Кружок "Я и мое Отечество"
рабочая программа по краеведению (7, 8 класс)
Программа кружка "Я и мое Отечество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ya_i_moe_otechestvo.docx | 44.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности. Поэтому основная задача образования и воспитания ─ возрождение духовно-патриотического самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитание гражданственности, патриотизма.
Нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование гражданственности, потребности творить и самосовершенствоваться продиктована
- социальным заказом: обществу нужна личность с богатым духовным, нравственным потенциалом, способная к творчеству, обладающая высокой культурой и гражданской ответственностью, патриот;
- ФГОС, предполагающим достижение современного национального воспитательного идеала.
Программа внеурочной деятельности “Я и мое Отечество” по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 7-8 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я и мое Отечество» разработана в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
- Конституцией Российской Федерации, статьи 38, 43.
- Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.
В школе созданы условия для реализации разработанной программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в основной школе направлен на развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.
Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:
- Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
- Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
- Создание условий для нравственного самовыражения личности.
- Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
В основе программы, позволяющей достичь национального воспитательного идеала, лежит системно-деятельностный подход, благодаря которому формируются базовые национальные ценности:
- патриотизм, гражданственность,
- социальная солидарность,
- человечество, семья,
- нравственность,
- здоровье,
- творчество, труд,
- экология,
- наука, образование,
- интеллект, искусство,
- традиционные религии России.
Механизм реализации программы
Программа рассчитана на 3 года и реализуется во внеурочной деятельности с обучающимися 7-8 классов.
Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает следующие виды деятельности:
- игровую,
- творческую,
- досуговую,
- коммуникативную,
- проектную,
- издательскую,
- социально-значимую,
- поисковую.
Формы проведения занятий: аудиторные и внеаудиторные занятия.
Игровая деятельность: | Деловая игра, ролевая игра, викторина, инсценировка, соревнование. |
Творческая: | Конкурс, турнир, творческая мастерская. |
Досуговая: | Виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое, прогулка, праздник |
Коммуникативная: | Публичные презентация, аукцион, беседа, устный журнал, Библиотечный урок |
Проектная: | Реализация коллективных и групповых проектов. |
Издательская: | Написание статей, фоторепортажи, издание спецвыпусков |
Социально-значимая: | Акции «Ветеран живет рядом», уроки Памяти, благоустройство и эстетизации окружающей среды, благотворительная деятельность. |
Поисковая: | Архивная работа, Музейный урок, экспедиция, экскурсия. |
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Часов в неделю: 1 час.
Часов в год: 34 часа
Место проведения занятий: учебные кабинеты в школе дополнительного образования, музеи, библиотека.
Методическое обеспечение программы
При проведении занятий в рамках данной программы предусматривается использовать следующие формы организации деятельности: беседы на нравственные темы; чтение отрывков из художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения творческого и подражательного характера; разыгрывание и анализ ситуации; тренинги; игры; ролевые игры, мини-конкурсы и другие.
Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия. При проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.
Все занятия, предусмотренные данной программой, содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.
Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники будут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) Программа предусматривает упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) необходимо использовать задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.
Работа на занятиях с художественной литературой помогает обучающимся использовать различные способы поиска информации.
Эффективность реализации программы оценивается посредством мониторинга, отзывов, следующих методик:
- Методика «Недописанный тезис»
- Методика «Свиток»
- Методика «Измерение художественно-эстетической потребности»
- Диагностика. Графический тест Е.П. Ильина «Определение потребности в активности»
- Цветовой тест Люшера (сокращенный вариант).
- Методика определения уровня воспитанности Ю.В. Васильева;
- Методика изучения уровня развития детского коллектива А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»);
- Методика «Определение общественной активности учащихся» Е.Н.Степанова.
Результаты контроля служат основанием для внесения корректировки в содержание и организацию процесса работы по программе; поощрения успешной деятельности и инициативы в овладении знаниями и навыками обучающимися.
Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции), аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической литературы, живой природы, социальных явлений), аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, телевизор), мультимедийная техника (ноутбук, проектор, колонки).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, спо-собность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формиро-ваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществ-лять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Ученики должны быть:
• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
• способны к изменению самих себя.
Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:
• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• любящий свой край и свою Родину
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
• доброжелательный,
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
- с активной жизненной и гражданской позицией;
- уважающий историческое прошлое нашего народа;
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе мониторинга (Приложение).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях.
Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков.
Третий уровень результатов — обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели эффективной деятельности:
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.
Содержание курса (7 класс)
Тема занятия | Всего часов | Из них | Формы организации занятий | Формы контроля | ||
Аудиторные | Внеаудиторные, активные | |||||
7 класс (34 часа) | ||||||
Патриотизм, гражданственность | ||||||
«Здравствуй, школа» | 1 | 1 | Игра | Диагностика «Свиток» | ||
Страна книг (Экскурсия в библиотеку) | 1 | 1 | Библиотечный урок | Отзывы | ||
«Москва - столица нашей Родины» | 1 | 1 | Библиотечный урок | Анкета | ||
История праздника «День народного единства» | 1 | 1 | Беседа | |||
Беседа «Что такое гражданственность» | 1 | 1 | Беседа | Анкета | ||
«Овеянные славою флаг наш и герб» | 1 | 1 | Беседа | Отзывы | ||
«Чтоб защитником стать» | 1 | 1 | Библиотечный урок | Анкета | ||
Герои России | 1 | 1 | Беседа | |||
Встреча с воинами локальных войн | 1 | 1 | Встреча | |||
Социальная солидарность | ||||||
Весенняя неделя добра | 1 | 1 | Акция | Отзывы | ||
«Ветеран живет рядом» | 1 | 1 | Акция | Отзывы | ||
Человечество, семья | ||||||
«Знакомьтесь: семиклассник» | 1 | 1 | Круглый стол совместно с родителями | |||
«Семь Я» | 1 | 1 | Конкурс | |||
Беседа «Что такое толерантность» | 1 | 1 | Беседа | Отзывы | ||
Пасха в народной традиции | 1 | 1 | Инсценировка | Отзывы | ||
Нравственность | ||||||
«Пусть царит на земле доброта» | 1 | 1 | Беседа | «Недописанный тезис» | ||
Беседа «Что такое сострадание» | 1 | 1 | Беседа | Отзывы | ||
Добросердечность. Добрые слова. Доброе дело. | 1 | 1 | Беседа | Отзывы | ||
Беседа «Что такое уважение» | 1 | 1 | Библиотечный урок | Анкета | ||
Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры. | 1 | 1 | Игра | Диагностика | ||
«Пусть царит на земле доброта» | 1 | 1 | Беседа | Анкета | ||
Здоровье | ||||||
Вредные привычки. Их влияние на здоровье | 1 | 1 | Поход в медкабинет | Анкетирование | ||
«Здоровому все здорово» | 1 | 1 | Беседа | Анкета | ||
«Минздрав предупреждает» | 1 | 1 | Беседа | Диагностика | ||
День здоровья и спорта | 1 | 1 | Соревнования | Отзывы | ||
Прогулка на свежем воздухе | 1 | 1 | Прогулка | Отзывы | ||
Экология | ||||||
Природа моего края. Конкурс «Юный эрудит» | 1 | 1 | Конкурс | Отзывы | ||
Природа в опасности | 1 | 1 | Презентация проектов | |||
Интеллект, искусство | ||||||
Новый год у ворот. | 1 | 1 | Конкурс | |||
Выпуск новогодней стенгазеты. | 1 | 1 | Творческая мастерская | Выпуск газеты | ||
«Чудо Рождества» | 1 | 1 | Праздник | |||
Рыцарский турнир | 1 | 1 | Турнир | Отзывы | ||
Проводы зимы | 1 | 1 | Конкурс | Отзывы | ||
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | 20 | 14 |
Содержание курса (8 класс)
Тема занятия | Всего часов | Из них | Формы организации занятий | Формы контроля | ||
Аудиторные | Внеаудиторные, активные | |||||
8 класс (34 часа) | ||||||
«Патриотизм, гражданственность» | ||||||
«День знаний» | 1 | 1 | Игра | Диагностика «Свиток» | ||
«Мой город - Иркутск!» | 1 | 1 | Проекты | Проекты | ||
«История школы в лицах и фактах» | 1 | 1 | Урок-презентация | Отзывы | ||
Права и обязанности гражданина России | 1 | 1 | Беседа | Отзывы | ||
«Правовой турнир» | 1 | 1 | Турнир | Отзывы | ||
День защитника Отечества в православной традиции | 1 | 1 | Библиотечный урок | Отзывы | ||
Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне» | 1 | 1 | Урок мужества | Отзывы | ||
Встреча с воинами локальных войн | 1 | 1 | Встреча | Отзывы | ||
«А ну-ка, парни!» | 1 | 1 | Соревнования | Отзывы | ||
«Социальная солидарность» | ||||||
Весенняя неделя добра | 1 | 1 | Акция | Отзывы | ||
День Победы | 1 | 1 | Помощь ветеранам | |||
