Неделя краеведов. 2023
методическая разработка по краеведению

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

     Неделя краеведов в школе - это система комплексных мероприятий разнообразных форм деятельности: краеведческие уроки, проекты, кроссворды, игры. Неделя краеведов в школе  - это показ достижений ребят по предмету и пропаганде краеведческих знаний и привлечение к участию во внеурочной работе по краеведению новых участников. Её основной задачей является развитие интереса у учащихся к краеведению, профессиональная ориентация на краеведческие профессии, воспитание любви к своей Родине.

Внеклассная работа по предмету является важной частью учебно-воспитательной работы в  школе. Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентирована рамками программы, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что можешь и хочешь: попробовать себя в разных ролях. Цели и задачи внеклассных мероприятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий. Внеклассная работа по предмету имеет свое  содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует: пробудить интерес к учебному предмету; выявить одаренных школьников, а также воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможности; углубить и расширить знания, полученные на уроках.

От умения учителя правильно организовать внеклассную работу и грамотно выбрать ее форму зависит во многом эффективность учебно-воспитательного процесса.

Наиболее эффективной формой внеклассной работы по предмету является предметная неделя, которая позволяет привлечь большое количество обучающихся с разными способностями и интересами в разнообразные виды деятельности. Подробнее https://disk.yandex.ru/d/v2E5e2eUCBL2oA

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Климат Курской области

Тип урока. Комбинированный

Форма урока. Урок - практикум

Цель: Систематизировать знания о климате страны на примере климата Курской области;

Сформировать целостное представление о климате области на основе анализа карт атласа, диаграмм и личных наблюдений;

Продолжить формирование умений анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы об агроклиматических ресурсах и их роли.

Технологическая  карта  занятия: " Климат Курской области"

С 16.01.2023 г началась Краеведческая неделя в школе.
Проведена викторина «Природные условия моего края» в 8 классе.
Методом мозгового штурма учащиеся искали несколько решений следующих задач:
вспомнили основные понятия, связанные с климатом.
1.Область вихревого движения с центром пониженного давления.
2.Пограничная полоса между двумя воздушными массами
3.Господствующие ветры умеренных широт
4.Вихрь с центром высокого давления
5.Отношение годового количества осадков к испаряемости
6. Линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой температурой
7. Какой океан оказывает основное влияние на климат края
8. Определили роль климатообразующих факторов: солнечная радиация, рельеф и подстилающая поверхность, циркуляция атмосферы, полезные ископаемые, почвы, близость океанов, циркуляция В.М., географическое положение.
Учащиеся проявили умение самостоятельно поставить цель, найти пути ее достижения, вести диалог, осуществить самоконтроль и самооценку; умение работать с картами атласа, критическое мышление учащихся путем организации работы по решению экономических проблем.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация  урока

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Психологический настрой на урок

Подготовка к уроку. Настраиваются на успех в учебной деятельности

Планируемые результаты.

Предметные : знание основных элементов климата; умение анализировать климатическую карту и объяснение годового хода температур воздуха и количества выпадающих осадков; умение характеризовать климатические особенности и агроклиматические ресурсы родного края.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с картами, графиками, таблицами.

Личностные: осознание ценности географических знаний. Развитие познавательного мотива на основе работы с краеведческим материалом.

УУД

Регулятивные                                            -Умение определять самостоятельно и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.                             -Умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно.

Познавательные:                                                -Умение анализировать, сравнивать, характеризовать и делать выводы.                                                      -Описывать и объяснять существенные признаки природных явлений на основе анализа разнообразных источников географической информации

Личностные:                                -Осознание необходимости изучения родного края.

Коммуникативные:                     -Умение общаться и взаимодействовать друг с другом, логически мыслить и развивать монологическую речью

Постановка цели и задач

Сообщение учителя: Сегодня мы с вами познакомимся с климатом родного края. Сформулируйте тему и цель учебного занятия. Многолетний режим погод характерный для данной местности и повторяющийся из года в год. О чём идёт речь?

Учитель формулирует цель урока полностью

Учащиеся: Мы будем изучать климат Курской области.

Тему урока записывают в тетрадь: Климат Курской области и агроклиматические ресурсы

Актуализация знаний

Нам необходимо вспомнить основные понятия, связанные с климатом. Я предлагаю провести « Мозговой штурм».

1.Область вихревого движения с центром пониженного давления.

