Архонты
презентация к уроку по краеведению (5 класс)
Предварительный просмотр:
К - 5 У № Дата: __________
Тема: Архонты.
Цель: Познакомить учащихся с повседневной жизнью греческих колоний.
УУД: Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию из различных источников, сверять ее с практикой. Понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества.
Предметные: открытие новых знаний и знакомство с повседневной жизнью греков, на побережье Черного и Азовского морей. Приобретение умения – прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе. Углубление знаний учащихся о религиозных верованиях жителей древнегреческих городов-колоний. Умение самостоятельно контролировать свои действия.
Метапредметные: регулятивные – умение организовывать свое рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, чтобы достигнуть полученного результата.
Коммуникативные – умения и навыки работать в группе (паре) при выполнении задания, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, вести сотрудничество с учителем.
Познавательные – способствовать развитию интереса к предмету, умение работать с различными источниками информации, логические действия в постановке и решении проблемы.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, командная.
Методы урока: словесный, мотивации учебной деятельности, проблемный, объяснительно-иллюстративный, фронтальной организации учащихся, познавательно-рефлексивный, практический. Метод сравнительно-исторического анализа (знакомство с печатными источниками, сравнение, выводы). Метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.
Технологии и приемы: технология развития критического мышления; технология ситуативного обучения; технология продуктивного чтения; прием кейс-метода; прием создания проблемной ситуации и его решения; игровой прием здоровьесбережения учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Б.А. Трёхбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение, 5 класс – учебник, Краснодар 2015; Атлас «История Кубани», карточки, пазлы, лист самооценки, мультимедийное оборудование.
ХОД УРОКА:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
| Приветствие, проверка готовности к уроку. | Приветствие. | 1 мин. |
| Организация (индивидуальной) письменной работы в тетради. На прошлом уроке мы познакомились с античной мифологией и сейчас проверим ваши знания. Вам необходимо ответить на следующие вопросы письменно: 1. Как называется корабль, на котором Ясон отправился за золотым руном? 2. Кто подарил людям огонь? 3. Он побывал в Причерноморье. Преследовал керинейскую лань, шел за яблоками к Гесперидам, гнал коров великана Гериона, сражался с амазонками. 4. Воинственные женщины, живущие без мужчин, которым прижигали грудь для удобства стрельбы из лука. 5. Ее должны были принести в жертву на алтаре Артемиды, чтобы боги помогли кораблям греков отправиться в поход на Трою. Как только пламя жертвенного костра охватило девушку, на костер опустилось облако, когда оно рассеялось – девушка исчезла. Обменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга. (За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу). | Выполняют задании в тетради. Взаимопроверка. 1-«Арго», 2-Прометей, 3-Геракл, 4-Амазонки, 5-Ифигения. | 4 мин. |
| Что будем изучать на уроке? Для этого необходимо еще вспомнить материал прошлых уроков. Задание: найти пару и ответить, что они обозначают? «греческий город – колония и его нынешнее название» (Групповая работа). Чтобы узнать тему урока, слушайте подсказки.
Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый.
Тема урока «Архонты». - Что означает это слово? (Словарная работа) Задание: соберите определение из данных слов. Лицо, городе - государстве, высшее в Древней, должностное, Греции. - Значит, какая цель стоит перед нами? Ребята, сегодня у нас необычный урок, потому что сегодня вы сами будете изучать новый материал, вы сами будете проверять как он усвоен и вы сами будете выставлять себе оценки. Согласны? Тогда начнем. | Находят пары. Пантикапей – Керчь Гермонасса – Тамань Синдик, Горгиппия - Анапа Фанагория - пос. Сенной. Объясняют - «греческий город – колония и его нынешнее название». Самопроверка. Выполняют.
