Литературно-музыкальная композиция "Я люблю тебя,Россия"
классный час по краеведению
Внеклассное мероприятие о культуре России, о чертах и особенностях русского народа,о её прошлом,настоящем и будущем.В проведении праздника участвует фольклорный ансамбль "Россияночка",который исполняет народные песни,звучат стихи местных поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno.docx | 33.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция «Я люблю тебя, Россия»
Первый ведущий
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам:
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать.
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть.
Видеролик «Русское поле»
Второй ведущий
Поле, русское поле…
Светит луна или падает снег,
Счастьем и болью вместе с тобою.
Нет, не забыть тебя сердцу вовек.
Русское поле, русское поле…
Сколько дорог прошагать мне пришлось.
Ты моя юность, ты моя воля –
То, что сбылось, то, что в жизни сбылось.
Первый ведущий
О, верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О, верю, верю, счастье есть!
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь!
Второй ведущий
Загадочная русская душа…»
Какая чушь! Она открыта настежь
И для веселья, и для мятежа,
И для молчанья, гордого в ненастье.
На Западе гадалка, морща лоб,
Как будто нет занятия полезней,
Затаскивает душу в гороскоп…
А русская душа туда не лезет!
Видать, сердечный этот аппарат
Чуть посложней досужего расчета…
«Загадочность души…»Какого черта
Рядить ее в затрепанный наряд!
Ее удел – гореть, не остывая!
О, русская душа!Душа – живая…
Первый ведущий
Да широкая русская песня
Вдруг с каких-то дорожек и троп
Сразу брызнувшая в поднебесье
По-родному, по-русски, – взахлеб!
Да простор вековечный, огромный,
Да гармоник размах шире плеч!
Да вагранки, да краны, да домны,
Да певучая русская речь!
Звучит народная песня «По старинке» в исполнении фольклорной группы «Россияночка»
Учитель.
Вот и мы сегодня с вами тепло, общо, по старинке поговорим О России, её характере, особенном пути и о том, как поэты видят, чувствуют Россию и понимают её предназначение.
Третий ведущий.
Когда речь заходит о России, можно услышать самые разнообразные мнения о её культуре, о её прошлом, настоящем и будущем, о чертах и особенностях русского народа, но есть одно, в чём почти всегда сходятся все – как иностранцы, так и сами русские. Это – загадочность и необъяснимость России и русской души. Наверное, не найдётся ни одного русского человека, который не помнил бы тютчевское стихотворение:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Наша встреча сегодня пройдёт под названием «С любовью о России»
Четвёртый ведущий
Иностранцы часто цитируют Уинстона ЧЕРЧИЛЯ, сказавшего о России: «Это головоломка, обёрнутая в тайну внутри загадки». Россия, страна, лежащая на стыке Запада и Востока. Н.А.БЕРДЯЕВ писал: «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира».Несомненно, географическое положение России, родившейся в Восточной Европе и охватившей просторы слабо заселённой Северной Азии, наложило особый отпечаток на её культуру. Однако отличие русской культуры от западноевропейской обусловлено не «восточным духом», который будто бы « от природы» свойствен русскому народу, как утверждают некоторые авторы. Поэт мог восклицать
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
Но это – поэтическая метафора, а не научно-исторический вывод (сам БЛОК, кстати, меньше всего похож на азиата с раскосыми глазами).
Русская культура в отличие от западноевропейской, формировалась на иных путях – она росла на земле, по которой не проходили римские легионы, где не высилась готика католических соборов, не пылали костры инквизиции. Её развитие было связано с событиями другого исторического ряда - с отражением набегов азиатских кочевников, принятием восточного, византийского православного христианства, освобождением от монгольских завоевателей, объединением разрозненных русских княжеств в единое самодержавно-деспотическое государство и распространением его власти всё дальше к Востоку.
Третий ведущий
В России всё соединилось совершенно необычным образом, превратив её в одну из уникальных и величайших стран. Мало того, что
Россия - Европа и Азия,
Россия - земля без границ,
Великое разнообразие
Наречий, характеров, лиц...
М. ЛЬВОВ
Философ Н. БЕРДЯЕВ отмечал поляризованность русского характера, в котором странным образом совмещаются совершенно противоположные черты: доброта с жестокостью, душевная тонкость с грубостью, крайнее свободолюбие с деспотизмом, самоуничижение с гордыней.
Бываем мы безмятежными, а бываем неуёмно-горячими, деятельными. Бывает, за нитку до хрипоты спорим, а бывает, без раздумий снимем и отдадим последнюю рубаху случайному прохожему.
Да, мы такие, и это у нас от Бога, и никуда от этого не денешься, и нельзя с этим не считаться.
