Урок "Горный Алтай - фронту"
учебно-методический материал по краеведению
Урок, посвященный к 75-летию ВОВ "Горный Алтай - фронту"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 56.25 КБ |
Лист самооценки | 12.19 КБ |
Тест | 13.58 КБ |
презентация | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Эпиграф к уроку: «Всё для фронта, всё для Победы»
Тема урока: Горный Алтай – фронту.
Цель урока: Определить вклад тружеников тыла горноалтайцев в дело победы в Великой Отечественной войне и доказать через изучение литературы, документов, воспоминаний тружеников тыла, что страна была единым военным лагерем с боевым лозунгом «Все для фронта, все для Победы», а жизнь каждого горноалтайца – частица жизни страны, судьба Отечества.
Задачи:
Развивающие: формирование у учащихся способностей к рефлексии как собственных поступков, так и других людей, развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач, работа над формированием высокой коммуникативной культуры учащихся.
Образовательные: изучение условий жизни жителей Горного Алтая и оценка, как отразилась война на судьбе горноалтайца, пережившего ее в военные годы (из литературных источников, документов, по воспоминаниям тружеников тыла с. Боочи), выяснить, какой ценой горноалтайцам досталась Великая Победа.
Воспитательные: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа, содействие воспитанию любви и гордости за свою малую Родину.
Формируемые УУД:
Метапредметные:
Регулятивные: Организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке. Способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, оценивать, обобщать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание. Осуществлять познавательную рефлексию и отношение действий по решению учебных и познавательных задач.
Познавательные: применять информацию из источников в процессе анализа обучающимися фактов истории.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие - строить монологическое высказывание. Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Аргументация своей точки зрения. Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать.
Личностные: Организовать обмен содержанием субъективного опыта между обучающими. Общение со сверстниками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого обучающегося в работу класса. Возможность самостоятельно ставить цели и задачи урока, навык планирования путей достижения целей. Развитие чувства ответственности.
Предметные: Способствовать усвоению новых понятий, знаний о вкладе горноалтайцев (условиях жизни, трудовом режиме, статистических данных, личностях и др.) в историю страны и Победу.
Тип урока: изучение нового материала с использованием информационно – коммуникативных технологий.
ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная. Приёмы: использование эпиграфа, корзина событий, понятий, дат, имен, заполнение таблицы, мозговой штурм, синквейн, тестирование.
Основные понятия: тыл, мобилизация, лозунг, пуд, центнер.
Оборудование урока:
- компьютер и проектор;
- тексты с заданиями для групповой работы, презентация;
- учебное пособие «История и культура Горного Алтая. Часть 1. 1900-1945 гг.: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Авторы-составители А. А. Иркитова, Л. Н. Мукаева, М. П. Мишкина. Под общей редакцией А. А. Иркитовой. — «Горно-Алтайская типография», 2014.
Ход урока:
Этапы урока | Время работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент | 1 мин. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мотивация: Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей и тех, кто трудился не покладая рук, днём и ночью? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок | Личностные: мотивируют и настраивают себя на работу. |
II.Актуализация знаний | 3 мин. | Обратимся к предыдущей теме: «Горноалтайцы на фронтах ВОВ». Вспомним основные события и факты. Проведем «мозговой штурм». Для этого предлагаю обратить внимание на интерактивную доску (Слайд 1), где вы видите даты, статистические данные, имена личностей, события, географические названия и др. Ваша задача – вспомнить по этим данным о вкладе горноалтайцев во фронт ВОВ. Сделаем вывод. | Изучают и вспоминают материал предыдущего урока по слайду. Каждый обучающийся выбирая себе одно из предлагаемых событий, рассказывает о нём. Предполагаемый вывод: горноалтайцы, как и весь многонациональный народ СССР, достойно участвовали на фронтах ВОВ, кто-то, отдавая свои жизни, кто-то, чтобы вернуться назад домой, шагая к Победе. | Коммуникативные: применяют правила сотрудничества. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. |