2.Пограничная полоса между двумя воздушными массами

3.Господствующие ветры умеренных широт

4.Вихрь с центром высокого давления

5.Отношение годового количества осадков к испаряемости

6. Линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой температурой

7. Какой океан оказывает основное влияние на климат России

Выпишите в тетрадь из списка на доске только только климатообразующие факторы: солнечная радиация, рельеф и подстилающая поверхность, циркуляция атмосферы, полезные ископаемые, почвы, близость океанов, циркуляция В.М., географическое положение

Учащиеся  отвечают

Записывают в тетрадь климатообразующие факторы

Первичное усвоение новых знаний

Карточка № 1

1. В каком климатическом поясе расположена область?

2.Какие факторы определяют её климат?

3Проанализируйте ход летних и зимних изотерм( Атлас Курской обл. стр.11) Почему ход изотерм января и июля не одинаков по направлению

4. На какие месяца приходится наибольшая величина суммарной радиации и наименьшая( Приложение №3 учебника) Почему? Объясните.

5. Используя рабочую тетрадь по географии Курской области заполните таблицу»Основные характеристики климата.

Карточка№2

1. Какие воздушные массы влияют на климат области. Какими свойствами они обладают летом и зимой. Как они влияют на погодные условия?( Приложение №2 Стр 100 учебника География Курской области)

2. Раскрасьте карту « Среднегодовое количество осадков»( Рабочая тетрадь Стр.7) Где выпадает наибольшее и наименьшее количество осадков и почему?

3 Используя приложение № 3 и 4( учебник стр.101-102) установите связь между температурой воздуха и количеством выпадающих осадков. Сделайте вывод.

Учащиеся выполняют в тетрадях

задания, работая в парах

Первичное закрепление

Сравните свои выводы с текстом» Климат» Стр 8» Учебные материалы по географии Курской области»

Учитель подводит итоги и задаёт вопрос: Каковы климатические условия Курской области для ведения сельского хозяйства?

Что такое агроклиматические ресурсы?

 Со своими сообщениями учащиеся выступают

Учащиеся: Агроклиматические ресурсы- это свойства климата, которые можно использовать в хозяйственное деятельности человека

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Область попадает в ситуацию, связанную с риском получения устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. Почему говорят, что Курская область иногда находится в зоне рискованного земледелия. С чем это связано?

Против России ввели санкции и на прилавки наших магазинов не поступают овощи и фрукты из стран Европы. Может ли Курская область произвести импорто замещение.  Дакажите!

Учащиеся высказывают свои умозаключения.

Домашнее задание.

Учебник География Курской области                                Стр 37-40

Сезонные особенности климата

 Учащиеся записывают задание в дневник

Рефлексия

Молодцы! Вы продуктивно поработали. Показали умение работать с климатическими картами и диаграммами. О чем вы хотели бы узнать на следующем уроке?



Предварительный просмотр:

С 17.01.2023 г  началась Краеведческая неделя в школе.

Проведена викторина «Природные условия моего края» в 8 классе.

Методом  мозгового штурма учащиеся искали несколько решений следующих задач:

вспомнили основные понятия, связанные с климатом.

1.Область вихревого движения с центром пониженного давления.

2.Пограничная полоса между двумя воздушными массами

3.Господствующие ветры умеренных широт

4.Вихрь с центром высокого давления

5.Отношение годового количества осадков к испаряемости

6. Линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой температурой

7. Какой океан оказывает основное влияние на климат России

8. Определили роль климатообразующих факторов: солнечная радиация, рельеф и подстилающая поверхность, циркуляция атмосферы, полезные ископаемые, почвы, близость океанов, циркуляция В.М., географическое положение.

Учащиеся проявили умение самостоятельно поставить цель, найти пути ее достижения, вести диалог, осуществить самоконтроль и самооценку; умение работать с картами атласа, критическое мышление учащихся путем организации работы по решению экономических проблем.



