Доклад: “Этнокультурный подход воспитания детей в осетинской семье”
статья по краеведению (11 класс)

Хадикова Лариса Владимировна

Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и сохранение их. Нужно прививать детям любовь, гордость за свою историю, за свою Отчизну

Этнокультурное воспитание – процесс, направленный на приобретение ребенком этнокультурного опыта, жизнедеятельности и жизнетворчества.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Ребенок – это зеркало семьи! Для ребенка семья – это мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать».

2024 – ГОД СЕМЬИ Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 N 875 2024 год объявлен Годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми.

 «Семья — это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности»

В семье закладываются основы личности. Семья – первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных ценностях, о том, что нужно знать и как надо вести себя.

Только в семье рождаются нравственно-эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни. В семье на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца – мужественности.

«Счастье в семье зависит от воплощения в жизни таких ценностей как труд, учение, здоровье, любовь». – К.Д. Ушинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Доклад

Тема доклада:  “Этнокультурный подход воспитания детей в осетинской семье”

Васо Абаев: «Необходимо с малых лет прививать вкус к родному слову, осетинским обычаям»

«Уважение к седине, покорность старшим и беспрекословное исполнение их воли — вот их основы семейной жизни»,— писал К. Хетагуров об осетинах.

Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и сохранение их. Нужно прививать детям любовь, гордость за свою историю, за свою Отчизну

Этнокультурное воспитание – процесс, направленный на приобретение ребенком этнокультурного опыта, жизнедеятельности и жизнетворчества.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Ребенок – это зеркало семьи! Для ребенка семья – это мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать».

2024 – ГОД СЕМЬИ Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 N 875 2024 год объявлен Годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми.

 «Семья — это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности»

В семье закладываются основы личности. Семья – первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных ценностях, о том, что нужно знать и как надо вести себя.

Только в семье рождаются нравственно-эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни. В семье на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца – мужественности.

«Счастье в семье зависит от воплощения в жизни таких ценностей как труд, учение, здоровье, любовь». – К.Д. Ушинский.

Семья – древнейший социальный институт на земле.

Семья — самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с точки зрения разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:

·   малая группа людей,

·  объединяет этих людей — отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры),

·  семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей), и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, — институт брака, и возникший позже институт развода.

Семья была и остается одной из неоспоримых ценностей общества. Семейному воспитанию во все времена придавалось в Осетии очень большое значение. За многолетнюю историю выработался ряд основополагающих принципов семейного воспитания.

Например: Принцип почитания старших. Рассматривается как условие вхождения в культурную традицию, приобщение к опыту предшествующих поколений: нормам народной этики. Тесное общение между различными поколениями обеспечивало преемственность в воспитании, способствовало выработке неоспоримых нравственных правил.

Семья, обладает такими преимуществами, как :

- умение адекватно воспринимать и понимать себя и других;

- способность к самоутверждению себя как личности, проявлению своих индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей;

- умение взаимодействовать с другими в реальных ситуациях;

- способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим;

- потребность любить близких людей и доверять им;

- уверенность в собственной нужности, в том, что он любим другими.

Таким образом, от характера внутрисемейных отношений будет зависеть вклад семьи в формирование и становление личности ребенка, реализация его способностей и интересов.

Этикет – одно из самых ярких проявлений осетинской национальной культуры. Устойчивые поведенческие предписания, уместные и обязательные в различных ситуациях, сохранились не только в качестве пережитков, но и органично вошли в состав наиболее характерных особенностей традиционного жизнеустройства осетин. В основных же своих проявлениях они восходят к скифо-сарматскому и аланскому культурному наследию.

В целом, в жизни осетин всегда колоссальное значение придавалось понятию «æгъдау» (древний обычай, норма поведения). Для осетина — это целый мир этических, эстетических, морально-нравственных и пр. категорий, создававшийся и совершенствовавшийся в течение веков. «Æгъдау» содержит и представления о правильном поведении, идеалах, красоте, чести, отваге, благородстве, справедливости, образцах человеческой личности и деятельности. Этикет, таким образом, занимает исключительно важное место в культурном феномене «æгъдау».
В обыденном сознании осетин греховность или благонравность человека определялась тем, насколько он считался с требованиями «æгъдау». Очень важны были также категории «æфсарм» (стыдливость), «нымд» (диктуемое обычаем почтительное поведение), «уаг» Неукоснительное следование тщательно разработанным требованиям этикета, своеобразная эстетика, эффектность их исполнения позволили одному из иностранных путешественников, посетивших Осетию в XIX в., утверждать: «Уже многими замечено, что кавказские горцы, преимущественно осетины, чрезвычайно легко и скоро свыкаются с формами обращения высших кругов европейского общества».
 

