

Топонимика

Наука, изучающая историю названий собственных имён

Ономастика

Наука, изучающая географическое название какой либо местности.

Я вам предлагаю творческую работу.

Представьте себе, что вы выступаете в роли учёных, которые исследовали нашу деревню. Что бы вы смогли  увидеть глазами археолога, нумизмата, этнографа и т.д.  Пожалуйста, разделитесь на 4 группы и выберите себе карточку, на которой вы увидите, какого ученого вы будете представлять.

Творческая работа учащихся

 Молодцы, наши ученые. Вы проделали большую работу. Но даже самые умные ученые не знают ответы на многие вопросы, вот и вам предстоит еще много учиться, много интересного узнать о своём крае, о своей земле. Всё, что мы знаем о истории нашей деревни оставили нам в своих воспоминаниях наши бабушки и дедушки. С  историей Извары вас познакомят  наши юные экскурсоводы.  Обратите внимание, у нас 4 экспозиции каждый из них рассказывает о самых главных событиях. Сейчас я раздам вам карточки, на каждой из них есть цифры 1,2,3,4. Каждый из вас вытянет одну карточку. И вы сгруппируетесь по номерам. У нас получилось 4 группы.

Внимательно прослушав экскурсоводов,  ваша группа  должны подготовить по 2-3 вопроса касающихся вашей экспозиции. Эти вопросы могут задаваться учителю, экскурсоводу, просто одноклассникам. Удачи!

1 экскурсовод «Извара до XX века»  

(вопросы от группы)

            2 экскурсовод: «Извара и Рерих»  

(вопросы от группы)

3 экскурсовод  «Великая Отечественная война»  

(вопросы от группы)

4 экскурсовод   «История школы»

            (вопросы от группы)

Давайте поблагодарим наших экскурсоводов за интересную экскурсию, творческие группы за  интересные вопросы. Как вы думаете, легко ли быть экскурсоводом?  Я дам вам такую возможность. Сейчас вы пройдётесь по музею, выберете себе любой экспонат и расскажете, для чего он служил людям.  Может, среди них вы найдёте те, которые были подарены нашему музею вашими родителями, бабушками и дедушками.

 Работа учащихся   «Мини-презентации»

Сегодня мы ребята с вами хорошо поработали, мы многое узнали о своём родном крае, о своём селе. Я очень люблю свою малую Родину и эту любовь я хочу с нежностью и любовью передать вам

И не мною это придумано

Да и сложено это не мной,

У кого нету малой родины,

У того её нет и большой!

Рефлексия: (презентация)

Ученики по очереди продолжают высказывание.

  1. Сегодня я узнал….
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я понял что…
  5. Я почувствовал что…
  6. Я научился …
  7. У меня получилось…
  8. Меня удивило…
  9.  Мне захотелось…

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по краеведению "История родного края"

Викторина для начальных классов....

Разработка урока по географии в 6 классе по теме 1.Введение (краеведение) Тема «Родной край – часть России, частица мира.

цель : cформировать у школьников «что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина, границы края, их условность и  подвижностьразвивать аналитические  навыки работы с различ...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Интегрированный урок по географическому краеведению "Поселения родного края"

Тип урока: Проблемный урокЦель урока: Обучающая: рассмотреть основные типы поселений, особенности городских и сельских поселений.Развивающая: развитие коммуникативных компетенций обучающихся, нав...

Викторина по краеведению «Знатоки родного края»

Викторина охватывает следующие страницы: " Личности", "Военная история", "Моя малая родина", " Я-гражданин Калмыкии", " Магические числа"...

статья "Лингвистическое краеведение. Мой родной край"

Как увлечь современного ученика изучением истории родного края? Историческая память народа, его культура, традиции. обычаи...Это то, без чего человек не может состояться как личность....

разработка по внеурочной деятельности по краеведению "Летопись родного края"

Географическое положение: Ульдурга расположена на юго-западе Еравнинского района, южной окраине Витимского плоскогорья в бассейне рек Ульдурги и Уды. C юго-запада примыкает отроги Худанского хребта. Н...