Моя малая родина
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Ветренко Елена Александровна

В настоящее время среди детей и подростков наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в образовательных учреждениях является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданской позиции. Краеведение играет существенную педагогическую роль в воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает комплексное изучение родного края.

Школьное краеведение - это важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у обучающихся таких нравственных качеств, как отзывчивость, гордость, уважение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

Программа "Моя малая родина" туристско-краеведческой направленности разработана на основе государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", Федерального базисного учебного плана и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004).

Актуальность изучаемой деятельности. В настоящее время среди детей и подростков наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в образовательных учреждениях является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданской позиции. Краеведение играет существенную педагогическую роль в воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает комплексное изучение родного края.

Школьное краеведение - это важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у обучающихся таких нравственных качеств, как отзывчивость, гордость, уважение. Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации»:

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
  • формирование у обучающихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
  • защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.

Программа "Моя малая родина" предполагает проведение большого количества практических занятий, которые позволяют обучающимся лучше познакомиться с историей, традициями, обычаями и культурой своего района. Часть учебного времени отводится на исследовательскую деятельность детей как самостоятельную, так и под руководством педагога, в ходе которой обучающиеся учатся самостоятельно добывать знания. Анализ результатов своего поиска в конечном итоге позволяет сформировать у обучающихся целостное представление о своей малой родине, ее традициях, культуре и историческом прошлом. Обучение по программе предполагает интеграцию с основными дисциплинами общеобразовательной школы, такими как история, география, литература, обществознание и биология.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не ограничивая творческой инициативы педагогов, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных занятий по программе, формированию ключевых компетенций.

Данная программа отражает исторические, географические и биологические аспекты изучения Сызранского района. В ходе реализации программы обучающиеся познакомятся с историей района, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края, узнают о памятниках истории и культуры, о людях вошедших в историю Самарского края и России в целом, о ветеранах Великой Отечественной войны, об участниках локальных войн, о тружениках тыла, ветеранах труда, совершат заочные и очные путешествия по населенным пунктам района, посетят школьные музеи Сызранского района и Краеведческий музей г.о. Сызрань.

Главная идея: включить обучающихся в практическое осмысление реальных жизненных проблем родного края.

Новизна программы заключается в проектной деятельности обучающихся, разработки экскурсионного маршрута по Сызранскому району "Богата историей Российская глубинка" и проведении экскурсий для обучающихся образовательных учреждений.

Цель программы: создание условий для воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село, его традиции, памятники природы, истории, культуры и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:  

  • сформировать представления о различных сторонах жизни Сызранского района, ознакомить с историей и современной жизнью своей малой родины;
  • сформировать личностно-ценностное отношение к своей малой родине;
  • сформировать начальные навыки исследовательской работы;
  • воспитать толерантное отношение к другим национальностям;
  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать самостоятельную познавательную деятельность;
  • заинтересовать краеведческой работой не только обучающихся, но и их родителей посредством изучения истории района (населенного пункта) через семейные архивы, рассказы родственников, изучение жизни района (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, составление родословной семьи.

Целевая аудитория: Программа "Моя малая родина" рассчитана на обучающихся 13-14 лет.

Место курса в учебном плане: 34 часа учебного времени, 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры. Данный курс предлагает расширение содержания учебных предметов, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности обучающихся посредствам курса краеведения и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров:

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Условия реализации программы

Материально-техническое сопровождение:

  • оборудованный учебный кабинет,
  • школьный музей,
  • мультимедийная техника (компьютер, сканер, принтер, проектор, экран),
  • транспорт для экскурсий,
  • подключение к сети Интернет,
  • папки, файлы перфорированные, бумага для оформления краеведческого материала.

Учебно-методическое сопровождение:

  • методическая литература,
  • наглядный материал (альбомы, карты-схемы, книги, газеты, фотоальбомы),
  • дидактический материал.

Организационно-педагогические условия:

сотрудничество с архивным отделом администрации, с Межпоселенческой центральной районной библиотекой, с администрациями населенных пунктов, с образовательными учреждениями м.р. Сызранский, с Краеведческим музеем г.о. Сызрань.

Основные формы организации учебных занятий:

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа),
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с фотографиями, просмотр и обсуждение видеофильмов),
  • практические (практические работы, встречи с интересными людьми, интервью),
  • репродуктивные (проекты, презентации),
  • метод стимулирования и мотивации (познавательные игры, экскурсии),
  • метод контроля и самоконтроля (устный контроль).

Формы организации учебной деятельности: коллективные (занятия, экскурсии, игра), групповые (коллективно-творческая деятельность), индивидуальные (самостоятельная работа).