Принципы семейного воспитания.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;

  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  • открытость и доверительность отношений с детьми;
  • оптимистичность взаимоотношений в семье;
  • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Семья – древнейший социальный институт на земле, и она занимает важное место в человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности в обществе.

Семейный круг – здесь, как нигде лучше, можно вырастить зрелых людей. Счастливая семья – это безопасная и спокойная гавань.

 Жизнь осетинской семьи.

В результате многовекового опыта воспитания детей в осетинской семье создавались, совершенствовались эффективные способы воздействия на личность. Методы воспитания в семейной педагогике осетинского народа – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение людей. Это способы педагогического управления деятельностью воспитуемых (ведь в основе развития человека лежит деятельность – познавательная, игровая, трудовая, спортивная, художественно-эстетическая, экологическая и др.), в процессе которой происходит самореализация личности, её социальное, физическое и эмоциональное развитие. Выбор метода воспитания в этнической педагогике осуществляется в соответствии с целями, содержанием воспитания, с учётом специфики воспитательной среды, половозрастных, индивидуальных особенностей воспитуемых.

Метод убеждения использовался с помощью различных приемов: наблюдения за бытом, семейной и общественной жизнью, знакомство с игровой деятельностью, участие в ней; знакомство с трудовой деятельностью взрослых, посильное участие в ней детей; рассказы взрослых о трудовой деятельности, различных видах труда; подготовка и участие в обрядовой, праздничной культуре народа; участие в различных состязаниях, исполнение фольклорных произведений.

Основным методом, удерживающим ребенка в деятельности в этнопедагогике осетин является метод упражнения, или, как его еще называли, приучение. Без длительных систематических усилий, повторения отдельных действий и операций ребенок не может научиться ничему. Результатом упражнений являются навыки, привычки, устойчивые качества личности.

Одобрение в воспитании выражалось в виде пожеланий. Когда ребенок приступал к выполнению какого-то поручения, ему высказывали доброе пожелание, в котором прочили успех, удачу. Такое предварительное одобрение делалось с тем, чтобы настроить на предстоящую работу. В процессе ее выполнения ребенка проверяли, хвалили за качество, оперативность, давали советы и т. д.

Таким образом, достижение основной цели воспитания – формирование совершенного человека в этнопедагогике осетин рассматривается не как дальняя конечная перспектива, а как практическое руководство к непрерывному поэтапному формированию характера, личностной сферы (физической, духовно-нравственной, интеллектуальной) младенца, ребенка, подростка, юного человека, взрослого и ее осуществление связано с реализацией содержания воспитания посредством методов, приёмов, средств и форм педагогического воздействия.

 Семейный этикет осетин.

В отношении осетин важно отметить долгое сохранение и высокое значение большой патриархальной семьи, объединяющей несколько поколений. Семейная община являла собой целостную, обособленную систему социального порядка со своим управлением, материальным распределением, а также культовой деятельностью, семейной обрядностью. Жизнь семьи, достигающей иногда до 100 и более домочадцев, должна была руководствоваться определенными правилами.

Мировоззрение народа, особенности его менталитета — национального характера — зачастую имеют свое конкретное выражение в определенных действиях, т.е. поведенческих нормах. Одним из таких зримых воплощений традиционного жизнеустройства являются правила, по которым пространство жилища делится на различные по престижности зоны: для старших и младших, женщин и мужчин, на священные, связанные с культовыми представлениями, и обыденные, обеспечивающие исключительно бытовые потребности. Планировка жилища не была случайной, произвольной, она несла информацию о семейном укладе, об определенных нравственных убеждениях, в частности, о таких, как «уайсадын» (избегание), гостеприимство, возрастное соподчинение и т.д. Супружеские комнаты в традиционном жилище пристраивались в отдалении от основного, т.е. общего помещения всей семьи — хæдзар, что обеспечивало исполнение «уайсадын», а кунацкая — специальная, хорошо обставленная комната для гостей, составляла необходимую пристройку в каждом дворе.

