Сценарий праздника "Вороний день."
материал по краеведению

Кулешова Альбина Митрофановна

Уринэква хотал,или вороний день традиционный обско-угорский праздник. 

Цели:

- знакомство детей с традициями обских угров;

- развитие мышления, творческих способностей, воображения;

 

- совершенствование духовной и нравственной культуры путём знакомства с традициями коренных народов Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий праздника19.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосьвинская СОШ»

структурное подразделение д/сад «Брусничка»

Уринэква хотал,

или вороний день

традиционный обско-угорский праздник.

2021г.

Уринэква хотал, или вороний день

Цели:

- знакомство детей с традициями обских угров;

- развитие мышления, творческих способностей, воображения;

- совершенствование духовной и нравственной культуры путём знакомства с традициями коренных народов Севера.

Оборудование:

- костюм Вороны и мансийское платье для девочки;

- жетоны;

- тонкие веточки, полоски бумаги, разноцветные ленты, кедровые орехи;

- волшебный мешок (тучан, см. по тексту);

- мансийские мелодии (записи).

Ведущий. Весна на Севере наступает бурно. О ней возвещают яркие солнечные дни ,ручьи и громкое карканье ворон. Все ждут прилёта птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда ещё лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и ,кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому обские угры-ханты и манси-считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник. В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замёрзшие руки свои отогрею, замёрзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся ,долгоживущие мальчики пусть родятся!»

Звучит мансийская мелодия, входит акань (девочка одета в национальный наряд).

Акань. Наконец-то добралась до своей любимой поляны. Люблю здесь на пенёчке посидеть, послушать щебет птиц. Но что это с поляной? Совсем изменилась! Снег стал темнее, возле деревьев проталины. Вот только не пойму, кто у меня на поляне лишний появился? Ох! Сколько народу собралось! А вы друзья или недруги? (Ответы детей). А раз друзья-милости прошу! Рада видеть вас у себя в гостях. Мы гостям завсегда рады! У меня есть волшебный мешок, а в нём… Ой, где же мешок? Ну вот… Опять ворона мешок проворонила. Ну где же она? Обещала принести мне его сюда, и всё нет её и нет. Где же ворона?..

Ведущий. Она наверное, не хочет лететь из-за того, что весны ещё нет.

Акань. Так мы весну сейчас все хором и позовём. Позовём , ребята? Тогда все вместе: «Весна, Весна!»

Дети зовут Весну.

Акань. Нет, ничего у нас не получится, потому что весна людей не слышит.

Только пение птиц может разбудить её.

В класс вбегает ворона.

Ворона. Карр-карр! Карр-карр! Не ворчи, Акань. Я уже здесь! Держи свой, мешок, да поблагодарить не забудь.

Ведущая. Здравствуй, ворона! Так это ты весну можешь позвать?

Ворона. Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах появилось.

Ведущий. Так детишки маленькие, их мамы ещё на улицу не пускают. Как же ты можешь знать?

Ворона. Из детских колыбелек перед моим прилётом выносят подстилочки и складывают перед чумом  Сколько подстилочек, столько и детей прибавилось в стойбище. А я в них лапки погрею, а то ещё холодно. Я птица бездомная, везде летаю мне тоже хочется воронят-детушек, но я замёрзла. Может, мне поможете?

Ведущий. Конечно, поможем. Ты только скажи, что нужно сделать?

Ворона. Помогите сделать гнездо. А я посмотрю да в самом уютном и поселюсь.

Конкурс. Детям предлагаются подручные материалы: тонкие веточки, бумага. Пока звучит мансийская мелодия, дети выполняют задание _строят гнездо.

Ворона. Акань ,помоги мне определить, какое гнёздышко самое красивое да уютное.

Ворона и акань оценивают гнёзда.

Ворона. Порадовали! Спасибо вам, люди добрые. А для победителя есть у меня жетон.

Акань. Загляну-ка я в волшебный мешок и узнаю, какую игру он нам предложит. (Заглядывает в мешок). А в мешочке…Итак, задание будет такое: я начну пословицу, а вы закончите фразы.

Конкурс пословиц и поговорок о птицах. Задание-закончить фразы:

1.Плоха та птица, Которая…(своё гнездо марает).

2.Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).

3.Лучше синица в руках,чем…(журавль в небе).

4.Гусь свинье… (не товарищ).

5.Всякая птица своё…(гнездо любит).

6.Старого воробья на мякине…(не проведёшь).

Ведущий. А теперь небольшая викторина

1.Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь).

2. Какая птица выше всех летает? (орёл).

3.Какая птица быстрее всех летает? (стриж).

4.Какая птица самая большая в мире? (страус).

