Методическая разработка обзорной экскурсии по теме: «Вклад жителей с. Труновского в приближение Победы»
материал по краеведению (10 класс)

Рябоконева Наталья Алексеевна

Основная цель –  воспитание чувства  патриотизма,  уважительного  отношения  к подвигу своих соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

 

Задачи:

- привитие интереса к истории своей малой родины;

-воспитание  уважения к людям старшего поколения,  чувства гордости  за  нашу  Родину,  армию, чувства благодарности,  бережного  отношения  к памяти   событий   Великой Отечественной войны;

- воспитание сопричастности к жизни своего народа, своей малой родины.

 

Маршрут экскурсии:  экскурсия к Мемориальной площадке школы,  в  школьную Галерею Памяти на основе материалов  передвижной экспозиции  Зала  боевой славы, рассказ о жителях  с. Труновского, принимающих участие в  значимых событиях  в ходе Великой Отечественной войны.

  1. Посещение Мемориальной площадки  школы.
  2. Передвижная экспозиция Зала боевой славы.
  3. Посещение Галереи Памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №2

Методическая разработка

обзорной экскурсии

по теме:

«Вклад жителей с. Труновского в приближение Победы»

Вид экскурсии: обзорная

Автор:  Рябоконева Наталья Алексеевна, учитель истории и обществознания.

                                                                                 с. Труновское

                                                                                       2023 г.

Тема экскурсии: «Вклад жителей с. Труновского в приближение Победы».

Основная цель –  воспитание чувства  патриотизма,  уважительного  отношения  к подвигу своих соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

- привитие интереса к истории своей малой родины;

-воспитание  уважения к людям старшего поколения,  чувства гордости  за  нашу  Родину,  армию, чувства благодарности,  бережного  отношения  к памяти   событий   Великой Отечественной войны;

- воспитание сопричастности к жизни своего народа, своей малой родины.

Маршрут экскурсии:  экскурсия к Мемориальной площадке школы,  в  школьную Галерею Памяти на основе материалов  передвижной экспозиции  Зала  боевой славы, рассказ о жителях  с. Труновского, принимающих участие в  значимых событиях  в ходе Великой Отечественной войны.

  1. Посещение Мемориальной площадки  школы.
  2. Передвижная экспозиция Зала боевой славы.
  3. Посещение Галереи Памяти.

Содержание экскурсии:

  1. «Есть в памяти мгновения войны…»   Посещение Мемориальной площадки.
  2. «Память сильнее времени…»  Передвижная экспозиция Зала боевой славы.
  3. Экскурсия в  Галерею Памяти. «Равнение на ветеранов».

Общие организационные и методические указания.

Экспонат (объекты показа)

Время

Содержание (наименование подтем и перечень главных вопросов)

Организационные и методические указания

Меморильная площадка  у входа в школу

4-5 мин.

Подтема: «Есть в памяти мгновения войны…»

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас у нас в школе на экскурсии.  Мы расскажем вам о вкладе жителей маленького степного села Труновского в Великую победу.

За окнами весна, в коридорах звенят детские голоса. Мирная Россия…  И это очень хорошо! Нужно только, чтобы  посреди бескрайних просторов страны звучал набат нашей памяти.

В далеком 1936-1937  году  наша школа стала первой средней школой в районе. Она успела  сделать   5 выпусков. И прямо с выпускных балов с этого  школьного порога шагнули вчерашние мальчишки, девчонки и  работники  навстречу войне.

22 июня. Утро. 4часа.

Год 41-ый. Так было. Так началась война.

Из воспоминаний выпускника нашей школы 1941 г.

 Черкашина Василия Михайловича….

«Судьба поступила с нами несправедливо. С выпускного вечера мы

сразу ушли на фронт. Мы мечтали о будущем, строили планы. Нам казалось,

что все еще впереди, и жизнь такая длинная, в ней так много разных путей. Но нам не пришлось выбирать...»