Все сколь-нибудь важные события осетинской семьи (свадьбы, похороны, рождение детей, проводы и встречи домочадцев и т.д.) сопровождались ритуальными действиями, обращенными к очагу, возле которого, как уже указывалось, и сосредотачивалась вся домашняя повседневная и культовая жизнь.

 Уважение к старшим.

Распространенной и действенной была присяга именем предков. Клятва предками особенно почиталась скифами, нарушение подобной клятвы каралось смертной казнью. «Человеку, на которого укажут как на клятвопреступника,— говорит Геродот,— отрубают голову, убивают сыновей его и конфискуют все имущество». Священной была клятва предками и у осетин, а оскорбление вызывало у последних кровную месть. 

Основой семейного быта осетин служит уважение к старикам и вообще к людям пожилых лет. Уважение это простирается до того, что каждый считает непременною обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его, хотя бы он был и низшего происхождения. Учтивость эта никогда не нарушается, соблюдается в семействе с особою строгостью.

Старшинство вообще в огромном почете у осетин. Младший брат во всем слушается старшего, служит ему, не садится при нем. Полковники, заслуженные офицеры из осетин, встают со своего места и уступают его, когда в дом войдет старший, хотя бы простой пастух.

Младший, сопровождая старшего в дороге, должен был идти слева. Когда с пешим стариком встречался молодой всадник , он должен был соскочить с лошади , не доезжая до старика, и идти навстречу старшему, ведя лошадь под уздцы. Первым приветствовал старик, а младший скромнее отвечал. Затем поворачивался и провожал пешком старика до тех пор, пока тот не отсылал его идти своей дорогой, благодаря за внимание. Отойдя шагов сто, младший вскакивал на лошадь и ехал дальше. При встрече со старшими женщинами мужчины проделывали то же самое.  

Отношения между старшими и младшими отразились в многочисленных пословицах и поговорках. Вот некоторые из них:

«Хистæр – зондамонæг, кæстæр – æгъдаухæссæг»

(«Старший – учитель, младший – исполнитель обычая»);

«Кæстæрæн йæ хæс хистæрмæ хъусын»

(«Обязанности младшего слушать старшего»);

«Кæстæртæй тынгдæр æфсæрмы хъæуы»

(«Младшего надо стесняться еще больше»);

«Хистæрæн кад, кæстæрæн рад»

(«Старшему – почет, младшему – черед»).

Воспитание детей в осетинской семье.

Осетины считали бездетность большим несчастьем, вину за которое всегда возлагали на женщину. Бездетную жену называли « безхвостой» («æнæкъæдзил»), «бесполезной»- («æнæпайда») и т.д. «несущая курица лучше бездетной жены», гласит осетинская пословица.

Однако крестьянину нужны были не столько дети вообще, сколько мальчики. Именно они являлись будущими работниками, наследниками движимости  и недвижимости, кормильцами в старости, хранителями культа предков, а значит покровителями родителей в загробном мире. Мальчиков называли «опорой дома» («хæдзары цæджынз»), «камнем для фундамента» («бындур»). Для осетинки не было лучшего пожелания, чем родить сына. И действительно, рождение первенца в большой степени укрепляло ее положение в семье, где отныне она начинала пользоваться уважением. Менялся даже ее внешний вид: она прикалывала повязку из кисеи в знак того, что, как писал М. М. Ковалевский, «исполнила свою миссию и заслужила тем самым быть поставленной во дворе мужа в одинаковое положение с прочими женщинами-матерями». Новости о рождении ребенка  с нетерпением ожидали соседские мальчики, чтобы оповестить об этом отца и сельчан. Если рождался сын, то мальчик, первым сообщивший, получал «хорз лæг гурæггаг»- подарок за весть « о рождении доброго мужа». Получившие добрую весть родственники шли в дом родителей новорожденного с тремя пирогами и традиционным подарком - куском белой материи на рубаху. Преподносились и особые символические подарки, которые было принято класть возле новорожденного: мужчины клали стрелы, серебряные монеты, женщины – яйца и вату. В свою очередь, семья устраивала угощение – «лæппуйы куывд» («торжество в честь рождения мальчика»). Рождение девочки праздновались лишь в том случае, если в семье уже было несколько мальчиков и родителей с нетерпением и молитвами ожидали рождения долгожданной девочки.

