Ручник - не ткань, не полотно, но символ дара, крепких уз.
творческая работа учащихся по краеведению (7 класс)
Посетив экскурсию школьного музея, я была очарована домоткаными изделиями, которые наши предки изготавливали в конце XIX – начале XXв. ..
Древнее искусство строило картину мира из символов и оставило это знание нам в наследство. Его содержат в себе орнаменты. А рушники – настоящая энциклопедия народного мышления, приёмов искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnik_-_ne_tkan_ne_polotno_no_simvol_dara_krepkih_uz.docx | 787.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Валуйки
Белгородской области
Муниципальный этап областного
творческого конкурса для
обучающихся «Я в музее»
Номинация: «Письменная работа»
Ручник - не ткань, не полотно, но символ дара, крепких уз.
Автор:
Зубенок Алена Спартаковна,
учащаяся 7 Б класса МОУ «СОШ №1»
города Валуйки Белгородской области
Научный руководитель:
Степаненко Наталья Николаевна,
учитель истории и православной
культуры МОУ «СОШ №1»
города Валуйки Белгородской области
ВАЛУЙКИ – 2020
Однажды, много лет назад
В моей семье большой возник
Нет, не музейный экспонат.
А бытовой предмет- ручник.
Посетив экскурсию школьного музея, я была очарована домоткаными изделиями, которые наши предки изготавливали в конце XIX – начале XXв. В разделе музея «этнография» я увидела рушники ручной работы, принадлежавшие Королёвой Е. Г., жительнице Красногвардейского района Белгородской области.
Ручник - не ткань, не полотно.
Он символ дара, крепких уз.
Ему значение дано-
Оберегать семей союз.
Я не только мысленно перенеслась на 150 лет назад, но и окунулась в атмосферу традиционного народного быта русских поселений. Я представила, слушая рассказ учителя - экскурсовода, как возможно и моя прапрабабушка, будучи ещё молодой, долгими зимними вечерами пряла, ткала, а затем вышивала рушники, скатерти. Готовясь выйти замуж, она шила и украшала юбки, рубашки - себе и будущему мужу. Интересно, почему для вышивки взяты в основном красный и чёрный цвета?
Я заинтересовалась и обратилась к справочной литературе. Я узнала, что орнамент как искусство возник из простейших символов плодородия, которые были необходимы человеку, чтобы стимулировать богатый урожай, удачу на охоте. Со временем простая символика развилась в красивые и сложные орнаментальные системы, свои для каждой местности.
Древнее искусство строило картину мира из символов и оставило это знание нам в наследство. Его содержат в себе орнаменты. А рушники – настоящая энциклопедия народного мышления, приёмов искусства.
Не год, не два, а сотню лет
Ручник с любовью берегли.
Зачем? А вот для всех ответ:
Семей традиции важны!
Ведь рукотейник был всегда
Предметом нужным для людей:
И украшением стола,
И полотенцем каждый день.
Покопавшись в Интернете, я выяснила, что в нашем регионе выделяют два направления традиционной вышивки. Для них характерны красный и чёрный цвета. В курско-белгородском орнаментальном стиле угадывается влияние Беларуси, частично Польши. У нас его представляет тканый красноузорный геометрический орнамент. Белгородско-воронежское пограничье – родина черноузорного орнамента, вышитого в старинной технике набор. Это очень кропотливая работа. Выполняется вышивка мелко, иногда стежка практически не различишь. Что-же и почему вышивали хозяйки?
У домотканого холста
Красив орнаментов узор.
Тут виноградная лоза.
Цветы и птицы, летний бор!
Самый распространённый орнаментальный символ нашего края – репей или арепей: в самом простом виде это ромб с выпущенными по углам отростками. Он хорошо известен у многих других народов, очень распространён в Беларуси. Простой арепей может означать две вещи: либо это знак Ярилы, весеннего солнца, либо это первый венец сруба строящегося дома.
Очень часто в белгородском орнаменте практически везде встречается восьмилепестковая звезда – своеобразный символ творения, мира, особенно популярный на свадебных рушниках и рушниках этапа сватовства. Также распространены знаки творца – крестики, которые охраняют и оберегают. Нередко встречаются бесконечники – орнамент в виде волнообразной линии и расположенных вдоль неё листьев, бутонов, цветов – как пожелание непрерывной цветущей жизни.
