конспект занятия "Народная игрушка - кукла самоделка"
план-конспект по краеведению
Знакомство с народной тряпичной куклой и ее изготовление с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: «Народная игрушка – кукла «самоделка»» (старший возраст)
Программные задачи:
- Познакомить детей с народной игрушкой – «кукла-самоделка», способами изготовления этой куклы.
- Расширить словарный запас детей новыми словами: игрушки-
самоделки, оберег, подручный материал, солома, стригунок, тряпичная кукла. - Развивать у детей интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.
Словарная работа: кукла-самоделка, кукла-самокрутка, стригунок, оберег, тряпичная кукла, подручный, природный материал.
Материал: иллюстрации, игрушки-самоделки, тряпичные куклы, подручный и природный материал.
Ход занятия:
Детей встречает бабушка Арина, которая прибирала игрушка в избе после посещения ее внуками.
- Какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть?
- Посмотрите, пожалуйста, какие игрушки есть у моих внуков.
Рассматривание игрушек на столе.
При наличии достаточного набора образцов рекомендуется вместе с детьми обсудить, какие игрушки больше подойдут мальчикам (тележки-каталки, луки, лошадки), какие девочкам (куклы), а какие тем и другим (мячи).
Обратить внимание детей на отдельную часть игрушек (из дерева, соломы, природного материала).
- Перед вами игрушки-самоделки. Как вы понимаете игрушки-самоделки?
- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать себе такую потешку без помощи взрослого.
- Из какого материала сделаны эти игрушки?
- Все, что вы назвали, - дерево, шишки, желуди, мох, солома, береста, тряпки - для крестьян материал привычный, который всегда был под рукой. И поэтому называют этот материал подручным.
Видите, каких удивительных человечков умели делать когда-то в наших лесных краях. Выглядят эти человечки, словно герои сказки, и название у них тоже сказочное — «лесовички» (или «моховички»), но если мы их разглядим внимательно, то без труда узнаем крестьян за обычными занятиями.
Вот возвращается из лесу усталый дровосек с вязанкой дров, за пояс его заткнут топор. А вот крестьянка собралась по грибы, по ягоды — в ее руке берестяное лукошко. Показ иллюстраций.
- Давайте и мы с вами побываем в старинном, дремучем, загадочном лесу.
Это последнее предложение является переходом к игре с использованием загадок (продолжительность не более пяти минут).
Чтобы попасть в «загадочный лес», дети закрывают глаза и ждут, когда зазвонит колокольчик.
- Вот мы и в лесу. Пахнет нагретой хвоей, травами, цветами и немножко медом. Недавно прошел дождь, и
«Цветное коромысло над рекой повисло». (Радуга)
- Разве бывает лес без деревьев?
«На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках». (Береза)
«Зимой и летом одним цветом». (Ель)
«Ее никто не пугает,
А она вся дрожит». (Осина)
- Дети, вы взяли с собой корзинки?
«На бору, на яру стоит мужичок,
На нем красный колпачок». (Гриб)
- Слышите, трава шуршит?
«Под соснами, под елками
Бежит мешок с иголками». (Еж)
- В лесу надо вести себя осторожно, много здесь и опасного, можно ненароком попасть туда, где
«Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя» (Болото).
- А можно встретиться и с диким зверем — волком, рысью или даже с самим лесным хозяином Михаилом Потаповичем:
«Сидит дед в шубу одет, наружу мех, пугает всех» (Медведь).
- Пока мы с вами гуляли по нашему загадочному лесу, я кое-что нашла. Посмотрите-ка сюда, с чьей ветки эти детки?
Для усиления игрового момента следует подготовить корзину с различными поделками — «отгадками». Например, задав вопрос: «С чьей ветки эти детки?» — педагог достает из нее шишки и предлагает детям узнать, какая из них еловая, а какая сосновая.
Особо следует остановиться на материале, из которого сделаны соломенные игрушки, подчеркнув их природный характер. Слово «солома», практически не известное городским детям, требует разъяснения (стебли хлебных растений).