 Совсем другим было отношение к появлению на свет девочек, с которыми, как только они подрастали, все равно приходилось расставаться. По свидетельству того же М. М. Ковалевского в старину случалось, что новорожденных девочек убивали. Рождение в семье одних только девочек могло привести к разводу или появлению в доме второй жены, что, однако, обычно делалось только с согласия первой жены и ее родни. 

 Физическое, трудовое  воспитание

До восьми - десяти лет воспитанием детей обоих полов занимались только женщины, а после мальчики переходили в ведение мужчин, где обучались земледельческим и скотоводческим навыкам. Девочки же оставались с взрослыми женщинами для постижения азов всей работы по дому. К этому возрасту относится и разделение полов – мальчикам уже не разрешалось играть с девочками. В 15-16 лет, по окончании обучения и воспитания у юных горцев наступало совершеннолетие.

Требования к воспитанию девочек были несколько иными. Если в мальчиках поощрялся дух силы, дерзости и отваги, то в девочках – скромность и послушание. Лет до 6-8 дети, независимо от пола, пользовались большой свободой. Все они бегали, играли, непринужденно общались друг с другом. Запрещалось относительно немногое: например, чтобы мальчики и девочки вместе купались в реке. Приобщение детей к труду сводилось к таким незначительным занятиям, как, например, подать какую-нибудь легкую вещь, но затем девочек начинали постепенно обособлять от мальчиков и, как правило, раньше привлекать к работам по хозяйству. Уже к девочке 6-8 лет начинают предъявлять более строгие требования, нежели к однолеткам-мальчикам. Ее посылали с поручениями, за водой, за хворостом, приучали к уходу за младшими детьми и к обслуживанию старших членов семьи. Привлекали ее к уборке дома и к приготовлению пищи, к работе на огороде и, в особенности, к различным женским домашним промыслам и рукоделию: обработке шерсти, шитью, вязанию, вышиванию и т.д. Известная кавказская поговорка об обладании «девушкой осетинкой и конем кабардинским» говорила не только о внешних данных объекта мечтаний кавказских джигитов, но и о сноровистости в быту и хозяйстве осетинских девушек.

Нравственное, эстетическое, религиозное воспитание.

Из прививавшихся детям нравственных качеств особое значение придавалось чувству долга и родственной солидарности, дисциплинированности и вежливости, сознанию мужского достоинства и женской чести. Человек из хорошей семьи, с хорошей репутацией не мыслился без знания народных обычаев и правил этикета - «ирон æгъдæуттæ». Помимо досконального знания норм взаимоотношений между старшими и младшими в семье, должны были хорошо усвоить нормы поведения в обществе. Они должны были помнить, что каждый взрослый вправе попросить их об услуге, и отказать в ней нельзя. Им полагалось знать все знаки внимания, оказываемые мужчиной женщине, а женщиной мужчине. Нужно было в совершенстве изучить законы гостеприимства и его изощренный этикет, и т.д., и т.п. при всем этом в мальчиках воспитывали представление о мужском достоинстве и нетерпимости малейшей обиды, в девочках – целомудрие, у тех и других – выдержку и скромность.

В эстетическом воспитании главную роль играло народное художественное творчество. Своего рода очагами художественной культуры были кунацкие, где по стенам висело не только оружие, но и музыкальные инструменты, а мужчины собирались не только при приеме гостей, но и в будничные свободные вечера. Здесь слушали заезжих сказителей и певцов и показывали свое собственное искусство. Здесь была своего рода высшая школа эстетического и нравственного воспитания.

Семейное и семейно- родственное воспитание дополнялось еще более широким общественным. Ни один сосед и вообще житель селения не оставался равнодушным к замеченному проступку ребенка и в зависимости от степени вины делал замечание сам или рассказывал родителям. А поскольку жизнь детей и тем более подростков протекала не только в ограде двора, но и на улицах, обрядовых сборищах и т.п., роль общества в формировании подрастающего поколения была очень заметной. Семья в этом отношении, как и во многих других, находилась под неформальном контролем родни и односельчан. Отчасти дело обстояло так и в городах, где сходную роль играл городской квартал.

