Проект инновационной площадки 29
проект по краеведению (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Горская средняя общеобразовательная школа»
Калужская область Перемышльский район
Проект инновационной площадки
по теме:
«Формирование гражданской, российской идентичности через исследовательскую деятельность на основе краеведения и возрождения народных ремесел»
2022-2024 учебные годы
д. Горки. 2022 г
Проект инновационной площадки
МКОУ «Горская средняя общеобразовательная школа»
Название ОУ | Горская средняя общеобразовательная школа | ||
Директор | Евсеева Олеся Геннадьевна | ||
Адрес, e-mail: | Телефон/факс | 3-19-67 | |
Тема | «Формирование гражданской, российской идентичности, через исследовательскую деятельность на основе краеведения и возрождения народных ремесел». | ||
Приоритетное направление инновационной деятельности: | Создание условий, обеспечивающих развитие личностного потенциала всех участников образовательных отношений. | ||
Время реализации проекта | 2022-2024 уч. годы | ||
Руководитель проекта: | Морозова Елена Афонасьевна | ||
Состав рабочей группы: | Прусакова О.Н. Трофимова Л.В. Лукашова Е.Г. | ||
Цель проекта: | Организация исследовательской деятельности обучающихся, в том числе творческих и социокультурных проектов в области народного творчества и ремесел.Расширение краеведческого музея, на базе которого будет создана «Мастерская народных ремесел». | ||
Задачи проекта: |
(прядение, ткачество, резьба по дереву, вышивка, плетение);
| ||
Результаты развития проекта |
|
Содержание
I. Пояснительная записка…………………………………………………………5
1. Обоснование актуальности и новизны программы………………………….6
2. Нормативно-правовое обеспечение проекта…………………………………….8
3. Проблема исследования. Научная и практическая значимость ее
решения……………………………………………………………………………8
#1054;бъект исследования………………………………………………………….12
5. Субъект исследования………………………………………………………...12
6. Предмет исследования………………………………………………………..12
7. Цель инновационного проекта……………………………………………….13
8. Задачи………………………………………………………………………….13
9. Ход реализации проекта (Диагностика)……………………………………..13
10. Методы и инструментарий исследования………………………………….17
11. Прогноз развития инновационной деятельности………………………… 17
12. Продукт инновационной деятельности…………………………………….19
13. Конечный результат проекта ………..……………………………………...19
14. Критерии эффективности инновационной деятельности…………………20
15. Перспективы тиражирования опыта………………………………………..20
16. Литература и ресурсы Интернет……………………………………………….21
I. Пояснительная записка
1. Обоснование актуальности и новизны программы.
Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года среди приоритетов государственной политики в области воспитания определила разработку и реализацию моделей успешной позитивной социализации обучающихся, патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление детей и подростков, формирование российской гражданской идентичности молодёжи на основе традиционных ценностей и приобщения к культурному наследию русского народа. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Народные ремесла и традиции в народном декоративно-прикладном искусстве имеют глубокие национальные и исторические корни, являясь одновременно отраслью материального производства и частью духовной жизни народа. Поэтому указанные приоритеты требуют создание условий, обеспечивающих развитие личностного потенциала всех участников образовательных отношений.
К сожалению, в век современных технологий и электроники уходят в бытие народные промыслы и ремесла, которые развивали и украшали быт наших предков, сохраняли традиции народов. Уходят мастера, не передав свои знания и умения. В тоже время вновь становятся востребованы изделия резчика по дереву, ткача, народная вышивка. Мы считаем, что необходимо приложить усилия и повлиять на сложившуюся ситуацию.
Актуальность: Проектов, организаций, мест, где можно на практике познакомиться с народными художественными промыслами и ремеслами, а также с настоящими мастерами ремесленниками категорически не хватает, интерактивная площадка, на которую группы школьников, студентов, а также туристов и гостей района могли бы прийти, проникнуться духом народного творчества, отсутствует в Перемышльском районе. Через живое общение, интерес, любовь, бережное отношение с ремеслом приходит понимание, уважение. Ни одна полка сувенирного магазина не даст глубокого понимания традиций народного творчества, не позволит почувствовать тепло рук мастера, вложенное в изделие, объяснит, почему так важно беречь культуру своего народа, объяснит важность народного творчества в формировании самоидентичности русского человека.
