Программа "Первые шаги" 2021
рабочая программа по краеведению (7 класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Целью данного курса является творческое развитие начинающих исследователй, развитие навыков самостоятельной научной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek_pervye_shagi_v_issledovanie_5-7.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мастахская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы Протокол№___ Семенова А.А. ____Баишева М.П._
Саввинова А.Н. «30»_08_2021__г. «02» 09. 2021 г.
от «30» _08.2021_г.
Программа
элективного курса для учащихся среднего и старшего звена
Название: Первые шаги в исследовании
Автор: Яковлева А.И., учительница русского языка и литературы
Мастахской средней общеобразовательной школы
Мастах, 2021 г.
Пояснительная записка
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Целью данного курса является творческое развитие начинающих исследователй, развитие навыков самостоятельной научной работы.
Основными задачами программы являются:
1. Обеспечение особых познавательных потребностей и интересов учащихся в образовании, языке, культуре, истории двух народов;
2. Изучение творческого наследия народа Саха, как введение национально-регионального компонента в курс русской литературы,
3. Поиск связи произведений курса русской литературы с произведениями на якутском языке и их сопоставление;
4. Установление взаимосвязи и взаимовлияния русской и якутской литератур;
5. Гарантирование личности возможности ее идентификации, как представителя того или иного этноса;
6. Формирование национального самосознания, воспитание личности, знающей и любящей русскую и родную литературу и в то же время сознающей себя гражданином многонациональной России;
7. Активация читательских интересов учащихся.
Логика построения программы обусловлена системой работы по овладению учащимися исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым выработать собственное отношение к окружающему миру.
Программа предполагает два вида занятий: лекционные и практические.
Программа рассчитана на 2 года и адресована учащимся среднего и старшего звена.
Элективный курс рассчитан на 68 часов, тип курса - межпредметный.
Примерный тематический план элективного курса
«Первые шаги в исследовании»
Раздел 1. Наука и научное мировоззрение
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | Лекцион. | Практич. | ||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Опорные позиции исследования | 2 | 1 | 1 |
3 | Определение темы, объекта, предмета исследования | 4 | 2 | 2 |
4 | Цель и задачи исследования | 4 | 2 | 2 |
5 | Научная гипотеза и ее проверка | 4 | 2 | 2 |
6 | План и организация исследования | 6 | 2 | 4 |
7 | Составление индивидуальной рабочей программы | 2 | 1 | 1 |
8 | Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия источник и литература | 2 | 1 | 1 |
9 | Анализ результатов исследования | 6 | 2 | 4 |
10 | Понятийный аппарат исследования | |||
11 | Индивидуальное исследовательское задание | 2 | 1 | 1 |
12 | Научная статья | 3 | 1 | 2 |
13 | Реферат | 3 | 1 | 2 |
Итого | 42 | 20 | 22 |
Раздел 2. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | Лекцион. | Практич. | ||
1 | Объем словаря (активного и пассивного) и осознанное его употребления в речи. | 1 | 1 | - |
2 | Практическое владение нормами литературного языка | 2 | - | 2 |
3 | Оценка речевых высказываний собеседника и художественного высказывания | 2 | - | 2 |
4 | Различные стили речи и жанры речевых высказываний | 1 | - | 1 |
5 | Соответствие плана содержания и плана выражения речи | 2 | - | 2 |
6 | Обращенность речи, соотнесение ее с характером аудитории | 1 | - | 1 |
7 | Индивидуальный характер, личность речи (словарь, интонация, образность) | 1 | - | 1 |
Итого | 10 | 1 | 9 |
Раздел 3. Основы психологических знаний
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | Лекцион. | Практич. | ||
1 | Психологический настрой на работу с аудиторией | 2 | 1 | 1 |
2 | Приемы саморегуляции | 2 | 1 | 1 |
3 | Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека | 2 | 1 | 1 |
Итого | 6 | 3 | 3 |
Раздел 4. Применение основ информатики в исследовательской деятельности
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | Лекцион. | Практич. | ||
1 | Структура и композиция исследовательской работы | 4 | 1 | 3 |
2 | Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки | 3 | 1 | 2 |
3 | Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций) | 3 | 1 | 2 |
Итого | 10 | 3 | 7 | |
Всего | 68 | 27 | 41 |
Примерное содержание курса
Введение – 1 час. Исследовательская деятельность учащихся, ее особенности и общая характеристика. Значимые личностные качества учащегося-исследователя. Исследовательские способности, пути их развития.
Раздел 1. Наука и научное мировоззрение
Опорные позиции исследования, целеполагание, прогнозирование – 2 часа. Научные идеи, позволяющие увидеть глубину исследуемой проблемы. Возможные трудности, опасности, критерии для оценки результатов своего исследования. Целеполагание как конструирование исследовательского процесса.
Определение темы, объекта, предмета исследования – 4 часа.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования – «поле» научных поисков. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.
Цель и задачи исследования – 4 часа.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Научная гипотеза и ее проверка – 4 часа.
Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска.
План и организация исследования – 6 часов
Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая обработка проблемы.
Составление индивидуальной рабочей программы – 2 часа.
Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей. Составление модели исследуемого явления и программы действий по ее реализации.
Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия источник и литература – 2 часа.
Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования.