Технологии обучения: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, дискуссии.

Формы контроля: устный опрос, оформление альбомов и газет, выпуск буклетов, защита проектов, викторина, организация и проведение экскурсий, тестирование, конкурс.

Результатом изучения курса следует считать проявление самостоятельности обучающихся в решении и анализе проблем своей малой родины, способность применять полученные теоретические краеведческие знания в реальных личностно и для общества значимых жизненных ситуациях.

Планируемые результаты реализации программы "Моя малая родина"

Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

  • навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности;
  • интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к поисково-исследовательской деятельности;
  • понимание практической ценности краеведческого материала;
  • навыки общения в процессе познания;
  • понимание ценности чёткой, лаконичной, последовательной речи, потребность в аккуратном оформлении записей;
  • навыки этики поведения;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Обучающиеся получит возможность для формирования:

  • адекватной оценки результатов своей учебной деятельности;
  • понимания значения краеведения для собственного общекультурного и интеллектуального развития и успешной карьеры в будущем;
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной деятельности;
  • принятия ценностей других людей;
  • этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • готовности к сотрудничеству и совместной познавательной работе в группе;
  • желания понимать друг друга, понимать позицию другого;
  • умения отстаивать собственную точку зрения;
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями или на основе образцов;
  • находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • различать способы и результат действия.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать поисково-исследовательскую работу, корректировать работу по ходу действий, оценивать результаты своей работы;
  • ставить новые учебные задачи под руководством педагога;
  • самостоятельно выполнять учебные действия;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе решения;
  • самостоятельно делать выводы и ставить познавательные цели на будущее;
  • определять под руководством педагога критерии оценивания задания.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и проектных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе используя возможности Интернета;
  • проводить сравнение по нескольким основаниям, в том числе самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;
  • осуществлять разносторонний анализ объекта;
  • проводить несложные индуктивные и дедуктивные рассуждения;
  • самостоятельно или в сотрудничестве с педагогом выявлять причинно-следственные связи;
  • самостоятельно анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы;
  • совместно с педагогом или в групповой работе отбирать необходимые источники информации;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию;
  • передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
  • участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
  •  конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • предвидеть результаты и последствия коллективных решений;
  • активно участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместных действий при организации коллективной работы;
  • чётко формулировать и обосновывать свою точку зрения;
  • учитывать мнение собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека;
  • предвидеть результаты и последствия коллективных решений;
  • чётко выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи согласно общему плану действий, прогнозировать и оценивать результаты своего труда.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • описывать и объяснять существенные признаки географических, исторических и природных объектов Сызранского района;
  • находить и анализировать различные источники информации для изучения Сызранского района;
  • составлять план и краткую характеристику Сызранского района.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • собирать и представлять информацию, полученную входе опроса или практико-экспериментальной работы, таблиц и диаграмм;
  • объяснять, сравнивать и обобщать данные поисково-исследовательской работы, высказывать предположения и делать выводы.

Содержание программы "Моя малая родина"

1. Общие сведения о Сызранском районе

История создания и развития района

История создания района, площадь района, протяженность, географического положения, герб и флаг района, географическое положение, изменения его границ. Учреждения культуры, здравоохранения, спорта, дополнительного образования, отдел ЗАГС. Проект "Карта Сызранского района" (учреждения культуры и образовательные учреждения). Буклет "Учреждения здравоохранения Сызранского района".

Сельские поселения района

Характеристика населенных пунктов: п. Варламово, п. Балашейка, с. Рамено, п. Междуреченск, с. Троицкое, с. Старая Рачейка, с. Жемковка, п. Сборный, с. Печерское, с. Усинское, с. Ивашевка, с. Новая Рачейка, с. Чекалино, п. Кошелевка, с. Заборовка. Узнайте о происхождении названий населенных пунктов района. Фоторассказ, презентация о деятельности населенного пункта, его достопримечательностях. История села (поселка) в истории страны.

Сызранский район в годы Великой Отечественной войны  

Книга памяти Сызранского района. Участники и ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, герои Великой Отечественной войны, проживающие на территории Сызранского района. Вклад 266-ой стрелковой Артемовско-Берлинской Краснознаменной ордена Суворова II степени дивизии в победу в Великой Отечественной войны. Братское захоронение и военный госпиталь в с. Старая Рачейка. Мое село в годы ВОВ. Проект "Мы памяти своей верны" (оформление альбома).

Знаменитые люди Сызранского района

Знаменитые люди Сызранского района, их вклад в историю Сызранского района,  в науку, просвещение, сельское хозяйство, промышленность и т.д.