III.Изучение нового материала | 27 мин. 2 мин. 4 мин. 4 мин. 2 мин. 8 мин. 3 мин. на каждую группу | Вы наверняка слышали знаменитый лозунг тех времён – «Всё для фронта! Всё для Победы!». Я взяла его сегодня эпиграфом к нашей теме. Как Вы думаете, какую сторону жизни войны мы будем изучать? Да, действительно, тема нашего урока: «Горный Алтай – фронту!» Слайд 2. Определим цель нашего занятия?Слайд 3. Какие задачи перед нами будут стоять?Слайд 4 Для начала выясним, что такое лозунг? Вспомните, какое понятие в современности мы используем вместо лозунга? (слоган). Работаем в парах. Сначала выпишем определения данных понятий, затем сравним эти понятия. Обратимся к Приложению 1. Слайд 5. Оцените себя в листах самооценки от 1до 5 баллов. Кто-нибудь знает историю появления лозунга «Всё для фронта, всё для Победы!»? Послушаем выступление с кратким сообщением о лозунге «Всё для фронта, всё для Победы!». См. Приложение 2. Слайд 6. Ответьте пожалуйста, что такое кумач? Слайд 6,7. Обратите внимание на другие лозунги, обозначенные в плакатах. СЛАЙДЫ 10,11,12. Ответьте пожалуйста: Какие призывы (лозунги), ставшие в годы войны законом жизни рабочих и служащих, вы можете назвать по просмотренным изображениям? Слайд 13. Как вы думаете, действительно ли лозунг « Всё для фронта, всё для Победы!» имел определяющее значение для укрепления духа и оправданием надежд народа? Оцените себя в листе самооценки от 1 до 5 баллов. ФИЗМИНУТКА: Телеграф. Каждый из вас должен шепотом назвать любые понятия по изученной или изучаемой теме сзади сидящему ученику. Последний ученик встает и называет свое понятие. Если это понятие уже встречалось, встает тот ученик, который его называл. Тогда последний ученик называет новое слово, и так до тех пор, пока не назовет слово еще не прозвучавшее. Расслабились, поехали дальше! Чтобы углубить наши знания и определить значимость лозунга «Всё для фронта, всё для Победы!» поработаем в подгруппах. Для этого разделимся на 3 подгруппы. Поработаем в подруппах, которые будут анализировать источники о тыловой жизни горноалатайцев в период ВОВ. Раздаются тексты по группам. См. Приложение 3. Следит за работой в группах, оказывает помощь при затруднениях. Выступление подгрупп. При выступлении 1 подгруппы звучит вопрос: Назовите тружеников тыла с. Боочи? Слайд 14. Сделаем общий вывод. Оцените себя в листе самооценки от 1 до 5 баллов. | Обращают внимание на эпиграф урока. Вспоминают лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Предполагаемый ответ: О вкладе тыла, простого народа, в Победу над врагом. Определяют цель: Выяснить какой вклад внесли горноалтайцы в тылу ВОВ. Определяют задачи:
Записывают определение понятий лозунг и слоган. Сравнивают понятия: выделяют общее и различия. Ответы обучающихся. Слушают материал сообщения выступающего, анализируют его содержание и делают вывод: На основе содержания сообщения можно утверждать о том, что действительно данный лозунг имел в какой-то мере определяющее значение для поднятия духа простого народа и вселить в них надежду на лучшее будущее. Потому что лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!» стал сплачивающим фактором, результатом которого должна была стать Победа над врагом! Группы слушают задачу учителя. Получают тексты с заданиями и приступают к работе. Делают анализ, оценку и выводы по источнику. Предполагаемый вывод: По результатам изучения, анализа и оценки источников можно сделать вывод о том, как и весь многонациональный народ СССР, горноалтайцы достойно трудясь, каждый день своей жизни, внесли неоценимый вклад в Победу. | Познавательные: Общеучебные – определяют познавательные задачи, самостоятельно в парах осуществляют поиск необходимой информации; воспринимают информацию воспроизводящуюся в сообщении, работают с документами. Логические - находят сходства и различия в понятиях, расширяют и дополняют имеющиеся знания и представления о тыловой повседневности горноалтайцев, обобщают полученные знания. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером в паре; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: выражают положительное отношение к процессу получения знания; оценивают усвоение нового материала исходя из культурных и личностных ценностей. |
IV. Первичная осмысление | 5 мин. | Работаем далее по документу в парах: индивидуальное чтение, анализ и оценка с последующим обсуждением в паре и в классе. См. Приложение 4. Следит за работой в парах, оказывает помощь при затруднениях. Сделаем вывод. Оцените себя в листе самооценки. | Индивидуально читают, анализируют и оценивают информацию документа в паре. Обсуждают полученный результат оценки документа в классе. Делают вывод: По результату обсуждения данного документа сделаем вывод о том, что трудящиеся Ойротии вместе со всем советским народом приняли активное участие в создании мощной финансовой базы для удовлетворения потребностей страны в дни ВОВ. | Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, обобщают полученную информацию. Личностные: развивают способность к самооценке |
