«Я горжусь своим городом»
методическая разработка по краеведению (11 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия по истории для учеников 4 класса участием обучающихся 11 класса.
Цели и задачи: воспитание у учеников любви к Родине,развитие интереса к изучению истории своего родного края, своей малой Родине – городу Льгову, формирование понятия о малой Родине, как части большой страны России ,воспитывать уважение к прошлому и настоящему родного края, формирование проектных компетенций , побудить интерес к изучению предмета история, формирование умения работы с кластером ,осознание себя как жителя своего города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я горжусь своим городом»
Сценарий внеклассного мероприятия по истории для учеников 4 класса участием обучающихся 11 класса.
Подготовила: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №2 г. Льгова, Курской области Терляхина Н.А.
Цели и задачи: воспитание у учеников любви к Родине,развитие интереса к изучению истории своего родного края, своей малой Родине – городу Льгову, формирование понятия о малой Родине, как части большой страны России ,воспитывать уважение к прошлому и настоящему родного края, формирование проектных компетенций , побудить интерес к изучению предмета история, формирование умения работы с кластером ,осознание себя как жителя своего города.
Оборудование: изображение гербов РФ, Льгова, «дерева знаний и чувств», высказывание о Родине, презентации и доклады учеников, видеоклип, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для составления кластера.
Форма проведения внеклассного мероприятия: конференция.
Эпиграф к мероприятию: «Любить Родину – значит знать ее».
В.Г Белинский. (Плакат с высказыванием на доске)
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово учителя (на фоне первых 2 слайдов):
Здравствуйте ребята. Давайте познакомимся. Представление учителя и помощников из 11 класса. Одиннадцатиклассники являются членами школьного отряда РДШ. В рамках работы этой организации они участвуют в конкурсе «Наша история», краеведческого направления и проделали проектную работу, с которой вам предлагают познакомиться. Вместе с моими помощниками я предлагаю вам окунутся в чудесный мир науки истории через знакомство с историей нашей малой Родины, нашего города.Наше мероприятие называется «Я горжусь своим городом».
(Обратить внимание на стенд, оформленный 11 классом)
Как называется страна где мы живем , город?Сегодня мы с вами посвятим наше мероприятие России - нашей Родине. Поговорим о том, почему мы Россию называем Родиной, почему мы её любим, почему мы ее должны любить и беречь. С чего же начинается Родина? Не сразу человек ответит на этот вопрос. Наверное, для каждого Родина начинается с чего-то своего. У каждого своя Родина. Это может быть место, где прошло детство, это семья, родные и близкие люди.
Это мама, которая является самым дорогим человеком на свете, материнские руки – воплощение нежности. Это наши игрушки, сказки, улица, лес, облака в небе имногое-многое другое, из чего складывается первое представление о Родине, о мире, в котором мы живем.
С годами наши взгляды меняются. Но чтобы с нами ни случилось, два слова остаются главными: мама и Родина. Навсегда нам будет дорого то место, где мы провели детство. Именно в детстве рождается у человека чувство любви к Родине. Родина у человека одна. Каждому из нас дорог тот уголок на земле, где рос, где стал человеком.
Каждый, из нас помнит о своей малой родине.
Наверное, именно с нее начинается Родина. С нее начинается любовь ко всей России, эту любовь мы называем патриотизмом. На доске главные символы России и Льгова – гербы.
2. На экране клип на песню «С чего начинается Родина».
Песня из кинофильма "Щит и меч".
Музыка:В.Баснер, Слова: М. Матусовский, Исполняет: Марк Бернес.
3. Ученик читает стихотворение З.Александровой
Если скажут слово «родина», (слайд 3)
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина, (слайд 4)
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница (слайд 5)
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится (слайд 6)
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
4. Слово учителя:
Русь, Родина, Россия - какие красивые, широкие и загадочные слова.
Откуда произошло само слово «РОДИНА»? Слово «Родина» произошло от слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого- либо старинного рода. «Род» - древнейший бог славян. Главный город племени россов назывался «Родень». Он был посвящен богу Роду.
Родители - отец и мать, у них рождаются дети.
Родня - родственники.
Родословная - перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
Родина – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
Народ – нация, жители страны.