На детей старались воздействовать не столько угрозами и наказаниями, сколько уговорами, урезониванием и прежде всего добрым примером. У осетин есть поговорка: «Дон кæстæрæй нуазынц» (воду пьют, начиная с младшего). Этим отказом от обычных привилегий старшинства младшим демонстрировали пример терпения и выдержки. Таких примеров в повседневном быту подавалось великое множество. К обычным детским проступкам относились снисходительно. Если ребенок шалил, то мать или бабушка останавливали его словами или легким шлепком. Даже грубый окрик в случае неповиновения воспринимался как позор и для того, на кого кричали, и для того, кто кричал. В более серьезных случаях вмешивался отец или дед. Виновного лишали ожидаемой обновки, не разрешали садиться на лошадь, посылали вне очереди пасти скот. Телесные наказания применялись очень редко. Те, кому приходилось прибегнуть к такой крайности, просили никогда больше не доводить их до этого и предпочитали  ничего не говорить односельчанам. Объясняли это так: если человеку приходится бить своего ребенка, то, значит, он не сумел его воспитать, а стало быть, должно быть стыдно не столько ребенку, сколько ему самому.

 Весь уклад жизни осетинской семьи способствовал религиозному воспитанию детей. Практически все дети носили амулеты. Они были свидетелями, а по мере подрастания и участниками семейных и общественных культов. Немногие религиозные обряды обходились без участия подростков, а в некоторых они даже играли самую активную роль. Так, например, на Рождество мальчики колядовали, обходя в масках дома и поздравляя соседей; на Масленницу, считавшуюся праздником в честь Аларды, играли в альчики на масло; перед постом в день святого Тутыра катались на перевернутых столиках – «фынгæх», чтобы очистить их жира; Великий четверг ходили с матерями к дзуарам, чтобы снискать покровительство святых; во время молений с куклой о ниспослании дождя купались с женщинами в реке. В христианских селениях дети вместе со старшими родственниками ходили в церковь, в мусульманских – лет с двеннадцати совершали намаз и посещали мечеть.

 Современная осетинская семья. Положительные перемены.

Современная осетинская семья претерпевает серьезные изменения, связанные с модернизацией жизни в стране в целом. Новые реалии вынуждают пересматривать устаревший уклад. Этот процесс сопровождается как приобретениями, так и потерями. На основе анализа нынешнего состояния осетинской семьи можно выделить ее особенности, которые отражают как положительные перемены, так и не всегда оправданный отказ от традиций. К позитивным чертам можно отнести установление равноправных отношений между мужем и женой, основанных на взаимопонимании и взаимопомощи. 

Несмотря на сохранение традиционно женских обязанностей доля участия мужчин в ведении домашнего хозяйства и общении с детьми заметно возросла. Это связано с широким вовлечением женщины в производство, в общественно-политическую и культурную жизнь. В прошлом молодой отец считал для себя неприличным брать на руки ребенка в присутствии других членов семьи, тем более на улице, при посторонних. Сейчас мужья повседневно наравне с женами ухаживают за своими детьми. 

 Нравственные потери

В жизни семей произошли изменения, которые привели к нравственным потерям. Среди них следует отметить такие, как:

- ограничение возможностей общения разных поколений. Раньше большая осетинская семья довольно часто объединяла представителей нескольких поколений, что обеспечивало преемственность принципов и методов семейного воспитания. Теперь же бабушки и дедушки, как правило, предпочитают жить отдельно, поэтому молодые супруги утрачивают  возможность постоянно обращаться к опыту старших, пользоваться их  поддержкой;

 - отчуждение ребенка от родителей. Теряется прежний, существовавший в традиционной горской семье естественный контакт отцов и детей. Маленький ребенок, находясь постоянно с взрослыми членами семьи, чувствовал себя уверенно и спокойно, получая четкие представления о мире, в котором ему предстоит жить. Сейчас же, все складывается иначе: ребенок большую часть времени предоставлен себе, семейная и родительская опека ослабевает.

Перемены в  воспитании детей в семье во многом связаны с влиянием школы, а отчасти и детских общественных организаций. Уже в начале 1930-х годов, раньше чем в большинстве других республик Северного Кавказа, в Осетии было осуществлено всеобщее начальное обучение. Подростки привлекались к учебе в школах второй ступени. Такие школы имелись во всех селениях и при них создавались интернаты. Но  девочек  родители  отпускали  туда неохотно,  по  большей  части  тогда,  когда их можно было поместить у родственников, или когда вместе с ними ехал учиться кто-нибудь из родственников - подростков постарше. Тем не менее к концу 1930-х годов число мальчиков и девочек в осетинских школах второй ступени в основном сравнялось. В школах постоянное общение мальчиков и девочек в классах, на собраниях, в кружках, в художественно-самодеятельных и спортивных коллективах делало невозможным их традиционное разобщение, заставляло их, а за ними и их родителей, постепенно переосмысливать представления о приличиях. Все больше девочек надевали спортивные костюмы,  занимались физкультурой вместе с мальчиками, танцевали с ними, держались за руки. В дальнейшем с введением всеобщего среднего образования был преодолен еще один психологический барьер: то, что уже допускалось для девочек-подростков, было допущено для девушек. Школа ломала такие традиции прежнего воспитания, как неравное положение мальчиков и девочек и раннее обособление полов.