Мы – дети России, уж так назначено нам судьбой.
Чтецы
Н. РУБЦОВ
Россия, Русь – куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни.
Н.М. ЯЗЫКОВ
Мой друг! Что может быть милей!
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая.
Прохладней летний ветерок,
Душистые цветы. Там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поёт звучнее...
А. БЛОК
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет ,-
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
С. ЕСЕНИН
...Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.
Ф. ТЮТЧЕВ
Не верь в Святую Русь, кто хочет,
Лишь верь она себе самой!
Н. ГУМИЛЁВ
Франция, на лик твой просвещённый,
Я ещё, ещё раз обернусь,
И как в омут погружусь бездонный,
В дикую, родную Русь.
М. ЦВЕТАЕВА
Не стыдись, страна Россия!
Ангелы всегда босые.
И. СЕЛЬВИНСКИЙ
Я твой. Я вижу сны твои,
Я жизнью за тебя в ответе!
Твоя волна в моей крови,
В моей груди не твой ли ветер?
Гордясь тобой или скорбя,
Полуседой, но с чувством ранним
Люблю тебя, люблю тебя.
Всем пламенем и всем дыханьем.
Россия... Родина моя, Россия,
Я с каждым днём люблю тебя сильней!..
Четвёртый ведущий
Путь общения с Россией – сегодня есть путь общения с её поэзией. Потому что поэзия, подобна молитве, подобна пению, подобна всему национальному искусству. Поэзия – это голос самой России, её живой вздох, её живой стон, её живое слово.
Это сам русский народ Поёт о себе своё заветное, выговаривает свою душу, стеная от земной жизни и вздыхая о Боге, о святости и праведности, о героизме и справедливости, о любви, о своём призвании, о грехе и покаянии, обо всём, что его пленяет или отталкивает.
Звучит песня «России простор ». Исполняет фольклорная группа «Россияночка»
Истинные поэты наделены обострённой чуткостью, даром улавливать сокровенную сущность происходящего и предощущать грядущее, - не столько прозорливостью, сколько именно душевной чуткостью, способностью реагировать на скрытые токи истории.
Читает учащийся
Это подтверждает своим творчеством Н. РАЧКОВ. Стихотворение «Притча»
Может это придумка – не боле.
Вышла древняя бабка на свет
И взглянула на русское поле:
Что такое? А полюшка нет.
Удивилась. И Слабую свечку
Подняла чуть не к самой звезде.
Посмотрела на синюю речку:
Что такое? А реченька где?
Бабка вышла, конечно, из Леты.
Если хочешь, возьми и проверь.
Оглянулась: ах, батюшки-светы,
Тут погост был... И где он теперь?
Кобылицами ржут магнитолы,
Всюду моники вместо марусь.
Это что же, неужто монголы
Возвернулись с Мамаем на Русь?
Где же ты, молодецкая сила?
Но ни песен родных, ни знамён.
...И плиту над собой затворила—
До иных, до победных времён.
Учитель:
И вместе с теплом приходит горечь от того, что не ценим мы свою землю. Легко расстаёмся с её тихой красотой. Обидно, что мы теряем традиции своих отцов, своих предков, теряем своё лицо, становимся универсально-безликими, Иванами, не помнящими родства. Может пора остановиться, оглянуться «на дело своих рук».
С незапамятных стародавних времён в каждой стране на Земле живёт прекрасная дева по имени... Впрочем, имени её мы пока называть не будем. Оно само собой скажется.
Дева славится мудростью и постоянством, она бережно хранит историю своего народа, его обычаи, нравы порядки, вкусы, чтит память предков, героев и победителей, скорбит о бедах и утратах; даже национальную одежду и кухню старается сберечь. Нелегко это, так как идут годы, столетия, а то и тысячелетия, у людей меняются вкусы и пристрастия, познают друг друга страны и народы – и давнее кажется устаревшим, иногда и вовсе ненужным, зато чужое и новое обретает привлекательность, становится притягательным и желанным. Вот тут-то и начинают потихоньку посмеиваться над девой, потом смеяться в открытую над её старомодностью, пытаются поколебать её, убедить отказаться от того, что она так ревностно оберегает. Но она непоколебима: ведь именно в верности и постоянстве её сила, так как они сохраняют единственное и неповторимое лицо своего народа, связывают поколения друг с другом. Однако нет покоя тем, кто гонится за новизной, которую они называют прогрессом, думая, что прогресс обязательно требует разрушения. Когда ничего не удаётся хулителям стойкой девы, стараются они хитростью, незаметно подменить родное и привычное новым – чужим: ярким праздником, модным костюмом, сладким соблазном, острыми ощущениями – и добиться своего любыми путями.
