М. Жигжитов "От святого до Горемыки"
план-конспект урока по краеведению

Самолетова Ольга Ивановна

Конспект урока внеклассного чтения по произведению М. Жигжитова "От Святого до Горемыки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okrytyy_urok_vneklassnogo_chteniya.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.  Шелковникова К, М.»

Урок внеклассного чтения

«М. И. Жигжитов «От Святого до Горемыки»

5 класс

Выполнила: Самолетова О. И.

2016 год

  Цель: Познакомить с жизнью и творчеством писателя, главными героями произведения. Пробудить интерес к теме повести и вызвать у учащихся эмоциональный отклик на произведение; рассмотреть роль пейзажа и выразительных средств в повести; помочь учащимся раскрыть и понять главную мысль произведения.

   Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: Знать содержание повести; уметь рассказать о жизни мальчика Пети; воспринимать и анализировать текст; формулировать свое отношение к прочитанному.

   Метапредметные УУД

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентиры; участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя. Делает выводы о нравственных уроках жизни.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

  1. Орг.   Момент

Эмоциональная рефлексия

- Проверьте, готовы ли вы к уроку?

- Покажите сигнал

Если настроение отличное – красный сигнал

Если настроение хорошее – желтый

Если настроение плохое – черный

- А у меня вот такое настроение. (1 слайд)

  1. Построение цели и темы.

Сегодня к уроку вы готовились  и прочитали 1 главу повести Михаила Ильича Жигжитова «От Святого до Горемыки»

- Значит сегодня на уроке мы будем говорить о чем?

(О истории, которая произошла на озере)

- На каком озере?

(На озере Байкал)

  1. Создание эмоционального настроя.

- Что вы знаете о Байкале?

- Какие эмоции у вас остаются после посещения Байкала?

- Посмотрим презентацию о Байкале.

(Один подготовленный ученик читает стихотворение наизусть)

Жемчужина мира – чудесный Байкал,

Ты взоры людей уж давно привлекал,

Глубины твои и прозрачность их вод,

Весь мир покорили на сто лет вперед.

Прекрасны восходы, красивый закат,

Волны бирюзовой шуршащий накат,

Здесь люди добрее и чище душой,

Они молодеют, встречаясь с тобой!

 Байкал вдохновляет, и жить, и творить,

Разумное, светлое все возводить,

Не терпит он лжи и черствой души,

Пороки людей он не прячет в тиши!

Он может характер и нрав показать,

Тогда никому «Баргузин» не сдержать!

«Сарма» налетит и ударит «Култук»

Ей-ей, берегись, «Верховик» ещё тут!

Нам жить здесь всегда – это счастье дано,

Байкал защитить – так же нам суждено!

Придут и уйдут – наследят на песке,

Но чище людей ты не встретишь нигде!

  1. Знакомство с жизнью Михаила Жигжитова

- Сегодня мы увидим Байкал глазами мальчика пети, героя повести «От Святого до Горемыки», написанной Михаилом Жигжитовым.

- О его жизни нам расскажет… (выступление ученика)

Жигжитов Михаил Ильич — прозаик, родился 21 ноября 1915 г. в с. Усть-Кяхта Кяхтинского района Бурятии в семье бурята — казака. 
Учился в Усть-Кяхтинской (1924-1928), Бултумурской школах (1928-1929), закончил Троицкосавскую девятилетнюю школу (1929-1933), педагогический техникум. В 1932 г. начал работать учителем в Хондонской начальной школе. Педагогическую деятельность продолжил в начальной школе Закаменского района, вскоре переехав в Баргузинский район продолжает работать в школах района. В течение многих лет работает в школе эвенкийского посёлка «Тазы». В годы Великой Отечественной войны служил на востоке страны. В послевоенные годы переезжает в с. Максимиха и работает в Баргузинском заповеднике штатным охотником Баргузинского промыслово-охотничьего хозяйства (1956-1969). В 1980 г. снялся в короткометражном художественном фильме «Продаётся медвежья шкура», снятом режиссёром А. Итыгиловым.
Литературной деятельностью занимается в зрелом возрасте, имея большую жизненную школу. Богатый жизненный опыт писателя — охотника определяет его тему и творческую манеру. Первый рассказ «Преступление в тайге», опубликованный в газете «Правда Бурятии» в 1960 г., дал название одноименному сборнику рассказов и повестей, опубликованному в 1964 г. Первые повести написаны в середине 1960-х годов — «Парень из Ириндакана» (1964), «Снежный обвал» (1965). Во второй половине 1960-х гг. создаёт три повести об эвенкийской тайге и её людях «Моя Малютка-Марикан» (1967), «Тропа Самагира» (1969), «За ущельем Семи Волков» (1970). Всероссийское признание получили сборники, изданные в московском издательстве «Советская Россия «Снежный обвал» (1967), «Тропа жизни» (1970). В последующие годы в Бурятском книжном издательстве опубликованы «Избранное» (1973), «Повести» (1986). В марте 1973 г. на секретариате Союза писателей России состоялось обсуждение произведений М. Жигжитова, где была дана высокая оценка его творчеству. Яркое мастерство писателя проявилось в исторической трилогии «Подлеморье» (1974-1981), удостоенный Государственной премии Бурятии. Трилогия состоит из 3-х книг: «Волчонок» (М., 1974), «Следы Волчонка» (М., 1978), «По следам Волчонка». В 1981 г. в Бурятском книжном издательстве трилогия опубликована в одной книге и переиздана в 1981 г. В 1976 г. роман выходит в бурятском переводе В. Намсараева под названием «Далай шадарай дайда». Произведения последних лет — повесть «Шаманкин омут» (1982), роман о Сухэ-Баторе «Год Белой Курицы» (1988).

