Рабочая программа по музееведению "Истоки"
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Цель программы: Вовлечение детей в исследовательскую, поисковую краеведческую деятельность через изучение истории и культуры родного края, семьи, школы.
Задачи программы:
- Знакомство с историей музейного дела и с основными музеями г. Иркутска (краеведческим, художественным, историческим, мемориальными др.);
- Развитиеспособностейкпоисково-исследовательской,творческойдеятельности;
- Развитие самостоятельности и инициативы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
истоки | 45.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
Комитет по образованию Усольского муниципального района
МБОУ "Мальтинская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Мальтинская СОШ» ________________________ А.Г.Тютюнник приказ №161/1 от «03» июня 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Музейного объединения
«ИСТОКИ»
для обучающихся 5-11 классов
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Музееведение» разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности. Автор: Горский В.А. Издательство: М.,«Просвещение» 2023.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Чтобыребёнокмогпроникнутьсятакимичувствами,недостаточнотолькопрочесть,посмотретьилиуслышатьнужнуюинформацию,туттребуетсяприкоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей — это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Музееведение»предполагаеторганизациюдеятельностиобучающихсяотпростогособирательствапредметовиартефактовкописанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Программа имеет интегрированный характер.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее.
Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя школьного краеведческого музея и детей.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев,знакомствосприёмамиэкспонирования,атрибутикойихудожественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность —самостоятельный творческий поиск, совместную
По окончании обучения дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
Актуальность программы: концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.
Цель программы: Вовлечение детей в исследовательскую, поисковую краеведческую деятельность через изучение истории и культуры родного края, семьи, школы.
Задачи программы:
- Знакомство с историей музейного дела и с основными музеями г. Иркутска (краеведческим, художественным, историческим, мемориальными др.);
- Развитиеспособностейкпоисково-исследовательской,творческойдеятельности;
- Развитие самостоятельности и инициативы.
Режим занятий:
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа по 2 модулям
Программа рассчитана: на проведение теоретических и практических занятий с детьми 12—17 лет в течение 2 лет обучения в объёме 216 часов.
Количество обучающихся в группе - 12 человек
3.Планируемые результаты
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностные результаты:
У учащихся будет формироваться:
- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
-интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
Способности к саморазвитию, готовности к обучению через всю жизнь.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие методы работы;
- находить и обрабатывать информацию;
- анализировать объекты, выделять главное;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск (включая дополнительные источники), обобщение, выделение главного.
Учащиеся получат возможность научиться:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- прогнозировать и оценивать конечный результат;
- описывать конкретные экспонаты и события;
- правильно задавать вопросы респондентам;
- проводить мини-экскурсии.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев России и в мире в различные исторические периоды;
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;
- проектировать простую экспозицию;
- комплектовать материал для выставки;
- составлять текст экскурсии к выставке;
- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи.
Формы проведения занятий:
- Викторины на знание понятий и терминов музееведения;
- Экскурсии в музеи, архив;
- Виртуальные экскурсии по известным мировым музеям;
- Просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
- Проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта);
- разработка и проведение мини-экскурсии по одному из разделов музейной экспозиции или рассказ об одном экспонате;
- работа в библиотеке;
- встречи с интересными людьми села, школы;
- подготовка сообщений, презентационных материалов.
Методы обучения:
Словесный: объяснение нового материала, обзорный рассказ для раскрытия новой темы, беседы с учащимися в процессе изучения темы.
Наглядный:применениенаглядныхпособий,предметовидокументовмузейногозначения,техническихсредств.
Практический: работа с бланками (постановка на учет, хранение, движение музейных предметов), с письменными и вещественными источниками из музейного фонда; создание музейных экспонатов своими руками.
Игровой:созданиеспециальныхситуаций,моделирующихреальнуюситуацию,изкоторойребятампредлагается найти выход.
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Проектный: работа учащихся над индивидуальным краеведческим проектом.
Ожидаемые результаты программы кружка:
1) В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края.
