Быт, материальная, духовная и художественная культура народов, населявших Кубань.
методическая разработка по краеведению

Елена Александровна Шевченко

Урок 18.  Тема. Быт, материальная, духовная и художественная культура народов, населявших Кубань.

 

Цель.

Формирование ценностных ориентаций в ходе повторения культурно-исторического и духовного наследия народов, населявших территорию родного края в XVII-XVIII вв.

Задачи.

1.Обучающая.  Выявить влияние культурного  развития  народов Кубани на формирование и становление исторического процесса Северо – Западного Кавказа в целом.

2.  Развивающая. Развивать умения и навыки:  поиска информации по заданной теме, участия в  проектной деятельности,  выполнения творческих заданий.

3. Воспитательная. Привитие бережного отношения к уникальному культурно – историческому прошлому родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_18_byt_kultura_narodov_kubani.doc41.5 КБ
Файл urok_18_7_klass.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 ст. Калининская Краснодарский край

Шевченко Елена Александровна 

Урок 18.  Тема. Быт, материальная, духовная и художественная культура народов, населявших Кубань.

Цель.

Формирование ценностных ориентаций в ходе повторения культурно-исторического и духовного наследия народов, населявших территорию родного края в XVII-XVIII вв.

Задачи.

1.Обучающая.  Выявить влияние культурного  развития  народов Кубани на формирование и становление исторического процесса Северо – Западного Кавказа в целом.

2.  Развивающая. Развивать умения и навыки:  поиска информации по заданной теме, участия в  проектной деятельности,  выполнения творческих заданий.

3. Воспитательная. Привитие бережного отношения к уникальному культурно – историческому прошлому родного края.

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, , С. А. Лукьянов.

Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010.

2.Дополнительный  материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя)

ТСО: мультимедийное оборудование

Тип урока: обобщающий урок-прктикум

План урока (фазы).

Урок базируется на приеме «рефлексия деятельности». Учащиеся используют как устную, так и письменную рефлексии.

I.  Фаза урока ВЫЗОВ.

Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.

Задание № 1

Разгадай кроссворд. Подбери и впиши названия народов, живших на Кубани.

1. у

к

р

а

и

1.Н

ц

ы

2. А

р

м

я

н

е

3.Р

у

с

с

к

и

е

4. н

О

г

а

й

ц

ы

5. а

Д

ы

г

и

6. и

т

а

л

ь

я

н

ц

Ы

 

Задание № 2

Укажи лишнее понятие. Объясни почему.

А) исламей, зафак, полька, удж, лезгинка, зыгетлат.

Б) камыль, балалайка, шичепшин, пхачич, пшине.

Ответы:  А) полька; не адыгейский танец.

            Б) балалайка; русский инструмент.

Инициация, формирование ожиданий учащихся.

Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного занятия и конечный результат (практический выход).

II. Осмысление (реализация).

Класс предварительно разбивается на группы; учащиеся (представители от групп) выступают с сообщениями о народах, населявших Кубань, подготовленными по плану. Демонстрируют презентации, газеты и т.д.

Сообщения готовятся по плану:

1. Краткая характеристика народа.

2. Время и место проживания.

3. Обычаи, традиции.

4. Быт.

5. Национальная кухня.

6. Известные личности (прошлого и современности).

Защита сообщений, презентаций, газет.

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

-рефлексия учащихся (оценивание лучших выступлений самими  учащимися; определение наиболее интересных сообщений, презентаций, газет, выступлений).

-оценивание выступления групп учителем.

Подведение итогов. Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 18 «Быт, материальная, духовная и художественная культура народов, населявших Кубань»

Слайд 2

Задание №1 Разгадай кроссворд. Подбери и впиши названия народов, живших на Кубани. 1 . 1. Н 2. А 3. Р 4. О 5. Д 6. Ы

Слайд 3

Задание №2 Укажи лишнее понятие. Объясни почему. А) исламей , зафак , полька, удж , лезгинка, зыгетлат . Б) камыль , балалайка, шичепшин , пхачич , пшине .

Слайд 4

Задание №3 Решите двухвариантный тест. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ». Запишите ответы в таблицу. 1. Кубань является полиэтническим регионом. 2. Во все времена на Кубани проживал один народ. 3. Адыги не являются коренным населением Кубани. 4. Обычай гостеприимства есть у всех народов. 5. Куначество и аталычество - обычай ногайцев. 6. Кровная месть использовалась как средство самообороны. 7. Культуры народов Кубани тесно взаимосвязаны. 8. Самым популярным танцем горцев является лезгинка. 9. Народы Кубани исповедовали только христианство. 10. Все народы Кубани были оседлыми. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 5

Задание №4 1. Познакомьтесь с отрывком из поэмы А. Полежаева «Чир-Юрт». 2. Как вы думаете о какой подготовке и воспитании идет речь? Чему обучали адыги молодежь? Смотрите, вот они толпами Съезжают медленно с холмов И расстилаются роями Перед отрядом казаков. Смотрите, как тавлинец ловкий Один на выстрел боевой Летит, грозя над головой Своей блестящею винтовкой; С коня долой – удар, и вмиг Опять в седле, стреляет снова, К луке узорчатой приник – И нет наездника лихого!…

