Занятие "Большой России малый уголок"
план-конспект занятия по краеведению (6 класс)

 Зайцева Надежда Александровна

Разработка внеклассного занятия по краеведению для обучающихся 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_bolshoy_rossii_malyy_ugolok.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Сосновского

муниципального округа Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Селитьбенская средняя школа

Автор: Зайцева Надежда Александровна

Пояснительная записка

Цель занятия: способствовать формированию чувства принадлежности к Отечеству, любви и преданности к своей Родине;

Задачи занятия:

Образовательные:
- Познакомить учеников с краткой историей своего села.
- Учить составлять связный рассказ по опорным словам.
- Формировать навыки исследовательской работы.

Развивающие:
- Развивать речь учащихся.
- Расширять активный и пассивный словарный запас детей.
- Развивать умение работать в группе.

Воспитательные:
- Формировать интерес детей к истории родного края.
- Воспитывать
любовь к родному краю, уважительное отношение к его истории, формирование чувства гордости за свою малую Родину, свое село.

Особенности роли учителя:

  • Заинтересовать и развить навыки вести самостоятельно поиск нужной информации.
  • Мотивировать учащихся к познавательной деятельности.

Подготовительная работа: Учитель готовит подборку материала по заданной тематике: стихи, высказывания великих людей о Родине; готовит музыкальное сопровождение, презентацию, продумывает оформление.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диски с музыкальным сопровождением, карты района и области.

Оформление:

При оформлении можно использовать портреты знаменитых людей, уроженцев родного края, плакаты с высказывания великих людей о Родине. Можно оформить выставку книг, рисунков, сочинений о родном крае, поселке, семье. Дополняет оформление компьютерная презентация « Мое родное село»

Изречения о Родине известных людей (поэтов, писателей, критиков, педагогов):

- «Много на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина». (К.Д.Ушинский)

- «Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины». (И.П.Павлов)

- «Кто не принадлежит к своему Отечеству, тот не принадлежит к человечеству». (В.Г.Белинский)

- «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо большее… Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней». (А.Н.Толстой)

- "Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя"( Сенека )

Целевая аудитория: обучающиеся 5-7 классов

Ход занятия:

1. Стадия вызова

Слайд №1. (звучит песня «С чего начинается Родина»)

Учитель: Родина, Отечество, Отчизна... Какие красивые, звучные слова. Ребята, а какие ассоциации у вас вызывает слово Родина? Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы детей)

Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь: от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная, но у всех она одна!

2. Стадия осмысления

Учитель: Ребята, а какой вы видите свою Родину? За что вы ее любите? (Высказывания детей.)

Родина. Какое короткое и какое емкое слово! Так много значит это слово. Одно назовешь, а каждый тебе еще что-либо подскажет, так как каждый по- своему Родину понимает. Это и хлеб , которым человек кормится, земля, на которой человек родился и живет. Это мать и отец твои, поэтому Родину еще Отчизной, Отечеством называют.

Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину. Родина. Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и села. (Слайд №2)

Наша Родина – это Родина Пушкина и Лермонтова, Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Ивана Сусанина. Любовь к родине безгранична. Это небо, воздух, солнце, растения, земля - все, что вокруг нас живет и дышит. Это наш дом, улица, памятные места и памятники, дорогие нашему сердцу. Это люди, которые живут здесь.

О том, что такое Родина для человека, сказано в старинной мудрой русской пословице: «Человек без Родины – соловей без песни». Родина - страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

В какой стране мы с вами живем? ( Ответы детей)

Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

-Скажите, пожалуйста, чем отличается малая родина от Родины в целом?

А сейчас я предлагаю вам выполнить задание. Соедините линиями слова из двух столбцов:

Россия

Родина

Москва

Сосновчане

Односельчане

Селитьба

Отчизна

Родственники

Как называется наша малая родина? ( Ответы детей) Что вы знаете о происхождении названия нашего села?

Слайд №3

Поднимите руки, кто родился в Селитьбе. Спасибо. Теперь пусть поднимут руки те, кто родился за пределами нашего села, района, области.

Ребята, а как вы думаете, кого можно назвать коренным жителем нашего села? Вы являетесь коренными жителями или нет? Где родились ваши родители? У кого папа и мама родом из Селитьбы? А бабушки и дедушки? (Ответы детей)

Столица России

жители нашего района

родные по крови люди

наша Родина

малая родина

страна, где родился человек

жители одного села

Сейчас мы с вами отправляемся в путешествию по родному краю. Путешествие нам предстоит увлекательное и долгое. Поэтому мы должны к нему как следует подготовиться и взять с собой в дорогу самое необходимое. Что же мы возьмем в дорогу? ( Ответы детей)

Прежде всего, мы должны взять с собой дружбу, взаимовыручку и смекалку. Мы будем путешествовать по родному краю, используя самые разные источники: карты, книги , фотографии, рассказы бабушек и дедушек; совершая экскурсии и походы. (Слайд №4)

А как называются люди, занимающиеся изучением своего края? (Ответы детей)

Люди, которые изучают свой край, называются краеведами. Но не только взрослые изучают свой край, но и дети. У ребят, изучающих свой край, есть кодекс юного краеведа. Давайте прочитаем и примем его перед работой. Я начинаю, а вы продолжаете.

