братская могила
материал по краеведению (6 класс)
В ходе работы я поняла, что даже обычный человек может стать свидетелем великих событий, приблизить событие, сделать его живым и ярким. Поэтому ставлю перед собой новую исследовательскую задачу: изучить архивные материалы по данной теме, установить имена забытых героев и рассказать о них своим будущим потомкам. Данные материалы могут быть использованы для уроков краеведения и классных часов в учебных заведениях. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bratskaya_mogila.docx | 35.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тамбовская средняя общеобразовательная школа
Областной заочный конкурс юных краеведов
« Память, запечатлённая в камне»
Номинация: «Дорогой памяти»
«Братская могила»
Подготовила:
Руководитель:
Сизоненко Ольга Викторовна, учитель истории МБОУ Тамбовская СОШ,
Тамбовка,2020
Аннотация на работу
«Братская могила»
В ходе работы я поняла, что даже обычный человек может стать свидетелем великих событий, приблизить событие, сделать его живым и ярким. Поэтому ставлю перед собой новую исследовательскую задачу: изучить архивные материалы по данной теме, установить имена забытых героев и рассказать о них своим будущим потомкам. Данные материалы могут быть использованы для уроков краеведения и классных часов в учебных заведениях. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Содержание
1.Введение_________________________ с.4-5
2.Глава 1.Начало поиска_______________с.5-7
3.Глава 2.Есть в Тамбовке обелиск_______с.7
4.Заключение
5.Источники
Приложение
Если человек не любит старые улицы, старые дома,
значит, у него нет любви к родному городу.
Если человек равнодушен к памятникам истории,
он, как правило, равнодушен к своей стране.
Д.С. Лихачев.
Введение
С памяти отцов, предков, страны начинается для каждого из нас осмысленная жизнь. Незнание прошлого приводит к непониманию настоящего. Человек оставляет на земле множество свидетельств своей деятельности: маленькая бусинка, найденная в земле, пожелтевшие листья старой книги, старая фотография - все это «следы» прошлого. Мы живём в Тамбовке и видим памятники, сооружённые в селе, мемориальные доски, барельефы, стелы, которые напоминают нам о тех, кому они посвящены. На них содержится краткая информация о заслугах наших земляков. Захотелось узнать больше о них, так как история нашего села – это биографии людей, оставивших свой след в памяти народа. Памятник – от слова память.
Главная цель нашей работы:
собрать и изучить информацию об истории братской могилы в селе Тамбовка.
Задачи:
1. Изучить историю памятника.
2. Познакомиться с биографией захороненных бойцов
3. Оформить исследовательскую работу.
4. Рассказать о результатах исследования ученикам моего класса.
Актуальность нашей работы не только знать историю памятников села, но и знать историю их создания.
Объект исследования: памятник братской могилы села Тамбовка Амурской области Российской Федерации
Предмет исследования: история памятника села.
При работе мы поставили гипотезу:
Если каждый житель Тамбовки, с детских лет будет интересоваться и знать историю своего посёлка, историю своей улицы, памятников, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.
Сроки исследования.
Декабрь 2019 – январь 2020 года.
Методы исследования:
- чтение литературы.
- обращение в музей сельского хозяйства с. Тамбовка
- работа с источниками в школьном музее
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках краеведения, при проведении предметных недель, олимпиад, классных часов.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава 1.Начало поиска.
В 1987 году в газете «Амурская правда» появилась заметка «Есть в Тамбовке обелиск».[1]В данной статье были указаны имена воинов павших смертью храбрых, которые были высечены на камне:
Старший лейтенант Козлов М.Н.,
Старший лейтенант Рахимов А.В.,
Старший лейтенант Прямоносов Е.П.,
Младший лейтенант Иванов В.Б.,
Младший лейтенант Иванов В.Б.,
Младший лейтенант Билев М.Н.,
Рядовой Кретинин М.,
Рядовой Горбунов А.
Откуда родом, знают ли их родственники, что они захоронены на территории нашего района? Сам памятник сделан в виде обелиска, в форме массивной трехступенчатой четырехгранной усеченной пирамиды, увенчанной пятиконечной звездой. В средней ее передней грани установлена мемориальная доска. В могиле находятся тела семи воинов, двое из них неизвестны. Первыми кто начал собирать по крупицам сведения о захоронении воинов стала Целобанова Любовь Николаевна со своими питомцами. Они старались поддерживать порядок на этой территории.
Из воспоминаний Целобановой Любовь Николаевны: «Все началось в 1964 году, в это время была построена новая начальная школа, вокруг был пустырь и одиноко стоящий скромный памятник. Нас, школьников заинтересовало – кому он посвящен? Расчистили территорию, навели порядок, возле могилы посадили цветы. Так продолжалось долго, иногда здесь проходили митинги, шествия. С годами это стало обязательным для школьников: ухаживать за могилой, красить оградку, сажать цветы. В остальное время кроме сотрудников школы и учащихся никто за могилой не ухаживал. Казалось, что она никому не нужна. Заведующая начальной школы Сайко А.Г. как то задумалась и с горечью поняла: что люди в общем, то не интересуются историей этого обелиска. Мы с ребятами обошли старожилов и постепенно стали собирать материал о погибших героях. В Тамбовке это место, а в последствии и школу называли гарнизоном, потому что здесь в 40 – е годы была военная часть 18 стрелкового полка Крымской стрелковой дивизии 1 армии, комендантом гарнизона был старший лейтенант Зверев Иван Николаевич».
