Изготовление войлока
план-конспект занятия по краеведению (7 класс)
Образовательные цели:
1. Развивать познавательный интерес к традициям и обычаям, традиционной культуре и традиционным занятиям тувинского народа.
2. Ознакомить учащихся с возрождающимися отраслями хозяйства,в том числе со структурой производства войлока.
Воспитательные цели:
1. Способствовать воспитанию любви к родному краю, уважения культуры и традиций других народов .
2. Формирование толерантного сознания учащихся
3. Показать роль социальной программы «Один продукт-одно село» возрождении традиционных занятий предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_voyloka_2.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Ооржак Римма Карбыевна
Урок: Изготовление войлока.
Урок посвящается году народных традиций.
Цели урока:
Образовательные цели:
1. Развивать познавательный интерес к традициям и обычаям, традиционной культуре и традиционным занятиям тувинского народа.
2. Ознакомить учащихся с возрождающимися отраслями хозяйства,в том числе со структурой производства войлока.
Воспитательные цели:
1. Способствовать воспитанию любви к родному краю, уважения культуры и традиций других народов .
2. Формирование толерантного сознания учащихся
3. Показать роль социальной программы «Один продукт-одно село» возрождении традиционных занятий предков.
Основные понятия:
Традиционные занятия тувинцев, топонимы связанные с названиями местностей с занятиями предков .Ремесло,шерсть как основное сырье для производства войлока и одежды, «савааш», «хом», «барба» «энчек», «ширтек», «шывыг»,«хевис»,праздничные пиршества и святыни
Оборудование урока:
Слайды : песни, частушки, поговорки, благопожелания, словарь, фото
Оборудование для изготовления ковриков из шерсти:шерсть, савааш-прутья, хом-кожа для обработки шерсти, палки вместо бревен –ось для волокуши, 9-карак, пиала, молоко, посуда с горячей водой, «энчек»,
Методы использованные на уроке:
Обьяснительно-иллюстративный, поисково-исследовательский, репродуктивный.
Форма урока: урок-практикум с элементами концерта.
Закрепление:
Практическая часть урока:
Обработка шерсти и изготовление ковриков .
Домашнее задание:
1. Собирать сведения об изготовлении войлока.
2. Прочитать сказки народов мира о труде.
Ход урока:
Здравствуйте ребята!
Сегодня на нашем уроке присутствуют уважаемые гости: наши
родители , учителя , старожилы, мастера знающие производство войлока
Я хочу поздравить всех с наступающим народным праздником «Шагаа»,с началом акции «Голубь мира», посвященной к 70-летию Великой победы, пропагандирующей мир во всем мире. Поздравляю с днем любви, с днем Валентина. Желаю всем огромной любви и взаимопонимания с окружающими вас людьми и всех земных благ!
Наша Тыва-загадочная страна в центре Азии , с древней историей ,бессмертными обычаями и традициями, хорошо сохранившейся нашими предками природой ,духовной и материальной культурой.
Урок начинается с песней.
Сегодня мы на уроке будем знакомиться с одним из самых важных занятий тувинцев: производством войлока.Чтобы настроиться на совместную плодотворную работу давайте споем вместе
народную песню о богатстве Родины «Бистин Тыва».
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ТУВИНЦЫ С ВЕЛИКИМ ИНТЕРЕСОМ НАЧАЛИ ВОЗРОЖДАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ПРЕДКОВ.
2015 ГОД ОБЬЯВЛЕН ГОДОМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ.
Сегодня на нашем занятии будет праздник «Дук-Дою».
Такой праздник проводили наши предки бабушки-прабабушки, дедушки-прадедушки.
Задание №1
Прежде чем начать ознакомление с производством войлока прошу Вас вспомнить какие занятия были развиты у наших предков в древние времена.
Показ слайда №4 «Традиционные занятия тувинцев»
Скотоводство, земледелие, охота, рыболовство, собирательство, кузнечное дело,ремесло,ювелирное дело…Спасибо.Молодцы-умницы!
Труд-основа нашей жизни. Эпиграфом урока сегодня будет тувинская по
говорка «Эки кылган ажыл,элеп читпес алдар» в переводе на тувинский язык « Вечная слава работе сделанной на совесть ».
Задание № 3.Теперь скажите, пожалуйста, какие вы знаете поговорки о труде.
Показ слайда №5: «Пословицы»- «Улегер домактар».
По древним поговоркам наших предков труд был всегда в почете и как ценили труд кузнеца «когда кузнец работал он имел право не вставать,чтобы поклонится нояну зашедшему в это время в юрту».(Дневник Грум-Гржимайло.)
Из всех ремесел лучше всего было поставлено кузнечное дело.
Кузнецы пользовались уважением всего народа.
В книге Бичен Ондар «Топонимия Тувы» есть записи русских путешественников о горе Дарган-Даг в Тодже: « Гора эта принадлежала нойону, только он и посланные им люди могли там охотится: (сегодня в Тодже добывают золото).
Название Алага- Каккан (г. мест. на терр. Чаа-Хола)
Алага Тайгазы (хр. Чаа-Хол), «алага» – молоток безусловно, связано с кузнечным ремеслом и ювелирным делом.
Большое место в домашних ремеслах тувинцев занимало изготовление войлока (дук салыр). Об этом позволят судить топонимы:
Дук-салыр-летовка, где делали кошму из шерсти.
Кидис-Салыр - местность на берегу р. Тес-Хем.
Праздник шерсти стр.117. 1 абзац!
Для изготовления войлока сначала готовили шерсть.
