Образовательное путешествие "Райский уголок - загородная усадьба"
методическая разработка по краеведению

Василенко Татьяна Константиновна

Методическая разработка внеурочного занятия - образовательного путешествия в парк "Сергиевка", расположенного в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. Материал содержит краткую информацию об истории усадьбы и алгоритм работы с учениками для осуществления работы на маршруте путешествия, а также вопросы для подведения итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnoe_puteshestvie.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное путешествие.

Тема: «Райский уголок – загородная усадьба»

Идея (проблема): О чем может рассказать старинная усадьба?

Вступление:

В XIXв в среде петербургских аристократов было принято выезжать на лето за город, где в обустроенной по собственному вкусу усадьбе можно было отдохнуть от великосветской жизни. Здесь складывалась семейная атмосфера покоя. Романтические уголки парков служили местом прогулок, размышлений, вдохновляли на создание стихов и живописных пейзажей.

История усадьбы «Сергиевка», расположенной недалеко от Петергофа, уникальна. Усадьба сложилась из нескольких «приморских местечек» и на протяжении десятилетий переходила из рук в руки. Одним из владельцев объединенной территории был Сергей Петрович Румянцев, по имени которого усадьба и получила название. В 1839г Николай I подарил усадьбу любимой дочери Марии по случаю свадьбы с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Для молодой супружеской четы был возведен летний дворец. Какие еще постройки включала в себя усадьба? Какой парк ее окружал? Какие события в жизни владельцев связаны с усадьбой? Как сложилась судьба усадьбы?

Подготовка к путешествию: в ходе уроков изучить стиль «эклектика», его особенности, познакомиться с историей, обликом Мариинского дворца, иметь представление о творчестве А.И. Штакеншнейдера. Соберите информацию о жизни М. Лейхтенбергского, великой княгини Марии Николаевны. Найдите на карте Петербурга и пригородов, где находится усадьба Сергиевка. Узнайте, какими видами транспорта можно добраться. Разработайте оптимальный маршрут.

Работа на маршруте:

Группа 1: парк.

Какого типа парк в усадьбе Сергиевка? Что служило украшением такого парка? Какие вкусы, интересы людей XIXв воплотились в устройстве парка?

  1. С помощью плана – схемы парка найдите объект №18. Исследуйте его. Как появился объект? Что означает изображение на нем? Все ли детали сохранились? Каким мог быть первоначальный облик? Какие ассоциации объект вызывает? Какой ландшафт окружает объект?
  2. 2. Исследуйте местность вверх по течению ручья. Что вы обнаружили? Как вы думаете, естественное или рукотворное явление вы наблюдаете? Что можете сказать о состоянии объекта? Какое впечатление он производит? На какой эффект рассчитывал создатель?
  3. Обследуйте пруды. Являются ли они водной системой? Пруды естественные или рукотворные? Есть ли в них обитатели? Каково состояние водоемов?
  4. Присмотритесь к дорожкам парка. Прямые они или извилистые? Проложены специально или просто протоптаны? Какие виды открываются? Сфотографируйте, опишите понравившиеся.
  5. Какое впечатление сложилось у вас о растительности парка? Какого возраста деревья? Какие виды вам знакомы?

Группа 2: дворец.

В каком стиле создан дворец? Что поражает в его облике, очертаниях? О каких вкусах, интересах человека XIXв свидетельствует архитектура дворца?

  1. С помощью плана – схемы найдите дворец и прилегающие к нему постройки. Обойдите дворец. Сравните фасады. Черты какого стиля использовал архитектор? Какие детали понравились вам болев сего? Сфотографируйте их. Попробуйте изобразить здание в плане. Чем вы можете объяснить такую форму? Какое впечатление произвел на вас дворец?
  2. Исследуйте расположенные неподалеку  от восточного фасада дворца постройки. Попробуйте объяснить их назначение в прошлом. Прочтите надписи на табличках. Как используются эти здания в наши дни? Какова сохранность построек?
  3. Найдите объект расположенный напротив южного фасада дворца, через луг. Есть ли возможность определить назначение постройки? Какой она формы? Какова степень сохранности?

Подведение итогов путешествия. Защита.

  • Поразмышляйте, Чем отличалась жизнь в усадьбе от жизни в петербургском дворце?
  • Какую роль сыграли хозяева усадьбы в русской истории?
  • Какие события жизни хозяев связаны с усадьбой?
  • О каких вкусах XIXв рассказывает усадьба?
  • Какое продолжение истории усадьбы Сергиевка вы могли бы предложить?
  • Создайте компьютерную презентацию об истории усадьбы
  • Напишите рассказ от имени гостя семьи герцога Лейхтенбергского.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря

Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни  летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

Комплект контрольно- измерительных материалов по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.08Физическая культура основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 35.01.24. «Управляющий сельской усадьбой» Базовый уровень подготовки

Комплект контрольно- измерительных материаловразработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования для среднего профессионального образования и Рабо...

Комплект контрольно- измерительных материалов по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.09 Основы безопасности жизнедеятельности основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 35.01.24. «Управляющий сельской усадьбой» Базовый

Комплект контрольно- измерительных материаловразработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования для среднего профессионального образования и Рабо...

Усадьба Г.Р.Державина. образовательная экскурсия.

Усадьба Г.Р.Державина. образовательная экскурсия.Цели:Познакомить обучающихся с жизнью Г.Р.ДержавинаРасширить представление школьников о формировании писательского таланта писателя, его окруженииДопол...

Сценарий образовательного события на тему " Роль дворянской усадьбы в жизни героев романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Цель ОС:- проанализировать роман А.С.  Пушкина «Дубровский» с точки зрения значимости образа усадьбы в идейной структуре произведения...