конспект занятия "Народная игрушка - кукла самоделка"
план-конспект по краеведению

Косарева Валентина Николаевна

Знакомство с народной тряпичной куклой и ее изготовление с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: «Народная игрушка – кукла «самоделка»» (старший возраст)

Программные задачи:

  1. Познакомить детей с народной игрушкой – «кукла-самоделка», способами изготовления этой куклы.
  2. Расширить словарный запас детей новыми словами: игрушки-
    самоделки, оберег, подручный материал, солома, стригунок, тряпичная кукла.
  3. Развивать у детей интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.

Словарная работа: кукла-самоделка, кукла-самокрутка, стригунок, оберег, тряпичная кукла, подручный, природный материал.

Материал: иллюстрации, игрушки-самоделки, тряпичные куклы, подручный и природный  материал.

Ход занятия:

Детей встречает бабушка Арина, которая прибирала игрушка в избе после посещения ее внуками.

  • Какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть?

- Посмотрите, пожалуйста, какие игрушки есть у моих внуков.

Рассматривание игрушек на столе.

При наличии достаточного набора образцов рекомендуется вместе с детьми обсудить, какие игрушки больше подойдут мальчикам (тележки-каталки, луки, лошадки), какие девочкам (куклы), а какие тем и другим (мячи).

Обратить внимание детей на отдельную часть игрушек (из дерева, соломы, природного материала).

- Перед вами игрушки-самоделки. Как вы понимаете игрушки-самоделки?

- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать себе такую потешку без помощи взрослого.

- Из какого материала сделаны эти игрушки?

- Все, что вы назвали, - дерево, шишки, желуди, мох, солома, береста, тряпки - для крестьян материал привычный, который всегда был под рукой. И поэтому называют этот материал подручным.

Видите, каких удивительных человечков умели делать когда-то в наших лесных краях. Выглядят эти человечки, словно герои сказки, и название у них тоже сказочное — «лесовички» (или «моховички»), но если мы их разглядим внимательно, то без труда узнаем крестьян за обычными занятиями.

Вот возвращается из лесу усталый дровосек с вязанкой дров, за пояс его заткнут топор. А вот крестьянка собралась по грибы, по ягоды — в ее руке берестяное лукошко.  Показ иллюстраций.

- Давайте и мы с вами побываем в старинном, дремучем, загадочном лесу.

Это последнее предложение является переходом к игре с использованием загадок (продолжительность не более пяти минут).

Чтобы попасть в «загадочный лес», дети закрывают глаза и ждут, когда зазвонит колокольчик.

- Вот мы и в лесу. Пахнет нагретой хвоей, травами, цветами и немножко медом. Недавно прошел дождь, и

«Цветное коромысло над рекой повисло». (Радуга)

- Разве бывает лес без деревьев?

«На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках». (Береза)

«Зимой и летом одним цветом».  (Ель)

«Ее никто не пугает,

А она вся дрожит». (Осина)

- Дети, вы взяли с собой корзинки?

«На бору, на яру стоит мужичок,

На нем красный колпачок». (Гриб)

- Слышите, трава шуршит?

«Под соснами, под елками

Бежит мешок с иголками». (Еж)

- В лесу надо вести себя осторожно, много здесь и опасного, можно ненароком попасть туда, где

«Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя» (Болото).

- А можно встретиться и с диким зверем — волком, рысью или даже с самим лесным хозяином Михаилом Потаповичем:

«Сидит дед в шубу одет, наружу мех, пугает всех» (Медведь).

- Пока мы с вами гуляли по нашему загадочному лесу, я кое-что нашла. Посмотрите-ка сюда, с чьей ветки эти детки?

Для усиления игрового момента следует подготовить корзину с различными поделками — «отгадками». Например, задав вопрос: «С чьей ветки эти детки?» — педагог достает из нее шишки и предлагает детям узнать, какая из них еловая, а какая сосновая.

Особо следует остановиться на материале, из которого сделаны соломенные игрушки, подчеркнув их природный характер. Слово «солома», практически не известное городским детям, требует разъяснения (стебли хлебных растений).