Открытие «Мастерской народных ремесленников» на базе музея будет способствовать самореализации участников проекта, учащимся поможет в выборе будущей профессии. Планируем привлечь к участию в проекте старшее поколение. Посещать нашу мастерскую смогут целые семьи. Это хорошая форма семейного досуга, который на селе остаётся насущной проблемой. Родители и дети смогут вместе познать красоту крестьянского труда, поработать в одной команде, насладиться тишиной и красотой деревни – всё это будет способствовать решению не менее важной проблемы "отцов" и "детей". Познание истории родного края способствует складыванию региональной идентичности, то есть осознания принадлежности к родной местности, к поколениям земляков, их историческому и культурному наследию, а региональная идентичность, в свою очередь, является основой для формирования гражданской идентичности, то есть осознания себя гражданином России, принадлежности к Российскому государству.
Новизна: В ходе реализации проекта открыт краеведческий музей «Преданья старины далекой» и на базе музея будет создана «Мастерская народных ремесел». Уверены, что самый эффективный способ преемственности – это живая передача знаний, умений, навыков, традиций из рук в руки, через общение с живым носителем культуры. Работа краеведческого музея и открытие «Мастерской народных ремесел» даст более глубокое понимание древних традиций народного творчества. Краеведческий музей «Преданья старины далекой» и «Мастерская народных ремесел» будут способствовать воспитанию патриотизма, гордости за наши национальные культурные богатства, станет центром социализации детей.
У нас имеется уникальная возможность не замыкаться в узких рамках своего учреждения и даже своего района. Значит, «Мастерскую народных ремесел» и краеведческий музей «Преданья старины далекой» могут посещать гости из других областей. Проект предусматривает углубленное изучение традиционной культуры, что потребует вовлечения в образовательную деятельность профессионалов: работников культуры, ремесленников, представителей рабочих мужских профессий (слесарь, плотник, ткач и пр.), женских профессий (вышивальщица, мастерица лоскутного шитья, бисероплетения, лозоплетения и пр.
Учителями, учащимися школы, жителями деревни и района собран краеведческий материал, предметы крестьянского быта и оформлены экспозиции музея. Проводились районные семинары «Инновации в общеобразовательном учреждении» среди учителей по обмену опытом, на которых проведены «Мастер-классы», получившие высокую оценку.
Привлечение обучающихся к изучению истории и обычаев, традиций, через дела, не навязанные взрослыми, а интересные, в первую очередь, им самим, даст возможность сделать процесс воспитания гражданско-патриотической культуры более эффективным и практически значимым.
Познание истории родного края способствует складыванию региональной идентичности, то есть осознания принадлежности к родной местности, к поколениям земляков, их историческому и культурному наследию, а региональная идентичность, в свою очередь, является основой для формирования гражданской идентичности, то есть осознания себя гражданином России, принадлежности к Российскому государству.
Обоснованность и доказательства наличия потребностей в реализации.
Сохранять, восстанавливать, популяризировать и продвигать художественные промыслы и ремесло - такую миссию взяли на себя участники инновационного проекта. Каждое мероприятие или проект призвано следовать этому делу. Планируя очередное мероприятие, мы задаем себе первый вопрос: «Каким способом сохранить и популяризировать вековое наследие русской культуры и творческого труда в современном веке информационных технологий?».Наш опыт мастеров и организаторов доказывает, что максимального эффекта можно достичь только через практическое знакомство, через прикосновение руками, через непосредственную работу с мастерами ремесленниками.
В каждом уголке нашей необъятной Родины есть свои специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. К счастью, не перевелись ещё в российской глубинке мастеровые люди. Они не только хранят и преумножают наследие народного творчества, но и вносят что-то новое, меняют формы, усовершенствуют виды изделий, а также передают свой опыт родным, близким и подрастающему поколению.
У нас имеются большие возможности проведения проектно-исследовательской работы, что определяется следующими факторами: наша школа находится в центре сельского поселения д. Горки и недалеко от старинного районного центра с. Перемышль, где сохранились многие старинные народные обряды, ритуалы, праздники, песни, утварь, диалектная речь, сохранились некоторые ремесла и промыслы и т.п.
Силами учащихся, учителей, жителей деревни по крупицам собраны краеведческие находки и оформлены экспозиции для музея. Привлечение обучающихся к изучению истории, традиций, обычаев и природы родного края через исследовательскую деятельность даст возможность сделать процесс воспитания гражданско-патриотической культуры более эффективным и практически значимым.
