ислледовательский проект
опыты и эксперименты по краеведению (8 класс)

Анна Владимировна Тазрашева

Научно-исследовательский проект по теме "О чем говорят татуировки алтайских мумий" по археологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_chem_govoryat_drevnie_tatuirovki_altayskih_mumiy.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

X региональный тур Всероссийских юношеских чтений исследовательских работ им. В.И. Вернадского

Гуманитарное направление

Археология

«О чем говорят древние татуировки алтайских мумий»

Автор: Тазрашева Виктория Артуровна

МБОУ «Улаганская СОШ», 10 класс

Научный руководитель: Тазрашева А.В.

Учитель МБОУ «Улаганская СОШ»

г. Горно-Алтайск

2021г

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………стр 3
  2. О чем говорят древние татуировки алтайских мумий..…………стр 5
  3. Значение татуировок по мнению ученых ……………………..…стр 7
  4. Экспериментальное исследование татуировок…………………стр 10
  5. Заключение………………………………………………………... стр 11
  6. Список источников литературы………………………………….. стр 12

Введение

Актуальность темы. С тех пор, как была найдена мумия принцессы Укок, разговоры о ней не прекращаются до сих пор. Исследования отечественных археологов в Кош-Агачском районе не случайно находятся в фокусе пристального внимания специалистов и просто любителей древности со всего мира. Наводнение весной 2014 года, град летом 2014г в г.Горно-Алтайске еще больше усилили обсуждения мумий. Мы также относимся к числу тех людей, которые пытаются дать объяснение событиям, происходившим в разные  годы в нашем регионе. Заметив, что на теле принцессы было много татуировок, мы решили провести анализ  информации об этих знаках и попытаться понять их значение для нас сегодня.

Место проведения работы: с.Улаган Улаганский район Республика Алтай.

Район исследования: Кош-Агачский и Улаганский район Республики Алтай.

Цель нашего исследования -  изучение значения тату на мумиях, найденных на плато Укок  Кош-Агачского района.

  Задачи  исследования:

1.Научиться  навыкам поиска и отбора информации.

2.Овладеть способом проведения исследовательской работы.

3. Изучить литературу по археологии и истории по данной теме.

4. Сопоставить факты и сделать анализ изученного материала.

5. Объяснить тайны татуировок на телах мумий.

6. Сделать выводы.

Объектом нашего исследования  является изучение литературы по археологии.

Предмет исследования  -  татуировки на телах мумий

Гипотеза исследования – знаки на телах мумий  имеют сакральное значение

Методы нашего исследования:

  • Изучение литературы,  ресурсы школьной, муниципальной библиотек.
  • Использование ресурсов Интернет.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучные (анализ, синтез, обобщение) и специальные (сравнительный, исторический, статистический) методы познания.

Теоретическая база исследования. Научно-исследовательская  работа написана на основе комплексного исследования научных трудов по археологии и истории.

  Слово "тату", "tattoo" или "tatu" стало употребляться в Европе после путешествия капитана Кука на Таити. Это слово восходит с таитянским словом "tatau" и маркезанским "ta-tu" и означало оно «рана», «знак».

  В сознании человека татуировки неизменно связаны с тайной, опасностью и приключениями. За этими ассоциациями — тысячелетняя история, окружившая тату мистическим ореолом и навсегда причислившая людей со знаками на теле к некоему кругу посвященных. И хотя в наш прогрессивный век сакральный смысл татуировки практически исчез, она остается бесконечно желанной и будоражит воображение.

  В той или иной форме татуировки существовали у многих народов мира со времен каменного века и упоминаются множеством авторов с глубокой древности до наших дней. Играя важную роль в жизни тех, кто практиковал нательные рисунки, тату выполняло самые разные функции. 

Татуировки указывали на высокое происхождение и безродность, были привилегией власть имущих и клеймом рабов, служили наградой за отвагу в бою и наказанием за преступление, с их помощью устрашали врагов и привлекали внимание противоположного пола. Тату символизировало преданность вере и оскорбляло религиозные чувства, являлось залогом любви и отметиной изгоев, было знаком индивидуальности и свидетельствовало о принадлежности к определенной группе.

  Но почему именно татуировки? Многие задавались этим вопросом, однако ответ на него остается загадкой. Вся история тату — это древняя летопись иррационального. В том, как игла прокалывает кожу, навсегда изменяя тело, есть манящая грубая чувственность, необъяснимая притягательность, нечто лежащее за гранью понимания — в сфере ощущений и интуиции.

  Почему не исчезла татуировка? Насколько глубок  смысл татуировок на теле мумии принцессы Укок?  Почему люди и по сей день украшают свое тело несмываемым рисунком - татуировкой? На эти вопросы мы постараемся ответить в нашей работе.

О чем говорят древние татуировки алтайских мумий.