V.Первичное закрепление | 2 мин. | Составьте синквейн по изученной теме! При затруднении предлагается вариант учителя. Слайд 18. | Составляют индивидуально синквейны. | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
VI.Итоги урока. Рефлексия. Оценивание | 3 мин. | Побеседуем: - Какое значение имел лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!» для народа в период начала ВОВ? - Откуда возможно получить наиболее достоверную информацию о жизни народа в период войны? Важно ли знать поимённо тружеников тыла своего села и помнить об их заслуге? - Можно ли работу тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны сравнить с подвигом солдат на фронте? ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТА ПО ТЕМЕ!!! Подсчёт баллов, полученный результат делим на 5. Корректирует отметки. Выставление оценок. Рефлексия. Продолжите фразы: - Я узнал … - Мне было интересно работать … - Я буду помнить о …., потому что … | Размышляют и дают ответы на вопросы. Осуществляют рефлексию. Выполняют тест Самооценка, взаимооценка | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: Выслушивают одноклассников, корректно сообщают им об ошибках. Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность. |
VII.Домашнее задание | 1 мин. | Параграф 13 повторить: - проверь себя вопросами на стр. 171; - выписать не менее 3-х негативных реалий тыловой повседневности; - подготовить сообщение по заданию 7 на стр. 172. Сегодняшнее наше открытое занятие хотелось бы закончить следующими строками: О вас, о тружениках тыла, СПАСИБО ЗА УРОК!!! | Записывают домашнее задание по выбору. |
Приложение 1.
Ло́зунг - [нем. Losung, от lösen — распускать, бросать жребий].
- призыв, в краткой форме выражающий руководящую идею, задачи или требования партии в
Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д. Ушакова.- М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2007.- 752 с.
Слоган – [англ. slogan - призыв, девиз].
1. Запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламной привлекательности товара. // Лозунг, девиз, выражающий основную, существенную идею.
2. Яркая, но малосодержательная фраза.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998.
История. В 90-е гг. ХХ в. в русский язык пришёл заимствованный из западной терминологии термин слоган, который долгое время соотносился исключительно с коммерческой рекламной деятельностью. Слово слоган было зафиксировано в толковых словаря русского языка лишь недавно — в начале XXI в.; до этого оно приводилось только в словарях иностранных слов, где указывалось, что слоган — результат изменения шотландского slogorn(e), имеющего значение ‘battle cry’ (‘боевой клич’). В энциклопедии Британника указывается, что этот боевой клич использовался шотландскими горцами и ирландскими кланами во время атаки, а также был сигналом к сбору клана и включал в себя его название, место встречи и т. п. [Britannika 2006: CD]. Согласно этимологическим словарям, понятие slogorn(e) происходит от слияния двух галльских слов — sluagh и ghairm (в некоторых источниках указывается, что это было одно составное слово sluagh-ghairm), которые имели значения army, host, battle, slew (армия, войско, битва, толпа) и cry, shout (вопль, крик) соответственно. Таким образом, слоганом называли клич, крик, который издавали воины, идущие в битву.
Позднее значение термина слоган расширилось, он стал активно использоваться и как синоним слова лозунг. Несомненно, у лозунгов и слоганов много общего, однако из-за необходимости их как-то разделять появились новые термины: политический слоган, рекламный слоган.
Идеологический, когда различие в терминах связывается с разграничением идеологии — коммунистической (лозунг) или либеральной (слоган) пропаганды [Чудинов 2003: 39]. По словам Т. Чередниченко, «различие либеральной и тоталитарной рекламы, то есть слогана и лозунга, коренится в том, что советская идеология «продвигала» не товары (а уж вместе с ними глобальную экономико-политическую власть), а исторические цели, которые выступали как «слова власти» и персонифицировались декламаторами этих слов (Декламация — (от лат. declamatio — упражнение в красноречии) искусство произнесения стихов или прозы. В Древнем Риме Д. — упражнение в красноречии, составлявшем один из важных элементов ораторского искусства; во Франции — искусство пнроизнесения речей... Большая советская энциклопедия). Подданные же «покупали» эти цели и воплощавшую их власть (платили за те и другую) не деньгами, а натурой (собственной) — лояльным социальным поведением, бытовыми лишениями, трудовым энтузиазмом. В обмен на эти выплаты люди получали не консуматорный комфорт (Консуматорное поведение (от англ. «consummate» – «доводить до конца», «завершать») – непосредственно удовлетворение потребности), не овеществлённое в текущем потреблении настоящее, а «уверенность в завтрашнем дне». [Чередниченко 1999: 23].