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутри школьном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Календарно-тематическое планирование
I модуль «Юный экскурсовод»
№ п\п | Дата | Тема занятия | Часы |
1 | 03.09.24 | Туристско-краеведческие возможности края | 2 |
2 | 04.09.24 | Туристские маршруты Иркутской области и Усольского района области. Выбор места путешествия | 2 |
3 | 10.09.24 | Определение тематики путешествия и экскурсионных объектов. | 2 |
4 | 11.09.24 | Изучение литературы по избранному маршруту. | 2 |
5 | 17.09.24 | Экскурсия в школьный музей. | 2 |
6 | 18.09.24 | Экскурсия в музей города Агарска | 2 |
7 | 24.09.24 | Экскурсия в музей города Агарска | 2 |
8 | 25.09.24 | Экскурсия в музей г Усолье-Сибирское. | 2 |
9 | 01.10.24 | Экскурсия в музей курорта "Усолье" г Усолье-Сибирское. | 2 |
10 | 02.10.24 | Экскурсия на ж/д станцию с. Мальта | 2 |
11 | 08.10.24 | Разбор и анализ посещенных экскурсий. | 2 |
12 | 09.10.24 | Разбор и анализ посещенных экскурсий. | 2 |
13 | 15.10.24 | История храмов на территории Усольского района | 2 |
14 | 16.10.24 | История храмов на территории Усольского района | 2 |
15 | 22.10.24 | Записи сведений о памятниках, их архитектурных стилях, фотографирование | 2 |
16 | 23.10.24 | Записи сведений о памятниках, их архитектурных стилях, фотографирование | 2 |
17 | 29.10.24 | Археологическая разведка и раскопки | 2 |
18 | 30.10.24 | Правила и порядок работы археологов | 2 |
19 | 05.11.24 | Обработка археологических материалов | 2 |
20 | 06.11.24 | Знакомство с археологическими объектами. | 2 |
21 | 12.11.24 | Знакомство с археологическими объектами. | 2 |
22 | 13.11.24 | Знакомство с археологическими экспонатами школьного музея | 2 |
23 | 19.11.24 | Экскурсии в краеведческий музей. | 2 |
24 | 20.11.24 | Экскурсии в краеведческий музей. | 2 |
25 | 26.11.24 | Вспомогательные исторические дисциплины: их роль в музейной работе, область применения | 2 |
26 | 27.11.24 | Вспомогательные исторические дисциплины: их роль в музейной работе, область применения | 2 |
27 | 03.12.24 | Нумизматика - наука о монетах. Практикум по нумизматике. | 2 |
28 | 04.12.24 | Генеалогия как наука. Практикум по генеалогии. | 2 |
29 | 10.12.24 | Ономастика как наука. | 2 |
30 | 11.12.24 | Палеография как наука | 2 |
31 | 17.12.24 | Сфрагистика как наука | 2 |
32 | 18.12.24 | Геральдика как наука. Практикум по геральдике | 2 |
33 | 24.12.24 | Знакомство с археологическими объектами Иркутской области. | 2 |
34 | 25.12.24 | Виды памятников: археологические, исторические, документальные. | 2 |
35 | 14.01.25 | Выявление памятников истории и культуры родного края. Их паспортизация, фотографирование. | 2 |
36 | 15.01.25 | Методика фиксирования историко-краеведческих наблюдений. Ведение дневника. | 2 |
37 | 21.01.25 | Представление об экскурсионном деле. Сущность экскурсии.Понятие «экскурсия». | 2 |
38 | 22.01.25 | Экскурсия как процесс познания | 2 |
39 | 28.01.25 | Экскурсия как вид деятельности | 2 |
40 | 29.01.25 | Экскурсия как форма общения | 2 |
41 | 04.02.25 | Различные аспекты экскурсии. | 2 |
42 | 05.02.25 | Функция научной пропаганды. Функция информации | 2 |
43 | 11.02.25 | Функция организации культурного досуга. Функция расширения культурно-технического кругозора | 2 |
44 | 12.02.25 | Функция формирования интересов человека. Сочетание двух и более функций в экскурсии | 2 |
45 | 18.02.25 | Общие и специфические признаки экскурсии. | 2 |
46 | 19.02.25 | Классификация экскурсий | 2 |
47 | 25.02.25 | Основные признаки классификаций экскурсий. Классификация: по содержанию (обзорные) | 2 |
48 | 26.02.25 | Особенности обзорных экскурсий. Отличия тематических экскурсий | 2 |
49 | 04.03.25 | Особенности обзорных экскурсий. Отличия тематических экскурсий | 2 |
50 | 05.03.25 | Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту проведения | 2 |
51 | 11.03.25 | Элементы психологии в экскурсии. Логика в экскурсии. Роль показа и рассказа в экскурсии | 2 |
52 | 12.03.25 | Схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта, при рассказе. | 2 |
53 | 18.03.25 | Организационные этапы проведения экскурсии техника использования “портфеля” экскурсовода. | 2 |
54 | 19.03.25 | Экскурсовод – профессия. | 2 |
55 | 25.03.25 | Мастерство экскурсовода. Умения и навыки | 2 |
56 | 26.03.25 | Понятие «профессиональное мастерство экскурсовода». Практические умения и навыки экскурсовода. | 2 |
57 | 01.04.25 | Требования к экскурсоводу | 2 |
58 | 02.04.25 | Требования к личным и профессиональным качествам экскурсовода | 2 |
59 | 08.04.25 | Влияние темперамента экскурсовода на характер проводимой экскурсии. Мимика, жесты, внешний облик | 2 |