М.Б.Кенин-Лопсан в книге «Традиционная культура Тувы»пишет о том,что с самых древних времен кочевники высоко ценили овечью шерсть,козий пух.Они служили сырьем для производства войлока,без которого невозможно было построить юрту-основное жилище тувинцев,шить теплую одежду для чабанов,делать ковры,покрывала,ширтеки,матрасы .
См. изделия из шерсти: платок,композиция «Аал»,банный набор,шкуры ит.д.
См. слайды №3(Ковер,покрывало),!3,14,15(нарядные шерстяные платья),№21 (аксессуары из шерсти).
Шведский ученый Ромстронг Уве о юрте.
Азербайджанский краевед о шерсти, об одеяле из шерсти
Мои стихи «Хойнун дугун унеленер»
После стрижки для войлока выбирали шерсть молодого барана и ягнят.
Заранее готовили кожу КРС,для того чтобы подстелить под шерсть во время битья овечьей шерсти. Подрезали ветки тальника из которого делали
савааш и все что надо,продукты для угощения тех ,кто помогал .Одновременно соседи договаривались у кого когда будут валять войлок.и всегда помогали друг другу т.е. заранее приглашали помощников…
Савааш – это шерстобитный прут из тальника, растущего на берегу реки, тонкий но очень крепкий.(См. савааш сделанные учениками.)
Древние тувинцы, когда резали прут из тальника, приносили жертвоприношение – окропляли тальник молоком из деревянной посуды, молились духу земли, леса, реки, чтобы он не возмущался из-за того, что вынуждены рубить тальник. Древние тувинцы никогда не рубили молодые деревья, потому что наши предки верили, что у человека есть душа, а у деревьев – дух. Говорили, что тот, кто рубит молодое дерево без крайней нужды, заболеет и даже может умереть.Когда брызгали молоко 9-глазкой и
когда рубили тальник, чтобы получить прут, то произносили такие слова молитвы: ( Сценка :Окропление молока из Тос-Карак)!!!
О помилуй, небо мое!...
Древние тувинцы разбрасывали зерно ячменя в том месте, где хоронили покойника и где рубили иву, тальник. Это способствует продолжению жизни человека и молодого дерева, так предполагали наши предки.
Практическая часть урока.
Обрабатотка шерсти. Вначале тщательно выбирали площадку, затем на ней стелили старое одеяло, поверх его клали обработанную воловью кожу, края которой закрепляли колышками. Потом на коже начинали бить шерсть с савааш.. В обработк участвуют восемь или двенадцать мужчин.
В работе по битью шерсти выявляется дух взаимопомощи кочевых аратов. Крепкие мужчины, опытные старики с шерстобитными прутами садились вокруг кожи, на которой лежит овечья шерсть и дружно начинали бить ее. Дружный шум этой работы слышен издалека.
После савааш женщины начинают «дук-дыдар».См. слайд №8
Когда появится гора пушистой шерсти ,начинают делать Энчек-кошму.
СЛАЙД №:6,7 «Мужчины с савааш», «обработка шерсти женщинами», «Складывают готовый войлок»
Перед обработкой шерсти тоже произносили слова молитвы или благословения:»Пусть спорится большая работа,
Пусть народу ловко работается.
Пусть молодые научатся работать…
Производство кошмы из шерсти. Вначале разжигают костер, чтобы разогреть воду в большой чугунной чаше.
На ровном месте стелят старый, но целый войлок, на него кладут слой черной шерсти толщиной 3-4 см, затем – белую шерсть такой же толщины. Потом мочат шерсть горячей водой.
После этого на край ставят специально обработанное бревно с тонкими ручками на обоих концах, куда потом надевают специальные доски с дырками, которые соединяют веревкой с седлом или хомутом вола или лошади. Бревна крутят в одну сторону до другого конца войлока с шерстью
. Затем крепко завязывают бревно с шерстью, получается своеобразная волокуша.
На ручки с обоих концов бревна надевают тонкие доски с дырками и вол или лошадь тащат волокушу по ровной и чистой дорожке длиной в 300 метров по сто раз вперед и назад.
Причем тащат очень медленно. Опытные мужчины проверяют, готова ли кошма. Если готов, то отвязывали волокушу и отпускали вола или лошадь. Затем человек 8-10 мужчин свертывали комшу и крутили ее до тех пор, пока она не станет твердой и крепкой.
После этого сушат новую кошму на солнце.
Работы по производству кошмы всегда сопровождаются веселыми разговорами, шутками и прибаутками. По ее завершению араты устраивали пиршество в честь того, что такая большая работа уже сделана. При этом произносят слова благопожелан
Энчек. Это мягкое войлочное покрывало. Его делают из шерсти ягнят и молодых баранов или из овечьей шерсти, полученной осенью в результате повторной стрижки, которая по – тувински называются «агарлаашкын»
Тувинцы всегда уважали тех, кто пасет овец, независимо от его возраста. Именно пастуху подавали самые лучшие куски мяса и лучшую еду. Во время праздника шерсти часто проводили скачки, состязания по исполнению народных песен среди девушек.После работы устраивали пир.
Задание: Давайте ребята вспомним ,какие пиршества устраивали тувинцы?
СЛАЙД №6 «Пиршества тувинцев»
Показ слайдов из «Кидис байырлалы»г.Кызыл 2014г.
Урок закончим народными частушками о несметном богатстве предков.
«Кожамыктар» Завершение урока
Домашнее задание:Читать сказки народов мира о труде
Сбор материалов устного народного творчества о труде.
Организовать домашнее изготовление войлока.