5. Словоучителя:Мы продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация.
В далёкие исторические времена страну называли Русью.
Русь – страна рек и озер.
Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей.
Русских называли россами, а страну, где они жили и продолжают жить в настоящее время - РОССИЕЙ. (слайд 7-8)
6.Стихи о России.(Стихотворение читает ученик.)
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по – славянски назвали РОССИЯ.
РОССИЯ… РОССИЯ..
Раздолье… Равнины…
Березы босые, седые осины.
Все дорого с детства, все памятно с детства.
Автор стихотворения С.Н. Ларкина.
7. Слово учителя:
Каждый человек, произнося такое теплое, доброе название, как "Родина", видит за ним всё лучшее, чем сильны его страна и народ. И каждый из нас понимает, что это лучшее нужно беречь, зачищать, приумножать своим трудом, своей любовью.Мои помощники предлагают вам краткий экскурс в историю родного города. Я же предлагаю вам внимательно послушать и заполнить кластер «Мой город», работая в парах(листы с основой кластера лежат на столах). В конце занятия мы проверим вашу работу и выявим лучших знатоков истории нашего города.
Знакомство учащихся с историей города Льгова.
8. Выступление учащихся 11 класса с исторической справкой о городеЛьгове.(слайды 9-11)
Льгов – чудесный русский (почти русско-украинский) провинциальный городок в Курской области, всего в 100 км от Украины. Он стоит на меловой возвышенности, скат которой обращен к югу, к луговой пойме реки Сейм. С этой стороны хорошо видны белесые откосы, идущие из города вниз. Всюду в городе под тонким слоем чернозема начинается кусковая белая глина, из которой легко вырезать приятные вещицы. С верхних городских точек далеко видны окрестности – леса, луга, река Сейм, которая вблизи Льгова делает несколько живописных изгибов.
В свое время эти изгибы и заливные луга не позволили простым путем подвести к Льгову железную дорогу, так что станция – Льгов-1 (так во Льгове называют основной железнодорожный вокзал) - оказалась в 7 км от города, и это очень помогло сохраниться городу отдельно от безалаберного промышленного строительства в районе вокзала.
В 1952 году учитель географии средней школы (единственной в городе в то время!) Фома Константинович Дремлюг, очень образованный человек, из «старой интеллигенции», каким-то образом вычислил, что Льгову – 800 лет, и он лишь чуть-чуть моложе Москвы (на 4 года).
Льгов – один из старейших городов курского посеймья, древней исторической области славянского племени северян.
Под именем Ольгов город впервые упоминается в Ипатьевской летописи. Летом 1152 года вблизи Ольгова половецкие ханы собирали свои орды для совместного похода с Юрием Долгоруким на Чернигов. В то время Ольгов являлся вотчиной внука Ярослава Мудрого – Олега Святославича, от имени которого город получил своё название (в древности имя Олег произносилось как "Ольг"). Близость древнего Ольгова к половецким кочевьям предопределила егополовцам и он на долгое время прекратил своё существование.
Второе рождение города произошло в XVI веке. В 1571 году на месте древнего Ольгова уже существовало укреплённое пограничное поселение южной окраины Московского государства – "Городенская Сторожа", отражавшее частые набеги крымских и ногайских татар. Высокие валы, сторожи, сохранились до сегодняшнего дня.
В декабре 1645 года под Городенской сторожей курский воевода князь Семён Романович Пожарский наголову разбил крымских татар, пришедших войной на Курскийи Рыльский уезды, и отвоевал у них многочисленный "русский полон". Дмитрия Солунского, который по имени древнего города стали называть Ольговским или Льговским. С Льговским Дмитриевским монастырём связана судьба Иова Льговского – известного в XVII веке и ставшего одним из наиболее почитаемых распространителей старообрядчества. С 1657 по 1672 год Иов был настоятелем Льговского монастыря, отстроил его после крымского разорения 1645 года, собрал многочисленную братию. Именно отсюда, скрываясь от преследований властей, Иов ушёл на Дон, где в Чирской обители в 1681 году он нашёл своё последнее прибежище.
Льговский Дмитриевский монастырь просуществовал до 1764 года, когда по указу Екатерины II он был упразднён. К тому времени монастырская слобода уже стала центром торговли и ремесленного производства всей округи.