  1. Беседа о прочитанном.

- кто главные герои первой главы повести?

(мальчик Петя, его папа Сидор Стрельцов)

- Кем являются герои?

(Рыбаками)

- Что мы узнали о жизни рыбаков на берегу байкала?

(Сидор –старый рыбак. Очень наблюдательный и умный. Он умеет не только добывать рыбу но и.. стр.1)

А что умеет Петька?

(Умеет грести, разбирать сети)

- Как вы думаете, Петя впервые на рыбалке с отцом?

(стр. 3 ..Петька умело развернул лодку… уже не один сезон промышляют вместе.)

-  Что произошло с отцом Пети?

(На отца упала лодка, стр. 4 …Сидора спасло… Боль в пояснице.)

-  Кто помогал везти больного отца в Горемыки?

(Егор Лисин и глухонемой Пашка, которые рыбачили недалеко.)

- По-доброму помогали рыбаки Пете?

(Нет)

- Докажите.

(«Но Егор неумолим,…тяни вашу лодку на буксире!»)

- Почему с такой злостью относится Егор к Стрельцовым?

(У Егора от горя и зависти…рыбакам.. стр.4)

- Что предпринимает Егор, чтобы спасти свою жизнь?

(В этот момент… стр.5   …сознание)

- Как вы оцениваете действия Сидора?

( Уверенный в Батюшке Байкале, кидается спасать свои сети, очень внимательный)

- А поступок Пети?

(уже сильный характер, готов броситься на помощь отцу)

- А поступок Егора Лисина?

(Отрицательно, поступил с завистью. Злой)

  1. Работа со средствами художественной выразительности.

- Кроме Пети, Сидора иЕгора, какие ещё герои есть в этой части?

(Батюшка Байкал)

-Найдите строки, когда Сидор обращается к Байкалу.

(Как к живому существу, автор олицетворяет Байкал, стр.2 «А море тихо-тихо…»)

- Разговаривает ли так с Байкалом Егор?

(Нет)

  1. Самостоятельная работа учащихся.

- Найдите в тексте сравнения. Байкал, природа сравнивается с чем?

  1. Рефлексия.

- Какие картины, воссозданные Жигжитовым, вам наиболее понравились и показались такими родными?

- Мы сегодня говорили о произведении Жигжитова. Каким же нужно быть человеком?

-А как мы должны относиться к озеру?

- Какие средства художественной выразительности использовал Жигжитов, чтобы передать красоту Байкала?

  1. Домашнее задание

Напишите сочинение «Красота Байкала в моей жизни».

  1. Оценивание.

-Оцените себя. Как поработали сегодня на уроке?

 Покажите сигнал

Если отлично – красный сигнал

Если  хорошо  – желтый

Если  плохо – черный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Святой Руси святые жены»

Внеклассное интегрированное мероприятие по истории России и литературе...

"Святой Руси святые жены", презентация к внеклассному мероприятию

Презентация к внеклассному мероприятию «Святой Руси святые жены»....

Воспитание - самое святое из святых дел

Выступление на  областных "Педагогических чтениях"...

Мероприятие по предмету «Основы православной культуры» для среднего и старшего возраста Тема: «Святой Руси святые жены»

Цели и задачи: Дать представление о русской женской святости через галерею женщин , которые были прославлены Церковью в лике святых в России в разное время...

Михаил Жигжитов "От Святого до Горемыки" урок внеклассного чтения.

Урок внеклассного чтения по произведению М. Жигжитова "От Святого до Горемыки"...