Соответственно, современные лозунги часто стали именоваться слоганами. По утверждению К.В. Киселёва, «вытеснив лозунги, слоганы не только не «выразили благодарность» своим предшественникам, они встали к ним в оппозицию. Слоган и лозунг оказались братьями-врагами, воюющими друг с другом насмерть. Причём слоганы нашли себе союзников в лице коммерческих рекламных текстов. [Киселёв 2002: 218].
Несомненная близость лозунга и слогана демонстрируется исследователями на многочисленных примерах: многие заголовки, слоганы, девизы, призывы, используемые в развивающейся коммерческой рекламе, вполне применимы и для политических целей. И наоборот: политические слоганы могут быть позаимствованы для применения в коммерческой рекламе. Приведём несколько примеров слоганов: Вместе по жизни (с кем или с чем?); Мы имеем честь жить в России (кто: туристы или державники?); Выбери (выбирай) лучшее (лучшего) (кого или что?); Голос здравого смысла (заставляет выбирать кого-то или что-то?). Даже бессмертный призыв Выбирай сердцем по сути является абсолютно бессодержательным и может применяться как к любому виду товаров или услуг, так и к любой разновидности кандидатов [Киселёв 2002: 219]. В нашем сознании лозунг — призыв, написанный преимущественно на кумаче (кумач – это хлопчатобумажная ярко-красная ткань), а слоган — такое же обращение к эмоциям, но на этикетке лимонада.
Задание. Заполните таблицу ниже, опираясь на текст.
Линии сравнения Понятия | Сходство | Различие |
Лозунг | ||
Слоган |
Приложение 2.
Сообщение: Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!».
История появления. Первое упоминание встречается в директиве Совета народных комиссаров СССР от 29 июня 1941-го года, с момента начала войны прошла всего одна неделя. Лозунг «Все для фронта, все для победы!», определил основу жизни страны на протяжении военных лет.
Затем уже 3 июля сам И. В. Сталин в своём радиообращении к гражданам Советского Союза произнёс данный лозунг.
Вскоре среди военных и гражданского населения страна высказывание вождя приобрело небывалую популярность и дало начало знаменитым выражением «В труде – как в бою», «Фронту надо – сделаем».
Вообще Советский Союз был мастером отчеканивать новые лозунги (хотя любая коммунистическая партия пестрит громкими высказываниями), к примеру можно взять знаменитое высказывание «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!».
Как лозунг повлиял на исход войны. Само высказывание не могло переломить исход войны, но подтолкнуть в нужное направление обедневший и уставший от тягот войны народ ему было под силу.
Ведь руководству страны нужно было не только эвакуировать промышленные предприятия на восток и при этом заново их там развернуть, нужно было увеличить производство в разы, для того чтобы обеспечить армию необходимыми боеприпасами, провиантом и вооружением.
Большая часть производственных мощностей на момент объявления войны находилась в Европейской части СССР - вследствие чего наши потеряли предприятия, оборудование, людей, в конце концов.
То, что СССР смог развернуть за линией фронта не могло похвастаться быстрой скоростью производства, ремонта танков, самолётов, орудий, пайков. На помощь пришли беженцы, которые сами вставали за станки и чеканили пули, собирали автоматы, ремонтировали танки и самолёты.
Работали в три смены, работали женщины, дети, старики. Из-за высокого наплыва рабочей силы руководители страны смогли выполнить задуманное – обеспечили армию новыми самолётами, танками, кораблями, отремонтировали повреждённые машины, наладили снабжение армии продуктами первой необходимости.
ИТОГ. «Всё для фронта! Всё для победы!» - стал одним из главных лозунгов ВОВ, который бесспорно внёс высокий вклад в победу над фашизмом.
Приложение 3.
1. Групповая работа об условиях жизни и работы по воспоминаниям тружеников тыла (в лице детей) с. Боочи
1. Аилдашев Казакпай Мамыевич, 1928 г.р.
«Когда началась война мне было 13 лет. Во время войны я работал в колхозе им. И.В. Сталина. Зимой учился, весной, летом и осенью я помогал колхозу: возил копна, убирал пшеницу, работал на сеялке и пас скот.
Со мной вместе работали – Ойноткинов Белеш, Яйтаков Тарын, Иришев Озой, Белеков Бакчабай. Мы трудились в бригаде, несмотря на свой малый возраст должны были выполнить суточную норму. С апреля по май велись полевые работы: вспашка земли, посев пшеницы. Летом мы косили траву до глубокой ночи, ночевать оставались там же с бригадой. Осенью убирали урожай пшеницы.