2.Нормативно-правовое обеспечение проекта
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования ).
2. Федеральный закон от N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от ).
#1059;каз Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
#1057;тратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
#1060;едеральный проект «Успех каждого ребенка» (Национальный проект «Образование»).
#1055;лан основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (проект).
7. Программа воспитания МКОУ «Горская средняя общеобразовательная школа» МР «Перемышльский район» Калужская область.
3. Проблема исследования.
Практическая и научная значимость ее решения.
Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на то, что современному развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые в ситуации выбора могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, которые будут любить свою Родину, свое родное село, где они родились и выросли. Средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Формирование гражданственности и патриотизма будет эффективным при условии ориентации на отечественные ценности: любовь к родине, уважение к традициям народа, гордость за историческое прошлое и героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство и верность Отчизне и вовлечение учащихся в различные формы индивидуальной и коллективной работы, в том числе, самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края, как средства формирования патриотически- ориентированной личности.
Но реальное состояние дел далеко от действительности. В современном обществе огромное количество противоречий. В современном обществе практически утратили свою актуальность такие ценности, как верность культурным и национальным традициям. Нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, размывание духовных ценностей оказывают негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, снижается воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национализм, падает престиж военной и государственной службы, постепенно утрачивается нашим обществом российское патриотическое сознание, гордость за то, что мы живём в России.
Анализ восприятия патриотизма и патриотических настроений.
Разработка проекта опирается на существующий образ патриотических воззрений и учитывает контекст патриотических настроений в стране на сегодняшний день. По данным опроса сельских жителей, проводимым в 2021 году в сельском поселении Горки, 70% респондентов ощущают себя патриотами, 18% – не ощущают себя патриотами. При этом 32% опрошенных считают, что непатриотичные поступки и заявления – это частное дело человека, общество не должно на них реагировать. На вопрос, что значит быть патриотом, 27% опрошенных считают, что это работа во благо страны; 22% респондентов отметили, что патриот должен стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее. Для подавляющего большинства опрошенных (84%) патриотизм означает «глубоко личное чувство»; при этом, по мнению многих, каждый человек сам должен определять, что патриотично, а что нет.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что, несмотря на высокую долю граждан, определяющих себя патриотами, эта позиция по содержанию является в большей степени пассивной, не определяющей стратегии самоопределения и ответственной деятельности граждан, что особо ярко выражается в социальной группе молодежи от 18 до 24 лет.
В ходе реализации ряда программ гражданско-патриотического воспитания можно сделать следующие выводы относительно восприятия патриотизма и патриотических настроений молодёжи: большая часть молодёжи и детей затрудняются с ответом на вопрос о том, является ли он (она) патриотом («не знаю», «никогда не думал об этом», «мне эта тема не важна», «когда как» и т.п.).
Привлечение обучающихся к изучению истории и природы родного края через исследовательскую деятельность дает возможность сделать процесс воспитания гражданско-патриотической культуры более эффективным и практически значимым. У нас имеются большие возможности проведения проектно-исследовательской работы, что определяется следующими факторами: наша школа находится в центре сельского поселения д. Горки и недалеко от старинного районного центра с. Перемышль, где сохранились многие старинные народные обряды, ритуалы, праздники, песни, утварь, диалектная речь, сохранились некоторые ремесла и промыслы.
Занимаясь исследовательской деятельностью, мы пришли к выводу, что учащиеся учатся самостоятельно могут определять задачи, использовать разнообразные методы, формировать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем. Исследовательская деятельность способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса, создает комфортные условия обучения, активизирует мыслительную деятельность школьников. Дети учатся работать с архивными материалами, формируется умение работать на компьютере, в том числе в сети Интернет. В ходе защиты работы учащиеся учатся дискутировать, излагать и отстаивать свою точку зрения. Как видим, навыки, полученные школьником в процессе исследовательской деятельности, всегда будут востребованы, как в дальнейшей учебе, так и для самоорганизации, повысят конкурентноспособность личности на рынке труда.
Наши исследовательские работы связаны с историей родного края, в частности деревни Горки. Ключевая проблема наших исследовательских работ - остались ли мастера-умельцы в нашей деревне, судьба земляков в истории страны. За последние два года учащиеся школы добились хороших результатов и стали победителями, лауреатами и дипломантами областных и Всероссийских конкурсов. Руководитель музея стала обладателем гранта премий президента РФ, участвуя во Всероссийском конкурсе краеведов работающих с молодежью.