- Очень забавны старинные соломенные куколки - стригунки. Они названы так потому, что их снизу подравнивали, подстригали ножницами. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать. Показ танца куколки-стригунка.
- Солому иногда заменяли на сухую траву, тонкие прутики или мочало.
Показ этих материалов.
- Пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков. Показ куколки, выполненной одним из способов..
- Как вы думаете, почему у этой куколки нет лица? (Размышления детей).
Показать детям несколько старинных кукол (или слайдов с их изображением), у которых нет лица. Через эту примечательную особенность - безликость куклы — легко перейти к мысли о неоднозначности ее использования в народной традиции: кукла-игрушка, обрядовая кукла, кукла-оберег. Обережную (защитную) функцию куклы наглядно раскрывает сказка «Василиса Прекрасная». Предложить вспомнить эту сказку.
- Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика — голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были очень суеверные и думали что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза — зеркало души — необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от неожиданных неблагоприятных воздействий мира внешнего «сглаза», «наговора».
- Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки — будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую и замуж никто не возьмет!
Куклы наших прабабушек проживали в играх своих маленьких хозяек целую жизнь: они вели свое кукольное «хозяйство», «ходили в гости», «справляли свадьбы», «крестили детей» и, как все, «отмечали праздники народного календаря». Для этого требовалось много кукол. В такие игры играли девочки постарше. Маленькие же начинали с простого: играли со своей куколкой, как с ребенком.
Предложить девочкам подержать этих куколок, покачать их.
- Игре девочек с куклами в старину придавалось особое значение. Согласно поверью, если девочки охотно играют в куклы, то в семье будет прибавление, и достаток ее возрастет. И наоборот, если с куклами обращаются небрежно — дому грозит несчастье. Выходя замуж девушки приносили с собой в дом мужа целые корзины с любимыми куклами, продолжая играть с ними вплоть до рождения первенца. Потом эти куклы выполняли роль детского оберега — защиты ребенка от плохих и злых сил (например, чтобы малыш ночью спал спокойно, с ним рядом в колыбель клали мамину куколку и произносили слова заговора: «Сон-ница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»).
- А теперь я предлагаю самим свертеть тряпичную куколку по одному из способов. Показ детям картинок-схем, по которым они будут работать.
Во время выполнения работы звучит русская народная мелодия «Сошью Дуне сарафан».
Свернута из тряпки
Кукла у Параши.
Не отыщешь краше.
Руки – словно лапки,
Глазки – пара точек,
А лицо – комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд ее уныл,
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Народная игрушка. Кукла Куватка»
открытое занятие...
Мастер-класс "Народная игрушка. Кукла на счастье"
В мастер-классе размещён фото-материал с подробными комментариями по изготовлению традиционной куклы на счастье. Данная кукла может стоять, что является редкостью в работах данного вида. Р...
Мастер-класс "Народная игрушка. Кукла - Славутница".
Мастер-класс рассказывает и показывает кто такая - Славутница и как её, при желании, изготовить для родных-любимых, для друзей, для дома....
Мастер-класс "Народная игрушка. Кукла - Масленица Домашняя"
Стоит знать, что обрядовое чучело уходящей зимы на празднике Масленица, которую также называют Масленица, и образ обереговой куклы Масленицы Домашней, хранящейся в доме до следующего праздника - ...
Мастер-класс "Народная игрушка. Кукла - Рябинка"
Данный мастер-класс демонстрирует поэтапное изготовление народной обереговой Куклы Рябинки по принципу кукла-столбушек. Куклу Рябинку называют Воином против всех проявлений зла - это сильнейший оберег...
Учебно-методическое пособие «Куклы - самоделки»
Учебно-методическое пособие «Куклы - самоделки»...
Конспект занятия «Народная игрушка: куклы - закрутки » (1-ый год обучения)
Конспект занятия«Народная игрушка: куклы - закрутки »(1-ый год обучения)...