Женщины вязали снопы, после того, как высохнут, вывозили бричкой и складировали в стога. Так происходила заготовка сена на зиму для откормки скота. Ну а зимой, опять учёба!»
2. Култуева Дергелей Телесовна., 1928 г.р. материал взят из газеты Алтайдын Чолмоны от 1990 г., статья «Трудная жизнь».
Мы, девочки, в основном помогали матерям. Моя мама, Чычай, Акалай, Дидигей, Унутпай и др. ежегодно выполняли следующие работы: дойка коров, кошение травы, вязание снопов. Мужчины, отец и брат, ушли на фронт, я осталась с мамой. Женщины пахали пашни на изнуренных лошадях, из-за того, что не было обуви, наши мамы ходили босиком еще не прогретой весенней земле. От того, что постоянно вязали снопы, руки не выдерживали сухости и появлялись кровавые трещины, ночами складывали снопы в стога. Бывало так, что в обратную дорогу домой в сонном состоянии падали с тележек. Зимой, бывало, готовили дрова.
Особо хочется отметить то, что, несмотря на любые трудности, народ работал под народную песню – jанар. Она сопровождала людей везде. Со мной трудились Чичанова Учур, Течинов Метрей, Чекурашев Барзын, Бочкин Эзе и др.
Несмотря на то, что люди не имели дохода, приходили налоговые агенты и требовали её уплату. Я до сих пор не могу понять, за что платили налоги, ведь никакой собственности у нас не было, даже скота. И напрашивается вопрос: Какими же деньгами людям нужно было платить эти государственные налоги? В те годы работали без заработной платы. За проделанную работу выдавали 2-3 кг. Ячменя и мерзлой картошки.
Вышеотмеченные дети и труженики тыла в одном лице, за свой нелегкий труд в тылу в период ВОВ отмечены памятными, юбилейными медалями и получили удостоверения участников ВОВ.
*** Скажите, с какими тяготами и лишениями сталкивались люди в тылу? Почему важно знать, помнить, чтить имена и неоценимый вклад тружеников тыла периода ВОВ?
2. Групповая работа по документам из сборника «Алтай в годы ВОВ (1941-1945 гг.)»
№ 140. Из корреспонденции о помощи комсомольцев Ойротской области фронту. 7 ноября 1942 г., стр. 298-301.
Выполняя роль помощников большевистской партии и следуя славным традициям комсомола, комсомольская организация Ойротской области за период войны проделала большую работу по оказанию помощи фронту.
«…Из 434 комсомольцев, работавших машинистами уборочных машин, абсолютное большинство перевыполняли нормы выработки. Так, молодежное звено тов. Сухоплюевой из колхоза «VII съезд Советов», Онгудайского аймака вправе называться фронтовым. Тов. Сухоплюева, работая машинистом на косилке, ежедневно скашивала по 7 га, а вязальщицы этого звена Поповы Наталья, Александра, Чернышевы Евгения и Анна в день навязывали по 1000-1100 снопов...
…Немалую работу в эти дни комсомольская организация области проводит по подготовке скота на зимовку. Во всех колхозах комсомольские контрольные посты проводят общественный осмотр готовности скота на зиму. При этом большое внимание уделяется завершению ремонтных работ, утеплению дворов и переключению большинства комсомольцев на работу по животноводству. Так, комсомольцы Ойрот-Туринского аймака отремонтировали 60, а Турочакского аймака 132 скотных двора…»
*** Подумайте, чем выполнение вышеуказанных работ могут помочь фронту? Аргументируйте свой ответ.
3. Групповая работа по тексту «Горный Алтай - фронту»
За годы войны в приходную часть Государственного бюджета трудящимися области внесено около 300 млн. рублей, в фонд обороны собрано 3,9 млн. рублей, на вооружение Красной Армии – 12,2 млн. рублей.
Комсомольцы и молодежь Горного Алтая собрали на строительство танковой колонны «Комсомолец Алтая» 2 863 803 рубля.
На строительство авиасоединения «Алтайский истребитель» в области было собрано 1 693 000 рублей.
Горный Алтай дал государству: 2 млн. 637 тыс. пудов зерна, 1 млн. 360 тыс. пудов мяса, почти 750 тыс. центнеров молока, 25,6 тыс. центнеров масла, 24,4 тыс. центнеров сыра, 187 тыс. овчин (из этого количества сырья можно изготовить свыше 37 тыс. полушубков для воинов Красной Армии), 108 тыс. кож, 99 тыс. пудов шерсти, из которой если изготовить валенки, то можно обуть более 500 тыс. солдат.
