Программа "Первые шаги" 2021
рабочая программа по краеведению (7 класс)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Целью данного курса является творческое развитие начинающих исследователй, развитие навыков самостоятельной научной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek_pervye_shagi_v_issledovanie_5-7.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мастахская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО                          СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО                            Зам. директора по УВР                Директор школы Протокол№___                                      Семенова А.А.                         ____Баишева М.П._

     Саввинова А.Н.                                  «30»_08_2021__г.                        «02» 09. 2021 г.

    от «30» _08.2021_г.                         

 

Программа

элективного курса  для учащихся  среднего и старшего звена

Название: Первые шаги в исследовании

Автор: Яковлева А.И., учительница русского языка и литературы

Мастахской средней общеобразовательной школы

Мастах, 2021 г.

Пояснительная записка

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Целью данного курса является творческое развитие начинающих исследователй, развитие навыков самостоятельной научной работы.

Основными  задачами программы являются:

1. Обеспечение особых познавательных потребностей и интересов учащихся в образовании, языке, культуре, истории двух народов;

2. Изучение творческого наследия народа Саха, как введение национально-регионального компонента в курс русской литературы,

3. Поиск связи произведений курса русской  литературы с произведениями на якутском языке и их сопоставление;

4. Установление взаимосвязи и взаимовлияния русской и якутской литератур;

            5. Гарантирование  личности  возможности  ее  идентификации, как  представителя того или иного этноса;

6. Формирование национального самосознания, воспитание личности, знающей и любящей русскую и родную литературу и в то же  время  сознающей  себя  гражданином  многонациональной России;

7. Активация  читательских интересов учащихся.

Логика построения программы обусловлена системой работы по овладению учащимися исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым выработать собственное отношение к окружающему миру.

Программа предполагает два вида занятий: лекционные и практические.

Программа рассчитана на 2 года и адресована учащимся среднего и старшего звена.

Элективный курс рассчитан на  68  часов, тип курса - межпредметный.

Примерный тематический план элективного курса

«Первые шаги в исследовании»

Раздел 1. Наука и научное мировоззрение

Раздел, тема

Количество часов

всего

Лекцион.

Практич.

1

Введение

1

1

2

Опорные позиции исследования

2

1

1

3

Определение темы, объекта, предмета исследования

4

2

2

4

Цель и задачи исследования

4

2

2

5

Научная гипотеза и ее проверка

4

2

2

6

План и организация исследования

6

2

4

7

Составление индивидуальной рабочей программы

2

1

1

8

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия источник и литература

2

1

1

9

Анализ результатов исследования

6

2

4

10

Понятийный аппарат исследования

11

Индивидуальное исследовательское задание

2

1

1

12

Научная статья

3

1

2

13

Реферат

3

1

2

Итого

42

20

22

                

Раздел 2. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи

Раздел, тема

Количество часов

всего

Лекцион.

Практич.

1

Объем словаря (активного и пассивного) и осознанное его употребления в речи.

1

1

-

2

Практическое владение нормами литературного языка

2

-

2

3

Оценка речевых высказываний собеседника и художественного высказывания

2

-

2

4

Различные стили речи и жанры речевых высказываний

1

-

1

5

Соответствие плана содержания и плана выражения речи

2

-

2

6

Обращенность речи, соотнесение ее с характером аудитории

1

-

1

7

Индивидуальный характер, личность речи (словарь, интонация, образность)

1

-

1

Итого

10

1

9

Раздел 3. Основы психологических знаний

Раздел, тема

Количество часов

всего

Лекцион.

Практич.

1

Психологический настрой на работу с аудиторией

2

1

1

2

Приемы саморегуляции

2

1

1

3

Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека

2

1

1

Итого

6

3

3

 Раздел 4. Применение основ информатики в исследовательской деятельности

Раздел, тема

Количество часов

всего

Лекцион.

Практич.

1

Структура и композиция исследовательской работы

4

1

3

2

Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки

3

1

2

3

Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций)

3

1

2

Итого

10

3

7

Всего

68

27

41

Примерное содержание курса

Введение – 1 час. Исследовательская деятельность учащихся, ее особенности и общая характеристика. Значимые личностные качества учащегося-исследователя. Исследовательские способности, пути их развития.

Раздел 1. Наука и научное мировоззрение

Опорные позиции исследования, целеполагание, прогнозирование – 2 часа. Научные идеи, позволяющие увидеть глубину исследуемой проблемы. Возможные трудности, опасности, критерии для оценки результатов своего исследования. Целеполагание как конструирование исследовательского процесса.

Определение темы, объекта, предмета исследования – 4 часа.

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования – «поле» научных поисков. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.

Цель и задачи исследования – 4 часа.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Научная гипотеза и ее проверка – 4 часа.

Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска.

        План и организация исследования – 6 часов

Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая обработка проблемы.

Составление индивидуальной рабочей программы – 2 часа.

Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей. Составление модели исследуемого явления и программы действий по ее реализации.

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия источник и литература – 2 часа.

Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования.

Анализ результатов исследования – 6 часов.

Объекты анализа. Вычленение существенных признаков, достаточных и вспомогательных условий  в ведении исследования. Определение плюсов и минусов, полученных в результате. Формирование выводов, обобщений.

