Олимпиада «Литературное и лингвистическое краеведение народов, населяющих Пензенский край»
олимпиадные задания по краеведению (7 класс)

Олимпиада по истории и культуре Пензенского края.

Школьный этап

Номинация

«Литературное и лингвистическое краеведение народов, населяющих Пензенский край»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по истории и культуре Пензенского края.

Школьный этап

Номинация

«Литературное и лингвистическое краеведение народов, населяющих Пензенский край»

  1. Запишите несколько пословиц о родном крае.
  2. О каком народном промысле говорится в стихотворении В.Д. Агапова? Как называется это стихотворение?

В мастерской теплой осени краски.

Удивительно солнечный день.

К нам степенно выходит из сказки

С золотыми рогами олень.

Молодые врываются ветры.

Ясно видится: в ярком огне

Удалей быстрокрылой ракеты

Красный всадник летит на коне.

Потому что художник Никитич

Бесконечной живет добротой, -

Лепит солнца горячие нити

 Из абашевской глины крутой.

Вот как будто по просеке детства

Ежик-пыжик спешит с посошком:

На него не могу наглядеться

Я в диковинном царстве лесном.

Смотрит зорька в открытые ставни.

На дворе листопада пора…

Здесь живут крепкой памяти давней

Керамических дел мастера.

  1. Соотнесите фамилии писателей и населенные пункты, связанные с их жизнью и творчеством:

  1. И.А. Крылов
  2. М.Ю. Лермонтов
  3. В.Г. Белинский
  4. А.Н. Радищев
  5. М. Смирнова
  6. ??Малышкин
  7. А.И. Куприн
  8. М.Н. Загоскин
  1. с. Тарханы
  2. с. Зубрилово
  3. с. Русский Ишим
  4. г. Чембар
  5. с. Наровчат
  6. с. Мокшан
  7. д. Тужиловка
  8. с. Аблязово
  1. Восстановите стихотворение Б. Милавина, расположив строчки в нужном порядке:

Спадает с сердца каменная глыба.

- О, Господи! За все тебе спасибо!

Я в лес вхожу. Какая благодать!

И хочется Всевышнему сказать:

За то, что есть на свете край такой,

За тишину спасибо и покой,

Который просто родиной зовется.

За родничок, что из-под дуба бьется.

  1. Назовите литературные памятники Пензенского края. Бюст героя Отечественной войны 1812 года, поэта Д. В. ДавыдоваБюст А. С. ПушкинаБюст Н. В. ГоголяСкульптура «Юный Белинский»

Бюст М. Ю. Лермонтова


  1. Назовите автора данного стихотворения:

Пройдись по Пензенскому краю,

Когда он в зелень весь одет,

Когда черемуха купает

В суре свой ароматный цвет.

Сады в одежде белоснежной,

В зеленом бархате земля.

Недаром Лермонтов так нежно

Любил родимые поля…

Пройдешь июльскою порою

Любой дорогой полевой,

Хлеба над Мокшей и сурою

Стоят высокою стеной.

Лесов тенистая прохлада,

Ручьи как детская слеза.

И над простором неоглядным

Родного неба бирюза.

7.  Исключите фамилию писателя, не связанного с Пензенским краем.

Г.Р. Державин, И.И. Лажечников, М.Н. Загоскин, Н.С. Лесков, Ф.В. Гладков,

Н. Почивалин,  И.А. Гончаров, П.А. Вяземский, Д. Злобина, М.Е. Салтыков-Щедрин.

8. Прожила долгую и нелегкую жизнь. До революции трудом выбивалась из рутины захолустья к свету, знаниям, много читала, жадно всматривалась в жизнь, в людей, вслушивалась в их жизнь и песни.  В зрелом возрасте, живя в с. Поим Пензенской области, в маленьком домике под соломенной крышей, познала великую радость: почтальон вручил ей пакет, в котором была ее первая книга – сборник песен и сказок Пензенского края.

О ком идет речь? (А.П. Анисимова)

9. Назовите художественно-литературные издания Пензенского края.

10. Кто из известных русских писателей часто посещал Пензенский край, бывал в с. Николо-Райское Городищенского района? Эти поездки дали материал для рассказов «Разбойник», «Железная воля».  (Н.С. Лесков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Древние народы Пензенского края"

Использование презентации на уроках географии, истории, краеведения.  ...

Урок технологии 7 класс "Национальные костюмы народов населяющих Кубань"

На Кубани   проживают люди разных национальностей, среди них армяне, дагестанцы, русские, украинцы, татары. Мы такие  разные, но мы живём все вместе. Посл...

Исследовательская работа по лингвистическому краеведению на французском языке на тему: «История языка – история народа»

исследование особенностей местного говора на примере топонимов и диалектной лексики, встречающихся в речи жителей д.Подгороднее и близлежащих сел.Задачи:Изучить местные топонимические особенност...

Педагогический проект "Приобщение старших дошкольников к культуре народов, населяющих Республику Мордовия, через народные подвижные игры"

В Республике Мордовия живет много представителей народов Поволжья. Воспитывать в детях толерантное отношенеие к другим народностям - одна из важных задач работы педагога. Проект предусматривает послед...

статья "Лингвистическое краеведение. Мой родной край"

Как увлечь современного ученика изучением истории родного края? Историческая память народа, его культура, традиции. обычаи...Это то, без чего человек не может состояться как личность....

Народы, населявшие Ставропольский край в древности

Цель урока: изучить историю Ставропольского края в древностиЗадачи:Познакомить учащихся с древней историей нашего края, с археологическими культурами, представленными в крае.Развивать умения учащ...

Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае")

Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае"...