Анализ результатов исследования – 6 часов.
Объекты анализа. Вычленение существенных признаков, достаточных и вспомогательных условий в ведении исследования. Определение плюсов и минусов, полученных в результате. Формирование выводов, обобщений.
Понятийный аппарат исследования – 1 час.
Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Тезаурус.
Индивидуальное исследовательское задание – 2 часа.
Исследования в группе. Персональное поручение по изучению частного вопроса общей темы. Исследовательская задача. Перечень условий научного поиска.
Научная статья – 3 часа.
Жанр, освещающий конкретный, частный вопрос, входящий в тему исследования. Правила написания , оформления научной статьи.
Реферат – 3 часа
Реферат как краткое письменное или устное изложение содержания по теме исследования.
Раздел 2. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи
Объем словаря (активного и пассивного) и осознанное его употребления в речи – 1 час. Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг.
Практическое владение нормами литературного языка – 2 часа.
Оценка речевых высказываний собеседника и художественного высказывания – 2 часа.
Различные стили речи и жанры речевых высказываний – 1 час.
Соответствие плана содержания и плана выражения речи – 2 часа.
Обращенность речи, соотнесение ее с характером аудитории – 1 час.
Индивидуальный характер, личность речи (словарь, интонация, образность) – 1 час.
Раздел 3. Основы психологических знаний
Психологический настрой на работу с аудиторией – 2 часа. Практические занятия.
Приемы саморегуляции – 2 часа. Общие закономерности саморегуляции. Индивидуальная форма саморегуляции, зависящая от конкретных условий, характеристик нервной деятельности, личностных качеств учащегося.
Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека – 2 часа. Самопознание учащимися своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок. Проживание, припоминание, решение проблем.
Раздел 4. Применение основ информатики в исследовательской деятельности
Структура и композиция исследовательской работы – 4 часа. Понятие о структурировании исследовательского материала. Введение, основная часть, выводы. Диагностическое обеспечение в исследовании.
Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки – 3 часа. Размер листа, шрифта, требования к параметрам страницы, межстрочный интервал. Оформление цитирования, ссылок, сносок. Распечатка текста.
Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций) - 3 часа. Характеристика исследуемой проблемы, вычленение главных, достаточных и вспомогательных условий, определение закономерностей. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.
Краткая характеристика типичных заданий:
Работа с хронологической таблицей. (от темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям);
Выразительное чтение текста(при изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, элементы режиссерской работы; при изучении прозаических жанров – литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера , конкурсы на лучшего исполнителя);
Комментирование текста ( начинается с кратких сведений о времени и обстоятельствах создания произведения, затем, по мере углубления, перерастает в сообщение о творческой истории произведения);
Аналитическая беседа по тексту произведения(сначала это выявление и осмысление отдельных деталей и компонентов произведения, далее – рассмотрение произведения в одном из возможных аспектов с расширением объема работы, выполняемой учениками, с привлечением черновых вариантов текста, в конце занятий – анализ произведения, целиком подготовленный учащимися);
Составление текстов (преимущественно отдельных образов и мотивов, но с постепенным углублением анализа, с размышлением о развитии художественного познания действительности, о своеобразии стилей разных авторов);
Применение наглядных пособий, аудиовизуальной техники: диапроэктора, магнитофона и др. (с постепенным включением их в другие виды работы – заочные экскурсии, монтажи, отчетные концерты и т.п.)
К основным видам работы присоединяются на разных этапах работы факультатива новые.
Заочные экскурсии;
Сообщения и доклады( начало работы – небольшие сообщения о творческой истории произведения, а также аналитические доклады по конкретным вопросам);
Работа над публицистической и критической статьей( ее начало – чтение различных критических статей, их обсуждение);
Ожидаемый результат
Учащиеся должны знать: | Содержание изученных произведений русских писателей и поэтов, входящих в курс русской литературы национальной школы; основные теоретико - литературные понятия, термины; |
Учащиеся должны уметь | :устанавливать взаимосвязь и взаимовлияние русской и якутской литератур; анализировать и сопоставлять произведения, выявляя их сходства и отличия, типологическую общность и национальное своеобразие; выразительно читать стихотворение, передавая свои чувства; высказывать свое мнение |
Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные к уроку сообщения \ доклады, викторины, концепт – картина, а также тезисы, конспекты. Ученик выполняет 1 из заданий - защита (обсуждение, конкурс) рецензий, сочинений, эссе.
Отслеживание динамики интереса: анкетирование на первом (с целью выявления ученических запросов) и последнем занятии, собеседование в процессе работы, рефлексия.
Критерии успешности: ученик получает зачет (сертификат) при активном участии в устных формах учебных занятий (не менее 5 раз), в выполнении письменных творческих заданий.
Формы итоговой отчетности: доклады, творческие работы
Дополнительные обучающие материалы:
1. Быстрова Е.А. Русский язык в школах многонациональной России, стр. 44-48; "Русский язык в школе" №2, 2004.
2. Гоголева С.В., Егорова Е.И. Обучение связной речи. Якутское книжное издательство,1992.
3. Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др. Программа литературного образования 5-11 классы, М., Прсвещение, 2001.
4. Черкезова М.В. Русская литература, Программа для национальных общеобразовательных учреждений 5-11(12) классы,М.,"Дрофа",2002.