В 1779 году, при учреждении Курской губернии, слобода бывшего Льговского монастыря получает статус уездного города Льгова. В 1780 году Льгову "высочайше пожалован" собственный герб с изображением на зелёном поле птицы дрофы, "которой в окрестностях сего города плодится много", а в 1784 году был утверждён план генеральной застройки, особенности которой город сохранил до настоящего времени.
Льгов XIX века – тихий провинциальный городок. В городе не было крупных промышленных предприятий, и был он известен разве что как один из центров пивоварения и производства сала. Основным занятием его жителей была торговля. Ещё со времён существования монастыря во Льгове проводились 4 ежегодные ярмарки: Васильевская (1 января), Пятницкая (в десятую пятницу по Пасхе), Семёновская (1 сентября) и Знаменская (27 ноября). Торговые люди составляли гордость города. Представители льговских купеческих фамилий Пафнутьевых, Коншиных, Крыгиных, Гадицких, Кусаковых, Жбанковых были известны своей благотворительносью, неоднократно жертвуя на дело городского благоустройства значительные суммы. В 1891 году Николай Гаврилович Дерюгин завещал городу капитал, который был употреблён на устройство городского банка. В знак благодарности льговчане назвали улицу, на которой размещалось красивейшее здание банка – Дерюгинской.
Знатные особы посещали уездный город очень редко. Однако, в 1837 году, во время своего путешествия по России через Льгов проследовал цесаревич Александр Николаевич. Будущий император Александр II в сопровождении свиты и своих учителей направлялся из Курска в село Ивановское Льговского уезда – имение князей Барятинских "Марьино", где пробыл несколько дней.
В 1867 году через Льгов прошла железная дорога, соединившая Курск и Киев. С этого времени в городе активно развивается самостоятельное промышленное производство.
В конце XIX века Льгов становится важным железнодорожным узлом: через него проходят две дороги, соединившие в одном направлении Киев и Воронеж, в другом – Харьков и Брянск. Это обстоятельство позволило городу быстро развить свою перерабатывающую, а позднее и металлообрабатывающую промышленность. Быстро растёт население города. Открываются новые учебные заведения - женская гимназия, мужское реальное училище, а уже в советское время - педагогический техникум и фельдшерско-акушерская школа.
В 1928 году Льгов становится окружным центром, объединившим территорию пяти уездов бывшей курской губернии. Однако, дальнейшее быстрое развитие было прервано Великой Отечественной войной. С октября 1941 по март 1943 года Льгов находился в оккупации, во время которой в городе действовала молодёжная подпольная организация. Деятельность льговских молодогвардейцев окончилась трагически: в сентябре 1942 года они были захвачены и расстреляны немцами. На центральной площади Льгова юным героям установлен памятник.
В 1954 году в черту города вошли близлежащие посёлки, в том числе пристанционные.
Современный Льгов – это крупный железнодорожный узел, промышленность представленасахарным заводом,молочноконсервным комбинатом. В городе развитая социальная инфраструктура: два средних специальных учебных заведения, 5 школ, 4 учреждения дополнительного образования детей, 2 больницы, центр социальной помощи семье и детям, гостиница,2 библиотеки, центр культуры и досуга, 4 музея и стадион.Среди архитектурных достопримечательностей города – усадьба князей Барятинских, на территории которой находится известная Башня Шамиля; здание бывшей Земской Управы; дом камергера П.П. Стремоухова; дом землевладельца К.М. Борзенкова; памятник промышленной архитектуры – комплекс зданий винодельческого завода. Во Льгове три действующих храма: Николаевская церковь, построенная в 1911 году, иконостас для которой изготовлен по эскизам известного художника Н.Д. Бартрама кустарями его Семёновской мастерской; Успенская церковь, построенная в 1839 году, и старообрядческая церковь Дмитрия Солунского, построенная в 1906 году.