В память о  фронтовиках, выпускниках и работниках школы, под руководством учителя ОБЖ Ловянникова Игоря Александровича  открыта Мемориальная площадка. Приглашаем вас пройти к ней.

    Здесь  солдатам войны

За их подвиг святой

До земли поклонись

     И в молчанье постой…

Эти слова посвящены всем ветеранам Великой Отечественной войны. Автор слов - учитель русского языка и литературы Трунова Валентина Васильевна

Просим вас пройти в здание школы.

Показ, рассказ

с использованием воспоминания выпускника школы 1941 г.

Черкашина В.М., отрывка из стихотворения В.Шефнера «22 июня», стихотворения Труновой В.В.- учителя русского языка и литературы школы.

Лирическое вступление

 (музыкальное сопровождение – вальс «Война 1941 г.»; минусовка песни «Эх, дороги»).

Передвижная экспозиция Зала боевой славы: стеллажи с исследовательскими работами учащихся, поделки

3-4  мин.

Подтема: «Память сильнее времени…»

Приглашаем   посетить  передвижную экспозицию школьного   Зала боевой славы «Память сильнее времени…», где собран поисковый материал о наших земляках – участниках Великой Отечественной войны.

   Более 1500 наших односельчан ушли на фронт, а вернулось втрое меньше. В память о героях в  рамках школьной акции «Белые журавлики» ребята изготовили 1500 журавлей и раздали их своим родным.

Здесь вы видите  исследовательские работы учащихся, поисковые задания классных коллективов, творческие работы ребят начальной школы.

Ученик 3 класса расскажет вам о «Книге Памяти», которую ребята создали  под руководством Супис Марины Геннадиевны.

Рассказ ученика 3 класса

Ежегодно  учащиеся школы принимают участие в краевой  акции «Бессмертный полк».

  Нет в России семьи такой,

           Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

           С фотографий увядших глядят.

Ребятам  удалось собрать более 100 снимков фронтовиков,  часть из них представлена на этом стенде. Из них будет сформирован «Бессмертный полк», который  пройдет торжественной колонной на сельском митинге 9 мая.

Приглашаем вас пройти  в зал Галерея Памяти.

Показ, рассказ, музыкальное сопровождение - песня «Журавли»

(сл. Р.Гамзатова, муз.Я.Френкеля).

Логический переход: стихотворение

Е. Аграновича «Нет в России семьи такой…».

Стенды:

1.  «Есть память, которой не будет забвенья…»

2. «Работники школы – участники Великой Отечественной войны»

  1. «Есть память, которой не будет заб

3. «Выстояли, мужество храня…»

4. «Судьбы, опаленные войной»;

  5.«В мир  приходит женщина, чтобы мир спасти».

6.«Давли клятву партизаны»

7.«Мы этой памяти верны»

  1. «Работники школы – участники Великой Отечественной войн«

8-9 мин.

Подтема: «Равнение на ветеранов»

Галерея Памяти – часть Зала боевой славы нашей школы, который действует более 50 лет. Она  появилась в 2018-2019  учебном году и посвящена героям-землякам.

Четыре года войны – страшное время. Ужасы боев, зверства оккупантов, тяжкий труд после освобождения. Но наш народ выдержал все эти испытания. Бойцами в те годы были все – солдаты, партизаны, труженики тыла. И все были героями. Каждый старался своим трудом приблизить желанную победу.

Победа, как она досталась?

 Каким путем мы к ней пришли?

И раны были и усталость,

   И шрамы на груди земли…

О грозных событиях той страшной войны  нам не дано забыть.  

По всей России обелиски,

Как души, рвутся из земли…

Стела в парке села, на которой  увековечены имена односельчан,  погибших в годы Великой Отечественной войны.

Обелиск,  открытый в 1955 г. на территории колхоза «Родина». Под фотографиями трех молодых людей  надпись:  «Здесь зверски замучены фашистскими захватчиками сыны нашей Родины».