Кроме того, колхозники области внесли в фонд обороны страны и продали государству сверх обязательных поставок в порядке госзакупа: 21,6 тыс. лошадей, 26 тыс. голов КРС, 73 тыс. овец и коз, 14,9 тыс. кож, 34,1 тыс. овчин, 34,2 тыс. центнеров молока, 644 центнера мёда, 2,9 центнеров шерсти, 241 тыс. пудов зерна.
За годы войны местной и кооперативной промышленностью были изготовлены тысячи конных повозок, десятки тысяч пар лыж, более 100 тыс. пар валенок, десятки тысяч полушубков, около 100 тыс. гимнастерок и брюк, более 100 тыс. пилоток, почти 150 тыс. вещевых мешков, более 100 тыс. патронташей и др.
Свыше 7000 наших земляков удостоены высоких правительственных наград за доблестный труд в тылу.
*** Знайте! 1 советский рубль = 122 российских рублей, 1 пуд = 16,38 кг., 1 центнер = 100 кг., 1 центнер = 100 литров, 10 литров=9,71 кг.
- Рассчитайте, сколько денег, в российских рублях, было внесено на вооружение Красной Армии в 1940-х гг.
- Рассчитайте, сколько литров молока и мёда было собрано и передано государству в период ВОВ.
- Рассчитайте, сколько килограммов мяса было отправлено государству в период ВОВ.
*** Сделайте вывод о вкладе тружеников тыла на основе расчетов.
Приложение 4.
Документ из сборника «Алтай в годы ВОВ (1941-1945 гг.)»
№ 159. Корреспонденция о помощи трудящихся Ойротии фронту. 12 июля 1944 г., стр. 324-326.
«В годы ВОВ за честь, свободу и независимость нашей социалистической Родины весь советский народ живёт одной мыслью, одной волей: все для фронта, все для победы!
ВОВ советского народа против немецко-фашистских захватчиков требует исключительно большой затраты материальных и денежных средств, которые бесперебойно покрываются за счёт накопления социалистической промышленности, сельского хозяйства, мобилизации средств населения и личных сбережений трудящихся.
Трудящиеся Ойротии вместе со всем советским народом приняли горячее участие в создании мощной финансовой базы для удовлетворения потребностей страны в дни ВОВ. За период ВОВ все государственные заказы выполнялись нашей областью полностью и досрочно. За 3 года войны наша область приняла участие в мобилизации средств на финансирование потребностей страны внесла в государственный банк только от накопления социалистической промышленности, торговли и государственного страхования 182 млн. 499 тыс. рублей.
Сборы в фонд обороны страны, в фонд Красной Армии на строительство танковых колонн, самолетов, подарков бойцам Красной Армии проходили с непревзойденным энтузиазмом. За истекшие 3 года трудящиеся области приобрели займов, внесли в сберегательные кассы 59 млн. 527 тыс. рублей.
Высокий патриотизм нашего народа, слаженное и быстрорастущее хозяйство, фронтовая работа финорганов нашей области обеспечили стране и фронту сбор средств за период ВОВ 279 млн. 274 тыс. рублей.
*** Прочитай, проанализируй, оцени значимость лозунга «Всё для фронта, всё для Победы!» для жизни народа. Обсудите сначала ваши оценки с соседом по парте, а затем в классе .
Предварительный просмотр:
Лист самооценки ученика (ФИО) | Лист самооценки ученика (ФИО) | ||
№ задания | Баллы (от 1 до 5) | № задания | Баллы (от 1 до 5) |
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 | ||
Итого (сумму баллов делим на 5): Отметка: | Итого (сумму баллов делим на 5): Отметка: |
Лист самооценки ученика (ФИО) | Лист самооценки ученика (ФИО) | ||
№ задания | Баллы (от 1 до 5) | № задания | Баллы (от 1 до 5) |
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 | ||
Итого (сумму баллов делим на 5): Отметка: | Итого (сумму баллов делим на 5): Отметка: |
Лист самооценки ученика (ФИО) | Лист самооценки ученика (ФИО) | ||
№ задания | Баллы (от 1 до 5) | № задания | Баллы (от 1 до 5) |
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 | ||
Итого (сумму баллов делим на 5): Отметка: | Итого (сумму баллов делим на 5): Отметка: |
Лист самооценки ученика (ФИО) | Лист самооценки ученика (ФИО) | ||
№ задания | Баллы (от 1 до 5) | № задания | Баллы (от 1 до 5) |
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 | ||
Итого (сумму баллов делим на 5): Отметка: | Итого (сумму баллов делим на 5): Отметка: |
Предварительный просмотр:
Тест
1. Кто является автором плаката «Всё для фронта, всё для Победы!»?