Кодекс юного краеведа

Думать - коллективно,

Действовать – оперативно,

Спорить – доказательно – для всех обязательно.

Критикуя, предлагай.

Предлагая – помогай выполнить творчески.

Пользуясь кодексом краеведа, мы приступим к работе. Перед вами карта ,с помощью которой мы отправимся путешествовать по нашей малой родине. У вас на столах тоже есть карты, которые помогут вам отвечать на вопросы.

Посмотрите внимательно на карты и скажите: где расположен Сосновский район? С какими районами граничит наш район?

Учащиеся отвечают, учитель дополняет ответы детей. (слайд № 5)

Посмотрите на карту на доске. Есть ли на территории Сосновского района реки, озера? Какие? ( Дети называют реки и озера Сосновского района)

А на территории нашего села и в его окрестностях есть озера и реки? Назовите их . Что вы можете рассказать об этих объектах? ( Ответы детей) Как вы считаете, мы с вами сейчас дали полную характеристику этих объектов? Как мы можем пополнить свои знания, с помощью чего?

- Если внимательно посмотреть на карту нашего района и вчитаться в географические названия, можно открыть много интересного.

- Почитайте эти названия. Вы когда-нибудь задумывались, почему то или иное место так называют?

- Есть названия неславянского происхождения, что говорит о том, что до поселения славян в этих краях здесь жили другие народы.

-Найдите на карте названия, связанные с именами. (пример - Сергейцево, Ольгино, Богданово)

Послушайте, как об этом написал поэт:

Творцы истории.

Наши предки славы не искали.

В давние глухие времена,

Не особо мудрствуя, давали

Деревням и сёлам имена.

Сладил, скажем, Фрол себе домишко

На земле свободной, на нови,

И его безвестный хуторишко

Земляки Фроловым нарекли.

Рядом с ним и стали помаленьку

Строиться другие мужики –

Так и появились деревеньки

На лугах извилистой реки.

И не мнят себя, что знамениты,

За кушак засунув топоры,

Фёдоры, Макары да Никиты,

Власы, Никаноры да Петры.

В «Древо жизни» строго и любовно

Их имён никто не заносил;

Это знать пеклась о родословной,

А мужик – Историю творил!

- Названия многих деревень связаны с географией. Попробуйте найти такие названия (пример - Залесье )

- Некоторые места получили названия от имени церквей и церковных реалий. (пример - Свято озеро, Попова гора и др.)

- Во все времена русский народ складывал пословицы и поговорки о Родине. А какие пословицы знаете вы?

Учащиеся поочередно называют пословицы и поговорки. ( Потом можно вывести на экран слайд с пословицами)

Где родился – там и пригодился.

Плоха та птица, которой родное гнездо не мило.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

Где жить, тем и слыть.

В каком народе живешь, того обычая и держись.

Чужую сторону хвали, а сам ногою не ходи.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

Без корня и полынь не растет.

Где сосна взросла, там она и красна.

В чужом доме побывать – в своем гнилое бревно увидать.

Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

- Ребята, как вы понимаете пословицу «Где родился, там и пригодился»?

- А как вы думаете, можем ли мы с вами что-то сделать для своего края, своего села уже сейчас?

- Помните, ребята: «Родина любимая, что мать родимая». Её мы бережём, ею мы гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения. А что значит любить Родину?

Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Всякому мила своя сторона.
Родина – мать, умей за нее постоять.

«Жить – Родине служить!» - так издревле говорили русские люди. И не раз им приходилось защищать страну от многочисленных врагов. Вспомните имена защитников Родины, которых вы знаете из сказок, легенд, рассказов и кинофильмов.

А сейчас поработаем самостоятельно:

Творческая работа по группам.

Задание: подготовить краткий рассказ по опорным словам.

1 группа

Родник Кипячий, сосновые леса , Барановская гора, улица Семи коммунаров, Троицкий храм.

2 группа

Родник Сурень, Попова гора , местечко Двувражки, улица Машиностроительная, речка Пава.