Слайд 6

Задание №3 Прочтите отрывки из исторических трудов и ответьте на вопросы: 1. В чем заключались причины появления у адыгов системы набегов? 2. Против кого осуществляли набеги горцы? 1. В конце XVII в. немецкий путешественник Э. Кемпфер писал: «Наиболее распространенной среди черкесов конца XVII в. формой набегов являлась организация небольших отрядов. Вечером черкесы выезжают на место сбора, где их собирается 30-40 и более людей и договариваются, когда и куда идти на добычу. Эти набеги производятся не только на соседние страны, но и в их собственной земле, так как они «похищают все, что можно, и продают друг друга туркам, персам и прочим в качестве крепостных». 2. Д.И. Романовский указывает на то, что «все могущественные государства, находившиеся в соседстве с Кавказом, старались распространить и утвердить свое влияние в этом крае. Так действовали с запада греки, римляне, Византия и турки; с юга – персы, арабы; с севера – монголы, турки и русские». 3. Р.А. Фадеев заметил: «Вследствие частых столкновений с завоевателями кавказские горцы и образовывали свои воинственные племена».

Слайд 7

Задание №5 Работа с текстом Прочитайте объяснение в любви. Вспомните, о каком обычае он повествует? Предположите, как воспевали женскую красоту горцы? Объяснение в любви: «На высокой скале си­дящая золотистая голубка, — что дать за то, чтобы от­дал тебя гордый твой отец? В воздухе кружащаяся не­бесная ласточка, — что дать за то, чтобы согласились гордые твои два брата?» — «Отец-то отдаст меня, — что дашь за то, чтобы взять меня? Братья-то согласят­ся, что дашь за то, чтобы я пошла за тебя?» — «Кабы был я турецкий султан, то посадил бы тебя на пре­стол, сам пред тобою стал бы. Кабы свет этот был мой, весь тебе отдал бы, сам рабом стал бы. Кабы рай и ад мои были, рай отдал бы тебе, ад оставил бы себе. Я не римский государь, этот свет не мой, рай и ад не мои. Что же дать за тебя?..»

Слайд 8

Задание №6 Вставьте пропущенные в предложениях слова. По понятиям черкесского общества, представитель господствующего класса должен был заниматься ___________________________________________ (1). Знатные люди, как правило, сами не воспитывали сыновей, этим занимались их подданные, называвшиеся ______________________(2). _____________(3) считался удалой наездник, меткий стрелок, удачливый захватчик. Умение хорошо скакать на коне, метко стрелять в цель высоко ценилось во всем черкесском обществе. Во время ______________(4) устраивались скачки и стрельба в цель, а в _____________(5), которые пелись на свадьбе, также прославлялась доблесть.

Слайд 9

Задание №7 Продолжи предложения. 1. Жилище ногайцев называлось ______________________________________ 2. Дома у ногайцев появились в ______________________________________ 3. Адыги проживали в ______________________________________ Важный атрибут мужской одежды ногайцев и адыгов ______________________________________ 5. У ногайцев в женском и мужском костюмах имелись ______________________________________ 6 Одежда богатого ногайца шилась из материала _______________________________________ 7. Популярные в нашем обществе блюда ________________________________________

Слайд 10

Домашнее задание § 14, стр. 71-74 устно ответить на вопросы № 1-3стр. 74 2. Нарисовать адыгского воина *3. Подготовить сообщения по темам: 1) «Национальные музыкальные инструменты». 2) «Танцевальное искусство адыгов ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии 7 класс "Национальные костюмы народов населяющих Кубань"

На Кубани   проживают люди разных национальностей, среди них армяне, дагестанцы, русские, украинцы, татары. Мы такие  разные, но мы живём все вместе. Посл...

Презентация "Духовная жизнь и культура народов мира в XX веке" 9 класс

Краткая презентация на тему "Духовная жизнь и культура народов мира в 20 веке" к учебнику Н.В. Загладина Новейшая история зарубежных стран. XX  век. Презентация содержит краткие тезисы, фотографи...

Педагогический проект "Приобщение старших дошкольников к культуре народов, населяющих Республику Мордовия, через народные подвижные игры"

В Республике Мордовия живет много представителей народов Поволжья. Воспитывать в детях толерантное отношенеие к другим народностям - одна из важных задач работы педагога. Проект предусматривает послед...

МБОУ «Всходская ОСШ» Художественная культура народов России второй половины XIX века. (урок МХК в 11 классе)

МБОУ «Всходская ОСШ» Художественная культура народов России второй половины XIX века. (урок МХК в 11 классе)...

Культурное пространство империи во второй половине XIX века: художественная культура народов России.

Тема: Культурное пространство империи во второй половине XIX века: художественная культура народов России.Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я....

Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс

Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...