Но стоит только вспомнить об утраченном, оценить его умом и сердцем, вернуться к нему – вновь возликует дева по имени... Традиция.
Народ, который чтит свои традиции, всегда крепок и силён, и никакие трудности его не сломят, он не растворится среди других национальностей, не потеряет своего лица и языка, и его будут всюду узнавать по обычаям, вкусам, по нарядам.
Русский народ раскрывает свою душу языком песни и языком пляски. Уж горевать, так горевать, а веселиться, так с размахом. Уж если любить, то до самозабвения. В этом его самобытность и достоинство народа
Танец «Ой, как ты мне нравишься» в исполнении ученицы.
Третий ведущий
ЛЕРМОНТОВ, НЕКРАСОВ, БЛОК, ЕСЕНИН, склоняют голову перед величием и страданием Родины, воспевают бесхитростную и чистую русскую душу
Вспомните знакомые строчки
Читает учащийся
Лермонтовское:
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям...
Некрасовское:
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И ночи,
И моховые болота, и пни –
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Блоковское:
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
Есенинское:
О Русь! Малиновое поле
И синь, упавшая в реку!
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску...
Мы неслучайно заговорили о традициях, ведь многие из них исчезают прямо на глазах, подменяются чужими, не свойственными нашему народу, и всё труднее и труднее узнавать русского человека среди других. Но современные поэты гордятся тем, что они русские. Эти поэты живут среди нас, ходят теми же дорогами и пишут о том, что дорого их сердцу - о родине, о природе, о людях, живущих на этой земле. Они продолжают традиции наших поэтов и художников – видят красоту её в самом обычном и непритязательном.
Чтение стихотворения местного поэта Сергея Поликарповича Гончарова «Дорог мне простор широкий»
Просмотр слайдов презентации.
Учитель: в русской культурной традиции Родина неизменно является нам в простых и знакомых до боли картинах: поле, луг, лес, берёзы и рябины, ели и сосны, церквушка или храм в синеве небес, дорога или тропинка.
Среди золотых хлебных полей затерялся наш посёлок, выросший на берегу реки Куберле. Вспомните русские народные песни с их степями и полями, реками и речушками. Не о нас ли эти песни?
Вспомните и послушайте русскую народную песню в исполнении фольклорной группы «Россияночка» « Как пойду я на быструю речку»
Четвёртый ведущий
Русская поэзия сегодня, благодаря мощи и чистоте её слова, богатству чувств является действенной силой, способной привести читателя в сознание, побудить и к сопереживанию, и к действию. Голос современного поэта вновь звучит, «как колокол на башне вечевой».
Как ликует заграница
И от счастья воет воем,
Что мы встали на колени.
А мы встали на колени
Помолиться перед боем.
Бессмертная душа России – Святая Русь, открывается сегодня многим поэтам. Россия воспринимается как последний оплот человечества, последнее оправдание его существования. И потому от судьбы её зависит судьба всего мира.
Н. ЗИНОВЬЕВ
Давно по миру слух ползёт,
В умах родившись не в убогих:
Россия скоро упадёт.
Не веселитесь наперёд!
Коль упадёт - придавит многих.
А может статься, что и всех.
Что кроме мокрого следа,
Тогда останется от мира?
Молитесь лучше, господа,
За нашу Русь, а то – беда.
Песня « Ах ты, степь широкая» исполняет фольклорная группа «Россияночка»
Третий ведущий
Судьба России является главным содержанием, душой и сердцем русской поэзии последних лет, это обусловливает явную связь современной лирики с традициями отечественной поэзии ХIХ-ХХ веков.
Осознанная установка на верность традициям – свидетельство зрелости, поэтической мощи и внутренней спокойной уверенности, независимости от литературной моды и лекарство от честолюбия. Русская лирика рубежа тысячелетий обретает себя в новом качестве, действительно становясь голосом России.
Читает учащийся
И. НИКИТИН
Под большим шатром голубых небес-
Вижу – даль степей зеленеется.
И на гранях их, выше тёмных туч,
Цепи гор стоят великанами...
Широка ты Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!..
И во всех концах света белого
Про тебя идёт слава громкая
Уж и есть за что Русь Могучая,
Полюбить тебя, назвать Матерью...