В ходе реализации проекта уже достигли определённых результатов:
- создана группа активистов, заинтересованных в сохранении и возрождении народных ремесел;
- участие и победы в региональных и Всероссийских проектах, научно - практических конференциях с исследовательскими работами. В течение трех лет ребята нашей школы являются победителями научно-практической конференции памяти А.Л. Чижевского и победителями краеведческих чтений памяти А.Д. Юдина, победители всероссийских конкурсов «Гордость Родины», «Величие России», «Юный архивист», «Мой род - мой народ». В 2020 добились успехов во Всероссийском конкурсе краеведов, работающих с молодежью, руководитель музея получил президентский гранд;
- материалы победителей исследовательских работ опубликованы в сборниках научно-практических конференций регионального и Всероссийского уровня;
- все исследовательские работы хранятся в краеведческом музее;
- продолжает развиваться интерес у участников проекта к русской традиционной культуре, к народным ремеслам в современных социально - культурных условиях;
- силами учащихся, учителей, жителей деревни по крупицам собраны краеведческие находки, предметы деревенского быта и оформлены экспозиции в краеведческом музее «Преданья старины далекой».
Экспозиции музея:
- «Традиционная крестьянская одежда руками мастериц деревни»;
- «Коллекция расшитых рушников, устройство русской печи»;
- «Красный угол»;
- «Предметы домашнего обихода»;
- «Виды самопрялок».
Опыт работы был представлен на районном семинаре руководителей школ, учителей истории и русского языка и литературы, жителей Перемышльского района, старожил деревни. Гостями музея стали самые маленькие гости – дошколята, а также учащиеся школы, представители общественности. Организованы экспозиционные выставки умельцев деревни. Для учащихся школы проводились музейные уроки. Оформлены тематические стенды по теме проекта. Многие школы заинтересовались проектом, мы делились опытом: как можно, например, сконструировать деревенскую печь, о которой, к сожалению, наши дети уже практически ничего не знают, «мастер – классы» по прядению пряжи. Одним из важных результатов стало открытие краеведческого музея «Преданья старины далекой». Первый опыт нашей работы освещался в СМИ районного и областного уровня.
Перспективные дела:
- организовать «Мастерскую народных ремесел» на базе краеведческого музея;
- привлечь мастеров народных промыслов д. Горки и с. Перемышль для обучения детей;
- обучить участников проекта навыкам традиционной художественной культуры (прядение, ткачество, резьба по дереву, вышивка, плетение);
- подготовить и организовать «Мастер – классы» под руководством мастеров – ремесленников (не менее 6 видов ремесел);
- организовать и провести серию интерактивных ремесленных экскурсий для всех категорий населения («Живых уроков ремесла» для школьников с 1 по 11 классы (не менее 5) для общеобразовательных школ района и области.
Научная значимость:
В ходе инновационного проекта будет создана методологическая база, необходимая для проведения семинаров, научно-практических конференций, различных мероприятий, посвященных различным аспектам гражданско-патриотического воспитания молодежи для всего педагогического сообщества.
#1054;бъект исследования – воспитательная система школы.
#1057;убъект исследования – классные коллективы, участники детских объединений, педагоги школы.
#1055;редмет исследования – организация работы по сохранению и возрождению русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях на базе краеведческого музея и возрождения народных ремёсел и воспитание российской гражданской идентичности.
#1062;елью инновационной площадки является организация исследовательской деятельности обучающихся, в том числе творческих и социокультурных проектов в области народного творчества и ремесел. Открытие краеведческого музея, на базе которого будет создана «Мастерская народных ремесел»
#1047;адачи:
- развивать интерес у участников образовательного процесса к русской традиционной культуре, к народным ремеслам в современных социально- культурных условиях;
- организовать «Мастерскую народных ремесел» на базе краеведческого музея;
- привлечь мастеров народных промыслов для обучения детей;
- обучить участников проекта навыкам традиционной художественной культуры (прядение, ткачество, резьба по дереву, вышивка, лозоплетение);
- способствовать утверждению в сознании школьников социально- значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому своей малой родины;
- способствовать развитию у участников проекта творческих способностей, внимания, фантазии, усидчивости, трудолюбия, терпения, потребности доводить начатое до конца, взаимопомощи при выполнении работы.
