ЖБОТ-3
статья по краеведению (8 класс)

Чибирева Надежда Геннадиевна

Железобетонная огневая точка №3 в городе Колпино

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhbot_no3_statya.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ОГНЕВАЯ ТОЧКА № 3 В КОЛПИНО

Фортификационные сооружения разных исторических эпох служат маркерами линий оборонительных сооружений, позволяют мысленно перенестись в время военной кампании и лучше понять действия командования и рядовых защитников родной земли. Многие оборонительные сооружения Великой Отечественной войны получили в настоящее время статус памятников, восстанавливаются и поддерживаются усилиями местных администраций и волонтеров. Военно-исторические экскурсии к таким объектам служат эффективным средством патриотического воспитания, вносят вклад в усвоение учебного материала по истории и географии, активно внедряются в программы внеурочной деятельности.  

К железобетонным огневым точкам военные историки относят различные сооружения из сборного железобетона. Наиболее простая конструкция – пулеметный (противоосколочный) колпак, созданный с учетом требований времени – Красная армия нуждалась в быстровозводимых, малозаметных огневых точках, которые обеспечивали защиту от пуль, осколков снарядов и мин, но в отличие от долговременных огневых точек (ДОТ) не выдерживали прямого попадания артиллерийского снаряда. Железобетонный пулеметный колпак спроектировали военные инженеры С. В. Барсуков, П. К. Бузник и Л. Н. Никольский, специалисты проектно-конструкторского бюро Главного военно-инженерного управления (ГВИУ). Внешне колпак напоминал колодезное кольцо с амбразурой для ведения пулеметного огня (вес 1700 кг, стандартная высота – 0,9 м, диаметр – 1,70 м, толщина стенок — 0,13 м). В разговорной речи он носил названия метр-семьдесят и рубль-семьдесят. В покрытии колпака имелось отверстие под окопный перископ — трубка разведчика. Пулеметные колпаки монтировали на заранее подготовленных позициях поверх пулеметного гнезда, которое было усилено, ввиду достаточно большого веса колпака, специальной деревянной срубной конструкцией, либо столбами [3].

Город воинской славы Колпино располагался на переднем крае обороны Ленинграда, где в первые месяцы Великой Отечественной войны началось создание системы круговой оборонительных сооружений. Колпино входил в Слуцко-Колпинский сектор Красногвардейского укрепрайона. Фортификационные сооружения возводились в июне 1941 г. по линии Московское шоссе (Ям-Ижора) – Октябрьская железная дорога – река Нева. Вдоль нее строились капитальные пулемётные и артиллерийские сооружения – долговременные огневые точки (ДОТ) и железобетонные огневые точки (ЖБОТ). Особое внимание уделялось защите железнодорожных путей Октябрьской железной дороги, они укреплялись пулеметными колпаками и противотанковыми надолбами.

Пулеметный колпак ЖБОТ №3 входит в систему объектов культурного наследия, памятников военной истории города Колпино. Он находится в 100 м от рельсового пути и в 800-х м от станции Колпино

На военных картах пулеметный колпак определен как железобетонная огневая точка 261 Отдельного пулемётно-артиллерийского батальона (ОПАБ) Слуцко-Колпинского сектора Красногвардейского укрепрайона». В 2021 г. в канун Дня города Колпино ЖБОТ №3 был отреставрирован при участии жителей города и членов подростково-молодёжного клуба «Z».

Рядом с бетонным колпаком сохранились противотанковые надолбы, на которых установлены таблички с именами героев Советского Союза, награжденных за участие в боях на территории укрепрайона: 

Козлов Николай Андреевич (1916-1943) – помощник начальника штаба 749-го стрелкового полка 125-й стрелковой дивизии 55-й армии Ленинградского фронта. 15 ноября 1941 г. огнем из ручного пулемета он уничтожил свыше 30 солдат противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество лейтенанту Козлову Николаю Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Похоронен в городе-герое Ленинграде на территории Александро-Невской Лавры (Коммунистическая площадка).

Фомин Федор Фролович (1915-1942) – командир взвода отдельного танкового батальона. 16 ноября 1941 года в боях за поселок Усть-Тосно (Ленинградская область) взвод лейтенанта Фомина уничтожил большое число живой силы противника. Его танк был подбит, но Фомин вел бой в течение пяти суток до подхода подкрепления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Яковлев Михаил Иванович (1910-1943) – командир танкового взвода 86-го отдельного танкового батальона 55-й армии Ленинградского фронта. 23 декабря 1941 года в бою за освобождение деревни Красный Бор взвод Яковлева уничтожил три противотанковых орудия, два дзота, три миномета с прислугой, до двухсот единиц живой силы противника и удержал занятый рубеж. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм был награжден званием Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Моя работа  о мемориале «ЖБОТ №3» входит в программу Дополнительного образования творческого объединения «МедиаТур» гимназии № 446 . Информация о мемориале имеет комплексное военно-историческое и военно-географическое содержание. На стадии подготовки своей работы я выполнял следующие задания:

  1. Составил карту укрепрайона на основе исторических материалов.
  2. Составил географическую характеристику территории, прилегающей к мемориалу, с точки зрения организации обороны.
  3. Проложить маршрут к мемориалу с использованием геосервисов.
  4. Подготовил текст экскурсии на основе публикаций и электронных ресурсов.