Рабочая программа по музееведению "Истоки"
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Лактионова Галина Юрьевна

Цель программы: Вовлечение детей в исследовательскую, поисковую краеведческую деятельность через изучение истории и культуры родного края, семьи, школы. 

Задачи программы:

  1. Знакомство с историей музейного дела и с основными музеями г. Иркутска (краеведческим, художественным, историческим, мемориальными др.);
  2. Развитиеспособностейкпоисково-исследовательской,творческойдеятельности;
  3. Развитие самостоятельности и инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл истоки45.32 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области‌‌

Комитет по образованию Усольского муниципального района‌

МБОУ "Мальтинская СОШ"

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Мальтинская СОШ»

________________________

А.Г.Тютюнник

приказ №161/1

от «03» июня  2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Музейного объединения

«ИСТОКИ»

для обучающихся 5-11 классов

с.Мальта‌ 2024‌

                             Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Музееведение» разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности. Автор: Горский В.А. Издательство: М.,«Просвещение» 2023.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Чтобыребёнокмогпроникнутьсятакимичувствами,недостаточнотолькопрочесть,посмотретьилиуслышатьнужнуюинформацию,туттребуетсяприкоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей — это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа «Музееведение»предполагаеторганизациюдеятельностиобучающихсяотпростогособирательствапредметовиартефактовкописанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Программа имеет интегрированный характер.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее.

Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя школьного краеведческого музея и детей.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев,знакомствосприёмамиэкспонирования,атрибутикойихудожественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность —самостоятельный творческий поиск, совместную

По окончании обучения дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Актуальность программы: концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.

Цель программы: Вовлечение детей в исследовательскую, поисковую краеведческую деятельность через изучение истории и культуры родного края, семьи, школы. 

Задачи программы:

  1. Знакомство с историей музейного дела и с основными музеями г. Иркутска (краеведческим, художественным, историческим, мемориальными др.);
  2. Развитиеспособностейкпоисково-исследовательской,творческойдеятельности;
  3. Развитие самостоятельности и инициативы.

Режим занятий:

Занятия проводятся 3 раза в неделю  по 2 часа по 2 модулям

Программа рассчитана: на проведение теоретических и практических занятий с детьми 12—17 лет в течение 2 лет обучения в объёме 216 часов.

Количество обучающихся в группе - 12 человек

3.Планируемые результаты

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностные результаты:

У учащихся будет формироваться:

- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

-интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

- ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Способности к саморазвитию, готовности к обучению через всю жизнь.

Метапредметные результаты:

Учащиеся научатся:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие методы работы;

- находить и обрабатывать информацию;

- анализировать объекты, выделять главное;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск (включая дополнительные источники), обобщение, выделение главного.

Учащиеся получат возможность научиться:

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- прогнозировать и оценивать конечный результат;

- описывать конкретные экспонаты и события;

- правильно задавать вопросы респондентам;

- проводить мини-экскурсии.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- ориентироваться в музейной терминологии;

- определять особенности становления музеев России и в мире в различные исторические периоды;

- составлять план поисково-исследовательского проекта;

- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;

- проектировать простую экспозицию;

- комплектовать материал для выставки;

- составлять текст экскурсии к выставке;

- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи.

Формы проведения занятий:

  • Викторины на знание понятий и терминов музееведения;
  • Экскурсии в музеи, архив;
  • Виртуальные экскурсии по известным мировым музеям;
  • Просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
  • Проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта);
  • разработка и проведение мини-экскурсии по одному из разделов музейной экспозиции или рассказ об одном экспонате;
  • работа в библиотеке;
  • встречи с интересными людьми села, школы;
  • подготовка сообщений, презентационных материалов.

Методы обучения:

Словесный: объяснение нового материала, обзорный рассказ для раскрытия новой темы, беседы с учащимися в процессе изучения темы.

Наглядный:применениенаглядныхпособий,предметовидокументовмузейногозначения,техническихсредств.

Практический: работа с бланками (постановка на учет, хранение, движение музейных предметов), с письменными и вещественными источниками из музейного фонда; создание музейных экспонатов своими руками.

Игровой:созданиеспециальныхситуаций,моделирующихреальнуюситуацию,изкоторойребятампредлагается найти выход.

Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.

Проектный: работа учащихся над индивидуальным краеведческим проектом.

Ожидаемые результаты программы кружка:

1)      В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы,  умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края.

