Проект инновационной площадки 29
проект по краеведению (10 класс)

Морозова Елена Афонасьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_innovatsionnoy_ploshchadki_29.docx433.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Горская средняя общеобразовательная школа»

Калужская область Перемышльский район

Проект инновационной площадки

по теме:

«Формирование гражданской, российской идентичности через исследовательскую деятельность на основе краеведения и возрождения народных ремесел»

2022-2024 учебные годы

H:\

д. Горки. 2022 г

Проект инновационной площадки

МКОУ «Горская средняя общеобразовательная школа»

Название ОУ

Горская средняя общеобразовательная школа

Директор

Евсеева Олеся Геннадьевна

Адрес, e-mail:

Телефон/факс

3-19-67

Тема

«Формирование гражданской, российской идентичности, через исследовательскую деятельность на основе краеведения и возрождения народных ремесел».

Приоритетное направление инновационной деятельности:

Создание условий, обеспечивающих развитие личностного потенциала всех участников образовательных отношений.

Время реализации проекта

2022-2024 уч. годы

Руководитель проекта:

Морозова Елена Афонасьевна

Состав рабочей группы:

Прусакова О.Н. Трофимова Л.В.

Лукашова Е.Г.

Цель проекта:

Организация исследовательской деятельности обучающихся, в том числе творческих и социокультурных проектов в области народного творчества и ремесел.Расширение краеведческого музея, на базе которого будет создана «Мастерская народных ремесел».

Задачи проекта:

  • Создать группу активистов, заинтересованных в сохранении и возрождении народных ремесел, обсудить выбор темы проекта, рождение идеи расширения краеведческого музея и создания мастерской народных ремесел;
  • развивать интерес у участников образовательного процесса к русской традиционной культуре, к народным ремеслам в современных социально- культурных условиях через исследовательскую деятельность;
  • собрать краеведческий материал и расширить музей «Преданья старины далекой»;
  • организовать « Мастерскую народных ремесел» на базе краеведческого музея;
  • привлечь мастеров народных промыслов для обучения детей, обучить участников проекта навыкам традиционной художественной культуры

(прядение, ткачество, резьба по дереву, вышивка, плетение);

  • подготовить и провести мастер – классы «Живые уроки ремесла»;
  • способствовать утверждению в сознании школьников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому своей малой родины;
  • способствовать развитию у участников проекта творческих способностей, внимания, фантазии, усидчивости, трудолюбия, терпения, потребности доводить начатое до конца, взаимопомощи при выполнении творческой работы.

Результаты развития проекта

  • Сформированность гражданской, российской идентичности у школьников;
  • приобщение детей к истории культуры родного края и готовность участия детей, родителей к активной практической деятельности музея и мастерской народных ремесел;
  • краеведческий музей «Преданья старины далекой»;
  • «Мастерская народных ремесел»;
  • духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция и чувство гордости за свою малую родину;
  • осознание ответственности за судьбу родного края, формирование гордости за предыдущие поколения;
  • сформированность навыков научно-исследовательского труда: работа с источниками, справочной литературой, умение формулировать проблему, делать выводы;
  • заинтересованность учащихся в изучении прошлого своей семьи, родного края.

Содержание

I. Пояснительная записка…………………………………………………………5

1. Обоснование актуальности и новизны программы………………………….6

2. Нормативно-правовое обеспечение проекта…………………………………….8

3. Проблема исследования. Научная и практическая значимость ее

решения……………………………………………………………………………8

#1054;бъект исследования………………………………………………………….12

5. Субъект исследования………………………………………………………...12

6. Предмет исследования………………………………………………………..12

7. Цель инновационного проекта……………………………………………….13

8. Задачи………………………………………………………………………….13

9. Ход реализации проекта (Диагностика)……………………………………..13

10. Методы и инструментарий исследования………………………………….17

11. Прогноз развития инновационной деятельности………………………… 17

12. Продукт инновационной деятельности…………………………………….19

13. Конечный результат проекта ………..……………………………………...19

14. Критерии эффективности инновационной деятельности…………………20

15. Перспективы тиражирования опыта………………………………………..20

16. Литература и ресурсы Интернет……………………………………………….21

I. Пояснительная записка

1. Обоснование актуальности и новизны программы.

Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года среди приоритетов государственной политики в области воспитания определила разработку и реализацию моделей успешной позитивной социализации обучающихся, патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление детей и подростков, формирование российской гражданской идентичности молодёжи на основе традиционных ценностей и приобщения к культурному наследию русского народа. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Народные ремесла и традиции в народном декоративно-прикладном искусстве имеют глубокие национальные и исторические корни, являясь одновременно отраслью материального производства и частью духовной жизни народа. Поэтому указанные приоритеты требуют создание условий, обеспечивающих развитие личностного потенциала всех участников образовательных отношений.

К сожалению, в век современных технологий и электроники уходят в бытие народные промыслы и ремесла, которые развивали и украшали быт наших предков, сохраняли традиции народов. Уходят мастера, не передав свои знания и умения. В тоже время вновь становятся востребованы изделия резчика по дереву, ткача, народная вышивка. Мы считаем, что необходимо приложить усилия и повлиять на сложившуюся ситуацию.

Актуальность: Проектов, организаций, мест, где можно на практике познакомиться с народными художественными промыслами и ремеслами, а также с настоящими мастерами ремесленниками категорически не хватает, интерактивная площадка, на которую группы школьников, студентов, а также туристов и гостей района могли бы прийти, проникнуться духом народного творчества, отсутствует в Перемышльском районе. Через живое общение, интерес, любовь, бережное отношение с ремеслом приходит понимание, уважение. Ни одна полка сувенирного магазина не даст глубокого понимания традиций народного творчества, не позволит почувствовать тепло рук мастера, вложенное в изделие, объяснит, почему так важно беречь культуру своего народа, объяснит важность народного творчества в формировании самоидентичности русского человека.

Открытие «Мастерской народных ремесленников» на базе музея будет способствовать самореализации участников проекта, учащимся поможет в выборе будущей профессии. Планируем привлечь к участию в проекте старшее поколение. Посещать нашу мастерскую смогут целые семьи. Это хорошая форма семейного досуга, который на селе остаётся насущной проблемой. Родители и дети смогут вместе познать красоту крестьянского труда, поработать в одной команде, насладиться тишиной и красотой деревни – всё это будет способствовать решению не менее важной проблемы "отцов" и "детей". Познание истории родного края способствует складыванию региональной идентичности, то есть осознания принадлежности к родной местности, к поколениям земляков, их историческому и культурному наследию, а региональная идентичность, в свою очередь, является основой для формирования гражданской идентичности, то есть осознания себя гражданином России, принадлежности к Российскому государству.

Новизна: В ходе реализации проекта открыт краеведческий музей «Преданья старины далекой» и на базе музея будет создана «Мастерская народных ремесел». Уверены, что самый эффективный способ преемственности – это живая передача знаний, умений, навыков, традиций из рук в руки, через общение с живым носителем культуры. Работа краеведческого музея и открытие «Мастерской народных ремесел» даст более глубокое понимание древних традиций народного творчества. Краеведческий музей «Преданья старины далекой» и «Мастерская народных ремесел» будут способствовать воспитанию патриотизма, гордости за наши национальные культурные богатства, станет центром социализации детей.

У нас имеется уникальная возможность не замыкаться в узких рамках своего учреждения и даже своего района. Значит, «Мастерскую народных ремесел» и краеведческий музей «Преданья старины далекой» могут посещать гости из других областей. Проект предусматривает углубленное изучение традиционной культуры, что потребует вовлечения в образовательную деятельность профессионалов: работников культуры, ремесленников, представителей рабочих мужских профессий (слесарь, плотник, ткач и пр.), женских профессий (вышивальщица, мастерица лоскутного шитья, бисероплетения, лозоплетения и пр.