    Мумии представителей местной пазырыкской культуры, населявших степные долины на границе современных Казахстана, Монголии и Китая в V–III вв. до н. э., стали главным доказательством практики татуирования не только в скифскую эпоху, но и вообще в древности. До раскопок на Алтае представить себе подобное было просто невозможно.
    Первой находкой с богато представленной татуировкой стала мумия вождя, обнаруженная экспедицией С. И. Руденко во втором Пазырыкском кургане в 1948 году и хранящаяся с тех пор в Государственном Эрмитаже.

    Публикация С. И. Руденко обрела всемирную известность, но пятьдесят лет назад трудно было ожидать, что в этом же регионе, в Горном Алтае будут сделаны открытия, не уступающие по своему значению самым первым раскопкам. Исследования Н. В. Полосьмак и В. И. Молодина стали одним из крупнейших археологических событий ХХ века.

При раскопках в урочище Пазырык и на высокогорном плато Укок археологи нашли несколько мумифицированных тел. Пазырыкцы владели оригинальным способом мумификации. Подготовленные к вечной жизни тела дошли до нас благодаря уникальному стечению обстоятельств — суровому климату высокогорных долин Горного Алтая и особенностям погребального обряда. У ученых есть предположение о том, что пазырыкцы были прекрасно осведомлены о свойствах вечной мерзлоты и использовали их для сохранения мумифицированных тел умерших в нетленном виде. Вырытая на плато яма быстро заполнялась подпочвенными водами и со временем превращалась в ледяную линзу. В таких «холодильниках вечности» и нашли несколько мумий.
Эти мумии были найдены в разные годы на Алтае. Их уникальность — в сохранившихся на них рисунках. Ключ к древним символам только сейчас начинает поворачиваться в руках ученых. Мумии уникальны уже по одному факту своего существования — просто потому, что они древние. Их на планете найдено не так уж и много — в частности, в Египте, Синьцзяне, Южной Америке, Альпах и Северной Европе. Одни артефакты создавались специально, другие сохранились благодаря исключительно благоприятным условиям — чрезвычайной сухости воздуха и почв, мерзлоте, торфу болот… Но в любом случае древние мумии — источник уникальной информации о прошлом. Наши алтайские, возраст которых около двух с половиной тысяч лет, необычны тем, что на них были обнаружены татуировки. Одна татуировка была обнаружена еще при раскопках — на теле вождя из Второго Пазырыкского кургана. Но поскольку следов рисунков на других сохранившихся телах погребенных мужчин и женщин из этого могильника не нашли, этот случай представлялся уникальным явлением. В 2004 году в Эрмитаже была выявлена татуировка на мумии из другого сибирского могильника, исследованного в Минусинской котловине. И это послужило поводом к комплексному исследованию останков, хранящихся в Санкт-Петербурге. Несмотря на многократные съемки, рентгеновские обследования, регулярный осмотр сотрудниками службы биологического контроля, никаких следов татуировки на потемневшей коже не прослеживалось. По совету судебно-медицинских экспертов, приглашенных обследовать минусинскую мумию, сотрудники отдела научно-технической экспертизы Эрмитажа провели инфракрасную съемку, которая и позволила обнаружить невидимые глазом изображения на всех мумиях. В чем ценность этих открытий? Трактовка рисунков позволяет надеяться на раскрытие тайн прошлого и понять, как формировались у наших предков те или иные верования, многие из которых дошли до наших дней.

Значение татуировок по мнению ученых.

 По словам Н. В. Полосьмак, рисунки на телах – это образный язык пазырыкской культуры, ее письмо, тщательно сохраняемый язык предков. Соответственно, местная татуировка – сакральное письмо, передающее важную информацию мифологического характера. Неслучайно образы татуировки соответствуют изображениям с одежды, утвари и оружия. Так происходило переоформление естественного человеческого облика в изобразительный символ племенной мудрости.
    Еще в 1961 году ленинградский археолог М. П. Грязнов, выдающийся исследователь древностей Южной Сибири, высказал предположение, что татуировка «вождя» из Второго Пазырыкского кургана предназначалась для демонстрации, например, обнажалась в момент публичных состязаний, во время борьбы. Причем не только для борьбы с другим богатырем, но для ритуального единоборства с чудовищем, для «шаманской схватки». Развивая эту мысль, Н. В. Полосьмак пишет: не для того наносилась татуировка, чтобы скрывать ее под одеждой. При важных событиях воины сбрасывали с плеч распашную шубу, державшуюся на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки. Эта картина могла символизировать наивысшее единение племени алтайских скифов.

    В 1995 году экспедиция под руководством В. И. Молодина при раскопках кургана 3 могильника Верх-Кальджин-2 обнаружила замерзшее тело третьего татуированного пазырыкца. Им оказался молодой мужчина, и через его левое плечо навсегда «свесилось» фантастическое копытное животное (с туловищем оленя, клювом грифона, головками грифа на рогах и спине).


