Сборник "Учителя работавшие в Лапшинской школе во время войны"
творческая работа учащихся по краеведению (8 класс)
Учащиеся школы собрали материал об учителях работавших во время войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelya_rabotavshie_v_shkole_vo_vremya_voyny.docx | 279.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лапшинская основная общеобразовательная школа»
Вохомского муниципального района Костромской области
Материал собрали учащиеся
МОУ «Лапшинская ООШ»
волонтёрский отряд «Ритм»
под руководством вожатой
Кузнецовой Н. А.
с. Лапшино 2023
Педагогическую деятельность начала в Хорошевской неполной средней школе в 1936 году. В 1946 году переведена в .Лапшинскую школу учителем химии и биологии. Через несколько лет назначена завучем школы. Это был бескорыстный справедливый человек. Ученик 50х годов Юрий Останин в своём письме так писал о Вере Александровне: "Чистота её души как будто и сейчас окружает меня. В 50-60 годах Вера Александровна отвечала за пришкольный участок. В 50е годы около школы был разбит сад. Яблони, что привезены из Мичуринска цвели и плодоносили. Под окнами школы были посажены сирени, и был разбит цветник, где были высажены редкие по тем временам цветы лилии, ландыши, гвоздики. На пришкольном участке выращивали новые культуры. Кукуруза вырастала выше человеческого роста, а початки достигали восковой спелости. Выращивали и гречиху, которая успешно вызревала, хорошо плодоносили томаты. Причём сорта томатов подбирались так, что бы плоды были различных форм и различного цвета.
Вера Александровна положила начало создания методического кабинета в школе. В кабинете была создана и систематизирована картотека методических статей из газет и журналов, собраны образцы методического планирования по отдельным предметам, различные доклады, внеклассные мероприятия, образцы сочинений и изложений и многое другое.
Более 25 лет Вера Александровна проработала завучем школы. За это время она помогла сформироваться многим учителям. Замуж не выходила.
(Материал собрала: Евдокия Анатолиевна Исакова, записал: Кузнецов Алексей).
Власова (Останина) Капитолина Матвеевна родилась 4 ноября 1921 года в деревне Лапшино Лапшинского сельсовета Вохомского района Вологодской области в семье крестьянина - средняка. Закончив начальную и среднюю Лапшинскую школу в 1940 году поступила в учительский институт на исторический факультет при Вологодском Государственном педагогическом институте имени В. М. Молотова. Её время учёбы в институте совпало с военным лихолетьем. Во время учёбы ей часто сутками приходилось работать в госпитале и ассистировать врачам во время операции.
Закончив институт, в 1942 году ей была присвоена квалификация преподавателя истории и звание учителя средней школы с правом преподавания в первых семи классах. Она была направлена в Вохомский район в Соловецкую среднюю школу. С 1937 года член ВЛКСМ. С 1941 года член профсоюза. Семья с 1931 года находилась в колхозе. (Из автобиографии) Пришла работать в Лапшинскую школу в 1943 году. В школе Капитолина Матвеевна преподавала историю и географию. Знания своего предмета и хорошая методическая подготовка давали ей возможность вести уроки даже в старших классах. Кроме учебно-воспитательной работы Капитолина Матвеевна выполняла серьёзные общественные нагрузки: председатель селькома, руководила комсомольскими политзанятиями, проводила агитационную работу на селе. (Из характеристики, директор А. Жуйков) Когда директор Юдинцев Н. Г. уходил в отпуск, Капитолина Матвеевна оставалась временно исполняющей обязанности. (1945г) В 1947 году вышла замуж за учителя этой же школы Власова Александра Григорьевича. В августе 1948 года Капитолина Матвеевна (вместе с мужем) переводится преподавателем истории и Конституции СССР в Семёновскую семилетнюю школу. (Зав РОНО А. Васьков, директор школы Воронин Ф. Е) В 1951 году её переводят в Тихоновскую семилетнюю школу в должности заведующей учебной части и преподавателя истории. (Зав РОНО А. Васьков) Проработав два года завучем, в 1953 году она остаётся рядовым учителем в Тихоновской школе. Проработав ещё три года, в 1956 году она переводится в Лапшинскую среднюю школу в должности учителя истории 5-7 классов.