Понятийный аппарат исследования – 1 час.

Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Тезаурус.

Индивидуальное исследовательское задание – 2 часа.

Исследования в группе. Персональное поручение по изучению частного вопроса общей темы. Исследовательская задача. Перечень условий  научного поиска.

Научная статья – 3 часа.

Жанр, освещающий конкретный, частный вопрос, входящий в тему исследования. Правила написания , оформления научной статьи.

Реферат – 3 часа

 Реферат как  краткое письменное или устное изложение содержания по теме исследования.

Раздел 2. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи

Объем словаря (активного и пассивного) и осознанное его употребления в речи – 1 час. Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг.

Практическое владение нормами литературного языка – 2 часа.

Оценка речевых высказываний собеседника и художественного высказывания – 2 часа.

Различные стили речи и жанры речевых высказываний – 1 час.

Соответствие плана содержания и плана выражения речи – 2 часа.

Обращенность речи, соотнесение ее с характером аудитории – 1 час.

Индивидуальный характер, личность речи (словарь, интонация, образность) – 1 час.

Раздел 3. Основы психологических знаний

Психологический настрой на работу с аудиторией – 2 часа. Практические занятия.

Приемы саморегуляции – 2 часа. Общие закономерности саморегуляции. Индивидуальная форма саморегуляции, зависящая от конкретных условий, характеристик нервной деятельности, личностных качеств учащегося.

Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека – 2 часа. Самопознание учащимися своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок. Проживание, припоминание, решение проблем.

Раздел 4. Применение основ информатики в исследовательской деятельности

Структура и композиция исследовательской работы – 4 часа. Понятие о структурировании исследовательского материала. Введение, основная часть, выводы. Диагностическое обеспечение в исследовании.

Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки – 3 часа. Размер листа, шрифта, требования к параметрам страницы, межстрочный интервал. Оформление цитирования, ссылок, сносок. Распечатка текста.

Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций) -  3 часа. Характеристика исследуемой проблемы, вычленение главных, достаточных и вспомогательных условий, определение закономерностей. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

Краткая характеристика типичных заданий:

Работа с хронологической таблицей. (от темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям);

Выразительное чтение текста(при изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, элементы режиссерской работы; при изучении прозаических жанров – литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера , конкурсы на лучшего исполнителя);

Комментирование текста ( начинается с кратких сведений о времени и обстоятельствах создания произведения, затем, по мере углубления, перерастает в сообщение о творческой истории произведения);

Аналитическая беседа по тексту произведения(сначала это выявление и осмысление отдельных деталей и компонентов произведения, далее – рассмотрение произведения в одном из возможных аспектов с расширением объема работы, выполняемой учениками, с привлечением черновых вариантов текста, в конце занятий – анализ произведения, целиком подготовленный учащимися);

Составление текстов (преимущественно отдельных образов и мотивов, но с постепенным углублением анализа, с размышлением о развитии художественного познания действительности, о своеобразии стилей разных авторов);

Применение наглядных пособий, аудиовизуальной техники: диапроэктора, магнитофона и др. (с постепенным включением их в другие виды работы – заочные экскурсии, монтажи, отчетные концерты и т.п.)

К основным видам работы присоединяются на разных этапах работы факультатива новые.

Заочные экскурсии;

Сообщения и доклады( начало работы – небольшие сообщения о творческой истории произведения, а также аналитические доклады по конкретным вопросам);

Работа над публицистической и критической статьей( ее начало – чтение различных критических статей, их обсуждение);

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

Содержание изученных произведений русских писателей и поэтов, входящих в курс русской литературы национальной школы; основные теоретико  - литературные понятия,  термины;

Учащиеся должны уметь

:устанавливать взаимосвязь и взаимовлияние русской и якутской литератур; анализировать и сопоставлять  произведения, выявляя их сходства и отличия, типологическую общность и национальное своеобразие;  выразительно читать стихотворение, передавая свои чувства; высказывать свое мнение

Формами контроля за  достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные к уроку сообщения \ доклады, викторины, концепт – картина, а также тезисы, конспекты. Ученик выполняет 1 из заданий  - защита (обсуждение, конкурс)  рецензий, сочинений, эссе.

Отслеживание динамики интереса: анкетирование на первом (с целью выявления ученических запросов)  и последнем занятии, собеседование в процессе работы, рефлексия.

Критерии успешности: ученик получает зачет (сертификат) при активном участии в устных формах учебных занятий (не менее 5 раз), в выполнении письменных творческих заданий.

Формы итоговой отчетности: доклады, творческие работы  

Дополнительные обучающие материалы:

1. Быстрова Е.А. Русский язык в школах многонациональной России, стр. 44-48; "Русский язык в школе" №2, 2004.

2. Гоголева С.В., Егорова Е.И. Обучение связной речи. Якутское книжное издательство,1992.

3. Коровина В.Я., Журавлев В.П. и др. Программа литературного образования 5-11 классы, М., Прсвещение, 2001.

4. Черкезова М.В. Русская литература, Программа для национальных общеобразовательных учреждений 5-11(12) классы,М.,"Дрофа",2002.