5.Какая птица может летать вперёд хвостом? (колибри).

6.Какая птица, из обитающих в нашей стране, самая маленькая? (королёк).

7.Какая птица выводит птенцов в морозы? (клест).

8.Птенцы какой матери не знают своей матери? (кукушка).

9.Какое любимое лакомство у аистов? (лягушки).

За правильные ответы во время конкурса пословиц и викторин дети получают жетоны.

Ведущий: Вот теперь, наверное, точно весна придёт. Правда,Ворона?

Ворона. Нет,не спешите. Я хоть и добрая птица, но ехидная. Пусть ребята порадуют меня чтением стихотворений о весне.

Стихи о весне, о птицах.

Уринэква,ам лавегум,

Ёхтум хотпат янытлэгум:

Нан матъёмас атхатсын,

Нявраманын ванттысын!

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней!

В чистом поле домик твой,

В ясном небе песня!

Прилетели скворцы-

Молодой весны гонцы.

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Уринэква,Уринэква,

Нётнэ, каркам, потрын эква,

Ман потранув астыпасыт,

Латнанува оигпасыт.

Эрын эрыгсов эргегын,

Няврамытн муглуптэгын.

Дети читают стихотворения и получают жетоны.

Акань. Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне, что бы она принесла удачу, счастье, тепло, солнце. Обязательно делали стол с угощением возле берёзы, проводили обряд поклонения духам. Кланялись, обращались к светлым духам и молились о благополучии, здоровье детей и взрослых.

Ведущий. А ребята ещё могут порадовать тебя, Ворона, и нарисовать твой портрет.

Художественный конкурс. После завершения работы Ворона отбирает лучшие рисунки, награждает их авторов.

Игры для детей

Ведущая приглашает детей поиграть, а взрослых поболеть за них. А теперь прошу внимания! Чтобы определить, кто из вас самый сильный и ловкий, предлагаю поиграть в традиционные игры.

Перетягивание палки

Для игры требуется гладкая палка длиной около метра и толщиной около трёх сантиметров, оленья шкура, на которой располагаются противники. Они садятся напротив друг друга, упираются ступнями ног и держатся руками за палку. По команде каждый начинает тянуть палку на себя. Участников может быть любое количество. За три победы даётся приз.

Стрельба из лука

Для состязания требуется луки и стрелы с тупыми наконечниками. Расставляются мишени. При наборе определённого количества очков участник получает приз.

Ворона. Просит детей, кто не были задействованы в играх изобразить разных зверей и птиц.

Ведущий. Теперь весна наверное скоро уже придёт.

Акань. У хантов и манси есть обычай-наряд для весны готовить, развешивать на дереве украшения. Давайте и мы подготовим наряд для весны. Детям раздаются разноцветные ленточки, полоски цветной бумаги. Дети украшают.

Акань. Наряд приготовили, теперь-то уж точно весна придёт. Да только много снега в лесу, долго ещё добираться будем.

Ведущий. А мы пока подведём итоги, подсчитаем, у кого больше жетонов.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Угощение

Рецепты национальных блюд

Саламат. У этого блюда много региональных и сезонных отличий.

Варят мясо до полной готовности, затем в бульон добавляют муку грубого помола до необходимой густоты. Каша-саламат-пища, приготовленная из зёрен, означает ростки новой жизни.

Чай. Чай заваривали чагой.

Пирог. Тесто готовили без дрожжей, добавляя в муку воду, соль и соду. Бруснику для начинки варили без сахара, добавляя в неё муку, чтобы начинка была густой и не вытекала. Тесто раскатывали кругами, начинка укладывалась, и тесто защипывалось, пирог по форме напоминал большой вареник. Укладывали на сковороду и ставили выпекать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий вечера "День Святого Валентина"

Сценарий проведения вечера Дня Св.Валентина (на русском языке)...

Сценарий на День Учителя

этот сценарий был использован для проведения концерта ко Дню Учителя в 2011 г. собран по материалам различных сайтов...

Сценарий праздника День Учителя

Стихи, музыкальные поздравления, добрые и искренние слова: данный сценарий поможет провести праздник День Учителя...

Сценарий праздника День Победы

Сценарий участвовал в конкурсе методических разработок "Растим патриотов России"....

Сценарий концерта "День Учителя"

Праздничный концерт ко Дню учителя...

Сценарий праздника «День Лицея. День Дружбы. 19 октября».

И они, лицеисты, помнили… Помнили всю жизнь и первый день лицея. И множество других дней, одаривших их первой юношеской дружбой.19 октября. День Лицея. День верности, дружбы, памяти…...

Сценарий праздника "День чудесный-день рождения"

Сценарий классного часа- праздника " День чудесный-день рождения"...