Учителями, учащимися школы, жителями деревни и района собран краеведческий материал, предметы крестьянского быта и оформлены экспозиции музея. Проводились районные семинары «Инновации в общеобразовательном учреждении» среди учителей по обмену опытом, на которых проведены «Мастер-классы», получившие высокую оценку.

Привлечение обучающихся к изучению истории и обычаев, традиций, через дела, не навязанные взрослыми, а интересные, в первую очередь, им самим, даст возможность сделать процесс воспитания гражданско-патриотической культуры более эффективным и практически значимым.

Познание истории родного края способствует складыванию региональной идентичности, то есть осознания принадлежности к родной местности, к поколениям земляков, их историческому и культурному наследию, а региональная идентичность, в свою очередь, является основой для формирования гражданской идентичности, то есть осознания себя гражданином России, принадлежности к Российскому государству.

Обоснованность и доказательства наличия потребностей в реализации.

Сохранять, восстанавливать, популяризировать и продвигать художественные промыслы и ремесло - такую миссию взяли на себя участники инновационного проекта. Каждое мероприятие или проект призвано следовать этому делу. Планируя очередное мероприятие, мы задаем себе первый вопрос: «Каким способом сохранить и популяризировать вековое наследие русской культуры и творческого труда в современном веке информационных технологий?».Наш опыт мастеров и организаторов доказывает, что максимального эффекта можно достичь только через практическое знакомство, через прикосновение руками, через непосредственную работу с мастерами ремесленниками.

В каждом уголке нашей необъятной Родины есть свои специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. К счастью, не перевелись ещё в российской глубинке мастеровые люди. Они не только хранят и преумножают наследие народного творчества, но и вносят что-то новое, меняют формы, усовершенствуют виды изделий, а также передают свой опыт родным, близким и подрастающему поколению.

У нас имеются большие возможности проведения проектно-исследовательской работы, что определяется следующими факторами: наша школа находится в центре сельского поселения д. Горки и недалеко от старинного районного центра с. Перемышль, где сохранились многие старинные народные обряды, ритуалы, праздники, песни, утварь, диалектная речь, сохранились некоторые ремесла и промыслы и т.п.

Силами учащихся, учителей, жителей деревни по крупицам собраны краеведческие находки и оформлены экспозиции для музея. Привлечение обучающихся к изучению истории, традиций, обычаев и природы родного края через исследовательскую деятельность даст возможность сделать процесс воспитания гражданско-патриотической культуры более эффективным и практически значимым.

2.Нормативно-правовое обеспечение проекта

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования ).

2. Федеральный закон от N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от ).

#1059;каз Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

#1057;тратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

#1060;едеральный проект «Успех каждого ребенка» (Национальный проект «Образование»).

#1055;лан основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (проект).

7. Программа воспитания МКОУ «Горская средняя общеобразовательная школа» МР «Перемышльский район» Калужская область.

3. Проблема исследования.

Практическая и научная значимость ее решения.

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на то, что современному развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые в ситуации выбора могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, которые будут любить свою Родину, свое родное село, где они родились и выросли. Средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Формирование гражданственности и патриотизма будет эффективным при условии ориентации на отечественные ценности: любовь к родине, уважение к традициям народа, гордость за историческое прошлое и героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство и верность Отчизне и вовлечение учащихся в различные формы индивидуальной и коллективной работы, в том числе, самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края, как средства формирования патриотически- ориентированной личности.

Но реальное состояние дел далеко от действительности. В современном обществе огромное количество противоречий. В современном обществе практически утратили свою актуальность такие ценности, как верность культурным и национальным традициям. Нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, размывание духовных ценностей оказывают негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, снижается воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национализм, падает престиж военной и государственной службы, постепенно утрачивается нашим обществом российское патриотическое сознание, гордость за то, что мы живём в России.

Анализ восприятия патриотизма и патриотических настроений.