Темп урока быстрый, рассказ учителя содержал много фактического материала, это говорит о том, что учительница превосходно владела учебным материалом. Всегда доброжелательная, внимательная к детям. Это добрый и внимательный человек, умевший находить подход к каждому. Прекрасно вела уроки. На её занятиях даже самые хулиганистые мальчишки не решались шуметь – было очень интересно.
С 1 сентября 1975 года учительница истории и географии увольняется из школы, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. (Зав. Вохомским роно Л. А. Манин)
Умерла 9 мая 2020 года.
(Материал собрали: Евдокия Анатолиевна Исакова и Кузнецова Наталья Алексеевна, записала: Рябева Александра, ученица 8 кл)
Трудовую деятельность начала в 1941 году. Работала в начальных школах Вохомского района Худобинской, Хорошевской, Кузнецовской.
В 1950 году была переведена в Лапшинскую среднюю школу учительницей начальных классов. Это была в меру требовательная, строгая учительница, которая не только учила писать и считать, но много внимания уделяла воспитательной работе. Учила дружить, быть честными и справедливыми, уметь оказывать помощь друг другу.
В 1977 году завершила свою педагогическую деятельность в связи с выходом на пенсию,
(Материал собрала: Евдокия Анатолиевна Исакова, записала: Скрябина Вера, ученица 7 кл)
Останин Николай Васильевич родился 17 мая 1923 года в семье середняка Останина Василия Александровича в деревне Лапшино Лапшинского сельсовета Вохомского района Вологодской области. В 1930 году вместе с родителями переехал в село Вохма, отец стал служащим.
В этом же году поступил в 1 кл начальной школы, в 1934 году с отличием и почётной грамотой закончил. Поступил в 5 класс Вохомской средней школы, закончив, поступил в Вохомское педагогическое училище в 1938 году. С 1938 года член ВЛКСМ. С 1939 года член профсоюза работников начальной и средней школы. Суждённых и кулаченных в семье и в родне не было. Семья состоит из 9 человек, пять братьев и сестра. (Старший брат Вениамин жил с женой) (Из автобиографии) Во время учёбы в педучилище всегда показывал высокие результаты в учёбе, активно участвовал в общественной работе, был несколько раз премирован. Товарищ Останин принимал участие в общественной работе: 2 года был комсоргом класса, 1 год председатель профкома, 1 год работал агитатором в колхозе. Он активно участвовал в работе клубных и предметных кружков: фото, исторического, педагогического, топографического... Дисциплинирован. Поведение отличное. Политически развит. В начальной школе может работать самостоятельно. (Из характеристики Вохомского педучилища, директор К. Старцев) В 1941 году закончил педучилище с хорошими и отличными отметками и начал работать в Забегаевской начальной школе. (выписка из протокола №74 зав роно Горчаков) С января 1942 года по июнь работал заведующим Терентьевской начальной школы.
В июле 1942 года был взят в РККА, где находился по ноябрь 1945 года. Служил в 301 строевой дивизии в должности мл. командира. Имеет награду медаль «За победу над Германией в ВОВ». Учился на курсах мл. лейтенантов 8 месяцев. Демобилизован по состоянию здоровья в звании курсанта. В 1944 году вступил кандидатом в члены КПСС. Прошёл всю ВОВ от Москвы до Берлина. Дважды ранен. Награждён боевыми наградами, в том числе, орденом Красной Звезды. Инвалид войны.
