Рабочая программа по Касимововедению
календарно-тематическое планирование по краеведению
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса «Касимововедение» подробно знакомит учащихся с историей города. Она расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России, позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Данный курс помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.
Изучение данного предмета предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Курс «Касимововедение» рассчитан на 35 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 7 классе, из расчета 1 учебного часа в неделю.
Цели изучения учебного курса:
► формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
► углубление знаний учащихся о прошлом родного края.
Задачи изучения учебного курса:
• воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему;
• формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств;
• дать знания по истории родного края в контексте общероссийского федерального курса истории, отразить своеобразие местной истории на фоне отечественной;
• научить учащихся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события родного края, определять общее и особенное в историческом процессе, углублять свои исторические знания;
• воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших предков, гордость за успехи и достижения земляков;
• изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения;
• способствовать воспитанию чувства гордости за дела и подвиги своих земляков, за их вклад в культурное наследие Родины, за подвижничество, за любовь к Отечества
Учебник:
КнигаКасимов: город и человек: народный учебник:Экспериментальное учебное пособие (региональный компонент содержания образования) для учащихсястарших классов.- М,, МИРОС, 1999.
Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании изучения данного курса:
І. Знание хронологии, работа с хронологией:
► указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории родного края.
ІІ. Знание исторических фактов, работа с фактами:
► характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
ІІІ. Работа с историческими источниками:
► читать историческую карту с опорой на легенду;
► проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
ІV. Описание (реконструкция):
► рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
► характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
► на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание исторических объектов, памятников.
V. Анализ, объяснение:
► раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
► излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
► соотносить единичные исторические факты и общие явления;
► называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений.
VІ. Работа с версиями, оценками:
► приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
► определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
VІІ. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
► способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Всего часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Глава 1. Моя касимовская семья | 3 |
3 | Глава 2. Население города Касимова | 2 |
4 | Глава 3. Природа и экология родного края | 4 |
5. | Глава 4. Страницы истории | 8 |
6. | Глава 5. Власть. Общество. Личность | 5 |
7. | Касимов в условиях рыночных отношений | 3 |
8 | Человек-человек | 4 |
9 | Касимов и его внешние связи | 3 |
10 | Судьба. Признание. Поприще | 1 |
Итоговое повторенние | 1 | |
ИТОГО | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Тип урока | Вид деятельности учащихся | Домашнее задание |
1. | Введение. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы | Информационно-коммуникативная деятельность | ||
2 | Глава 1. Моя касимовская семья Узы родства | 1 | В мире нет безродных детей. Родство по закону .Брачные, семейные узы. Семейный кодекс РФ. | Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Индивидуальные формы работы | §1, вопросы с.11 |
3. | Моя родословная | 1 | Изучение своей родословной. Знаменитые фамилии, династии города. | Комбинированный урок с элементами творческого задания | Индивидуальные формы работы. Защита творческих работ. | §2,составить схему своей родословной.вопросы с. 20-21 |
4. | Касимовские семьи | 1 | Среднестатистическая семья. Семейный бюджет. Социологические исследования. | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Индивидуальные формы работы. | §3, вопросы с. 26 |
5. | Население города касимова Национально-культурный и конфессиональный состав населения города | 1 | . Население Касимовского края в древности. Мещерские племена. Появление славян в Мещерской земле. Касимовские татары. Национальный состав современного Касимова. Конфессии. Мировые религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Православная и мусульманская обрядность. | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Групповые формы работы | §4, вопросы с.40, сообщения. |
6. | Демографическая характеристика населения Касимова | 1 | Демография. Состав населения города Касимова по полу и возрасту по данным переписи. | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания | Индивидуальные формы работы | §5, вопросы с. 45 |
7. | Природа и экология края Физическая география и природно-климатические условия. | 1 | Рельеф местности. Геологическое прошлое. Полезные ископаемые. Климатические условия Касимова. Условия развития сельского хозяйства. | Урок-беседа | Информационно-коммуникативная деятельность | §6,вопросы с. 53 |
8. | Ока – главная река Касимовского края. Её притоки. Озёра. | 1 | Ока, ее притоки, озера.. | Урок-беседа | Информационно-коммуникативная деятельность | §7, параграф с.56-57 |
9. | Флора и фауна Касимовской земли. | 1 | Хвойные леса. Луга и травы. Животный мир. Бережное отношение к природе. | Урок-беседа | Информационно-коммуникативная деятельность | §8, вопросы. с.68 |
10. | Страницы истории. | 1 | Касимов-часть экологической системы Мещеры. Источники загрязнения окружающей среды.. Заповедники, заказники, памятники природы. Окский биосферный государственный заповедник | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания | Индивидуальные формы работы | §9, вопросы с. 74 |
11. | Лента времени Касимова. | 1 | Лента времени. Основные события в истории города. | Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся | Индивидуальные формы работы | §10, вопросы. С. 79 |
12 | Городец Мещерский | 1 | .Официальная дата возникновения Касимова. Нашествие батыя на Русь. | Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся | Индивидуальные формы работы | §11 вопросы с. 84 |
13. | Касимовское ханство. | 1 | Становление Касимовского ханства. Политические отношения Москвы и Касимовского ханства. Упадок касимовского ханства и его упраздненире | Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся | Индивидуальные формы работы | §12 вопросы с. 94 |
14. | Касимов – уездный город.