2)      В воспитательной сфере:  воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

3)      В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутри школьном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Календарно-тематическое планирование

I модуль «Юный экскурсовод»

№ п\п

Дата

Тема занятия

Часы

1

03.09.24

Туристско-краеведческие возможности края

2

2

04.09.24

Туристские маршруты Иркутской области и Усольского района области. Выбор места путешествия

2

3

10.09.24

Определение тематики путешествия и экскурсионных объектов.

2

4

11.09.24

Изучение литературы по избранному маршруту.

2

5

17.09.24

Экскурсия в школьный музей.

2

6

18.09.24

Экскурсия в музей города Агарска

2

7

24.09.24

Экскурсия в музей города Агарска

2

8

25.09.24

Экскурсия в музей г Усолье-Сибирское.

2

9

01.10.24

Экскурсия в музей курорта "Усолье" г Усолье-Сибирское.

2

10

02.10.24

Экскурсия на ж/д станцию с. Мальта

2

11

08.10.24

Разбор и анализ посещенных экскурсий.

2

12

09.10.24

Разбор и анализ посещенных экскурсий.

2

13

15.10.24

История храмов на территории Усольского района

2

14

16.10.24

История храмов на территории Усольского района

2

15

22.10.24

Записи сведений о памятниках, их архитектурных стилях, фотографирование

2

16

23.10.24

Записи сведений о памятниках, их архитектурных стилях, фотографирование

2

17

29.10.24

Археологическая разведка и раскопки

2

18

30.10.24

Правила и порядок работы археологов

2

19

05.11.24

Обработка археологических материалов

2

20

06.11.24

Знакомство с археологическими объектами.

2

21

12.11.24

Знакомство с археологическими объектами.

2

22

13.11.24

Знакомство с археологическими экспонатами школьного музея

2

23

19.11.24

Экскурсии в краеведческий музей.

2

24

20.11.24

Экскурсии в краеведческий музей.

2

25

26.11.24

Вспомогательные исторические дисциплины: их роль в музейной работе, область применения

2

26

27.11.24

Вспомогательные исторические дисциплины: их роль в музейной работе, область применения

2

27

03.12.24

Нумизматика - наука о монетах. Практикум по нумизматике.

2

28

04.12.24

Генеалогия как наука. Практикум по генеалогии.

2

29

10.12.24

Ономастика как наука.

2

30

11.12.24

Палеография как наука

2

31

17.12.24

Сфрагистика как наука

2

32

18.12.24

Геральдика как наука. Практикум по геральдике

2

33

24.12.24

Знакомство с археологическими объектами Иркутской области.

2

34

25.12.24

Виды памятников: археологические, исторические, документальные.

2

35

14.01.25

Выявление памятников истории и культуры родного края. Их паспортизация, фотографирование.

2

36

15.01.25

Методика фиксирования историко-краеведческих наблюдений. Ведение дневника.

2

37

21.01.25

Представление об экскурсионном деле. Сущность экскурсии.Понятие «экскурсия».

2

38

22.01.25

Экскурсия как процесс познания

2

39

28.01.25

Экскурсия как вид деятельности

2

40

29.01.25

Экскурсия как форма общения

2

41

04.02.25

Различные аспекты экскурсии.

2

42

05.02.25

Функция научной пропаганды. Функция информации

2

43

11.02.25

Функция организации культурного досуга. Функция расширения культурно-технического кругозора

2

44

12.02.25

Функция формирования интересов человека. Сочетание двух и более функций в экскурсии

2

45

18.02.25

Общие и специфические признаки экскурсии.

2

46

19.02.25

Классификация экскурсий

2

47

25.02.25

Основные признаки классификаций экскурсий. Классификация: по содержанию (обзорные)

2

48

26.02.25

Особенности обзорных экскурсий. Отличия тематических экскурсий

2

49

04.03.25

Особенности обзорных экскурсий. Отличия тематических экскурсий

2

50

05.03.25

Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту проведения

2

51

11.03.25

Элементы психологии в экскурсии. Логика в экскурсии. Роль показа и рассказа в экскурсии

2

52

12.03.25

Схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта, при рассказе.

2

53

18.03.25

Организационные этапы проведения экскурсии техника использования “портфеля” экскурсовода.

2

54

19.03.25

Экскурсовод – профессия.

2

55

25.03.25

Мастерство экскурсовода. Умения и навыки

2

56

26.03.25

Понятие «профессиональное мастерство экскурсовода». Практические умения и навыки экскурсовода.