Их именами названы школы с. Троицкое, п. Балашейка, с. Старая Рачейка. Поиск и сбор информации про Дмитриева И.И., Захарова П.И., Щеулова В.П., Теплова С.Т., Солощева И.С., Дырина А.И. Оформление газеты "Жизнь замечательных людей".

2. Природа родного края

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическое строение территории района. Уникальные "Рачейские Альпы". Полезные ископаемые. Характеристика почв района, их разнообразие, значение в жизни человека. Почвенные и земельные ресурсы. Разработка туристского маршрута "Рачейские Альпы".

Водные ресурсы

Реки и озера Сызранского района. Узилово и Моховое болота. Их значение для жизнедеятельности человека. Современное экологическое состояние. Характеристика рек района: где они берут начало, куда впадают, направление течения, режим питания, когда замерзают, когда вскрываются. Создание презентации "Реки нашего края".

Растительность Сызранского района

Леса Сызранского района: Рачейский бор, Раменский лес. Памятники природы. Памятники природы и достопримечательные места Сызранского района. Выпуск буклетов "Леса Сызранского района".

Животный мир

Многообразие фауны Сызранского района. Охрана животных. Презентация "Красная книга" Сызранского района".

3. Агропромышленный комплекс Сызранского района

Сельское хозяйство района

Сельскохозяйственными предприятиями. Достижения и трудности в развитии хозяйства. Лидеры сельскохозяйственного производства.

Промышленность района

Машиностроение и металлообработка (добыча и обогащение природного песка), производство строительных материалов, ремонт сельскохозяйственной техники, транспортировка по трубопроводам газа и продуктов его переработки. Радиогазета "Горно-обогатительное предприятие ООО "Балашейские пески" и "Сызранское линейное производственное управление магистральных газопроводов ООО "Газпром Трасгаз Самара".  

4. С чего начинается Родина

Здесь я живу, здесь дом родной

Характеристика сельского поселения. История создания населенного пункта, основные вехи развития населенного пункта, природно-климатические особенности местности, информация о предприятиях и учреждениях социально-бытовой сферы, работающих на территории населенного пункта, традиции и традиционные праздники. Доска почета. Мое село (поселок) в годы ВОВ. Достопримечательности населенного пункта. Моя семья в истории района. Так начиналось село мое. Узнайте о происхождении названия своего населенного пункта. История села (поселка) в истории страны. Моя родословная. Проект "История села глазами старожилов".

История создания и развития моей школы

Основание школы, ее история. Традиции школы. Гордость школы: учителя, выпускники, учителя-ветераны. Организация и проведение экскурсии в школьном музее.

Структура программы

№  п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Общие сведения о Сызранском районе  (21 час)

История создания и развития района

2

Населенные пункты района

13

Сызранский район в годы ВОВ

3

Знаменитые люди Сызранского района

3

Природа родного края (4 часа)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

1

Водные ресурсы (реки, болота, родники)

1

Растительность Сызранского района. Природные памятники

1

Животный мир Сызранского района. "Красная книга" района

1

Агропромышленный комплекс и промышленность Сызранского района (2 часа)

Сельское хозяйство района

1

Промышленность района

1

С чего начинается Родина (7 часов)

История создания населенного пункта. Доска почета. Мое село (поселок) в годы ВОВ. Достопримечательности. Моя семья в истории района

5

История создания и развития моей школы

2

Итого:

34


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№  п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

Формы контроля

ЭОР

Общие сведения о Сызранском районе

История создания и развития района

2

Показывать Сызранский район на карте Самарской области. Оценивать вклад  района в историю Самарской губернии. Устанавливать хронологическую последовательность важнейших событий истории и развития района. Рассказывать об основных социальных институтах Сызранского района. Представлять результаты своих исследований в форме творческих проектов.

  • воспитание уважительного отношения к своему району, селу (поселку), его истории,
  • воспитание любви к родному краю,
  • владение рассуждением, описанием повествованием,
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной познавательно-практической деятельности
  • расширение кругозора обучающихся

защита проекта

Сайт "Виртуальный музей Сызранского района"

http://muzey-szr.hol.es/wp/

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/

Населенные пункты

13

Анализировать и обобщать информацию о населенных пунктах района. В дополнительных источниках искать информацию об истории создания,  происхождении названия и достопримечательностях поселений Сызранского района. Готовить тематические сообщения и презентации.