Предварительный просмотр:

Игра по краеведению для детей.  Знатоки Курского края

Игра «Знатоки Курского края»

Пояснительная записка
Методическое пособие игра «Знатоки Курского края» адресовано педагогам дополнительного образования для широкого творческого применения в объединениях туристско-краеведческой направленности и носит обобщающий характер. Оно помогает педагогам дополнительного образования разнообразить формы работы с учащимися на занятиях. Как показывает педагогическая практика, обращение к игровым формам обучения на занятиях, объективно усматривает в них результативное взаимодействие педагога и учащегося. Представленный наглядный материал можно использовать в ходе игры.
Методическое обеспечение разработано для учащихся 10-14 лет.
Цель:
- воспитывать у обучающихся экологическую культуру, бережное отношение к природе родного края и убежденность в необходимости изучения и охраны природы своего края.
Задачи:
- обобщить и расширить знания обучающихся о природе Курского края;
- углубить и обобщить представления о взаимосвязях между различными обитателями природных сообществ Курского края;
- воспитывать чувство гордости за родной край, развивать желание познавать природу родного края;
- учить детей вести себя экологически сообразно в окружающей природе;
- развивать умение работать в команде, воспитывать чувство товарищества, умение выслушивать мнение оппонентов и отстаивать свою точку зрения.

I. Вводная часть

Учащиеся, заходя в класс, не глядя, достают из мешочка эмблему. И рассаживаются по командам в зависимости от того, какую эмблему выбрали.
Ведущий обращается к командам:
- Глядя на карту Курской области, мы видим, что очертания её границ похожи на рыбку. На территории нашей области есть разные природные зоны – степи и леса, и, конечно везде обитают самые разнообразные виды животных. В степях и лесах Курской области обитает 56 видов млекопитающих:лоси, зайцы, лисы, косули, кабаны, барсуки, ежи, хорьки, белки, другие животные.
В водоемах области водится около 30 видов рыб. Наиболее часто встречаются окунь, пескарь, плотва, уклейка, карась, щука. Менее многочисленны – лещ, красноперка, линь, язь, жерех, налим, вьюн, густера, судак, сом.
На территории Курской области расположен Центрально-Черноземный государственный природный заповедник имени профессора В.В. Алехина. С 1979 г. ЦЧЗ входит в систему биосферных заповедников мировой сети ЮНЕСКО. С 1998 г. заповедник является обладателем диплома Совета Европы.
Есть в Курском крае и своя Красная книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. И сегодня победит та команд, которая лучше всех знает наш край. Эта команда будет носить гордое название «Знатоки Курского края».
Представление жюри.

II. Ход игры

Конкурс 1. «Защита эмблем»

Команды за 1 минуту должны определить, что (кто) изображено на эмблеме и почему.
Куропатка (на эмблеме первой команды).
Определить птицу можно по форме тела. Эта птичка небольших размеров. Она чуть меньше голубя и своими чертами напоминает домашнюю курицу. Крылья короткие, округлой формы. Хвост не длинный, закруглённый. Лапы средней длины, не оперены. Шпор у птиц нет. Клюв и ноги птички имеют темный цвет. Эта птица представлена на эмблеме, потому что на гербе Курской области изображены три летящие куропатки. Птицы с расправленными крыльями развернуты в левую сторону.
Дуб (на эмблеме второй команды).
Это мощное крупное дерево, издревле почитаемое людьми. Дубовые листья обрамляют гербовый щит, их обвивает голубая лента. А вверху дубовые листья и корона соединены красными лентами.
Яблоко антоновка (на эмблеме третьей команды).
Это символ Курского края. Самой известной не только в Курской области, а во всей России яблоней является сорт Антоновка. Издавна считается, что свое происхождение это сорт получил из садов Курской губернии в 19 веке.

Конкурс 2. «Знаете ли вы?»

Вопрос задается всем командам, право ответа у той команды, которая быстрее поднимет карточку готовности. Время обдумывания – не более 30 секунд.
- Чем питаются белые аисты?
(Дождевыми червями, майскими жуками, медведками, больной или дохлой мелкой рыбой, ящерицами, мелкими млекопитающими)
- Куда деваются насекомые с наступлением холодов?
(Прячутся в коре деревьев, умирают, зимуют в виде личинок)
- Назовите самое распространенное животное Курских лесов.
(Кабаны)
- Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек?
(Клёст)
- Какая птица откладывает яйца голубого цвета?
(Дрозд)
- Почему божья коровка окрашена в яркий цвет?
(Несъедобна, выделяет жидкость с неприятным запахом, враги обходят стороной)
- Какая птица поет в полете?
(Жаворонок)
- Как называется бабочка, занесённая в Красную книгу Курской области, получившая свое имя в честь знаменитого мифического врача Троянской войны, который спас много человеческих жизней и облегчал людям страдания?