1. А. Дейнека;
2. Б. Ефимов;
3. Л. Лисицкий.
2. Откуда население узнавало правду о войне:
1. из советского радио;
2. из газет;
3. из листовок.
3. Назовите тружеников тыла ВОВ вашего села.
Ответ:___________________________________________________________________________.
4. Дайте определение понятию кумач.
5. Выберите верное суждение о лозунге «Всё для фронта, всё для Победы!» из предложенных:
А. Впервые был упомянут 29 июня 1941 г. в директиве Совета народных комиссаров.
Б. Один из главных лозунгов ВОВ, внесший весомый вклад в победу над фашизмом.
1. Верно только А
2. Верно только Б;
3. Верны оба суждения;
4. Неверны оба суждения.
(1 балл за каждый правильный ответ, итого – 5 баллов)
Тест
1. Кто является автором плаката «Всё для фронта, всё для Победы!»?
1. А. Дейнека;
2. Б. Ефимов;
3. Л. Лисицкий.
2. Откуда население узнавало правду о войне:
1. из советского радио;
2. из газет;
3. из листовок.
3. Назовите тружеников тыла ВОВ вашего села.
Ответ:___________________________________________________________________________.
4. Дайте определение понятию кумач.
5. Выберите верное суждение о лозунге «Всё для фронта, всё для Победы!» из предложенных:
А. Впервые был упомянут 29 июня 1941 г. в директиве Совета народных комиссаров.
Б. Один из главных лозунгов ВОВ, внесший весомый вклад в победу над фашизмом.
1. Верно только А
2. Верно только Б;
3. Верны оба суждения;
4. Неверны оба суждения.
(1 балл за каждый правильный ответ, итого – 5 баллов)
Тест
1. Кто является автором плаката «Всё для фронта, всё для Победы!»?
1. А. Дейнека;
2. Б. Ефимов;
3. Л. Лисицкий.
2. Откуда население узнавало правду о войне:
1. из советского радио;
2. из газет;
3. из листовок.
3. Назовите тружеников тыла ВОВ вашего села.
Ответ:___________________________________________________________________________.
4. Дайте определение понятию кумач.
5. Выберите верное суждение о лозунге «Всё для фронта, всё для Победы!» из предложенных:
А. Впервые был упомянут 29 июня 1941 г. в директиве Совета народных комиссаров.
Б. Один из главных лозунгов ВОВ, внесший весомый вклад в победу над фашизмом.
1. Верно только А
2. Верно только Б;
3. Верны оба суждения;
4. Неверны оба суждения.
(1 балл за каждый правильный ответ, итого – 5 баллов)
Тест
1. Кто является автором плаката «Всё для фронта, всё для Победы!»?
1. А. Дейнека;
2. Б. Ефимов;
3. Л. Лисицкий.
2. Откуда население узнавало правду о войне:
1. из советского радио;
2. из газет;
3. из листовок.
3. Назовите тружеников тыла ВОВ вашего села.
Ответ:___________________________________________________________________________.
4. Дайте определение понятию кумач.
5. Выберите верное суждение о лозунге «Всё для фронта, всё для Победы!» из предложенных:
А. Впервые был упомянут 29 июня 1941 г. в директиве Совета народных комиссаров.
Б. Один из главных лозунгов ВОВ, внесший весомый вклад в победу над фашизмом.
1. Верно только А
2. Верно только Б;
3. Верны оба суждения;
4. Неверны оба суждения.
(1 балл за каждый правильный ответ, итого – 5 баллов)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф: «Всё для фронта, всё для Победы!» Тема: Горный Алтай - фронту
Цель урока: Определить вклад тружеников тыла горноалтайцев в дело победы в Великой Отечественной войне и д оказать через изучение литературы, документов, воспоминаний тружеников тыла, что страна была единым военным лагерем с боевым лозунгом «Все для фронта, все для Победы», а жизнь каждого горноалтайца – частица жизни страны, судьба Отечества.
Задачи: 1. Изучить условия жизни жителей Горного Алтая и оценить, как отразилась война на судьбе горноалтайца, пережившего её в военные годы (из литературных источников, документов, по воспоминаниям тружеников тыла с. Боочи ), 2. выяснить , какой ценой труженникам-горноалтайцам досталась Великая Победа.
Понятия: лозунг и слоган Линии сравнения Понятия Сходство Различие Лозунг Слоган Что такое кумач?