Разработка проекта опирается на существующий образ патриотических воззрений и учитывает контекст патриотических настроений в стране на сегодняшний день. По данным опроса сельских жителей, проводимым в 2021 году в сельском поселении Горки, 70% респондентов ощущают себя патриотами, 18% – не ощущают себя патриотами. При этом 32% опрошенных считают, что непатриотичные поступки и заявления – это частное дело человека, общество не должно на них реагировать. На вопрос, что значит быть патриотом, 27% опрошенных считают, что это работа во благо страны; 22% респондентов отметили, что патриот должен стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее. Для подавляющего большинства опрошенных (84%) патриотизм означает «глубоко личное чувство»; при этом, по мнению многих, каждый человек сам должен определять, что патриотично, а что нет.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что, несмотря на высокую долю граждан, определяющих себя патриотами, эта позиция по содержанию является в большей степени пассивной, не определяющей стратегии самоопределения и ответственной деятельности граждан, что особо ярко выражается в социальной группе молодежи от 18 до 24 лет.

В ходе реализации ряда программ гражданско-патриотического воспитания можно сделать следующие выводы относительно восприятия патриотизма и патриотических настроений молодёжи: большая часть молодёжи и детей затрудняются с ответом на вопрос о том, является ли он (она) патриотом («не знаю», «никогда не думал об этом», «мне эта тема не важна», «когда как» и т.п.).

Привлечение обучающихся к изучению истории и природы родного края через исследовательскую деятельность дает возможность сделать процесс воспитания гражданско-патриотической культуры более эффективным и практически значимым. У нас имеются большие возможности проведения проектно-исследовательской работы, что определяется следующими факторами: наша школа находится в центре сельского поселения д. Горки и недалеко от старинного районного центра с. Перемышль, где сохранились многие старинные народные обряды, ритуалы, праздники, песни, утварь, диалектная речь, сохранились некоторые ремесла и промыслы.

Занимаясь исследовательской деятельностью, мы пришли к выводу, что учащиеся учатся самостоятельно могут определять задачи, использовать разнообразные методы, формировать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем. Исследовательская деятельность способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса, создает комфортные условия обучения, активизирует мыслительную деятельность школьников. Дети учатся работать с архивными материалами, формируется умение работать на компьютере, в том числе в сети Интернет. В ходе защиты работы учащиеся учатся дискутировать, излагать и отстаивать свою точку зрения. Как видим, навыки, полученные школьником в процессе исследовательской деятельности, всегда будут востребованы, как в дальнейшей учебе, так и для самоорганизации, повысят конкурентноспособность личности на рынке труда.

Наши исследовательские работы связаны с историей родного края, в частности деревни Горки. Ключевая проблема наших исследовательских работ - остались ли мастера-умельцы в нашей деревне, судьба земляков в истории страны. За последние два года учащиеся школы добились хороших результатов и стали победителями, лауреатами и дипломантами областных и Всероссийских конкурсов. Руководитель музея стала обладателем гранта премий президента РФ, участвуя во Всероссийском конкурсе краеведов работающих с молодежью.

В ходе реализации проекта уже достигли определённых результатов:

  • создана группа активистов, заинтересованных в сохранении и возрождении народных ремесел;
  • участие и победы в региональных и Всероссийских проектах, научно - практических конференциях с исследовательскими работами. В течение трех лет ребята нашей школы являются победителями научно-практической конференции памяти А.Л. Чижевского и победителями краеведческих чтений памяти А.Д. Юдина, победители всероссийских конкурсов «Гордость Родины», «Величие России», «Юный архивист», «Мой род - мой народ». В 2020 добились успехов во Всероссийском конкурсе краеведов, работающих с молодежью, руководитель музея получил президентский гранд;
  • материалы победителей исследовательских работ опубликованы в сборниках научно-практических конференций регионального и Всероссийского уровня;
  • все исследовательские работы хранятся в краеведческом музее;
  • продолжает развиваться интерес у участников проекта к русской традиционной культуре, к народным ремеслам в современных социально - культурных условиях;
  • силами учащихся, учителей, жителей деревни по крупицам собраны краеведческие находки, предметы деревенского быта и оформлены экспозиции в краеведческом музее «Преданья старины далекой».