9. Ход реализации проекта.
Работа включает 3 этапа.
1 этап 2021-2022: Подготовительный и аналитико- диагностический.
- Создание группы активистов, заинтересованных в сохранении и возрождении народных ремесел. Обсуждение выбора темы проекта, рождение идеи создания «мастерской народных ремесел».
- Осуществление анализ, выявление актуальных проблем по реализации проекта, коллегиальное обсуждение и планирование инновационной деятельности, согласование планов работы.
- Обращение к Совету ученического коллектива, родительскому комитету с целью привлечения к проекту обучающихся школы и их родителей.
- Подготовка вопросов для социологического опроса и проведение социологического опроса обучающихся, с целью определения возможности краеведческого музея и мастерской ремесленников. Поиск мастеров в д. Горки и Перемышльском районе, проживающих радом с нами и умеющих творить красоту.
- Информирование коллектива учащихся школы и учителей о начале проекта, с целью поддержки данного проекта.
- Изучение методических рекомендаций по организации поисковой деятельности и развитию детских краеведческих объединений. Составление сметы расходов по дополнительному ремонту помещения, подготовке, оформлению и размещению экспозиций;
- Разработка информационных листовок о возрождении и расширении экспозиции «Народные умельцы моей деревни»», для учителей, родителей, Совета музея, обучающихся.
- Организация «круглых столов» и обсуждение вопросов, связанных с продолжением исследовательской деятельности по родному краю. Утверждение плана мероприятий, которые будут проводиться.
- Оформление новых экспозиций музея и продолжение поисковой работы по сбору краеведческих находок.
- Оформление документов: паспорт музея, учётная карточка, этикетки, карточки для картотеки, составление картотеки.
На первом этапе: провели диагностику по уровню сформированности патриотических качеств и анкетирование среди учащихся среднего звена с целью выявления уровня интереса к изучению традиций русского народа.
Анкета для учащихся школы.
- Что связывает вас со стариной?
а) наличие предметов домашнего обихода у твоих бабушек и дедушек
б) рецепты приготовления различных блюд твоих бабушек
в) наряды и украшения
- Как вы считаете, для чего нужно сохранять предметы старинного быта?
а) для коллекции
б) для музея
в) для знания истории своего народа
#1057;охранились ли предметы старинного быта в вашей семье?
Подпиши название предметов старинного быта.
#1044;ля чего вы участвуете в традиционных праздниках своего народа?
а) расширить кругозор о традициях своего народа
б) радость встречи с друзьями
в) ради развлечения и отдыха
#1053;азовите исторические памятники с. Перемышль и г. Калуга.
6. Какому виду мастерства рукоделия своих бабушек, прабабушек вы бы хотели научиться? Подчеркните (вышивка, ткачество, резьба по дереву).
В анкетировании приняли участие 53 учащихся. На первый вопрос 47% учащихся ответили, что их связывает со стариной наличие предметов домашнего обихода бабушек и дедушек. Следовательно, дома у жителей деревни еще сохранились предметы старины. На второй вопрос 38 % учащихся ответили, что предметы народного быта нужно сохранять для знания истории своего народа. На третий вопрос все респонденты правильно оформили подписи к предметам старины. На четвертый вопрос 45% опрошенных ответили, что участвуют в традиционных праздниках своего народа для расширения кругозора о традициях русского народа. Отвечая на вопрос о памятниках, дети назвали разные культурные объекты: храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Перемышль, памятник Ивану III г. Калуга, Музей космонавтики. На последний вопрос: какому виду мастерства рукоделия своих бабушек, прабабушек вы бы хотели научиться – мнения участников разделились, 35% - вышивка, 38% - резьба по дереву, 27% - ткачество.
Результаты анкеты показали, что необходимо в «мастерской народных ремёсел» научиться различным навыкам народного творчества.
Анкета учащихся дала возможность правильно скорректировать направления работы, связанной с внедрением форм и методов по сохранению, возрождению и развитию традиционной народной культуры, ремесел в рамках инновационной площадки.
2этап 2022-2023: реализация планируемой деятельности.
- Деятельность по изучению народных промыслов России, Калужской области и поиск мастеров декоративно – прикладного искусства, проживающих в д. Горки Перемышльского района. Сбор материалов для расширения экспозиции «Предметы деревенского быта».