  На центральном кладбище села могила юного героя Лени Богачева,  а рядом  -   находится братская могила воинов, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

В период оккупации местные жители прятали раненых бойцов Красной Армии и хоронили их, рискуя жизнью. Так, Лахтина Полина, похоронила на центральном кладбище села четырех бойцов. Один из них – Роменский Иван Михайлович, которого долго считали пропавшим без вести, а памятник называли «Могилой неизвестного солдата».

Этот стенд посвящен работникам школы участникам Великой Отечественной войны.

Лахтина Мария Петровна, до войны работала лаборанткой у нас в школе. Воевала под Тюменью, Новороссийском. Награждена Орденом Красной Звезды и юбилейными медалями.

Учителем истории и директором школы работал Михайленко Иван Петрович. Был награжден Орденом Отечественной войны I и II степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», юбилейными медалями. За его  могилой ухаживают учащиеся школы.

Добрую и светлую память о себе оставил Лободин Константин Михайлович.Принимал участие в боях под Корсунью, форсировал реку Прут. После войны преподавал  в нашей школе  военную подготовку,  физкультуру. Награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, юбилейными и другими медалями.

Завгородний Николай Фёдорович – участник Сталинградской битвы. После войны преподавал в школе физику. Был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, нагрудным знаком « 5 ударной армии», юбилейными медалями.

Кучеренко Георгий Леонтьевич.  В одном из тяжелых боев попал в плен, из концлагеря был освобожден американцами. После войны  работал в нашей школе воспитателем   группы продленного дня.

Учителем русского языка и литературы работал в нашей школе  Боченин  Иван Петрович. Участвовал в боях за г. Ростов – на Дону, освобождении Украины.

На этом фото - Зиборов Пётр  Иванович. Тяжелые  испытания  выпали  на долю этого человека.До войны работал директором начальной школы. В 1939 г. был призван на военную службу. Однажды часть оказалась в окружении. Он попал в плен.   Бежал.  Вернулся к своим. Воевал  до Победы   на Курской Дуге, освобождал Белоруссию, прошел всю войну.  

Учителем географии в нашей школе на протяжении нескольких лет трудился фронтовик Каленчук Николай Филиппович.

Куква Николай Иванович – одну из своих свою заслуженных наград орден Красной Звезды   получил только через 20 лет после окончания войны. Ему вручили ее не в Кремле, а на рабочем месте в школе на торжественной линейке, где он трудился учителем физики. Его не стало 19 февраля  этого года.

Сражались прадеды и деды

          За Родину бились не ради наград.

Страна встречала солдат победы,

  Великой Победы достойных солдат!

В Зале боевой славы хранится материал о многих наших односельчанах.  Мы знаем, что  Иванов Алексей Михайлович – дошел до Берлина и расписался на Рейхстаге. Красноармеец Назаренко Павел Васильевич получил благодарственное письмо за подписью  самого маршала И.С. Конева.

Шенцев Петр Васильевич получил благодарность лично от маршала Г.К. Жукова. Пшеничный Иван Петрович - боевой разведчик, снайпер, автоматчик. Вернулся в родное село только в 1957 г., где 25 лет прослужил участковым инспектором. В одном из его наградных  листов есть описание подвига: «В уличных боях г. Берлин …, действуя в составе штурмовой группы, первым ворвался в дом, занимаемый противником... Будучи раненым, не ушел с поля боя, продолжал выполнять боевую задачу». За это и получил Орден Славы III степени.

Солдату я слагаю оду.

        Был ратный путь его тяжел.

          Он все прошел: огонь и воду,

    И трубы медные прошел.

Этот стенд посвящен тем, выстоял в немецком плену, вернулся и продолжал жить и трудиться на благо нашей Родины. В этом письме  обращаются к Ищенко Василию Петровичу со словами: «Вы пережили чудовищные страдания, причиненные Вам фашистским режимом,  и не услышали ни одного слова извинения из Германии. Нам стыдно за этот факт…»

Ищенко Василию Петровичу оказывают посильную помощь учащиеся нашей школы.

    В тылу страны нелегким было детство,

                                          Одежды не хватало и еды.

