Великий учитель.
статья по краеведению

Дылгерова Энгельсина Владимировна

О пандидо хамбо -ламе Д.Д. Итегелове

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikiy_uchitel.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Великий учитель.

Биографии бурятских лам – это неотъемлемая

часть культурного наследия нашего народа.

        Пандидо хамбо-лама 12 Даши-Доржо Итигэлов… Это имя известно всем. 10 сентября 2002 года в местности Хухэ-Зурхэн (в том месте, где хоронят лам) священнослужители Буддийской традиционной сангхи  России во главе с хамбо-ламой Дамбой Аюшевым, выполняя завещание Д_Д Итигэлова, вскрыли саркофаг с телом ламы, которое затем торжественно, со всеми почестями привезли в Иволгинский дацан и установили в Деважин-дугане. Сначала я не придала значения этому, а потом, когда все заговорили о нем, как о чудесном событии, я заинтересовалась. Удивительно то, что спустя семьдесят пять лет со дня захоронения, тело хамбо - ламы сохранилось, не истлело. Даже более того, от него исходит благоухание. Когда после эксгумации республиканская судмедэкспертиза и авторитетные научно-медицинские  организации из центральных городов России провели исследования были, мягко говоря, в недоумении.

        14 января 2005 года по просьбе Администрации Президента Российской Федерации состоялась пресс-конференция для иностранных журналистов, где были обнародованы результаты исследования образцов тканей, взятых с тела хамбо-ламы Итигэлова, а именно волосы и ногти. Для сравнения были взяты образцы тканей живых людей. И о чудо! Результаты оказались шокирующими! Органика тела соответствовала органике тела живых людей. Это противоречило логике и законам природы. Эксперты отмечали повышение температуры тела на два градуса.

        Когда я читаю про Д-Д. Итигэлова, мне почему-то  вспоминается рассказ И.С. Тургенева «Святые мощи». Рассказ о парализованной, прикованной к постели девушке, которая смогла сохранить в душе любовь ко всему живому, которая не ожесточилась на окружающий мир, несмотря на то, что судьба была так безжалостна к ней.

        «Святые мощи» - это останки монахов, ведших праведный образ жизни на Руси. Тело человека, очистившего себя от грехов, от греховных мыслей остается нетленным. И теперь я даже убежденна, что это так и есть на самом деле, когда такой факт налицо перед нами.

        Христианство и ислам не говорят про перерождение человека. Только буддизм обещает и проповедует идею о лучшем перевоплощении человека после смерти в зависимости от того, какую жизнь он вел на земле в прошлом. Этим, наверное, можно объяснить и менталитет народов буддийской веры. Все-таки жители тех стран, где распространен буддизм, думают о «карме», соблюдая моральные заповеди.  Примером того являются биографии многих лам.

        Пандидо хамбо-лама 12 Даши-Доржо Итигэлов родился  в местности Улзын-Добо села Оронгой  в семье-бедняка Мунко-Тагара Итигэлова. Тайком от родителей он уехал учиться в Аннинский дацан Хоринской степной думы. Он становится хувараком, изучает монгольскую и тибетскую письменность постигает мудрость буддийской философии и Тантры. А ведь учиться на ламу это очень и очень трудно. Нужно обладать огромными способностями, чтобы стать хорошим ламой. После окончания учебы он держит экзамен на богословское звание габжа. После этого он продолжает служение в лучших дацанах Забайкалья: в Агинском и Цугольском Агинской степной думы.

        В 1895 году, когда ему было 43 года, он возвращается в родные места в Янгажинский дацан. Помимо духовной и дацанской деятельности, он принимает активное участие и в общественной жизни страны. В 1904 году его избрали депутатом от Удинского округа, мандат депутата вместе с дипломом ширээтэ ему вручил исполняющий обязанности генерал-губернатора действительный статский советник Н.П. Беломестнов. Во время русско-японской войны депутат Д-Д. Итигэлов организует сбор пожертвований, создает лазареты для раненных и мобилизует казаков на войну. В 1911 году представительным собранием настоятелей 34 дацанов ламаистского духовенства Восточной Сибири, депутатов от всех бурятских родов, представителей губернской администрации он был единогласно избран на пост Пандидо хамбо ламы.