    Но у этого положительного нововведения оказалась своя отрицательная сторона. Часть подростков стала развязнее. Мальчики начали менее бережно относиться к девочкам, девочки - вести себя менее скромно. К тому же все это проникло за стены школы, на улицы городов и селений, а зачастую - и в семейный быт. Тем не менее, как показали материалы этносоциологического исследования  1992 г. наше время отношения между детьми и родителями, детьми между собой в основном не выходят из традиционных рамок поведения в осетинской семье. На вопрос «Соблюдаются ли в вашей  семье  следующие  нормы  поведения?»  мы  получили  следующие  ответы.

 Выводы.

Придают ли сегодня осетины то огромное значение, которое они придавали в начале XIX и в конце XX веков воспитанию детей, как мальчиков, так и девочек? Хотят ли сегодняшние осетины, чтобы девушка в семье получала традиционное осетинское воспитание? 

Разве нет нужды в том, чтобы возродить те традиционные семейно-бытовые обряды, которые еще в недавнем прошлом практически исключали злоупотребление спиртными напитками (особенно со стороны молодежи), или же восстановить традиционный осетинский этикет, который предполагает такт и почтение в отношениях между младшими и старшими, между мужчинами и женщинами и т.д.?

Надо попытаться возродить те нравственные ценности в народных традициях и обычаях, которые по тем или иным причинам, на том или ином этапе выпали из них, уже не передаются от поколения к поколению, незаслуженно забыты, хотя могли бы быть использованы с успехом ныне живущими поколениями. Многое из того, что родилось в недрах народной жизни, отвечает требованиям нашей морали, заслуживает не только возрождения, но и дальнейшего развития. Ошибочным, на наш взгляд, является мнение о том, что все то, что забыто – плохое, негативное, а что прошло через «сито» времени – хорошее, положительное.

 Литература:

  1. В. Уарзиати. Избранные труды. Книга первая. Этнология. Культурология. Семиотика. Владикавказ: Проект-Пресс,2007 г.
  2. В.С. Газданова. Традиционная культура осетин. Владикавказ. 2006г.
  3. М.М.Блиев. Р.С. Бзаров. История Осетии. Владикавказ. 2000г.
  4. А.Х.Хадикова . Осетинский Этикет. Владикавказ. 2006г.
  5. В.Х.Умаров. Основы семейной жизни. Нальчик. 2012г.
  6. Х.В. Дзуцев, Я.С. Смирнова. Жизнь осетинской семьи.Владикавказ.1993г.
  7. К. Хетагуров. Особа. Этнографический очерк. Владикавказ.1999г.
  8. Б.А.Калоев. Осетины. Москва.1971г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей в нетипичных семьях

Воспитание детей в нетипичных семьях. ( В помощь родителям)...

Консультация для родителей Особенности воспитания детей в неполных семьях

Распад семьи — это почти всегда травма для ребенка. Но часто эту травму оставшийся воспитывать ребенка родитель и не пытается смягчить. В своих г...

Консультация для родителей «Особенности воспитания детей в неполных семьях»

Распад семьи — это почти всегда травма для ребенка. Но часто эту травму оставшийся воспитывать ребенка родитель и не пытается смягчить. В своих г...

Воспитание девушек в осетинской семье

Воспитание девушек в осетинской семье...

Рекомендации для родителей « Воспитание детей в многодетных семьях».

Многодетные семьи – это удивительные сообщества, дети в семье конкурируют за родительские ресурсы. Родители никогда не обращаются со своими детьми одинаково, даже если сами убеждены в обратном, давно ...

Воспитание детей в православной семье.

Сущность православного воспитания. Крещение ребёнка. Религиозное и трудовое воспитание....

Воспитание детей в нетипичных семьях

В помощь родителям о воспитании детей в нетипичных семьях...