 (Махаон)
- Как называется жук, занесённый в Красную книгу Курской области – один из самых больших жуков в Европе, принадлежащий отряду жесткокрылых, семейству рогачей?
(Жук-олень)
Ответы оцениваются в 1 балл.

Конкурс 3. «Кто это?»

По внешнему виду определить насекомое – жителя нашего края, рассказать об его образе жизни, особенностях внешнего вида. Время выполнения 1 минута.
Богомол.
(Богомол - хищное насекомое, безжалостное и прожорливое существо. Насекомое служит отличным помощником для людей, занимающихся сельским хозяйством - помогает справиться с вредителями. У богомола передние конечности украшены крепкими шипами, помогающими без проблем захватывать жертву. Задние конечности предназначены только для передвижения. Голова богомола имеет форму треугольника и подвижно связывается с телом. Благодаря этому он вертит головой в разные стороны и без проблем может видеть приближающихся врагов. У насекомого большие и выпуклые глаза, кроме них существует еще три небольших глаза, которые находятся около усиков. Орган обоняния находится на брюшке. Причем у самок он развит гораздо лучше. Насекомое обладает только одним ухом. Независимо от этого слух у него идеальный. Богомол имеет самые различные оттенки – желтый, серый, темно-коричневый, что делает его незаметным и помогает ему без проблем подкарауливать жертву. Занесен в Красную книгу Курской области.)
Шмель.
(Шмель – это насекомое, которое можно считать близкими родственниками медоносных пчел. При движении тело шмеля выделяет большое количество тепла, а температура доходит до 40 градусов. Шмель - является самым крупным представителем семейства пчелиных. Тело шмеля густо опушено, что позволяет ему адаптироваться даже к суровым условиям. Окрас у шмелей может быть различным, он зависит от места обитания. Длина тела насекомого может достигать 3,5 см. Шмели устроены так, что живут семьями и делятся на маток, рабочих и самцов. Шмели изготавливают себе гнездо из мха и воска и используют для построения гнезда мышиные норы. Иногда в них можно найти мед и цветочную пыль. Питаются насекомые любыми нектарами, но клевер – это любимое лакомство насекомого, и только шмели могут опылять клевер. Шмели обладают интеллектом. Спокойно могут находиться возле человека. Занесен в Красную книгу Курской области.)
Светлячок обыкновенный.
(Светлячок насекомое относится к отряду жесткокрылых, семейству жуков. Они бывают размером от половины до двух сантиметров, отличаются небольшой головкой, огромными глазами и уплощённым верхом тела. Светлячок имеет крылья и два усика, прикреплённых на лбу, различающихся, в зависимости от вида, по форме и размерам. Особенностью светлячков является существование на брюшках насекомых органов свечения. Благодаря этому светлячки защищаются от возможных врагов, сообщая им, таким образом, о своей несъедобности, а также привлекают себе подобных существ противоположного пола. Живут светлячки в траве, в кустах, во мху или под опавшими листьями. А по ночам выходят на охоту. Светлячки питаются муравьями, маленькими пауками, личинками других насекомых, мелкими животными, улитками и гниющими растениями. Занесен в Красную книгу Курской области.)
Ответы оцениваются в количестве от 1 до 5 баллов (в зависимости от полноты прозвучавшей информации).

Конкурс капитанов

Для каждого капитана даётся задание и время на подготовку ответа (2-3 минуты).
1. Показать на карте границы области, столицу и назвать самый северный, южный, восточный и западный районы области.
(Столица – Курск. Северный - Железногорский район, южный - Беловский район, восточный- Касторенский район и западный – Рыльский район.)

2. Назвать и показать на карте крупные реки области.
(Сейм, Рать, Тускарь, Свапа, Псёл)

3. Показать на карте водохранилища области и их расположение.
(Курское водохранилище - на реке Кура, недалеко от города Курск, Михайловское - в Железногорском районе, Старооскольское - в Горшеченском районе, Курчатовское – в городе Курчатов.)
Ответы оцениваются в количестве от 1 до 5 баллов (в зависимости от полноты прозвучавшей информации).

Конкурс 4. «Определите птицу по голосу»

(Проводится, пока капитаны готовятся отвечать.)
Используется звукозапись голосов соловья, кукушки, дятла, журавля.
Ответы оцениваются в 1 балл.