Экспозиции музея:

  • «Традиционная крестьянская одежда руками мастериц деревни»;
  • «Коллекция расшитых рушников, устройство русской печи»;
  • «Красный угол»;
  • «Предметы домашнего обихода»;
  • «Виды самопрялок».

Опыт работы был представлен на районном семинаре руководителей школ, учителей истории и русского языка и литературы, жителей Перемышльского района, старожил деревни. Гостями музея стали самые маленькие гости – дошколята, а также учащиеся школы, представители общественности. Организованы экспозиционные выставки умельцев деревни. Для учащихся школы проводились музейные уроки. Оформлены тематические стенды по теме проекта. Многие школы заинтересовались проектом, мы делились опытом: как можно, например, сконструировать деревенскую печь, о которой, к сожалению, наши дети уже практически ничего не знают, «мастер – классы» по прядению пряжи. Одним из важных результатов стало открытие краеведческого музея «Преданья старины далекой». Первый опыт нашей работы освещался в СМИ районного и областного уровня.

Перспективные дела:

  • организовать «Мастерскую народных ремесел» на базе краеведческого музея;
  • привлечь мастеров народных промыслов д. Горки и с. Перемышль для обучения детей;
  • обучить участников проекта навыкам традиционной художественной культуры (прядение, ткачество, резьба по дереву, вышивка, плетение);
  • подготовить и организовать «Мастер – классы» под руководством мастеров – ремесленников (не менее 6 видов ремесел);
  • организовать и провести серию интерактивных ремесленных экскурсий для всех категорий населения («Живых уроков ремесла» для школьников с 1 по 11 классы (не менее 5) для общеобразовательных школ района и области.

Научная значимость:

В ходе инновационного проекта будет создана методологическая база, необходимая для проведения семинаров, научно-практических конференций, различных мероприятий, посвященных различным аспектам гражданско-патриотического воспитания молодежи для всего педагогического сообщества.

#1054;бъект исследования – воспитательная система школы.

#1057;убъект исследования – классные коллективы, участники детских объединений, педагоги школы.

#1055;редмет исследования – организация работы по сохранению и возрождению русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях на базе краеведческого музея и возрождения народных ремёсел и воспитание российской гражданской идентичности.

#1062;елью инновационной площадки является организация исследовательской деятельности обучающихся, в том числе творческих и социокультурных проектов в области народного творчества и ремесел. Открытие краеведческого музея, на базе которого будет создана «Мастерская народных ремесел»

#1047;адачи:

  • развивать интерес у участников образовательного процесса к русской традиционной культуре, к народным ремеслам в современных социально- культурных условиях;
  • организовать «Мастерскую народных ремесел» на базе краеведческого музея;
  • привлечь мастеров народных промыслов для обучения детей;
  • обучить участников проекта навыкам традиционной художественной культуры (прядение, ткачество, резьба по дереву, вышивка, лозоплетение);
  • способствовать утверждению в сознании школьников социально- значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому своей малой родины;
  • способствовать развитию у участников проекта творческих способностей, внимания, фантазии, усидчивости, трудолюбия, терпения, потребности доводить начатое до конца, взаимопомощи при выполнении работы.

9. Ход реализации проекта.

Работа включает 3 этапа.

1 этап 2021-2022: Подготовительный и аналитико- диагностический.

  • Создание группы активистов, заинтересованных в сохранении и возрождении народных ремесел. Обсуждение выбора темы проекта, рождение идеи создания «мастерской народных ремесел».
  • Осуществление анализ, выявление актуальных проблем по реализации проекта, коллегиальное обсуждение и планирование инновационной деятельности, согласование планов работы.
  • Обращение к Совету ученического коллектива, родительскому комитету с целью привлечения к проекту обучающихся школы и их родителей.
  • Подготовка вопросов для социологического опроса и проведение социологического опроса обучающихся, с целью определения возможности краеведческого музея и мастерской ремесленников. Поиск мастеров в д. Горки и Перемышльском районе, проживающих радом с нами и умеющих творить красоту.
  • Информирование коллектива учащихся школы и учителей о начале проекта, с целью поддержки данного проекта.
  • Изучение методических рекомендаций по организации поисковой деятельности и развитию детских краеведческих объединений. Составление сметы расходов по дополнительному ремонту помещения, подготовке, оформлению и размещению экспозиций;
  • Разработка информационных листовок о возрождении и расширении экспозиции «Народные умельцы моей деревни»», для учителей, родителей, Совета музея, обучающихся.
  • Организация «круглых столов» и обсуждение вопросов, связанных с продолжением исследовательской деятельности по родному краю. Утверждение плана мероприятий, которые будут проводиться.
  • Оформление новых экспозиций музея и продолжение поисковой работы по сбору краеведческих находок.
  • Оформление документов: паспорт музея, учётная карточка, этикетки, карточки для картотеки, составление картотеки.