Льгов – родина писателя Аркадия Гайдара (1904-1941) и поэта Николая Асеева (1889-1963), которым в городе установлены памятники и открыты мемориальные музеи. Во Льгове родились известный художник В.И. Гранди (1890-1970) и композитор Ф.Н. Надеенко (1902-1968); знаменитый математик Б.Я. Букреев (1859-1962) и учёный-растениевод Р.Ю Гусс (1904-1971). Во Льгове провели своё детство и юность писатель В.А. Сафонов и художник Е.В. Волобуев (1912-2002), жили и создавали произведения писатели В.В. Овечкин (1904-1968) и Ю.П. Герман (1910-1967). Во Льгове похоронён выдающий мастер художественного слова Г.В. Артоболевский (1898-1943). Льгов гордится своим замечательным земляком – командиром атомной подводной лодки – Героем Советского Союза В.Б. Бессоновым (1932-1970). Имя героя носит одна из улиц города и школа, в которой он учился.
Льгов расположен в живописной местности по обоим берегам реки Сейм. В черту города входит памятник природы – парк вековых дубов и ясеней, посаженных ещё в начале XIX века – любимое место отдыха жителей Льгова.
Льгов - город многоликой и в целом драматичной судьбы. Он удивительным образом совмещает провинциальность и особую, только ему присущую притягательность. Несмотря на революцию, на войны, частые административно-территориальные перемены, город сохранил эту свою особенность. Кто побывал во Льгове, тот уже не спутает этот город ни с каким другим.
9.О достопримечательностях своей малой Родины расскажут наши одиннадцатиклассники. Предоставим им слово.
10. Далее представление презентаций учеников. (На передвижном стенде фотографии достопримечательностей города Льгова, слайды 12-20)
11.Стихи о Льгове читает ученик. Стихотворение И.Г.Попова «Льговский вальс».
12. Подводя итог нашему занятию, я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины по истории нашего города. (Викторина по истории города Льгова на экране проектора)
1.-В честь кого был назван город Льгов?
2.-В честь кого названа башня Шамиля?
3.-Кто такой А.П.Гайдар?4.-Какой памятник посвящен молодым защитникам г.Льговавремен Великой Отечественной войны?
5.-Какой крупный промышленный объект находится в нашем микрорайоне?
13.Слово учителя:
Берегите Россию - нет России другой.
Берегите Россию, ее тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка ее сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Берегите Россию - без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию - нет России другой.
14.Слово учителя. Давайте проверим ваш кластер.(слайд 23)
Каждый человек, живущий в России должен знать её историю и родной язык, беречь её природу.
Любите свою Родину! Помните слова Константина Георгиевича Паустовского: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». В вашем сердце навсегда останется наш любимый Льгов.
В завершении нашего мероприятия я предлагаю вам выразить свои чувства,приклеив листочки на дерево знаний:
-зеленый - увлекательно, ново, полезно, очень понравилось,
-оранжевый- интересно, много знакомо, понравилось,
-желтый- мало заинтересовало, не понравилось.
Спасибо за внимание и работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы I молодежной конференции учащихся общего и профессионального образования г. Палласовка «Я горжусь своей Родиной! »
В папке собраны положение о проведении конференции, сценарии открытия и закрытия конференции, программа проведения конференции, темы докладов участников, статья в СМИ о результатах конференции...

"Я горжусь своей малой родиной"
19 января 2011года исполняется 69 лет образования Ульяновской области. Почему именно в годы Великой Отечественной войны была образована наша область? Что из себя представлял Уляновск до 1943года? Поче...

Методическая разработка интеллектуальной игры «Тобой горжусь, мой город»
Методическая разработка интеллектуальной игры «Тобой горжусь, мой город» ...

Горжусь своей ученицей
Данное эссе было написано для Всероссийского дистанционного конкурса педагогов "Горжусь свои учеником" ...

Я ЗНАЮ СВОЮ ИСТОРИЮ И ГОРЖУСЬ СВОИМИ ПРЕДКАМИ
Почти в каждой российской семье хранят память о тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны, и кто навсегда остался молодым. Отнекоторых даже не осталось фотокарточки. Но такие были вре...
Презентация «Я горжусь своим городом»
Презентация к внеклассному мероприятию по истории для учеников 4 класса с участием обучающихся 11 класса....
Викторина "Я горжусь своим городом"
Викторина к внеклассному мероприятию по истории для учеников 4 класса, с участием обучающихся 11 класса....