60 | 09.04.25 | Пути повышения экскурсоводческого мастерства. Речь экскурсовода и внеречевые средства | 2 |
61 | 15.04.25 | Принципы речевой стратегии в экскурсии. Использование «портфеля» экскурсовода | 2 |
62 | 16.04.25 | Речевые умения (умение говорить грамотно, понятно, красиво). | 2 |
63 | 22.04.25 | Мимическая и пантомическая выразительность, точные жесты, выразительные взгляды, улыбка | 2 |
64 | 23.04.25 | Умение управлять своим эмоциональным состоянием, быть приветливым, доброжелательным | 2 |
65 | 30.04.25 | Владение элементами режиссерских и актерских умений. | 2 |
66 | 06.05.25 | Интонация экскурсовода, выражение в речи определенных мыслей и чувств | 2 |
67 | 07.05.25 | Интонация экскурсовода, выражение в речи определенных мыслей и чувств | 2 |
68 | 13.05.25 | Владение приемами. | 2 |
69 | 14.05.25 | Последовательность и логичность рассказа экскурсовода | 2 |
70 | 20.05.25 | Владение культурой речи, техникой мимики и жеста. | 2 |
71 | 21.05.25 | Обобщение | 2 |
72 | 27.05.25 | Подведение итогов | 2 |
II модуль «Основы музееведения»
№ п\п | Дата | Тема занятия | Часы |
1 | 06.09.24 | Введение в предмет. Инструктаж | 2 |
2 | 13.09.24 | Понятие слова "музей". Цели и задачи деятельности музеев | 2 |
3 | 20.09.24 | Музееведение как комплексная наука | 2 |
4 | 27.09.24 | Музейные профессии | 2 |
5 | 04.10.24 | Зарождение российского коллекционирования в XVI-XVII веках | 2 |
6 | 11.10.24 | Первые музеи в России. Кунсткамера.Эрмитаж | 2 |
7 | 18.10.24 | Музеи России в XIX веке | 2 |
8 | 25.10.24 | Становление советской системы музеев и музеи современной России | 2 |
9 | 01.11.24 | Основоположники отечественной музейной педагогики. Н. И. Романов., Ф. И. Шмидт | 2 |
10 | 08.11.24 | Организация детских музеев в России. Музей игрушки Н. Д. Бартрама. | 2 |
11 | 15.11.24 | Теоретические взгляды и деятельность А. В. Бакушинского | 2 |
12 | 22.11.24 | Развитие музейного дела в странах Европы и Америки. Появление и развитие музев в Германии | 2 |
13 | 29.11.24 | Музейно-педагогическая деятельность в США и Европе в 1930-1940 гг | 2 |
14 | 06.12.24 | Развитие музейно-педагогических центров в США и Европе в 1960-1970-е гг. | 2 |
15 | 13.12.24 | Сущность и специфические особенности школьного музея | 2 |
16 | 20.12.24 | Сущность и специфические особенности школьного музея | 2 |
17 | 27.12.24 | Сущность и специфические особенности школьного музея | 2 |
18 | 17.01.25 | История и структура школьного музея | 2 |
19 | 24.01.25 | История и структура школьного музея | 2 |
20 | 31.01.25 | История и структура школьного музея | 2 |
21 | 07.02.25 | История и структура школьного музея | 2 |
22 | 14.02.25 | Понятие музейной экспозиции. Ее характеристика | 2 |
23 | 21.02.25 | Особенности экспозиций и выставок | 2 |
24 | 28.02.25 | Виды экспозиций | 2 |
25 | 07.03.25 | Материалы экспозиций и выставок | 2 |
26 | 14.03.25 | Материалы экспозиций и выставок | 2 |
27 | 21.03.25 | Роль научных изысканий музея в создании экспозиций и выставок | 2 |
28 | 28.03.25 | Роль художников-дизайнеров в создании экспозиций и выставок | 2 |
29 | 04.04.25 | Принципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок | 2 |
30 | 11.04.25 | Принципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок | 2 |
31 | 18.04.25 | Научное проектирование экспозиций и выставок | 2 |
32 | 25.04.25 | Основные этапы работы научного проектирования. Документация | 2 |
33 | 02.05.25 | Художественное проектирование экспозиций и выставок | 2 |
34 | 16.05.25 | Основные этапы работы художественного проектирования. Документация | 2 |
35 | 23.05.25 | Строительство экспозиций и выставок | 2 |
36 | 30.05.25 | Строительство экспозиций и выставок | 2 |
Список литературы:
Для обучающихся:
- Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
- Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.
Для педагогов:
1.Юренева Т.Ю. «Музееведение», М: «Взгляд», 2004.
2.Шляхтина Л., Зюкин С. «Основы музейного дела», Санкт-Петербург, 2000
3.Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.
4.Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
- Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.
- Методический рекомендации организации работы по созданию музея и комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 1999.
7. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=53 (методика организации школьного музея)
8. http://museum.philosophy.spbu.ru/ (кафедра музейного дела факультета философии СПбГУ)
9. http://www.mirmus.ru (журнал «Мир музея»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...