На первом этапе: провели диагностику по уровню сформированности патриотических качеств и анкетирование среди учащихся среднего звена с целью выявления уровня интереса к изучению традиций русского народа.

Анкета для учащихся школы.

  1. Что связывает вас со стариной?

а) наличие предметов домашнего обихода у твоих бабушек и дедушек

б) рецепты приготовления различных блюд твоих бабушек

в) наряды и украшения

  1. Как вы считаете, для чего нужно сохранять предметы старинного быта?

а) для коллекции

б) для музея

в) для знания истории своего народа

#1057;охранились ли предметы старинного быта в вашей семье?

Подпиши название предметов старинного быта.

#1044;ля чего вы участвуете в традиционных праздниках своего народа?

а) расширить кругозор о традициях своего народа

б) радость встречи с друзьями

в) ради развлечения и отдыха

#1053;азовите исторические памятники с. Перемышль и г. Калуга.

6. Какому виду мастерства рукоделия своих бабушек, прабабушек вы бы хотели научиться? Подчеркните (вышивка, ткачество, резьба по дереву).

В анкетировании приняли участие 53 учащихся. На первый вопрос 47% учащихся ответили, что их связывает со стариной наличие предметов домашнего обихода бабушек и дедушек. Следовательно, дома у жителей деревни еще сохранились предметы старины. На второй вопрос 38 % учащихся ответили, что предметы народного быта нужно сохранять для знания истории своего народа. На третий вопрос все респонденты правильно оформили подписи к предметам старины. На четвертый вопрос 45% опрошенных ответили, что участвуют в традиционных праздниках своего народа для расширения кругозора о традициях русского народа. Отвечая на вопрос о памятниках, дети назвали разные культурные объекты: храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Перемышль, памятник Ивану III г. Калуга, Музей космонавтики. На последний вопрос: какому виду мастерства рукоделия своих бабушек, прабабушек вы бы хотели научиться – мнения участников разделились, 35% - вышивка, 38% - резьба по дереву, 27% - ткачество.

Результаты анкеты показали, что необходимо в «мастерской народных ремёсел» научиться различным навыкам народного творчества.

Анкета учащихся дала возможность правильно скорректировать направления работы, связанной с внедрением форм и методов по сохранению, возрождению и развитию традиционной народной культуры, ремесел в рамках инновационной площадки.

2этап 2022-2023: реализация планируемой деятельности.

  • Деятельность по изучению народных промыслов России, Калужской области и поиск мастеров декоративно – прикладного искусства, проживающих в д. Горки Перемышльского района. Сбор материалов для расширения экспозиции «Предметы деревенского быта».
  • Работа творческой группы по установлению среди жителей поселка рукодельниц и мастеров различных промыслов (декоративная ковка, прядение, ткачество, бисероплетение, вышивка, деревянные изделия, глиняная игрушка, вязание, рисование).
  • Приглашение мастеров на встречу с обучающимися.
  • Проведение областного семинара. Открытие расширенной экспозиции краеведческого музея «Преданья старины далекой».