презентация

Сайт "Виртуальный музей Сызранского района"

http://muzey-szr.hol.es/wp/

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/

Сызранский район в годы ВОВ

3

Делать выводы о вкладе жителей Сызранского района в победу в Великой Отечественной войне. Рассказывать о фактах, событиях и людях, вошедших в историю Сызранского района в годы ВОВ

защита проекта, оформление альбома

Сайт "Виртуальный музей Сызранского района"

http://muzey-szr.hol.es/wp/

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/

Знаменитые люди Сызранского района

3

Рассказывать о выдающихся людях, проживающих на территории Сызранского района и их достижениях. Давать оценку этим личностям, высказывать суждения о значении их деятельности для района и страны в целом.

выпуск газеты

Сайт "Виртуальный музей Сызранского района"

http://muzey-szr.hol.es/wp/

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/

Природа родного края

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

1

Описывать геологическое строение и рельеф Сызранского района. Анализировать и обобщать информацию о почвах и полезных ископаемых. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам о "Рачейских Альпах".

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах,
  • принятие норм нравственного поведения в природе,
  • формирование основ экологической культуры

разработка туристского маршрута

Сайт "Виртуальный музей Сызранского района"

http://muzey-szr.hol.es/wp/

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/

Водные ресурсы (реки, болота, родники)

1

Находить и показывать на карте реки и болота Сызранского района. Характеризовать их особенности и выделять значимость для людей.

презентация

Сайт "Виртуальный музей Сызранского района"

http://muzey-szr.hol.es/wp/

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/

Растительность Сызранского района. Природные памятники

1

Рассказывать о лесах Сызранского района. Выявлять и объяснять особенности растительном мире района. Делать выводы о его значимости для людей.

выпуск буклета

Сайт "Виртуальный музей Сызранского района"

http://muzey-szr.hol.es/wp/

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/

Животный мир Сызранского района. "Красная книга" района

1

Характеризовать фауну Сызранского района, ее особенностей. Использовать новые знания о мире животных при выполнении творческой работы

презентация

Сайт "Виртуальный музей Сызранского района"

http://muzey-szr.hol.es/wp/

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/

Агропромышленный комплекс Сызранского района

Сельское хозяйство района

1

Рассказывать о развитии сельского хозяйства Сызранского района. Давать оценку эффективности действующей системы управления сельским хозяйством района.

  • воспитание уважительного отношения к своему району,
  • владение рассуждением, описанием повествованием

устный опрос

Сайт "Виртуальный музей Сызранского района"

http://muzey-szr.hol.es/wp/

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/

Промышленность района

1

Рассказывать о промышленном потенциале Сызранского района. Представлять результаты своей поисковой деятельности в форме творческих проектов.

выпуск радиогазеты

Сайт "Виртуальный музей Сызранского района"

http://muzey-szr.hol.es/wp/

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/

С чего начинается Родина

История создания населенного пункта. Доска почета. Мое село (поселок) в годы ВОВ. Достопримечательности. Моя семья в истории района

5

Анализировать и обобщать информацию о своей малой родине. Устанавливать хронологическую последовательность важнейших событий своего населенного пункта. Высказывать суждения об его исторической ценности. Описывать исторические события и достопримечательности. Рассказывать о выдающихся людях, проживающих на его территории. Готовить тематические сообщения и проекты.

  • воспитание уважительного отношения и любви к своему селу,
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения  в обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками,
  • владение рассуждением, описанием повествованием,
  • воспитание чувства гордости за  достижения
  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах

проект, викторина, конкурс

Сайт "Виртуальный музей Сызранского района"

http://muzey-szr.hol.es/wp/

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/

История создания и развития моей школы

2

Актуализировать и обобщать знания по истории родной школы. Использовать новые знания о школе для проведения экскурсий.

организация и проведение экскурсии

Сайт "Виртуальный музей Сызранского района"

http://muzey-szr.hol.es/wp/

Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/


Список используемой литературы

  1. Альманах «Муниципальный район Сызранский. 75 лет надеждой и верой...». - Сызрань И.П.Ибрагимова Л.Б., 2013.
  2. Воронин В.В. «География Самарской области». - Самара, 2004.
  3. Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С. «Самарская область (география и история, экономика и культура) учебное пособие». - ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998.
  4. Журлова Г.Г. «Звалась когда-то ты Ручейкой».  - Сызрань: Издательство «Ваш Взгляд», 2010.
  5. Журлова Г.Г. «Но прошлое в нас не уснуло». - Сызрань: МУП «Сызранское полиграфобъединение», 2004.
  6. Зотов А.Ф. «Книга памяти. Сызранский  район». – Сызрань: Сызранское полиграфобъединение, 1997. В 2-х томах.
  7. «Историко-культурная энциклопедия Самарского края». Самара, 1993-1995. В 4-х томах.
  8. «Книга памяти жителей Самарской области, погибших в военных локальных конфликтах». - Тольятти: Современник, 2004. В 2-х томах.
  9. Синельник А.К. «История градостроительства и заселения Самарского края». - Издательский дом «Агни», 2003.
  10. Синельникова Н.А. «Летопись малых деревень Сызранского района».- Сызрань: ООО «РПГ Ларец», 2008.
  11. Сукайло В.А. «Труды и дни Ивана Дмитриева».- Москва – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2010.
  12. Храмков Л.В. «Введение в Самарское краеведение. Учебное пособие».- Самара: Издательство «НТЦ», 2007.