Магическим знаком этого превращения служили татуировки мифологических животных на теле. И подобно тому, как фигурки хищных зверей наделяли смертоносной силой оружие, татуировки давали бойцу звериную мощь и яростный пыл в сражении. Вероятно, небольшое число воинов, украшенных в "зверином стиле", связано не только с трудностями их изготовления и имущественным рангом владельца. Не каждый мог достичь такого боевого транса, в который входили, например, легендарные скандинавские берсерки — знаменитые "безумцы" средневековых побоищ.
Особое оружие полагалось только тем, кто мог с ним совладать и надлежащим образом направить его магическую мощь. Берсерки не пользовались доспехами. Думается, что и многие пазырыкские воины не скрывали от глаз врага некоторые свои рисунки на теле, которые были знаками сверхбойца.


Возможно, что рисунки на коже имели еще и прикладное значение: известно, например, что многие народы Сибири наносили на тело надрезы и рисунки, чтобы исцелиться от недугов — как бы призывая в помощь небесные силы. Это приносило иногда положительный результат, чему есть и современное объяснение. Подобные надрезы и рисунки-татуировки есть не что иное, как воздействие на вполне определенные нервные окончания, своеобразное иглоукалывание.

Самые крупные изображения — грифо-олени, тигры, барсы — были нанесены на плечи. Случайно ли это? В представлениях многих народов плечи — одна из главных частей тела, через них происходит взаимодействие с внешним миром. Так, считается, что колдун может навести порчу на человека прикосновением к его плечу. Изображения с плеч, как правило, переходили на руки, словно продолжая тему силы и власти.

Фигуры животных словно оживали на людях, приводимые в движение малейшим сокращением мышц. При этом отдельным образам отдавалось явное предпочтение. Архары, косули, горные бараны размещались на ногах — от стопы вверх по голени. Любопытно, что стопа относится к частям тела, через которые, как верили древние, осуществляется контакт с внешним миром.

Есть также версия, что изображения теплокровных животных не случайно помещались в верхней части тела, а холоднокровных существ, например рыб, — в нижней. Это могло отражать противопоставление двух разных стихий и двух миров — мира живых и потустороннего.

На телах «вождей» из второго и пятого Пазырыкских курганов рисунки находились не только на руках, но и на ногах, на груди, на спине. Последнее, впрочем, редкость. «На спинах пазырыкцев почти нет изображений, — рассказывает Наталья Полосьмак. — А ведь, казалось бы, спина — наиболее удобное поле для рисунков. На спинах мужчин присутствуют либо нанесенные контуром части тел животных, чьи морды были вытатуированы на плече, либо единичные знаки, либо точки, наколотые вдоль позвоночника, вероятно, с медицинскими целями. Возможно, это объясняется тем, что спина связывалась с представлениями о невидимом, неосвоенном пространстве. По древним поверьям, все, что находится сзади, вне центра, является хаосом, символом зла и нечистой силы. Пространство позади человека, за его спиной — потенциально опасное, чужое.

Но, пожалуй, самыми важными были рисунки на пальцах рук. «На большом пальце правой руки у мумии одного из мужчин мы разглядели изображение петуха — с характерным хвостом, гребешком, шпорой», — вспоминает научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа кандидат исторических наук Светлана Панкова. Эти татуировки свидетельствовали о том, что по какой-то причине петухи — и дикие, и домашние — занимали особое место в мировоззрении кочевников. Они украшали их изображениями не только свое тело, но и ремни, сосуды, конские нагривники. Может быть изображения этих птиц символизировали брачные отношения? На это указывает их месторасположение на больших пальцах рук, куда они наносились, например, по достижению брачного возраста или при заключении брачного союза. Но это лишь одно из символических значений этой яркой птицы. Петух во многих культурах символизирует солнце и сам уподобляется ему, он связывается с символикой возрождения жизни и воскресения из мертвых, среди его качеств — воинственность и храбрость, бдительность и бодрствование. Всего этого вполне достаточно для того, чтобы изображение петуха появилось на пальцах рук скотоводов горных долин.

 Но почему все-таки рисунок наносился именно на большой палец?
Оказывается, в человеческом теле большой палец очень много значит. В урало-алтайском мире большой палец правой руки — это знак человека как представителя своего рода, эдакий маленький человек. Шаманская традиция алтайцев вообще превратила большой палец в объект, тождественный человеку в целом. Большой палец как бы дублировал весь организм. Манипуляции с ним могли вылечить болезнь или, напротив, наслать недуг. В некоторых алтайских сказаниях говорится о том, что большие пальцы рук богатыря заключают в себе его жизнь или душу. Лишь отчленив их, враги добиваются смерти героя.
Н. В. Полосьмак посвятила пазырыкским татуировкам очень глубокое исследование. Она прежде всего отметила идентичность стиля и способа нанесения всех татуировок, единство образной системы. Кроме того, есть определенное сходство в локализации одних и тех же рисунков – верхнюю часть плеча и у мужчины, и у женщины занимали изображения фантастических копытных; они чередуются с изображениями баранов и хищников из семейства кошачьих. При известном разнообразии татуировки у всех трех мумий их объединяет повторяемость элементов рисунка.