Третий этап- 2023-2024 годы: работа краеведческого музея и открытие на базе музея «Мастерской народных ремесел»

  • Вечер встречи с мастерами умельцами Д. Горки и Перемышльского района.
  • Разработка программы использования материалов экспозиции для участия в конкурсах: «Отечество», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», «Мои исследования родному краю».
  • Подготовка экскурсий в музее, рассказывающих об уникальных мастерах и мастерицах д. Горки.
  • Вовлечение материалов экспозиции в школьную жизнь, школьные мероприятия, уроки по географии, истории, литературе и других предметов учебного курса.
  • Проектная деятельность на материалах открытой экспозиции.
  • Открытие «Мастерской народных ремесел».
  • Мастер – классы местных мастеров по изготовлению предметов декоративно – прикладного творчества.
  • Проведение областного семинара по обмену опытом.

Практическая реализация цели и задач планируемой деятельности осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующих модулях:

#1052;одуль «Ключевые общешкольные дела»

#1052;одуль «Классное руководство»

#1052;одуль «Школьный урок»

;Курсы внеурочной деятельности»

#1052;одуль «Работа с родителями

#1052;одуль «Самоуправление»

#1052;одуль «Профориентация»

#1052;одуль «Детские общественные объединения»

#1052;одуль «Организация предметно-эстетической среды»

Только ведя работу по разным направлениям, можно добиться хороших результатов. При планировании работы будут учитываться традиционные общешкольные, районные, областные, Всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.

10. Методы и инструментарий исследования.

Эмпирический метод - изучение литературы по теме эксперимента, педагогическое наблюдение, социологические опросы, тестирование, рейтинговая оценка, а также изучение и обобщение передового опыта.

Диагностический метод – подразумевает наблюдение, анкетирование и мониторинг готовности детей: к участию в работе по созданию краеведческого уголка, реализации мероприятий и творческих проектов.

Применение следующих инструментариев:

  • психолого-педагогический инструментарий – подразумевает формирование активной гражданской позиции и чувство гордости за свою малую родину;
  • информационно-технологический инструментарий – наполнение и поддержка странички на сайте школы для информационного сопровождения реализации проекта.

#1055;рогноз развития инновационной деятельности в образовательной организации.

Для продвижения и информирования о ходе проекта созданы страницы ВКонтакте, видеоканал на Youtube. Страница проекта на сайте Горской школы , .

Планируется размещение в соцсетях не менее 2 публикаций по всем каналам в неделю с количеством просмотров 1 публикации около 20, в месяц – 150 просмотров. За срок проекта – не менее 1000 просмотров.

Кроме того, будет проведен ряд мероприятий, в том числе:

1. «Круглые столы» (не менее 3) с участием учителей Перемышльского района. Включение посещения Музея в экскурсионные маршруты.

2. Презентации на общешкольных родительских собраниях.

3. Рассылка информации по школам при участии Перемышльского Отдела образования и Дома творчества.

4. Открытые экскурсии для педагогов, учащихся, жителей Перемышльского района и области.

5. Проведение пресс-конференций – не менее 3 за срок проекта: старт, промежуточный итог - осень 2023 года, подведение итогов.

6. Участие в акции «Ночь музеев».

7. Повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме воспитания и приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям народов родного края через семинары, круглые столы.

8. Системность и преемственность внеурочной деятельности, вовлечение в проект обучающихся всех ступеней образования, начиная с младшего школьного возраста (через экскурсии в школьный краеведческий музей и привлечение к поисковой деятельности).

#1055;овышение посещаемости школьного краеведческого музея «Преданья старины далекой»» учениками, родителями, гостями из других школ и области.

#1055;овышение устойчивого интереса обучающихся МКОУ « Горская СОШ» к народному творчеству.

#1056;ост желания возрождать, сохранять и распространять опыт не только наших мастеров Перемышльского района, других районов Калужской области, но и опыт известных на всю Россию промыслов.

12. Созданная «Мастерская народных ремесленников» будет расширяться и способствовать воспитанию трудолюбия, чувства красоты и эстетики, любви к своей малой Родине у учеников нашей школы и всех посетителей нашего музея.