В 1984 году в школу зашел незнакомый мужчина, в кабинете директора он пояснил, что живет в Москве и долгие годы искал следы своего отца Прямоносова Ефрема Ивановича. Павел Николаевич Посещенный – так звали сына героя, поведал свою непростую историю: «Когда погиб отец, мать испугалась лишений, отдала своих детей чужим людям и уехала. Дети были маленькие и усыновленные разными людьми, даже не подозревали друг о друге. Случайно узнав о своих родных живущих в Тамбовке, он узнал о могиле отца и о существовании родной сестры.» Павел Николаевич и Людмила Васильевна Логвинова долгие годы были благодарными друзьями учителей и учеников Тамбовской начальной школы.
В 1999 году юные краеведы Тамбовской средней школы ,под руководством Савиловой Надежды Владимировны продолжили поиски очевидцев тех далеких событий. И они нашли их в нашем селе. Зверева Татьяна Семеновна была женой коменданта гарнизона Зверева Ивана Николаевича. Сама Татьяна Семеновна была коренной амурчанкой. Родители, переселенцы из Орловской области, в 1927 году поселились в селе Афиногеновка (потом село присоединили к Гильчину). Когда Тане исполнилось 16 лет, началась война. Ее муж Зверев Иван Николаевич, уроженец Пермской области, служил на Д. Востоке, в 18 минометном полку. Полк стоял в с. Косицино, где он и познакомился с Татьяной, позже полк был переведен в Маньчжурию. После войны полк расформировали, и Иван Николаевич оказался в с. Тамбовка, в должности коменданта гарнизона. Благодаря ее воспоминаниям, а также материалам школьного краеведческого музея удалось воссоздать историю обелиска. [2]
Глава 2.Есть в Тамбовке обелиск.
Из статьи К. Молоховца: «Декабрь 1945 .Память возвращает меня к тем дням, когда наша страна готовилась к первым послевоенным выборам в Верховный Совет СССР. Наши войска еще находились в Маньчжурии, ликвидируя отдельные вражеские группировки и банды. Небольшая группа советских офицеров ,ведущая агитационную работу попала в засаду китайских бандитов (хунхузов).Силы были неравны, но воины сражались до последнего.»[3]Из материалов школьного музея: «В Тамбовку привезли 14 тел, они были страшно изуродованы, особенно у медсестер. На каждом теле было 13-18 штыковых ран, лица обезображены. Часть тел забрали хоронить родственники. А пятерых похоронили в братской могиле. Через несколько месяцев их перезахоронили. Павших героев положил в братскую могилу к погибшим ранее пограничникам. Многие тамбовчане помнят эти похороны. Горе родных, печальное шествие. Родных не оказалось только у семи погибших. Старший лейтенант Прямоносов Е. И., командовал 1 стрелковым батальоном,18 стрелкового полка Крымской стрелковой дивизии 1 армии, воевал с японцами. Он погиб в 1945 и его тело привез в Тамбовку, Зверев Иван Николаевич. Тело Ефима Ивановича тоже перезахоронили в братской могиле.[4]Прошли годы. Обелиск и память о героях не пропали. Ежегодно в сентябре и мае проходят Вахты Памяти, митинги, шествия. Подвиг героев не забыт.
Заключение
«Никто не забыт, ничто не забыто» - этот принцип стал для нас важным. Подводя итог нашей работы, мы можем сделать следующие выводы. Если каждый житель села Тамбовка с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, историю своей улицы, памятников, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любовь к нему.
Изучение исторического прошлого села, края, страны, играет огромное значение для воспитания будущего поколения. Наша исследовательская работа способствовала формированию у обучающихся нравственных и патриотических качеств человека, уважения к героическому прошлому наших предков. Знание и понимание истории своей «малой родины» позволяет осознать, какие процессы происходят в непосредственной близости, и помогает каждому учащемуся почувствовать себя частичкой малой и большой Родины.
Источники
- Фонды школьного музея МБОУ Тамбовской СОШ
- «Амурская правда»,ст. «Есть в Тамбовке обелиск» автор К.Молоховец,1987.
- Щукин И.И. Очерки истории Тамбовского района Амурской области (1945-1985 годы). - Благовещенск: ОАО «Производственно - коммерческое издательство «Зея», 2011.
- Экскурсия в музей сельского хозяйства с. Тамбовка.
- Памятники истории и культуры Амурской области. Аннотированный справочник. Благовещенск,1991,с.120.
- «Амурский маяк» за 09.05.1987, ст. «Соединила память» автор Л.Кулик
[1] «Амурская правда»,ст. «Есть в Тамбовке обелиск» автор К.Молоховец,1987.
[2] «Амурская правда»,ст. «Есть в Тамбовке обелиск» автор К.Молоховец,1987.
[3] «Амурская правда»,ст. «Есть в Тамбовке обелиск» автор К.Молоховец,1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дружба братских народов
"Дружба братских народов" под таким названием прошла декада адыгейской и русской литератур в МБОУ СОШ №6 п. Гончарка, посвящённая 20-летию Республики Адыгея....
проект "Братская могила"
Добровольческий проект по сохранению солдатских захоронений и уходу за братской могилой, разработан в МОУ СОШ №2 г. Миллерово....
Исследовательский проект "Братские могилы"
Проект на конкурс исследовательских работ...
Презентация"Система воспитательной работы НЕМО (Нельзя - Можно, НЕ могу - МОгу)"
Презентацияк выступлению в рамках ПНПО - 2014 об опыте воспитательной работы...
Краеведческий конкурс, посвященный юбилею г.Братска "Наш Братск".
В материале представлен сценарий краеведческого конкурса к юбилею города Братска. Предлагается презентация с вопросами викторины в форме "Своей игры". Участники могут выбрать следующие темы конк...
Братская могила в Себякино
История захоронения воинов в Себякино....
Братская могила
Братская могила, в г. Полесске. Памятник установлен в 1948 году...