И, если радость иль печаль,
И в доме праздник иль беда,
Помогут символы добра-
Так верили когда-то, встарь.
Рушники – очень красивые, но меня больше заинтересовала женская домотканая рубаха. В старину именно рубаха составляла основу женского комплекса одежды. Нашему музею повезло. В 2010 году «рубаху с черным узором» в музей передала внучка Агошковой Татьяны Васильевны (1901 г.р.) из села Агошевка Валуйского уезда, которая рассказала, что она принадлежала маме Татьяны Васильевны – Никоновой Анастасии 1870 г.р. из с. Ситнянка, украинке по национальности. Рубашка небольшая, с узкой горловиной, вероятно хозяйка была хрупкой, небольшого роста.
Традиционная белая вышитая рубаха (и женская, и мужская) сёл воронежско - белгородского пограничья. Её главный отличительный признак — вышитые черные геометрические орнаменты на рукавах и плечевых вставках — «поликах». Геометрический орнамент этой местности несёт в себе очень глубокий смысл, его расшифровка – дело будущего. По всей видимости, он несёт в себе целостный образ мира. Вышивая, мастерицы так же, как и в других регионах России, использовали символы плодородия.
Ареал черноузорной вышивки охватывает русские села в междуречье Тихой Сосны и Потудани — правых притоков Дона. По административной принадлежности это восточные районы Белгородской области (Алексеевский, Красногвардейский, Красненский, и прилегающие к ним села Новоосколького и Старооскольского районов) и западные районы Воронежской области (Острогожский, частично — Репьевский, Каменский).
Очень интересно, но оказывается вышивка рубахи, прежде всего, подчеркивала возраст того, кто ее носил. Наиболее ярко украшались праздничные рубахи молодух — молодых замужних женщин, поскольку вышивка выполняла функцию оберега и служила защитой не только для женщины, но и для всей её семьи. Для вышивки более всего ходила ткань с простым полотняным переплетением. Моя прабабушка рассказывала моей маме в детстве о своей нелегкой жизни в деревне, о том, как в те давние времена еще оставалось натуральное хозяйство и многое делали вручную. В том числе и ткали, вышивали. Холст ткали из конопляных нитей — коноплú. Практически в каждой крестьянской семье для домашних нужд выращивали коноплю, хотя её обработка являлась трудоёмким и сложным технологическим процессом. В начале лета девушки заготавливали дёрганец — вырывали рано зацветающие женские стебли конопли, из которых получались более тонкие и ровные нити. Остальные растения собирали осенью (их называли мочéнец), нитки из моченца выходили более грубыми и шли на подстилки, мешки, веревки. Осенью и зимой женщины и девушки пряли, ткали, а натканные за зиму холсты весной — до Троицы — отбеливали, или, как говорят в народе — белѝли. Коноплю сеяли и обрабатывали до 40-х годов ХХ века.
Таким образом, удивительная экскурсия по школьному музею дала мне возможность узнать больше о занятиях наших предков. Теперь я знаю много о создании рушников и женских рубах нашими бабушками и прабабушками. Я нашла ответы на свои вопросы.
… И сейчас:
Предмет старинный принесла,
Любуюсь вышивкою я.
И всем хочу сказать слова:
Есть ценности на все века:
Традиции, Ручник, Семья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крепка семья - крепка Держава
Внеклассная работа. Классный час. 6 класс...
Классный час "Крепкая семья - крепкая Россия"!
КЛАССНЫЙ ЧАС.«Крепкая семья - крепкая Россия "Дом – это там, где вас поймут,там где надеются и ждут, где забудешь о плохом – это твой дом»Оформление:Название праздника (дедушка и бабу...
Классный час Крепка семья-крепка держава
Цель классного часа: способствовать возрождению ответственного и уважительного отношения к семейным ценностям как основе гуманного общества; содействовать сплочению детей и родителей....
Классный час "Крепка семья, крепка Россия"
Цели: - Обобщение знаний обучающихся о семье, её традициях. - Развитее и коррекция памяти, внимания, логического мышления на основе иг...
Веселые старты "Крепка семья – крепка Россия"
Для учащихся 1-6 классов....
«Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую». «Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую».
Интегрированное занятие по творчеству В.М. Шукшина9 классЗанятие внеклассного чтения по программе В.Я.Коровиной (2 часа). ...
Классный час на тему:"Крепка семья - крепко здоровье".
Классный час на тему: "Семья"....