Конкурс 5. «Экологический»

Каждой команде задается по два вопроса, за который она сможет заработать 2 балла. На обдумывание 1 минута.
1. Существование зайца на Курской земле отнюдь не безоблачно. То и дело слышишь о том, что в нашем краю ведется активная охота на «косых». Как же зайцы умудряются выжить?
(Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3–4-х в год, и в каждом до восьми детенышей.)

2. Почему в областях, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся туда?
(Волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)

3. Пользу или вред приносят бобры природе?
(Бобры - очень полезные животные: бобровые плотины создают условия для жизни многих видов животных- птиц и рыб; способствуют развитию пойменных лугов и росту деревьев; бобры – очистители водоемов; бобры - источник мяса и жира.)

4. Как приспосабливаются лоси выживать в суровую зиму.
(Шерсть этих животных становится гуще. Как и другие дикие животные перед началом зимы, лоси накапливают внутренний жир, чтобы в период голодания, их организм не ослаб. В конце ноября они сбрасывают свои рога. Лось не обустраивает на зиму жилища, укрываясь от ветра в ветвях деревьев. Зимой это животное поедает кору рябины, осины и ивы. Поэтому лоси стараются находиться недалеко от этих деревьев. Особенно трудно им приходится, когда снежный покров очень глубокий, ведь передвигаться по нему с такими длинными ногами нелегко. Лось проваливается в снег и может застрять, став легкой добычей для хищников.)

5. В словах пила, насос и соль измените порядок букв и получите название деревьев и животных встречающихся в лесах Льговского района Курской области.
(Липа, сосна, лось.)

6. Что является лучшим лакомством для косули и лося?
(Соль.)

Конкурс 6. «Экологические задачи»

Время решения 1 минута.
1. В чистом пруду обитало 500 особей рыб. Отходы с завода загрязнили воду. Чтобы спасти рыб их необходимо перевезти в чистое водохранилище. К сожалению, в загрязненном пруду уже погибли 350 особей рыб. Выживших рыб переселили в чистое водохранилище и подселили к ним ещё 100 особей рыб. Сколько особей рыб удалось спасти. (150)
2. В школьном саду ученики 2 класса развесили 5 кормушек, ученики 3 класса 7 кормушек, а ученики 4 класса 3 скворечника. Сколько сейчас в школьном саду кормушек? (12)
3. В школьном саду росли фруктовые деревья: 15 яблонь, 10 груш, 5 слив. После суровой зимы вымерзли 3 яблони и 7 груш, но 2 груши из них удалось вылечить. Сколько теперь фруктовых деревьев в школьном саду? (22)
Ответы оцениваются в количестве от 1 до 3 баллов.

Конкурс 7. «Почемучки»

Вопрос задается всем командам, право ответа у той команды, которая быстрее поднимет карточку готовности. Необходимо объяснить, почему так названо животное или растение.
1. Мать-и-мачеха.
(Лицевая сторона листа этого растения на ощупь теплая, ласковая, пушистая, как мать. А, нижняя сторона, если прикоснуться к ней – холодная, жесткая и скользкая – мачеха.)

2. Рябина.
(Осенью у рябины листья цветные: желтые, зеленые, оранжевые, а ягоды красного и оранжевого цвета. Мало того, что ягоды имеют яркий цвет, так их еще и много. Поэтому, когда смотришь на дерево, кажется, что рябит в глазах.)

3. Скворец.
(В песне скворца много потрескивания, прищелкивания клювом, пришептывания, подобия причмокивания, он как будто скворчит.)

4. Синица.
(В крике синицы слышится и «пинь-пинь-пинь», и «синь-синь-синь», и «зинь-зинь-зинь».)

5. Опята.
(Слово «Опята» стало производной от о+пень, ведь опята, растут на пнях, а также возле них, то есть–бок о бок о пень.)
Ответы оцениваются в количестве от 1 до 3 баллов (с учетом полноты ответа).

III. Подведение итогов

Пока жюри подводит итоги, дети читают стихотворения о Курском крае и разгадывают загадки.(См.Приложение)

IV. Награждение победителей.
Участники команды, занявшей 1 место, награждаются значком «Знатоки Курского края» и памятными призами.

Источники и использованная литература.