Вахта Памяти | 1 | 1 | Акция | Отзывы | ||
«Человечество, семья» | ||||||
Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!» | 1 | 1 | Литературный журнал | Отзывы | ||
Беседа-тренинг «Моя будущая профессия» | 1 | 1 | Тренинг. Деловая игра | Анкетирование | ||
Духовные традиции русской семьи | 1 | 1 | Беседа | Отзывы | ||
«Это высокое звание – Человек!» | 1 | 1 | Беседа | Отзывы | ||
Беседа-тренинг «Личностью не рождаются» | 1 | 1 | Тренинг | Анкетирование | ||
Беседа-тренинг «Я в мире. Мир во мне» | 1 | 1 | Тренинг | Анкетирование | ||
Светлое Христово Воскресение | 1 | 1 | Беседа | Отзывы | ||
«Нравственность» | ||||||
«Береги честь смолоду» | 1 | 1 | Беседа | Отзывы | ||
«Что такое милосердие?» | 1 | 1 | Беседа | Отзывы | ||
«Протяни руку помощи» | 1 | 1 | Беседа | Отзывы | ||
«Святые заступники Руси» | 1 | 1 | Библиотечный урок | Отзывы | ||
По святым местам Сызрани | 1 | 1 | Беседа | Отзывы | ||
«Здоровье» | ||||||
«В здоровом теле - здоровый дух» | 1 | 1 | Поход в медкабинет | Анкетирование | ||
Мероприятие по ПДД «Счастливый случай» | 1 | 1 | Игра | Анкетирование | ||
Беседа «Наше здоровье и от чего оно зависит» | 1 | 1 | Беседа | Отзывы | ||
День здоровья и спорта | 1 | 1 | Соревнование | Отзывы | ||
«Экология» | ||||||
Брейн ринг «Мой родной край» | 1 | 1 | Брейн ринг | |||
Конкурс презентаций «Природа в опасности» | 1 | 1 | Конкурс | |||
«Интеллект, искусство» | ||||||
КТД «Новогодний праздник» | 1 | 1 | Праздник | Отзывы | ||
Выпуск новогодней газеты | 1 | 1 | Издательская деятельность | |||
Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество» | 1 | 1 | Инсценировка | Отзывы | ||
«Прекрасное рядом» | 1 | 1 | Экскурсия в выставочный зал, краеведческий музей | |||
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | 18 | 16 |
Тематическое планирование
Тематическое планирование
7 класс | ||||
Тема занятия | Всего часов | Из них: | ||
аудиторные | внеаудиторные | |||
«1 сентября» | 1 | 1 | ||
«Знакомьтесь: семиклассник» | 1 | 1 | ||
«Я живу в Иркутской области!» | 1 | 1 | ||
«История школы в лицах и фактах» | 1 | 1 | ||
«Что такое милосердие?» | 1 | 1 | ||
Протяни руку помощи | 1 | 1 | ||
Вредные привычки. Их влияние на здоровье. | 1 | 1 | ||
Святые заступники Руси | 1 | 1 | ||
Викторина по ПДД | 1 | 1 | ||
Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!» | 1 | 1 | ||
Вредные привычки | 1 | 1 | ||
Семейные ценности | 1 | 1 | ||
Национальные символы России | 1 | 1 | ||
Права и обязанности гражданина России | 1 | 1 | ||
КТД «Новогодний праздник» | 1 | 1 | ||
Выпуск новогодней газеты | 1 | 1 | ||
Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество» | 1 | 1 | ||
«Слагаемые здоровья» | 1 | 1 | ||
«Это высокое звание – Человек!» | 1 | 1 | ||
День защитника Отечества в православной традиции | 1 | 1 | ||
Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне» | 1 | 1 | ||
Встреча с воинами локальных войн | 1 | 1 | ||
«А ну-ка, парни!» | 1 | 1 | ||
Проводы зимы | 1 | 1 | ||
Прекрасное рядом | 1 | 1 | ||
Как стать дисциплинированным? | 1 | 1 | ||
Брейн ринг «Природа родного края» | 1 | 1 | ||
«Планета – наш дом, сбереги ее» | 1 | 1 | ||
День птиц | 1 | 1 | ||
Светлая Пасха | 1 | 1 | ||
Весенняя неделя добра | 1 | 1 | ||
День Победы | 1 | 1 | ||
«Ветеран живет рядом» | 1 | 1 | ||
День здоровья и спорта | 1 | 1 | ||
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | 17 | 17 |
Тематическое планирование
8 класс | ||||
Тема занятия | Всего часов | Из них: | ||
аудиторные | внеаудиторные | |||
«День знаний» | 1 | 1 | ||
«Мой город – Иркутск» | 1 | 1 | ||
Береги честь смолоду | 1 | 1 | ||
«История школы в лицах и фактах» | 1 | 1 | ||
«Что такое милосердие?» | 1 | 1 | ||