В феврале 1913 года Пандидо хамбо-лама Д-Д. Итигэлов в числе 1200 высокопоставленных гостей был приглашен на празднование 300-летия дома Романовых. Этот факт говорит о том, какова была сфера влияния этого человека в Забайкалье и в России, его авторитет. На торжественном обеде в царском дворце Николая 2 хамбо-лама был награжден орденом Святого Станислава 2 степени «За отличное Усердие». Во время пребывания в Санкт-Петербурге на аудиенции он преподнес две докладные записки с ходатайством от буддийского духовенства и населения Забайкальской области: «…о допущении в Государственную Думу отдельного члена, который, будучи знаком с бытом и нуждами края, мог бы быть полезным при прохождении через Государственную Думу новых законопроектов, касающихся сибирских старожилов – как инородцев, так и казаков из бурят…», а вторую – господину Военному министру «о назначении особого ламы в войсковые части, где служат буряты буддисты…»

        В архивах сохранились многочисленные документы, свидетельствующие об обширной деятельности Пандидо хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова на благо Российского государства и Забайкалья.

В 1917 году на Всебурятском съезде хамбо-лама попросил об отставке по состоянию здоровья. Он вернулся в свой родной Янгажинский дацан. В тяжелые переломные годы Д-Д. Итигэлов приложил немало усилий по сохранению и предотвращению дацанов от погромов.

        В 1927 году он дал последние наставления своим ученикам и попросил их читать ради него «уга намши» - специальную молитву- благопожелание для ушедших в мир иной. Ученики не осмелились читать эту молитву в присутствии живого учителя, тогда хамбо-лала начал читать сам, постепенно молитву подхватили его ученики. Читая благопожелания и находясь в состоянии медитации, он ушел из этой жизни. Такой уход из этой жизни великого Пандидо хамбо-ламы Д.-Д. Итигэлова вызывает к нему огромное уважение. Это поистине великий учитель.

        Как утверждает старейший бурятский лама Гэлэк-Балбар: «Только великие Учителя, уходя, могут войти в состояние медитации самадхи, очистив свое тело так, что после смерти оно сохраняется. Но не всякое тело может сохраниться». А его святейшество Далай-лама 14 по этому случаю сказал: «…Многие буддийские монахи познают смерть, умирая во время медитации, таким образом освобождаясь от земного существования. Они могут медитировать десятки лет и их тела не разлагаются. Пример тому – медитирующий лама в Бурятии, тело которого нетленно вот уже 92 года…»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель в Великой Отечественной войне.

Учебный материал посвящён деятельности учителей во время Великой Отечественной войны. Учитель показан и на фронте, и в тылу. Учитель везде заботится о детях, является примером для подрастающего поколе...

А.С. Даргомыжский -- великий учитель музыкальной правды

Методическая разработка урока музыкальной литературы по жизни и вокальному творчеству русского композитора XIX века....

Николай Андреевич Римский-Корсаков – гениальный художник и великий учитель.

Н.А. Римский-Корсаков – великий русский композитор, создатель подлинных шедевров оперной, симфонической и камерной музыки. Его творческое наследие составляет одну из драгоценных страниц русской музыка...

Внеклассное мероприятие Януш Корчак – Король Детей. Великий Человек и Великий Учитель.

Моя работа называется «Януш Корчак – Король Детей. Великий Человек и Великий Учитель». Она посвящена человеку, Доктору, педагогу, всего себя посвятившего себя. Он не побоялся смерти....

Электронный сборник материалов первого этапа педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районного конкурса "Учитель года"

Материалы выступлений педагогов на первом этапе педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районног...