1. География Курской области / Под общей редакцией проф. В.И. Галицкого. - Ц-Ч книжное изд-во,1974.
2. Природа Курской области и её охрана. Выпуск первый и второй / Под ред. Р.В. Кабановой. - Воронеж, Ц-Ч книжное изд-во, 1985, 1986.
3. Заповедные уголки соловьиного края. Центрально-Черноземный заповедник им. проф. В.В. Алёхина. Воронеж: Ц-Ч книжное изд-во, 1987.
4. Сезоны года. Общеобразовательный журнал.
5. Красная книга Курской области. Под ред. А.А.Власова. Тула 2002.
6. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2/ М. Аксенова, С. Исмаилов, -М.: Аванта+, 1995.
7. Брем А.Э. Жизнь животных: в т.3.М:Терра-Terra, 1992
8. Букин А.П. в дружбе с природой. М.,1991
9. Кучер Т.В. Игра в экологическом воспитании школьников.
10. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М.: Асар, 1996.
11. Суравегина И.Т. Экология и мир: методическое пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994.
12. Никитина Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Самара, 1996.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Кроссворд на тему "Курский край"

По горизонтали

2. Фамилия человека, каторый подорвал коренную икону божьей матери

4. Основатель Киево печерской лавры, автор устава для монахов, известный литератор

6. Человек содержащий лошадь и освобожденный от налогов

7. Село Борисовка- … мастерская

8. Владения церквей(Знаменский, Троицкий)

9. Основоположник монашества

10. Курский народный танец 17 в

По вертикали

1. Главное занятие населения Курского края 17в

3. Первые следы человека в 20-15 в. до н.э улицы Полевая, …

5. Знаменитый сорт яблока курского края

9. Ремесленник работающий с деревом



Предварительный просмотр:

Неделя краеведов.

     Неделя краеведов в школе - это система комплексных мероприятий разнообразных форм деятельности: краеведческие уроки, проекты, кроссворды, игры. Неделя краеведов в школе  - это показ достижений ребят по предмету и пропаганде краеведческих знаний и привлечение к участию во внеурочной работе по краеведению новых участников. Её основной задачей является развитие интереса у учащихся к краеведению, профессиональная ориентация на краеведческие профессии, воспитание любви к своей Родине.

Внеклассная работа по предмету является важной частью учебно-воспитательной работы в  школе. Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентирована рамками программы, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что можешь и хочешь: попробовать себя в разных ролях. Цели и задачи внеклассных мероприятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий. Внеклассная работа по предмету имеет свое  содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует: пробудить интерес к учебному предмету; выявить одаренных школьников, а также воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможности; углубить и расширить знания, полученные на уроках.

От умения учителя правильно организовать внеклассную работу и грамотно выбрать ее форму зависит во многом эффективность учебно-воспитательного процесса.

Наиболее эффективной формой внеклассной работы по предмету является предметная неделя, которая позволяет привлечь большое количество обучающихся с разными способностями и интересами в разнообразные виды деятельности.

Особенности организации предметной недели

Целью её проведения является развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости краеведческих и географических знаний в повседневной жизни.

Задачи проведения Недели краеведов в школе:

1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям краеведения и географии.

2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по предмету

3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

4. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

5.Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.

Принципы организации Недели краеведов:

1. Принцип массовости (в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).

2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).

3. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересными по содержанию).

4. Принцип соревновательности (ученики сравнивают  свои достижения).

Организатором предметной недели является учитель-предметник.

В рамках предметной недели  проводятся разнообразные конкурсы и мероприятия:

- интеллектуальные конкурсы по предмету;

- нетрадиционные уроки по предмету;

- внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;

- общешкольные мероприятия.

План проведения недели краеведов .

Цель: учить применять знания, приобретенные на уроках; прививать навыки самообразования, самосовершенствования; пробуждать в детях желание познавать окружающий мир, формирование экологической культуры у детей, воспитание патриотических чувств.  

План недели краеведов

16.01.2023 по 20.01.2023

 

Дата

Мероприятия

Участники

16.01

Занятия: Климат Курской области

8 кл

17.01

Кроссворд на тему "Курский край"

11 кл

18.01

Индивидуальный проект по теме:

"Исчезающие животные и растения.

