традиции адыгов
план-конспект урока по краеведению (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тематическая разработка урока
курса «Кубановедение» в 7 классе
Тема урока: «Обычаи и традиции адыгов. Гостеприимство, куначество, взаимопомощь. Аталычество.»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: ознакомление школьников с особенностями системы морали адыгов в конце 16 – 17 веках
Задачи урока: знать особенности традиций почитания старших, гостеприимства, куначества и аталычества адыгов в конце 16 – 17 веках; уметь рассказывать о своеобразии системы адыгской морали 16 – 17 веков.
Дидактические средства обучения: мультимедийная презентация.
Ход урока
1.Организационный момент:
Учитель сообщает тему, цель, задачи, план содержания и хода урока. Спрашивает: возможно, какие-то понятия вам не знакомы? (Вероятнее всего, куначество и аталычество).
Куначество – это близкие дружеские отношения, взаимопомощь и взаимозащита людей, не связанных узами родства.
Обычай аталычества заключался в том, что ребенка с ранних лет отдавали на воспитание в чужую семью, и по истечении определенного времени он возвращался в родительский дом. Возник он из-за стремления людей иметь как можно больше родственников и друзей.
Итак, сегодня мы будем говорить о таких понятиях как уважение к старшим гостеприимство, куначество и аталычество. Все они входят в одно большое понятие. Какое? (Система морали народа).
2.Введение новых знаний:
2.1.Послушайте информацию о традиции почитания старших:
Первый ученик (опережающее домашнее задание)
Нельзя обращаться без особого разрешения к старшему. Об оскорблении стариков не могло быть и речи, поскольку это несмываемым позором ложилось не только на имя оскорбившего, но и на весь его род. Младший не может сесть в присутствии старшего. Окликнуть старшего по возрасту нельзя. Прежде чем обратиться к старшему, необходимо его догнать, поздоровавшись, встать с левой стороны и начать разговор, предварительно спросив у старшего разрешения. Старший всегда должен находиться с правой стороны, ибо именно правая сторона у адыгов наиболее почетная. На вопросы старших отвечают лаконично, негромко, но внятно. Хвастать, вести себя развязно, острить не полагается. Каждая услуга, сделанная пожилому человеку, делает честь юноше или девушке.
На ложе или сиденье, используемое старшими, младшие не садились и не ложились, даже когда старшие отсутствовали. Если старый человек выполнял какую-то тяжелую работу, молодые люди, даже незнакомые, обязаны были ему помочь. При появлении старших сидящие НЕПРЕМЕННО ВСТАЮТ.
2.2.Запишите в тетради НЕЛЬЗЯ АДЫГСКОГО НАРОДА:
- обращаться без особого разрешения к старшему;
- оскорблять стариков;
- сидеть в присутствии старшего;
- окликнуть старшего;
- начинать со старшим разговор, не спросив разрешения;
- находиться слева от старшего;
- отвечать на вопросы старшего многословно и невразумительно;
- хвастать, вести себя развратно, острить;
- садиться на ложе или сиденье старшего;
- не оказать помощь старшему, выполняющему какую-то трудную работу;
- не встать при появлении старшего.
Какие из перечисленных запретов кажутся вам не актуальными для любого из нас на сегодняшний день? (Возможно, современные нормы поведения разрешают нам сидеть в присутствии старшего, находиться справа от него, садиться на его сиденье инее вставать в его присутствии. Все остальные запреты можно отнести к общечеловеческим моральным принципам, соблюдайте их.)
2.3.Работа в группах: прочитайте раздел второй параграфа № 16. Оформите схему «Гостеприимство у адыгов»:
- отдельный дом для гостей; наиболее удобное место в усадьбе; особый огороженный дворик;
- лучшая часть домашней обстановки во внутреннем убранстве кунацкой;
- гость получал от хозяина постель, пищу и все необходимое; хозяин не брал вознаграждения; гость находился в доме сколько хотел;
- хозяин занимался только приемом гостя; обеспечивал безопасность гостя.
Проверка: представители групп зачитывают информацию, остальные дополняют.
2.4.Просмотрите мультимедийную презентацию и подготовьте ответы на вопросы:
Второй ученик:
СЛАЙД № 1: В прошлом, как и у других народов Кавказа, у адыгов был обычай аталычества. Он заключался в том, что ребенка с ранних лет отдавали на воспитание в чужую семью, и по истечению определенного времени он возвращался в родительский дом. Аталыком называли человека, который взял ребенка на воспитание.
СЛАЙД № 2: Чтобы стать аталыком, нужно было быть достойным, уважаемым в обществе человеком, смелым наездником, соблюдающим адыгский рыцарский этикет. Ведь всему этому нужно было научить своего воспитанника.
СЛАЙД № 3: Девочек тоже отдавали на воспитание в чужую семью. Воспитанием ее занималась жена аталыка – приемная мать. Она учила девочку шить, вышивать, готовить и прилагала все усилия к тому, чтобы научить ее адыгским обычаям, традициям и этикету.
СЛАЙД № 4: Адыги уделяли большое внимание воспитанию детей, их здоровью, физической и духовной красоте.
СЛАЙД № 5: Воспитанники и воспитанницы на всю жизнь сохраняли сильную привязанность к приемным родителям и их детям.
ВОПРОСЫ:
1.Почему возник обряд аталычества?
2.Кто такой аталык?
3.Кто мог стать аталыком?
4.Кто занимался воспитанием девочек в семье аталыка?
5.Что лежало в основе воспитания ребенка в семье аталыка?
6.Как относились воспитанники к аталыкам?
ЗАПИШИТЕ ответы в тетрадь.
3.Первичный контроль:
Учитель: у вас в тетради записаны «Нельзя адыгского народа», схема «Гостеприимство у адыгов» и ответы на вопросы об аталычестве. Работая в парах, расскажите друг другу об обычаях и традициях адыгов и оцените ответы, поставьте «5», если рассказчик не пользовался записями; «4» - если рассказчик только просматривал ответы и «3» - если ответы были зачитаны.
4.Заключительный этап:
- итоги урока, отметки;
- домашнее задание:
На «5»: пользуясь дополнительными источниками информации, найти предания и легенды адыгского народа, иллюстрирующие изученные обычаи и традиции адыгов и систематизировать их: обычай / название сказания, предания или легенды.
На «4»: написать рассказ от лица героя об одном из обычаев адыгов.
На «3»: стр. 77, ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"
Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...
уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"
Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...
уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"
Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...
Классный час "Символика России и Адыгеи."
Цели и задачи: расширить представление школьников о Конституции РФ, символике России, содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ.Оборудование: карта...
Презентация "Майкоп-столица Адыгеи"
Презентация "Майкоп - столица Адыгеи"...
Презентация "Адыги на фронте"
В презентации « Адыги на войне» представлены мемориалы в память героев Великой Отечественной войны, Афганской войны и Чеченской войны. Республика Адыгея – маленькая частичка нашей необъятной стр...
Кроссворды 10 класс "Ногайцы и адыги на Кубани в 16-17 вв"
Кроссворды на уроках кубановедения...