Данные результаты планируются достичь в следующих сферах:

  • в познавательной сфере – развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;
  • в историко-краеведческой – осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной – способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере – осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

#1055;родукт инновационной деятельности:

  • Краеведческий музей «Преданья старины далекой»,
  • «Мастерская народных ремесел».
  • Выставка работ учащихся школы в «Мастерской ремесленников» (вышивка, ткачество, резьба по дереву).
  • Сборник разработок и презентаций уроков, внеклассных мероприятий и классных часов по теме проекта (на электронном носителе).
  • Сборник видеоматериалов с исследовательскими работами.

13. Конечный результат деятельности:

Конечным результатом станет сформированность гражданской, российской идентичности у школьников, приобщение детей к истории, культуре родного края, готовность участия детей, родителей к активной практической деятельности музея и мастерской народных ремесел. Интерес у участников образовательного процесса к русской традиционной культуре, к народным ремеслам в современных социально- культурных условиях, участники проекта научатся навыкам традиционной художественной культуры (прядение, ткачество, резьба по дереву, вышивка, плетение); в сознании школьников будут сформированы социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому своей малой родины, высокая гражданская позиция, патриотическое осознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России.

14. Критерии эффективности реализации проекта.

  1. Массовость и степень участия в работе над созданием краеведческого музея «Преданья старины далекой» и деятельности «Мастерской народных ремесел».
  2. Повышение интереса к музейным экспозициям, желание быть экскурсоводами.
  3. Стремление самим поучаствовать в создании отдельных экспонатов (например, изготовление народных кукол).
  4. Повышение знаний, культуры, духовно – нравственного воспитание участников проекта и посетителей музея.
  5. Интеграция полученных знаний в музее в учебно – воспитательный процесс школы.
  6. Высокий познавательный уровень в области творчества, русской народной культуры.

#1055;ерспективы тиражирования опыта.

-Проведение открытых музейных уроков.

-Мастер – классы (проводят мастера народных промыслов).

-Просветительско – экскурсионная работа.

-Тиражирование опыта создания музейных экспозиций на МО учителей дополнительного образования и классных руководителей, выставках – ярмарках.

-Экскурсионная работа, лекторско – просветительская работа для учеников школы и гостей музея.

16. Литература и ресурсы Интернет.

  1. "Музейная педагогика и ее возможности в процессе воспитания" и
  2. "Возможности музейной педагогики в развитии способностей детей"
  3. "Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения занятий музейной педагогики" и
  4. "Инновационные технологии на занятиях музейной педагогики"
  5. "Коммуникативные технологии"
  6. Конспект занятия в школьном музее "В гостях у бабушки"
  7. Конспект занятия музейной педагогики "Крутись – вертись веретено!"
  8. "Организация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования в рамках реализации ФГОС"
  9. "Музейная педагогика и возможности Интернет"
  10. Искусство Мстеры. Каталог экспозиции Мстерского художественного музея. Авт. Дугина Г.Н..Владимир:Покров 1996
  11. Государственный музей Палехского искусства. Изобр. Иск-во 1975
  12. Альбом. Русское народное резное и расписное дерево в Собрании Смоленского … музея-заповедника. 1984
  13. Жемчугова, П. П. Декоративно-прикладное искусство / П. П. Жемчугова. — СПб. : Литера, 2006. — 127 с. : цв. ил. — (Иллюстрированный словарик школьника). иблиотеки № 19,23, 24
  14. Клиентов, А. Е. Народные промыслы / А. Е. Клиентов ; худож. А. М. Саморезов. — М. : Белый город, 2007. — 48 с. : цв. ил.
  15. Народные мастера. Традиции, школы. Вып. I / под ред. М. А. Некрасовой. – М. : Изобраз. искусство, 1985. – 296 с. : ил.
  16. Гуральник, Ю. У. Музейная педагогика и музейная социология : сотрудничество наук, от которого выигрывает посетитель / Ю. У. Гуральник // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 21-29. ( М89 к871426 кх)
  17. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский : Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140.
  18. Шевкунова, Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 59-65. (чз)
    Художественное и эстетическое образование. Музей и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...