- Работа творческой группы по установлению среди жителей поселка рукодельниц и мастеров различных промыслов (декоративная ковка, прядение, ткачество, бисероплетение, вышивка, деревянные изделия, глиняная игрушка, вязание, рисование).
- Приглашение мастеров на встречу с обучающимися.
- Проведение областного семинара. Открытие расширенной экспозиции краеведческого музея «Преданья старины далекой».
Третий этап- 2023-2024 годы: работа краеведческого музея и открытие на базе музея «Мастерской народных ремесел»
- Вечер встречи с мастерами умельцами Д. Горки и Перемышльского района.
- Разработка программы использования материалов экспозиции для участия в конкурсах: «Отечество», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», «Мои исследования родному краю».
- Подготовка экскурсий в музее, рассказывающих об уникальных мастерах и мастерицах д. Горки.
- Вовлечение материалов экспозиции в школьную жизнь, школьные мероприятия, уроки по географии, истории, литературе и других предметов учебного курса.
- Проектная деятельность на материалах открытой экспозиции.
- Открытие «Мастерской народных ремесел».
- Мастер – классы местных мастеров по изготовлению предметов декоративно – прикладного творчества.
- Проведение областного семинара по обмену опытом.
Практическая реализация цели и задач планируемой деятельности осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующих модулях:
#1052;одуль «Ключевые общешкольные дела»
#1052;одуль «Классное руководство»
#1052;одуль «Школьный урок»
;Курсы внеурочной деятельности»
#1052;одуль «Работа с родителями
#1052;одуль «Самоуправление»
#1052;одуль «Профориентация»
#1052;одуль «Детские общественные объединения»
#1052;одуль «Организация предметно-эстетической среды»
Только ведя работу по разным направлениям, можно добиться хороших результатов. При планировании работы будут учитываться традиционные общешкольные, районные, областные, Всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.
10. Методы и инструментарий исследования.
Эмпирический метод - изучение литературы по теме эксперимента, педагогическое наблюдение, социологические опросы, тестирование, рейтинговая оценка, а также изучение и обобщение передового опыта.
Диагностический метод – подразумевает наблюдение, анкетирование и мониторинг готовности детей: к участию в работе по созданию краеведческого уголка, реализации мероприятий и творческих проектов.
Применение следующих инструментариев:
- психолого-педагогический инструментарий – подразумевает формирование активной гражданской позиции и чувство гордости за свою малую родину;
- информационно-технологический инструментарий – наполнение и поддержка странички на сайте школы для информационного сопровождения реализации проекта.
#1055;рогноз развития инновационной деятельности в образовательной организации.
Для продвижения и информирования о ходе проекта созданы страницы ВКонтакте, видеоканал на Youtube. Страница проекта на сайте Горской школы , .
Планируется размещение в соцсетях не менее 2 публикаций по всем каналам в неделю с количеством просмотров 1 публикации около 20, в месяц – 150 просмотров. За срок проекта – не менее 1000 просмотров.
Кроме того, будет проведен ряд мероприятий, в том числе:
1. «Круглые столы» (не менее 3) с участием учителей Перемышльского района. Включение посещения Музея в экскурсионные маршруты.
2. Презентации на общешкольных родительских собраниях.
3. Рассылка информации по школам при участии Перемышльского Отдела образования и Дома творчества.
4. Открытые экскурсии для педагогов, учащихся, жителей Перемышльского района и области.
5. Проведение пресс-конференций – не менее 3 за срок проекта: старт, промежуточный итог - осень 2023 года, подведение итогов.
6. Участие в акции «Ночь музеев».
7. Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме воспитания и приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям народов родного края через семинары, круглые столы.
8. Системность и преемственность внеурочной деятельности, вовлечение в проект обучающихся всех ступеней образования, начиная с младшего школьного возраста (через экскурсии в школьный краеведческий музей и привлечение к поисковой деятельности).
#1055;овышение посещаемости школьного краеведческого музея «Преданья старины далекой»» учениками, родителями, гостями из других школ и области.
#1055;овышение устойчивого интереса обучающихся МКОУ « Горская СОШ» к народному творчеству.
#1056;ост желания возрождать, сохранять и распространять опыт не только наших мастеров Перемышльского района, других районов Калужской области, но и опыт известных на всю Россию промыслов.