Страдали от войны все повсеместно

                                           Хватило детям горя и беды.

Перед вами стенд «Судьбы, опаленные войной». Тяжелые испытания выпали на долю  этих людей – детей войны.  Им, наравне со взрослыми, приходилось  приближать День Победы.

У войны не женское лицо –
     Сотни раз солдаты повторяли,
Но, в Победу веря горячо,
            С женщинами рядом к ней шагали.

Вместе с мужчинами и в тылу, и на фронте приближали  Победу  женщины.

Всю войну проводником поезда прошла Чаплыгина Евдокия Федоровна. Япринцева Елена Петровна – в качестве водителя автомашины  перевозила снаряды, обмундирование, медикаменты.

Глушко Антонина Николаевна – всю войну прошла радистом.

Распопова Вера Григорьевна – смелая разведчица.

Волкова Градислава Петровна – отважная медсестра.

 Тяжелые воспоминания оставила  у жителей села оккупация.

В с. Труновском была создана подпольная организация,  которой руководил  Иван Васильевич Боченин. Были связаны с этой группой и братья Пеньковы – Василий  и Матвей.  Подпольщики   вели антифашистскую пропаганду.

Пять с половиной месяцев враг хозяйничал в крае и в нашем селе. Двенадцать наших односельчан было расстреляно. В числе жертв фашизма председатели колхозов, активистка Фекла  Кизилова, И. В. Боченин. Все они похоронены в братской могиле советских воинов и более 300 мирных жителей, расстрелянных фашистами в 1942-1943 гг. у въезда в с. Донское.

Сколько ветеранов – столько судеб. Ярких, достойных. Когда-то на линейках звучало: «Равнение на ветеранов!» И отряды пионеров и комсомольцев чеканили шаг, проходя мимо них. «Равнение на ветеранов!» - слова, достойные того, чтобы мы повторяли их вновь и вновь. Не только на парадах, как команду повернуть голову, но и просто в жизни – определяя, какой дорогой идти.

За ваше мужество в бою,

    За вашу боль, за ваши раны,

 За жизнь счастливую мою

         Земной поклон вам, ветераны!

Мы будем равняться на вас!

Спасибо за внимание.

Показ, рассказ с использованием строк из стихотворений о войне.

Логический переход – стихотворения «Сражались прадеды и деды» (С.Еремеев),

«Солдату я слагаю оду» (А. Плотников),

 «В тылу страны нелегким было детство…»,

« У войны не женское лицо…»

 (С. Александрова).

Логическое завершение -стихотворение

«За ваше мужество в бою…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-экскурсия "Острова любви Марины Цветаевой", 11 класс

Урок-экскурсия знакомит обучающихся с исключительностью дарования, трагическим величием М.Цветаевой, для которой вся жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви»....

Методическая разработка урока "Экскурсия по школе" в 6 классе

Методическая разработка урока в 6 классе "Экскурсия по школе"  на немецком языке...

Методическая разработка урока "Экскурсия по школе" в 6 классе

Методическая разработка урока в 6 классе "Экскурсия по школе"  на немецком языке...

Методическая разработка урока – экскурсии «Прикоснись к науке»

В Европе Фестивали науки появились более 175 лет назад – с тех пор как в 1831 г. была создана Британская ассоциация продвижения науки. Идея первого Фестиваля состояла в том, чтобы привлечь внимание к ...

Методическая разработка урока-экскурсии для 4 класса

Цель урока: формирование социокультурной компетенции учащихся....

Методическая разработка "Виртуальная экскурсия: "Многоликие храмы Невского проспекта"

Презентация к виртуальной экскурсии по Невскому проспекту...

Методическая разработка пешеходной экскурсии «Поклонимся великим тем годам». Автор методической разработки и куратор группы учащихся Моисеева Т.А.

Пешеходная экскурсия  «Поклонимся великим тем годам».Экскурсия проходила по маршруту: 1.Станция метро «Автозаводская»,  ул. Автозаводская  д.  11...