Красная книга Курской области"

11 кл

19.01

Игра по краеведению для детей.  Знатоки Курского края

5 кл

20.01

Игра по краеведению для детей.  Знатоки Курского края

7 кл

 

С 16.01.2023 г началась Краеведческая неделя в школе.
Проведена викторина «Природные условия моего края» в 8 классе.
Методом мозгового штурма учащиеся искали несколько решений следующих задач:

вспомнили основные понятия, связанные с климатом.
1.Область вихревого движения с центром пониженного давления.
2.Пограничная полоса между двумя воздушными массами
3.Господствующие ветры умеренных широт
4.Вихрь с центром высокого давления
5.Отношение годового количества осадков к испаряемости
6. Линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой температурой

7. Какой океан оказывает основное влияние на климат края
8. Определили роль климатообразующих факторов: солнечная радиация, рельеф и подстилающая поверхность, циркуляция атмосферы, полезные ископаемые, почвы, близость океанов, циркуляция В.М., географическое положение.

Учащиеся проявили умение самостоятельно поставить цель, найти пути ее достижения, вести диалог, осуществить самоконтроль и самооценку; умение работать с картами атласа, критическое мышление учащихся путем организации работы по решению экономических проблем.

В рамках недели краеведения учащаяся 11 класса подготовила исследовательский проект по географии "Красная книга Курской области", расширила свой кругозор по географии по темам: "Природные зоны Курской области ", "Редкие виды животных и растений Курской области", и узнала о животных и растениях, которым грозит опасность исчезновения.

Подробно познакомиться с материалом можно по ссылке https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2023/01/18/individualnyy-proekt-po-teme-ischezayushchie-zhivotnye-krasnaya-kniga 

Игра «Знатоки Курского края»

Цель:
- воспитывать у обучающихся экологическую культуру, бережное отношение к природе родного края и убежденность в необходимости изучения и охраны природы своего края.

Презентация к уроку https://disk.yandex.ru/i/j9awuF-TXU9cWQ



Предварительный просмотр:

НАГРАЖДАЕТСЯ

Команда девочек 7 класс

_________________«Марьино»__________

Занявшая I место

В игре

«Знатоки Курского края»,

проведённой в рамках

Недели краеведов

Искренне желаем Вам неиссякаемой творческой энергии, свершения всех начинаний и планов, благополучия и крепкого здоровья.

________________

И.о. директора                  /Е.И. Пикалова/



Предварительный просмотр:

За лучшую исследовательскую работу

НАГРАЖДАЕТСЯ

Кирина Анастасия

Учащаяся 11 класса

за созидательное мышление, творческий подход к решению поставленных задач и активную работу по созданию индивидуального проекта по теме:

"Исчезающие животные и растения. Красная книга Курской области"

в рамках

Недели краеведов

Искренне желаем Вам неиссякаемой творческой энергии, свершения всех начинаний и планов, благополучия и крепкого здоровья.

________________

И.о. директора                  /Е.И. Пикалова/



Предварительный просмотр:

НАГРАЖДАЕТСЯ

Команда мальчиков 7 класс

    _________"Курские Колумбы"_____

Занявшая II место

В игре

«Знатоки Курского края»,

проведённой в рамках

Недели краеведов

Искренне желаем Вам неиссякаемой творческой энергии, свершения всех начинаний и планов, благополучия и крепкого здоровья.

________________

И.о. директора                  /Е.И. Пикалова/



Предварительный просмотр:

За профессиональное и объективное судейство

НАГРАЖДАЕТСЯ

Главный судья

Старых Олег

учащийся 7 класса

Игра

«Знатоки Курского края»,

проведённая в рамках

Недели краеведов

Искренне желаем Вам неиссякаемой творческой энергии, свершения всех начинаний и планов, благополучия и крепкого здоровья.

________________

И.о. директора                  /Е.И. Пикалова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя географии 2023

Неделя географии.- Презентация климат России https://disk.yandex.ru/i/OcDOVk__OciTdA- Мастер класс 5 класс "Вулкан" Ссылка на Информационный плакат и Видеоролик https://disk.y...

Неделя психологии 2023

Статья о мероприятиях Недели психологии, прошедшей в МОАУ СОШ № 15 г. Райчихинска Амурской области с 17 по 22 апреля 2023 года....

Приказ о традиции "Занимательная неделя" 2022 - 2023 г.г.

На основании плана работы МБДОУ ДС № 27 "Филиппок" на 2022-2023 учебный год, в целях содания в детском саду позитивной атмосферы при проведении утреннего приема детей....

презентация Неделя книги 2023

Данная презентация проводилась при проведении Недели книги-2023...