Кумач – это хлопчатобумажная ткань ярко-красного цвета
«Все для фронта ! Все для победы». Автор плаката — Лазарь Лисицкий. 1942 год. Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.
«Все для фронта ! Все для победы». Автор плаката — Лазарь Лисицкий. 1942 год. Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.
ПЛАКАТЫ с лозунгами По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков …
Вопрос: Какие призывы (лозунги), ставшие в годы войны законом жизни рабочих и служащих, вы можете назвать по просмотренным изображениям?
Р аботали женщины, дети, старики
Групповая работа 1. Условия жизни и работы по воспоминаниям тружеников тыла с. Боочи . *** Скажите, с какими тяготами и лишениями сталкивались люди в тылу? Почему важно знать, помнить, чтить имена и неоценимый вклад тружеников тыла периода ВОВ?
ТРУЖЕННИКИ ТЫЛА С. БООЧИ 1. Аилдашев Константин Мамыевич ; 2. Урбушева J анарай Чехоновна ; 3. Култуева Дергелей Телесовна ; 4 . Тадыкова Тана и др.
Групповая работа 2. По документам из сборника « Алтай в годы ВОВ (1941-1945 гг .)» *** Подумайте, чем выполнение вышеуказанных работ могут помочь фронту ? Аргументируйте свой ответ.
Групповая работа По тексту «Горный Алтай - фронту » *** Знайте! 1 советский рубль = 122 российских рублей, 1 пуд = 16,38 кг., 1 центнер = 100 кг., 1 центнер = 100 литров, 10 литров=9,71 кг. Рассчитайте, сколько денег, в российских рублях, было внесено на вооружение Красной Армии в 1940-х гг. Рассчитайте, сколько литров молока и мёда было собрано и передано государству в период ВОВ. Рассчитайте, сколько килограммов мяса было отправлено государству в период ВОВ. *** Сделайте вывод о вкладе тружеников тыла на основе расчетов .
Результаты расчётов: 1) Вооружение Красной Армии – 1 488,4 млн. рублей. 2) Молоко – 78 420 000 млн. литров; Мёд – 64 400 000 млн литров. 3) Мясо – 22 276 800 млн. киллограммов .
Работа с документом… Документ из сборника « Алтай в годы ВОВ (1941-1945 гг .)» *** Прочитай, проанализируй, оцени значимость лозунга «Всё для фронта, всё для Победы!» для жизни народа. Обсудите сначала ваши оценки с соседом по парте, а затем в классе .
СИНКВЕЙН НАРОД СОВЕТСКИЙ, САМООТВЕРЖЕННЫЙ НЕ СПАЛ, ТРУДИЛСЯ, СОБИРАЛ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФРОНТА ВСЕМ НА ВОЙНЕ
Рефлексия Продолжите фразы: - Я узнал … - Мне было интересно работать … - Я буду помнить о …., потому что …
ВЫВОД: По результатам изучения, анализа и оценки источников можно сделать вывод о том, как и весь многонациональный народ СССР, горноалтайцы достойно трудясь, каждый день своей жизни, внесли неоценимый вклад в Победу . СПАСИБО НАШИМ ДЕДУШКАМ И БАБУШКАМ!!!
Домашнее задание Параграф 13 повторить: - проверь себя вопросами на стр. 171; - выписать не менее 3-х негативных реалий тыловой повседневности; - подготовить сообщение по заданию 7 на стр. 172.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я с тобою Алтай"
Ролевая игра, как форма ЛОО, даёт возможность учащимся раскрыть свои личностные качества, творческие способности, сформировать положительную жизненную мотивацию и стать успешны...
Малая Родина - Алтай
этот мастер - класс можно проводить с детьми, родителями и учителями. Урок- экскурсия. Знакомство с Алтайским краем, с его историей, знаменитыми людьми Алтая. А так же работа с художественным материал...
Легенда Алтая - Шукшин
В презентации представлен материал о жизни и творчестве В.М. Шукшина....
Презентация по теме "Горы южной Сибири. Алтай" часть 1
В презентации рассматривается географмческое положение, особенности геологической истории и строения, климата гор Южной Сибири....
Презентация по теме "Горы южной Сибири. Алтай" часть 2
Презентация по теме "Горы Южной Сибири. Алтай" часть2 по географии для 8 класса....
Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"
Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...
Урок "Фронт без линии фронта"
Урок для 11 класса. Разработан на основе деятельностного подхода. содержание - цели, проблемы и итоги патизанского и подпольного движения во время Великой Отечественной войны....