2

57

01.04.25

Требования к экскурсоводу

2

58

02.04.25

Требования к личным и профессиональным качествам экскурсовода

2

59

08.04.25

Влияние темперамента экскурсовода на характер проводимой экскурсии. Мимика, жесты, внешний облик

2

60

09.04.25

Пути повышения экскурсоводческого мастерства. Речь экскурсовода и внеречевые средства

2

61

15.04.25

Принципы речевой стратегии в экскурсии. Использование «портфеля» экскурсовода

2

62

16.04.25

Речевые умения (умение говорить грамотно, понятно, красиво).

2

63

22.04.25

Мимическая и пантомическая выразительность, точные жесты, выразительные взгляды, улыбка

2

64

23.04.25

Умение управлять своим эмоциональным состоянием, быть приветливым, доброжелательным

2

65

30.04.25

Владение элементами режиссерских и актерских умений.

2

66

06.05.25

Интонация экскурсовода, выражение в речи определенных мыслей и чувств

2

67

07.05.25

Интонация экскурсовода, выражение в речи определенных мыслей и чувств

2

68

13.05.25

Владение приемами.

2

69

14.05.25

Последовательность и логичность рассказа экскурсовода

2

70

20.05.25

Владение культурой речи, техникой мимики и жеста.

2

71

21.05.25

Обобщение

2

72

27.05.25

Подведение итогов

2

II модуль «Основы музееведения»

№ п\п

Дата

Тема занятия

Часы

1

06.09.24

Введение в предмет. Инструктаж

2

2

13.09.24

Понятие слова "музей". Цели и задачи деятельности музеев

2

3

20.09.24

Музееведение как комплексная наука

2

4

27.09.24

Музейные профессии

2

5

04.10.24

Зарождение российского коллекционирования в XVI-XVII веках

2

6

11.10.24

Первые музеи в России. Кунсткамера.Эрмитаж

2

7

18.10.24

Музеи России в XIX веке

2

8

25.10.24

Становление советской системы музеев и музеи современной России

2

9

01.11.24

Основоположники отечественной музейной педагогики. Н. И. Романов., Ф. И. Шмидт

2

10

08.11.24

Организация детских музеев в России. Музей игрушки Н. Д. Бартрама.

2

11

15.11.24

Теоретические взгляды и деятельность А. В. Бакушинского

2

12

22.11.24

Развитие музейного дела в странах Европы и Америки. Появление и развитие музев в Германии

2

13

29.11.24

Музейно-педагогическая деятельность в США и Европе в 1930-1940 гг

2

14

06.12.24

Развитие музейно-педагогических центров в США и Европе в 1960-1970-е гг.

2

15

13.12.24

Сущность и специфические особенности школьного музея

2

16

20.12.24

Сущность и специфические особенности школьного музея

2

17

27.12.24

Сущность и специфические особенности школьного музея

2

18

17.01.25

История и структура школьного музея

2

19

24.01.25

История и структура школьного музея

2

20

31.01.25

История и структура школьного музея

2

21

07.02.25

История и структура школьного музея

2

22

14.02.25

Понятие музейной экспозиции. Ее характеристика

2

23

21.02.25

Особенности экспозиций и выставок

2

24

28.02.25

Виды экспозиций

2

25

07.03.25

Материалы экспозиций и выставок

2

26

14.03.25

Материалы экспозиций и выставок

2

27

21.03.25

Роль научных изысканий музея в создании экспозиций и выставок

2

28

28.03.25

Роль художников-дизайнеров в создании экспозиций и выставок

2

29

04.04.25

Принципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок

2

30

11.04.25

Принципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок

2

31

18.04.25

Научное проектирование экспозиций и выставок

2

32

25.04.25

Основные этапы работы научного проектирования. Документация

2

33

02.05.25

Художественное проектирование экспозиций и выставок

2

34

16.05.25

Основные этапы работы художественного проектирования. Документация

2

35

23.05.25

Строительство экспозиций и выставок

2

36

30.05.25

Строительство экспозиций и выставок

2

Список литературы:

Для обучающихся:

  1. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
  2. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.

Для педагогов:

1.Юренева Т.Ю. «Музееведение», М: «Взгляд», 2004.

2.Шляхтина Л., Зюкин С. «Основы музейного дела», Санкт-Петербург, 2000

3.Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.

4.Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.

  1. Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.
  2. Методический рекомендации организации работы по созданию музея и комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 1999.

7. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=53 (методика организации школьного музея)

8. http://museum.philosophy.spbu.ru/ (кафедра музейного дела факультета философии СПбГУ)

9. http://www.mirmus.ru (журнал «Мир музея»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...