| 1 | Касимовский уезд в допетровские времена-глазами современников. Петровские реформы в истории Касимовского уезда. Губернская реформа Екатерины II. Первый герб Касимова .Первая городская планировка. Городская реформа 1879 г.Органы местного самоуправления | Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся | Индивидуальные формы работы | §13, вопросы с. 102-103,таблица презентация |
15. | Касимов торговый, купеческий, промышленный. | 1 | Касимов-крупный центр ремесла, торговли, промышленности. Касимовские ярмарки, рынки, базары.промыслы и ремесла. Рост капитала в Касимове. Знаменитые касимовские предприниматели | Комбинированный урок с элементами творческого задания | Индивидуальные формы работы. Защита творческих работ | §14, вопросы с. 110-111, сообщения |
16. | Касимов в годы революционных перемен и строительства социализма. | 1 | Советская власть вкасимове.НЭП. Первые пятилетки плановой экономики. Касимов в годы Великой Отечественной войны. Касимов в годы мирного строительства. Последние пятилетки плановой экономики. | Комбинированный урок с элементами творческого задания | Индивидуальные формы работы. Защита творческих работ | §15, вопросы с. 121, сообщения о Героях Советского Союза,о родственниках |
17 | Моей семьи война коснулась | 1 | Участники Великой Отечественной войны | Комбинированный урок с элементами творческого задания | Индивидуальные формы работы. Защита творческих работ | |
18 | Касимов в эпоху демократических перемен | 1 | Гласность и демократизация.. Конституция РФ и формирование новых органов власти.Первые шаги в рыночную экономику | Школьная лекция | Индивидуальные формы работы | §16, вопросы с. 126 |
19. | Власть. Общество. Личность. Государственная власть и местное самоуправление. | 1 | Три ветви власти. Местное самоуправление. Устав города. | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Групповые формы работы | §17, вопросы с. 138-139 |
20 | Бюджет города. | 1 | Доходная часть бюджета. Налоговые и неналоговые поступления. Расходная часть бюджета. Бюджетный дефицит. | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Групповые формы работы | §18, вопросы с. 145 |
21. | Представительная, исполнительная и судебная власть в городе. | 1 | Представительная, исполнительная и судебная власть в городе. | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Групповые формы работы | §19, схема, вопросы с. 156 |
22. | Общественная жизнь в Касимове. Церковь. | 1 | Общественные объединения. Церкви г. касимова | Киноурок | Групповые формы работы | §20, вопросы с. 165, сообщения |
23. | Твои права и обязанности. | 1 | Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Устав школы. | Школьная лекция | Индивидуальные формы работы | §21, вопросы с. 173 |
24. | Касимов в условиях рыночных отношений. Рыночная экономика. | 1 | Экономические отношения и интересы. Труд и капитал. Предпринимательство. | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Групповые формы работы | §22, вопросы с. 186 |
25. | Экономика Касимова: прошлое и настоящее. | 1 | Экономика Касимова в1913 году. Экономика касимова внастоящее время. | Школьная лекция | Индивидуальные формы работы | §23, вопросы с. 198-199 |
26. | Работа в Касимове и для Касимова. | 1 | Органы труда и занятости. Фабрики и заводы,банки | Комбинированный урок с элементами творческого задания | Индивидуальные формы работы. Защита творческих работ | §24,вопросы с. 226-227 |
27. | Человек – Человек. Культура и досуг. | 1 | Архитектурный облик города. Касимовский ампир. Регулярный план старого Касимова. Касимов после пожара 1828 г. Архитектура Касимова второй половины 19- начала 20 века. Татарская слобода. Архитектура касимовских храмов. Современная архитектура Касимова. Культурная жизнь Касимова. Традиции и современность. Оленины. Касимовские литераторы. Театральная жизнь. Дома культуры. Клубная работа. Касимовцы-мастера изоьразительногоискусства. Касимовский краеведческий музей. Библиотеки города. Спортивная жизнь. | Комбинированный урок с элементами творческого задания | Индивидуальные формы работы. Защита творческих работ | §25, вопросы. С. 256-257 |
28. | Здравоохранение в Касимове. | 1 | Больницы и поликлиники города | Урок-беседа | Информационно-коммуникативная деятельность | §26, вопросы с. 263-264 |
29. | Обеспечение правопорядка. | 1 | Охрана общественного порядка. Служба ГИБДД | Урок-беседа | Информационно-коммуникативная деятельность | §27, вопросы с. 270 |
30. | Образование в Касимове. | 1 | Система дошкольногообразования. Школы город, Средние специальные учебные заведения. | Комбинированный | Групповые формы работы | §28, вопросы с. 290 |
31. | Касимов и его внешние связи. Касимов – центр Касимовского района. | 1 | Касимов-центр Касимовского района. Заводские поселки,Села и деревни. Связи Касимова и района | Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся | Индивидуальные формы работы | §29, вопросы с. 299 |
32. | Касимов в составе Рязанской области. | 1 | Связи Касимова и Рязани. | Школьная лекция | Индивидуальные формы работы | §30. вопросы с. 305 |
33. | Касимов и Россия. Международные связи Касимова. | 1 | Касимов и Москва. Касимов и другие города России. Зарубежные связи Касимова | Школьная лекция | Индивидуальные формы работы | §31, вопросы,с. 309 |
34. | Судьба. Призвание. Поприще. Делать жизнь – с кого? Умение найти и не потерять работу | 1 | Судьба. Призвание Выбор будущей профессии. Служба занятости | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания | Индивидуальные формы работы | §32§33 |
35. | Повторно-обобщающий урок | 1 | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...