За Россией земной – живёт, поёт, молится и творит Россия духовная; и эта духовная Россия, о жизни которой мы знаем всего только, увы, за одну тысячу лет, но которая жила и две тысячи лет тому назад, она-то и есть наше материнское лоно; наша детская колыбель; вскормившая нас духовная и незримая природа; наше духовное, отеческое гнездо, наше духовное национальное жилище; наш, взращенный нами, перед лицом Божиим, духовный сад. Это главное, непреходящее богатство наше, которым для нас насыщена наша природа и которое оформило и осмыслило наш быт. И когда мы произносим это простое и в то же время необъятное слово «Россия» -- и чувствуем, что мы назвали что-то самое главное в нашей жизни и в нашей личной судьбе, то мы твёрдо знаем, что мы разумеем не просто природу, или территорию, или быт, или хозяйство, или государство,--а русский дух, выросший во всём этом, созданный этим и создавший всё это в муках, в долготерпении, в кровавой борьбе и в непрестанном молитвенном напряжении.
Читает учащийся
Н. РАЧКОВ « Молитва»
Не за себя прошу, поднять не смея взора:
И в нынешние дни, и в завтрашние дни
От дьявольской войны, от мора, от террора
Беспечный мой народ спаси и сохрани.
Прости его за то, что в этой жизни грешной
Доверчив он и смел, талантлив и велик.
Спаси и сохрани его могучий, нежный,
Вобравший шёпот трав и гром небес, язык.
В решающий момент не дрогнет он и бровью,
И встанет за тебя под гибельной пургой.
К твоим стопам, Господь, он припадёт с любовью
Как никакой другой, как никакой другой.
Будь милостив к нему и не карай сурово,
Из всемогущих рук его не оброни.
Во имя всех святых и для всего благого
Спаси и сохрани, спаси и сохрани.
Четвёртый ведущий
В этих муках и напряжении русской истории, в суровой борьбе с прекрасной, но строгой русской природой—сложилась Россия, как единство, как живая система русской культуры, как русский душевно-духовный уклад, уклад души, в отразившийся со всей его шириной, простотой, добродушием, щедростью, свободолюбием, гостеприимством, медлительной задумчивостью, удалью и истовостью, недисциплинированной ленью и упорным трудолюбием; с его певучей музыкальностью; с его пассивной терпеливостью, которая кажется слабостью, но которая перетерпела и пережила не одну исторически-стихийную силу; с его разлитой всенародно даровитостью и с беспечной склонностью растрачивать данные от Бога таланты. Словом, это наша Россия.
Учитель:
Если Вас тронуло и взволновало наше мероприятие, не оставила равнодушными проникновенная лирика, то у нас всех есть надежда на то, что традиции любви к родной земле возродятся, что жизнь «устроится». Зло растает где-то во мгле, мы поверим в себя, в Россию, и, как и наши предки, будем гордиться тем, что мы русские. А любовь наща к России начинается с любви к матери, родному дому, землякам, к тому месту, где мы родились и выросли и где нас всегда ждут.
Закончим нашу встречу песней « О родном крае» (сл. Дербенёва, муз Флерковского). Исполняет вокальная группа.
Использованная литература:
1.Тихонова Лариса Станиславовна, ведущий библиотекарь отдела «Читальный зал» ЦГБ МАУК «ЦБС» г. Ангарска « С верой в Россию» (Литературно-музыкальная композиция для всех групп читателей).
2. Ирина Валентиновна Леонова, психолог, Марина Вадимовна Цветкова, учитель«О России петь…» литературно-музыкальная композиция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение на тему : « Я люблю тебя, Россия» Подготовила ученица 8 класса Коробкова Снежана
Сочинение на тему : « Я люблю тебя, Россия» Подготовила ученица 8 класса Коробкова Снежана ...
Классный час "Люблю тебя, Россия!"
Рассчитан на учащихся 4 класса. Содержит материал образовательного характера (тесты), имеет ярко выраженную патриотическую направленность....
Внеклассное занятие «Я люблю тебя, Россия!»
Внеклассное занятие о русских народных обычаях, обрядах, культуре русского народа....
Я люблю тебя, Россия!
Сценарийтематического занятия«Я люблю тебя, Россия!»Совместная работа воспитателя ГБУ КЦСОН Альшеевского района отделения помощи детям, оставшимся без попечения родителей Исламкуловой Илмиры Илд...
Сценарий конкурса чтецов «Я люблю тебя, Россия»! (в рамках гимназического образовательного проекта "Моя Россия")
Сценарий конкурса чтецов «Я люблю тебя, Россия»! Цели:воспитывать у детей любовь к родной стране, уважение к культурному наследию своего народа;вызвать эмоциональный отклик у детей;способс...
«Я люблю тебя, Россия!» (историко-патриотическая игра, посвященая Дню независимости России)
Я очень горда, что в России живу.Я здесь родилась, здесь учусь и расту.Традиции страны всей семьею мы чтим.Когда звучит гимн мы все смирно стоим. Торжественен он, страны сила в нем скрыта,Но есть...