12. Созданная «Мастерская народных ремесленников» будет расширяться и способствовать воспитанию трудолюбия, чувства красоты и эстетики, любви к своей малой Родине у учеников нашей школы и всех посетителей нашего музея.
Данные результаты планируются достичь в следующих сферах:
- в познавательной сфере – развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;
- в историко-краеведческой – осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной – способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере – осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
#1055;родукт инновационной деятельности:
- Краеведческий музей «Преданья старины далекой»,
- «Мастерская народных ремесел».
- Выставка работ учащихся школы в «Мастерской ремесленников» (вышивка, ткачество, резьба по дереву).
- Сборник разработок и презентаций уроков, внеклассных мероприятий и классных часов по теме проекта (на электронном носителе).
- Сборник видеоматериалов с исследовательскими работами.
13. Конечный результат деятельности:
Конечным результатом станет сформированность гражданской, российской идентичности у школьников, приобщение детей к истории, культуре родного края, готовность участия детей, родителей к активной практической деятельности музея и мастерской народных ремесел. Интерес у участников образовательного процесса к русской традиционной культуре, к народным ремеслам в современных социально- культурных условиях, участники проекта научатся навыкам традиционной художественной культуры (прядение, ткачество, резьба по дереву, вышивка, плетение); в сознании школьников будут сформированы социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому своей малой родины, высокая гражданская позиция, патриотическое осознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России.
14. Критерии эффективности реализации проекта.
- Массовость и степень участия в работе над созданием краеведческого музея «Преданья старины далекой» и деятельности «Мастерской народных ремесел».
- Повышение интереса к музейным экспозициям, желание быть экскурсоводами.
- Стремление самим поучаствовать в создании отдельных экспонатов (например, изготовление народных кукол).
- Повышение знаний, культуры, духовно – нравственного воспитание участников проекта и посетителей музея.
- Интеграция полученных знаний в музее в учебно – воспитательный процесс школы.
- Высокий познавательный уровень в области творчества, русской народной культуры.
#1055;ерспективы тиражирования опыта.
-Проведение открытых музейных уроков.
-Мастер – классы (проводят мастера народных промыслов).
-Просветительско – экскурсионная работа.
-Тиражирование опыта создания музейных экспозиций на МО учителей дополнительного образования и классных руководителей, выставках – ярмарках.
-Экскурсионная работа, лекторско – просветительская работа для учеников школы и гостей музея.
16. Литература и ресурсы Интернет.
- "Музейная педагогика и ее возможности в процессе воспитания" и
- "Возможности музейной педагогики в развитии способностей детей"
- "Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения занятий музейной педагогики" и
- "Инновационные технологии на занятиях музейной педагогики"
- "Коммуникативные технологии"
- Конспект занятия в школьном музее "В гостях у бабушки"
- Конспект занятия музейной педагогики "Крутись – вертись веретено!"
- "Организация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования в рамках реализации ФГОС"
- "Музейная педагогика и возможности Интернет"
- Искусство Мстеры. Каталог экспозиции Мстерского художественного музея. Авт. Дугина Г.Н..Владимир:Покров 1996
- Государственный музей Палехского искусства. Изобр. Иск-во 1975
- Альбом. Русское народное резное и расписное дерево в Собрании Смоленского … музея-заповедника. 1984
- Жемчугова, П. П. Декоративно-прикладное искусство / П. П. Жемчугова. — СПб. : Литера, 2006. — 127 с. : цв. ил. — (Иллюстрированный словарик школьника). иблиотеки № 19,23, 24
- Клиентов, А. Е. Народные промыслы / А. Е. Клиентов ; худож. А. М. Саморезов. — М. : Белый город, 2007. — 48 с. : цв. ил.
- Народные мастера. Традиции, школы. Вып. I / под ред. М. А. Некрасовой. – М. : Изобраз. искусство, 1985. – 296 с. : ил.
- Гуральник, Ю. У. Музейная педагогика и музейная социология : сотрудничество наук, от которого выигрывает посетитель / Ю. У. Гуральник // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 21-29. ( М89 к871426 кх)
- Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский : Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140.
- Шевкунова, Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 59-65. (чз)
Художественное и эстетическое образование. Музей и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Аннотация к проекту «Деньги решают все?». Руководитель проекта учитель истории Черноморченко М.А. Проект выполнили ученицы 11 класса Тян А., Тян К..
Материалы проекта ставят и пытаются решить проблемы места и роли денег в современном обществе....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...