                                          Интернет - ресурсы

  1. http://muzey-szr.hol.es/wp/
  2. http://samara-kraeved.ru/
  3. http://www.alabin.ru/alabina
  4. http://www.samara-history.ru/
  5. http://oldsamara.samgtu.ru/
  6. http://hist.samsu.ru/istnauka/kraeved
  7. http://gpskarts.ru/Privolzhskii-okrug/ 
  8. http://www.perevozki-samara.ru/samara_karta_samarskaya_oblast.shtml 
  9. http://www.bankgorodov.ru/place/inform.php?id=111406
  10. http://www.bankgorodov.ru/region/raion.php?id=1404
  11. http://syzrayon.ru/poseleniya/balashejka.html
  12. http://syzrayon.ru/poseleniya/mezhdurechensk.html
  13. http://syzrayon.ru/poseleniya/varlamovo.html
  14. http://syzrayon.ru/poseleniya/volzhskoe.html
  15. http://syzrayon.ru/poseleniya/zhemkovka.html
  16. http://syzrayon.ru/poseleniya/zaborovka.html
  17. http://syzrayon.ru/poseleniya/rameno.html
  18. http://syzrayon.ru/poseleniya/staraya-rachejka.html
  19. http://syzrayon.ru/poseleniya/troitskoe.html
  20. http://syzrayon.ru/poseleniya/chekalino.html


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем, занятий

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

Примечание

По плану

Фактическая

Общие сведения о Сызранском районе (21 час)

История создания и развития района (2 часа)

История создания района, географическое положение, изменения его границ

1

Учреждения культуры, здравоохранения, спорта, дополнительного образования, отдел ЗАГС

1

Населенные пункты (13 часов)

Поселок городского типа Балашейка

1

Поселок Варламово

1

Село Жемковка

1

Село Заборовка

1

Поселок Кошелевка

1

Поселок городского типа Междуреченск

1

Село Новая Рачейка

1

Поселок Сборный

1

Село Старая Рачейка

1

Село Троицкое

1

Село Усинское

1

Маленькие села:

с. Ивашевка,

с. Чекалино

1

Маленькие села:

с. Печерское,

с. Рамено

1

Сызранский район в годы ВОВ (3 часа)

Сызранский район в годы ВОВ

1

Вклад 266-ой стрелковой Артемовско-Берлинской Краснознаменной ордена Суворова II степени дивизии в победу в Великой Отечественной войны

1

Братское захоронение и военный госпиталь в с. Старая Рачейка

1

Знаменитые люди Сызранского района (3 часа)

Знаменитые люди Сызранского района

1

И.И.Дмитриев, русский поэт, баснописец

1

Их именами названы школы: П.И.Захаров (школа с. Троицкое), А.И.Дырин (школа п. Балашейка), С.Ф.Теплов (школа с. Старая Рачейка)

1

Природа родного края (4 часа)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

1

Водные ресурсы (реки, болота, родники)

1

Растительность Сызранского района. Природные памятники

1

Животный мир Сызранского района. Красная книга   района

1

Агропромышленный комплекс Сызранского района (2 часа)

Сельское хозяйство района

1

Промышленность района

1

С чего начинается Родина (7 часов)

История создания населенного пункта, основные вехи развития населенного пункта, природно-климатические особенности местности, информация о предприятиях и учреждениях социально-бытовой сферы, работающих на территории населенного пункта, традиции и традиционные праздники

1

Доска почета. Биографии выдающихся личностей разных поколений

1

Мое село (поселок) в годы ВОВ. Биографии  участников Великой Отечественной войны, живших или проживающих в населенном пункте

1

Достопримечательности населенного пункта (церкви, памятники, обелиски, старинные дворянские усадьбы, сохранившиеся крестьянские дома)

1

Моя семья в истории района. Рассказ о своих предках, история семейного рода

1

История создания и развития школы

1

Экскурсия в школьном музее "От летописи класса до летописи школы"

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....

Республиканский научно-краеведческий конкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг», посвященный 90-летию краеведа и публициста, государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева Номинация №3 «Исследования о малой родине» «Обоо Баян-Мандал: вчера, сегод

Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...