Экспериментальное исследование татуировок.

Ученые неоднократно заявляли, что никакой принцессой мумия не является и принадлежит другому этническому населению, а не алтайцам. То, что ее так называют — плод современного мифотворчества. Однако эти заявления никак не повлияли на желание алтайцев, имеющих свою мифологию, видеть мумию на «своей земле».

С сентября 2012 года мумия алтайской принцессы хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната помещении, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима.

Плечо девушки украшал стилизованный рисунок оленя, на концах рогов которого были расположены птичьи головы. Далее находилось изображение барана, запрокинувшего назад голову. Ниже был расположен пятнистый барс со скрученным хвостом. Последняя татуировка сохранилась не полностью – это было фантастическое животное с оленьим телом, тигриным хвостом и когтями на лапах. Из спины зверя вырастала голова грифа. Запястье девушки украшала голова оленя, а мелкие рисунки на пальцах рук не сохранились.

Предположительно изображенные звери были символами рода молодой девушки (или ее супруга) или же тотемами-покровителями. Олени и снежные барсы издавна почитались народами Алтая, как священные животные. По легенде, именно Ирбисы сторожат вход в священную страну – Шамбалу.

Мы решили воспроизвести татуировки с левой руки алтайской принцессы. По понятным причинам мы использовали гелевую черную ручку для нанесения изображения татуировки на тело. В качестве модели согласилась быть ученица нашей школы. Оказалось, что нанесение данных изображений оказалось  не легким делом. В начале мы полагали, что сможем за раз сразу нарисовать все татуировки на руке.  Изображение грифона на предплечье заняло у нас три часа, поэтому две оставшиеся татуировки решили перенести на следующий день. Наша модель рассказала, что ночью с ней творились странные вещи: началась бессонница, что никогда такого не было в ее жизни. Но все-таки мы уговорили ее закончить наш эксперимент проходить с этими татуировками в течение недели. Девушка начала страдать от постоянной бессонницы, поэтому было принято решение смыть рисунки с тела. Делая вывод, мы можем утверждать, что, несмотря на скептические суждения ученых о татуировках, они имеют сакральное значение. Человечеству еще предстоит разгадать все тайны значений этих рисунков и тайны связи с потусторонним миром.

Заключение

Алтайский "звериный стиль" отличается неповторимым видением мира, фантастическим и подчас жестоким, но выраженным в подлинно прекрасных образах. Он узнается сразу, в любом предмете и даже в поразительной по мастерству татуировке на коже умершего более двух тысяч лет мужчины, изображающей все тех же реальных и фантастических зверей, нанесенной методом накаливания с втиранием сажи.

 Н. В. Полосьмак видит объяснение консерватизма традиции в том, что на человеческое тело наносили не просто орнамент, а знаковую систему, «текст». Пазырыкская культура относилась к бесписьменным цивилизациям, поэтому она была ориентирована не на умножение текстов, а на их повторное воспроизводство. По Ю. М. Лотману, в таких случаях роль письменности выполняют мнемонические символы. По-видимому, к этой категории относится пазырыкская татуировка.

Мы можем только догадываться о предназначении татуировок – от средства магической защиты до символа власти, от символа доблести и заслуг до символа принадлежности к какому-либо роду или сословию. И когда не можешь что-то сказать конкретно, то остается всего лишь любоваться красотой искусства татуировки у наших предков.

Список литературы

  1. Л. Баркова, С.В. Панкова Татуировки на мумиях из Больших Пазырыкских курганов (новые материалы). // АЭАЕ. 2005. №2 (22). С. 48-59.
  2. Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов. Прага: Артия; Л.: Сов. художник, 1966. 331 с.
  3. Баркова Л.Л., Гохман И.И. Ещё раз о мумиях человека из пазырыкских курганов // АСГЭ. 2001. Вып. 35. С. 78-90.
  4. Полосьмак Н.В. Татуировка у пазырыкцев // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. № 4. С. 95-102.
  5. www. tattoo.ru
  6. www. vesti – elaltai.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Ислледовательская работа"Ермекеевский район"

В даннной работе исследовалась символика Ермекеевского района ,Символы – это условные знаки и изображения на гербе (флаге), имеющие для человека или целого народа важное значение. Меня заинтерес...