Учитель: Родной край …, думая о нем, нельзя не думать об окружающей нас природе. Природа, в чем ее богатство? (Ответы детей)

- Наш край богат лесами. Сосновые, березовые, дубравы. Леса очень красивы. Это любимые места отдыха для многих из нас. Чистый смолистый воздух, тишина, густая зелень привлекают своей свежестью. Под ногами в лесах и на болотах встречаются очень редкие растения. Осторожно! Обойди их! Скромный наряд лесных цветов зачаровывает, но не спеши рвать их, им здесь так хорошо! Особенно красива природа золотой осенью, когда желтеют листья березы, краснеют у осины и клена, буреют у рябины и дуба. Как же важно в наше время сохранить этот чудесный уголок природы со всеми видами растений и животных. Но, что для этого нужно делать? (Ответы детей)

Не только природой богат и красив наш край. Богатство края – его люди.

Многими людьми может гордиться наш край. Это и поэты, и писатели, и музыканты. Это те люди, которые жили много лет назад, и те, которые живут и поныне и помнят о своей Родине. С некоторыми из них мы познакомимся поближе.

- Послушайте, как о своей малой Родине отзывается наш местный поэт Игорь Хлынов:

На земле Нижегородской,

В сердце матушки Руси

Есть на карте край Сосновский

Ты о нем меня спроси.

Я тебе, мой друг, отвечу напрямую, не тая,

Лучше места я не встречу,

Чем Сосновская земля.

Здесь находится знакомый

Всей России «Металлист».

Край лесной и хлебородный,

Край, где воздух вечно чист.

Здесь зовут к себе влюбленных

Соловьи на «Михалях»

Здесь найдешь прекрасный отдых

На озерных берегах.

Мне улыбку встречный дарит,

Улыбаюсь я в ответ.

Здесь добро и дружба правят,

Здесь нашел я в жизни след.

И пусть солнце вечно светит,

Пусть хлеба дают поля,

Пусть всегда живет на свете

Мать родимая земля.

Вот такая Родина у поэта, у каждого из нас она своя, но чувство у всех одно – чувство, что ты здесь родился, чувство гордости и любви, чувство патриотизма, как мы его называем.

Люди, которые уезжают жить в другую страну, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным краям. Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради теплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваются из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам.

Рассеялись по свету россияне.

Всю жизнь себе покоя не дают.

Но в чужедальних городах и странах

Повсюду песни русские поют.

И снятся им российские просторы,

Березовые светлые леса,

И слышатся им в радости ив горе

Далеких, славных предков голоса.

Творческая работа

Учащиеся в группах готовят ответы на вопросы:

- Какие места родного уголка для вас памятны?

-Что можно сделать ,чтобы наше село стало еще краше?

-Что вы предлагаете для того, чтобы еще лучше узнать историю своего края?

-Составьте примерный план дел с целью изучения истории и традиции родного края, народа

3. Стадия рефлексии

Давайте обратимся к высказываниям великих людей о Родине. Как вы можете прокомментировать эти слова? Вы хотите дополнить этот список?

Итоги занятия:

- Наше путешествие по родному краю подходит к концу. Узнали ли вы сегодня что-то новое, интересное об истории нашего края?

- Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей.)

Из вас получились замечательные краеведы. Всегда приятно вернуться из путешествия домой. Где бы мы ни были, куда бы не забросила нас судьба – лучше и милее родных мест нет. И закончим мы наше занятие стихами нашего земляка - поэта Игоря Хлынова:

Сторона ты моя золотая,

Лучше места не может и быть.

На просторах Сосновского края

Мне судьбою даровано жить.

Список литературы:

  1. Журнал « Сельская школа» , № 6 ,2001г. «Нравственное воспитание школьников на народных традициях»
  2. Наш край.- Нижний Новгород: издательство «Книги», 2008г.
  3. Д.А.Белоусов, Литературно-краеведческий кружок в сельской школе, М., «Просвещение», 1987 год
  4. В.К.Крючков, Г.Б.Гречухин, М.Н.Крайникова, А.Ю.Горин, Л.В.Агафонцева Нижегородский край. Методическое пособие для учителя.
  5. Ю. Жирнов, И. Хлынов, Два друга.- Нижний Новгород, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

России милый уголок

О Самарской Луке...

«РОССИИ МИЛЫЙ УГОЛОК» (час исторического краеведения) Внеклассное мероприятие в 10 классе

Цели мероприятия - познать прошлое родной земли, закрепить и расширить знания о крае,приобщить детей, к имеющей глубокие историческиекорни самобытной культуре,формировать    чувство...

Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....

Интегрированная предметная неделя Мини – проект «Малый уголок великой России».

Проведение предметно недели дает возможность вовлечь максимальное количество учащихся, дает школьнику возможности проявить свои способности, раскрыть многогранность своих интересов, реализовать потреб...

ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "«России малая частица, Веневская земля моя»"

ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "«России малая частица, Веневская земля моя»"...

"Сакральной России, священный уголок"

Презентация "Сакральной России, священный уголок" посвященна истории возникновения цонгольского дацана "Балдан Брэйбун" и ознакомлению с достопримечальностью "Арья Баала Ранжу...