«Протяни руку помощи» | 1 | 1 | ||
«В здоровом теле – здоровый дух!» | 1 | 1 | ||
Святые заступники Руси | 1 | 1 | ||
Мероприятие по ПДД «Счастливый случай» | 1 | 1 | ||
Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!» | 1 | 1 | ||
Беседа – тренинг «Моя будущая профессия» | 1 | 1 | ||
Духовные традиции русской семьи | 1 | 1 | ||
Права и обязанности гражданина России | 1 | 1 | ||
«Правовой турнир» | 1 | 1 | ||
КТД «Новогодний праздник» | 1 | 1 | ||
Выпуск новогодней газеты | 1 | 1 | ||
Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество» | 1 | 1 | ||
Беседа «Наше здоровье и от чего оно зависит» | 1 | 1 | ||
«Это высокое звание – Человек!» | 1 | 1 | ||
День защитника Отечества в православной традиции | 1 | 1 | ||
Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне» | 1 | 1 | ||
Встреча с воинами локальных войн | 1 | 1 | ||
«А ну-ка, парни!» | 1 | 1 | ||
Прекрасное рядом. | 1 | 1 | ||
Беседа – тренинг «Личностью не рождаются» | 1 | 1 | ||
«Береги честь смолоду» | 1 | 1 | ||
Брейн ринг «Природа родного края» | 1 | 1 | ||
Конкурс презентаций «Природа в опасности» | 1 | 1 | ||
По памятным местам Иркутска | 1 | 1 | ||
Светлое Христово Воскресение | 1 | 1 | ||
Весенняя неделя добра | 1 | 1 | ||
День Победы | 1 | 1 | ||
Вахта Памяти | 1 | 1 | ||
День здоровья и спорта | 1 | 1 | ||
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | 18 | 16 |
Список литературных источников
Литература для учителя
- Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
- Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
- Степанов Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009
- Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
- Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.
- Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2.
- Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007. – 107 с.
- Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005
Литература для обучающихся
- Кабрера, А. Феи рассказывают о благодарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о самоуважении [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о скромности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о солидарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о сочувствии [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о храбрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают о щедрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Кабрера, А. Феи рассказывают об ответственности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена [Текст] / М.: Астрель, 2000. – 240 с.
- Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка [Текст] / В. Яровицкий. – М.: Феникс, 2011. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Объединение «Мое Отечество» Кружок краеведение.
Представлен отчёт работы объединения «Мое Отечество». Военно-патриотический клуб «Возрождение»Кружок краеведение. Школьный музей им. А.Бобкова ...
"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)
В разработке мероприятия использованы факты истории создания праздника "День Защитника Отечества", факты жизни и деятельности великих полководцев Руси в разные периоды истории....
"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)
В разработке мероприятия использованы факты истории создания праздника "День Защитника отечества", факты жизни и деят великих полководцев Руси в разные периоды истории. Особый ...
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. (Музыкально-поэтическая композиция ко Дню защитника Отечества.)
23 февраля принято считать днём рождения нашей Армии. Но так ли это? Официально – да! Но армия...
"Игра - соревнования "Юный защитник Отечества", посвященная Дню защитника Отечества"
Игра - соревнования для 5-11 классов...