В 1944 году из-за ранения был комиссован. Сразу вернулся домой и начал работать учителем. Демобилизованного Николая из РККА с 19 декабря 1945 по апрель 1946 года назначают преподавателем военно-физической подготовки в Лапшинскую среднюю школу. (приказ № 74) С апреля 1946 года по июль 1947 года его временно переводят в качестве учителя и заведующего начальной школы имени Ленина. (приказ № 14) Учитель Кузнецовской начальной школы с сентября 1947 по июнь 1950 года. К работе относился добросовестно. Был пионервожатым. Являлся агитатором в колхозе. (Из характеристики Кузнецовской начальной школы) С 16 августа 1950 года переводят в Лапшинскую школу, (приказ №48) где проработал до выхода на пенсию. После войны закончил Костромской пединститут факультет математики. В 1952 году из учителей начальных классов его переводят в учителя математики, так как он учился на 3 курсе Костромского государственного учительского института имени Н. А. Некрасова. В 1955 году закончил данный институт по специальности учитель физики и математики. На каждый урок Николай Васильевич приносит приборы, демонстрирует опыты, организует лабораторные работы.
Николай Васильевич принимает активное участие в общественной жизни. Является лектором и агитатором, председателем товарищеского суда, секретарём партийной организации при школе. Пользуется авторитетом в коллективе школы и среди населения. В 1965 году он предоставляется к награждению грамотой Министерства Просвещения РСФСР.
С женой Агнией Федотовной сначала жили и работали в с Покров в Кузнецовской начальной школе, потом построили свой дом в Лапшино. В семье воспитали троих детей. Последнее время жили в г. Шарья.
Был он человеком немногословным. Скромным. Отзывчивым и добрым. Его ученица Губанова Клара Алексеевна на всю жизнь запомнила, как он в 1947 году принёс в школу настоящий ржаной хлеб, разрезал его по половинке урезочками и раздал ученикам. Мы его сосали как шоколад. А вкус этого хлеба я запомнила на всю жизнь.
По личному заявлению в 1978 году увольняется в связи с выходом на пенсию.
В школе он проработал 37 лет.
Николай Васильевич умер 29 января 1989.
Награды:
орден «Красная Звезда»,
юбилейная медаль «20 лет победы в ВОВ»,
«50 лет вооружённых сил СССР»,
почётная грамота министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений».
(Материал собрала: Евдокия Анатолиевна Исакова и Наталья Алексеевна Кузнецова. Записал: Кузнецов Алексей, ученик 7 кл)
Зимой 1943 года в школе появился новый военрук в армейском бушлате защитного цвета, с полевыми погонами лейтенанта на плечах, с повязкой на голове по причине ещё незажившей раны – Евгений Иванович Кудрак, назначенный к нам военруком сразу по выходу из госпиталя тогда ещё Вологодским областным военкоматом. Он сразу стал кумиром всех мальчишек 7-8 классов. Был он строг и требователен по выполнению учебной программы, по тактике, строевой и огневой подготовке. Очень много уделял внимания воспитанию выносливости, выработке навыков и приёмов, но эта требовательность, подчас суровость, не уменьшали уважение и любовь к нему. С ним мы маршировали, рыли в снегу окопы и траншеи, ползали по-пластунски, занимались приёмами штыкового боя. Несмотря на то, что шла война, мы много занимались и учебными стрельбами, находились и боеприпасы для обучения нас, школьников. Евгений Иванович был не только строгим и знающим своё дело военруком, но и хорошим воспитателем. Он выпускал «боевой листок», отражающий боевые события фронтов в те дни.
(Из воспоминаний Юрия Анатольевича Подобина, записала Буркова Наталья).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы образовательного учреждения, работающего в режиме "Школа полного дня"
Анализ работы за учебный год образовательного учреждения, работающего в режиме "Школа полного дня"...
Дипломатические отношения России и США во время войны за независимость
Дипломатические отношения России и США во время войны за независимость...
Буклет о спорте во время войны и спортсменах на фронте
Буклет о спорте во время войны и спортсменах на фронте...
Материал для учителя английского языка, работающего в начальной школе.
Интересная подборка игр на уроке английского языка для начальной школы....
Проектная работа по литературе "Роль журналистики во время войны".
Проектная работа по литературе посвящена журналистике и работе журналистов во время Великой Отечественной войны....
классный час "Школа 16 Дегтярска во время войны"
Школа, созданная в 1938 году, в годы войны стала госпиталем....
"Летопись пионерской организации в Лапшинской школе"
Со слов ветерана педагогического труда, директора школы, записана информация о пионерской организации в Лапшинской школе....