- Очень забавны старинные соломенные куколки - стригунки. Они названы так потому, что их снизу подравнивали, подстригали ножницами. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать. Показ танца куколки-стригунка.

- Солому иногда заменяли на сухую траву, тонкие прутики или мочало.

Показ этих материалов.

- Пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков. Показ куколки, выполненной одним из способов..

- Как вы думаете, почему у этой куколки нет лица? (Размышления детей).

Показать детям несколько старинных кукол (или слайдов с их изображением), у которых нет лица. Через эту примечательную особенность - безликость куклы — легко перейти к мысли о неоднозначности ее использования в народной традиции: кукла-игрушка, обрядовая кукла, кукла-оберег. Обережную (защитную) функцию куклы наглядно раскрывает сказка «Василиса Прекрасная». Предложить вспомнить эту сказку.

- Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика — голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были очень суеверные и думали что  лицо «оживает». Если   такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза — зеркало души — необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от неожиданных неблагоприятных воздействий мира внешнего «сглаза», «наговора».

- Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки.  Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки — будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую и замуж никто не возьмет!

Куклы наших прабабушек проживали в играх своих маленьких хозяек целую жизнь: они вели свое кукольное «хозяйство», «ходили в гости», «справляли свадьбы», «крестили детей» и, как все, «отмечали праздники народного календаря». Для этого требовалось много кукол. В такие игры играли девочки постарше. Маленькие же начинали с простого: играли со своей куколкой, как с ребенком.

Предложить девочкам подержать этих куколок, покачать их.

- Игре девочек с куклами в старину придавалось особое значение. Согласно поверью, если девочки охотно играют в куклы, то в семье будет прибавление, и достаток ее возрастет. И наоборот, если с куклами обращаются небрежно — дому грозит несчастье. Выходя замуж девушки приносили с собой в дом мужа целые корзины с любимыми куклами, продолжая играть с ними вплоть до рождения первенца. Потом эти куклы выполняли роль детского оберега — защиты ребенка от плохих и злых сил (например, чтобы малыш ночью спал спокойно, с ним рядом в колыбель клали мамину куколку и произносили слова заговора: «Сон-ница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»).

- А теперь я предлагаю самим свертеть тряпичную куколку по одному из способов. Показ детям картинок-схем, по которым они будут работать.

Во время выполнения работы звучит русская народная мелодия «Сошью Дуне сарафан».

Свернута из тряпки

Кукла у Параши.

Не отыщешь краше.

Руки – словно лапки,

Глазки – пара точек,

А лицо – комочек.

Кукла смотрит косо,

Взгляд ее уныл,

Кто-то вместо носа

Пуговку пришил.

Но Параша любит,

Нежит и голубит,

И целует в щечку

Маленькую дочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Народная игрушка. Кукла на счастье"

В мастер-классе размещён  фото-материал с  подробными комментариями по изготовлению традиционной куклы на счастье. Данная кукла может стоять, что является редкостью в работах данного вида. Р...

Мастер-класс "Народная игрушка. Кукла - Славутница".

Мастер-класс рассказывает и показывает кто такая - Славутница и как её, при желании, изготовить для родных-любимых, для друзей, для дома....

Мастер-класс "Народная игрушка. Кукла - Масленица Домашняя"

Стоит знать, что обрядовое чучело уходящей зимы на празднике Масленица, которую также называют Масленица, и образ обереговой куклы Масленицы Домашней, хранящейся в доме до следующего праздника - ...

Мастер-класс "Народная игрушка. Кукла - Рябинка"

Данный мастер-класс демонстрирует поэтапное изготовление народной обереговой Куклы Рябинки по принципу кукла-столбушек. Куклу Рябинку называют Воином против всех проявлений зла - это сильнейший оберег...

Учебно-методическое пособие «Куклы - самоделки»

Учебно-методическое пособие «Куклы - самоделки»...

Конспект занятия «Народная игрушка: куклы - закрутки » (1-ый год обучения)

Конспект занятия«Народная игрушка: куклы - закрутки »(1-ый год обучения)...