(Архонты). Называют и записывают тему урока. Испытывают затруднение. Формулируют определение: Архонт - высшее должностное лицо в городе – государстве Древней Греции. Ставят цель урока. | 6 мин. |
Мы отправляемся в путешествие в 480 г. до н.э. Чтобы узнать как была устроена жизнь государства и проверить опережающее домашнее задание предлагаю выполнить самостоятельную работу по вариантам. Задание 1: Заполните пропуски в тексте. Около 480 г. до н.э. города, расположенные по обоим берегам Боспора Киммерийского, образовали "единое государство" - Боспорское царство. Столицей его стал Пантикапей (современное название - Керчь), единственный крупный город на западном берегу пролива. Остальные крупные поселения греческих колонистов находились на восточном ("азиатском") берегу Боспора Киммерийского. Задание 2. Определите годы царствования боспорских правителей. - Начало правления династии Археанактидов - первая династия с начала V в. до н.э. примерно с 480 г. до н.э. - Начало правления династии Спартокидов с 438 г. до н.э. | Самостоятельная работа. | 4 мин. | |
IV. Изучение нового | Любое государство либо становить великим и могущественным либо терпит поражение за поражением и постепенно перестаёт существовать. Задание: прочитайте § 15, стр. «Ослабление и падение Боспорского царства». Перескажите друг другу и оцените ответ соседа по парте. | Знакомятся с текстом и пересказывают друг другу. Оценивают. | 10 мин |
Физ. минутка | От зеленого причала оттолкнулся пароход (Встать) | Проводит подготовленный обучающихся. Остальные повторяют движения. | 1 мин. |
Работа с контурной картой. Задание: По легенде карты определить: А) территорию Боспорского царства; Б) отметить греческие города – колонии. | Самостоятельная работа с картой. |
| |
V. Закрепление знаний | Задание: выберите причины и ослабления и падения Боспорского царства, составьте схему. Причины:
| Выполняют задание. Самопроверка: на обратное стороне должны прочитать слово - молодцы! | 5мин. |
VI.Рефлексия | А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. | Называют:
| 3 мин. |
VII.Д/З | Прочитать §15, стр. 94 – 95, ответить на вопросы 1,2, на стр. 99. Для желающих получить оценку «5» творческие задания:
– опиши город; – что за здание расположено в центре города, на вершине холма; – предположи, кто наблюдает за прибытием греческого кораблей с берега моря; – подумай, в чем больше были заинтересованы скифы, воевать с греками или торговать с ними? | Записывают Д/З в дневник. | 2 мин. |
Лист самооценки ученика 5 класса Ф.И. __________________________
Ответы на вопросы | Определение темы урока | Проверка д/з | Работа с текстом | Причины | |
Баллов: |
Всего баллов: ______________
Самооценка: ______________ Оценка учителя: ___________
Лист самооценки ученика 5 класса Ф.И. __________________________
Ответы на вопросы | Определение темы урока | Проверка д/з | Работа с текстом | Причины | |
Баллов: |
Всего баллов: ______________
Самооценка: ______________ Оценка учителя: ___________
Лист самооценки ученика 5 класса Ф.И. __________________________
Ответы на вопросы | Определение темы урока | Проверка д/з | Работа с текстом | Причины | |
Баллов: |
Всего баллов: ______________
Самооценка: ______________ Оценка учителя: ___________
Лист самооценки ученика 5 класса Ф.И. __________________________
Ответы на вопросы | Определение темы урока | Проверка д/з | Работа с текстом | Причины | |
Баллов: |
Всего баллов: ______________
Самооценка: ______________ Оценка учителя: ___________
1вариант - Заполните пропуски в тексте.
Около ___________ г. до н.э. города, расположенные по обоим берегам Боспора __________________, образовали "единое государство" - _________________ царство.
Столицей его стал ________________ (современное название - ________________ ), единственный ________________ город на западном берегу пролива. Остальные крупные поселения греческих колонистов находились на________________ ("азиатском") берегу ________________ ____________________.
2 вариант - Определите годы царствования боспорских правителей.
- Начало правления династии Археанактидов - первая династия с начала V в. до н.э.
примерно с _________ г. до н.э.
- Начало правления династии Спартокидов с ___________ г. до н.э.
- Правление Левкона I (________________гг. до н.э.).
- Правление Перисада I (________________гг. до н.э.).
1 вариант - Заполните пропуски в тексте.
Около ___________ г. до н.э. города, расположенные по обоим берегам Боспора __________________, образовали "единое государство" - _________________ царство.
Столицей его стал ________________ (современное название - ________________ ), единственный ________________ город на западном берегу пролива. Остальные крупные поселения греческих колонистов находились на________________ ("азиатском") берегу ________________ ____________________.
2 вариант - Определите годы царствования боспорских правителей.
- Начало правления династии Археанактидов - первая династия с начала V в. до н.э.
примерно с___________. до н.э.
- Начало правления династии Спартокидов с_______________г. до н.э.
- Правление Левкона I (_________________гг. до н.э.).
- Правление Перисада I (_________________гг. до н.э.).
1вариант - Заполните пропуски в тексте.
Около ___________ г. до н.э. города, расположенные по обоим берегам Боспора __________________, образовали "единое государство" - _________________ царство.
Столицей его стал ________________ (современное название - ________________ ), единственный ________________ город на западном берегу пролива. Остальные крупные поселения греческих колонистов находились на________________ ("азиатском") берегу ________________ ____________________.
2 вариант - Определите годы царствования боспорских правителей.
- Начало правления династии Археанактидов - первая династия с начала V в. до н.э.
примерно с _________ г. до н.э.
- Начало правления династии Спартокидов с ___________ г. до н.э.
- Правление Левкона I (________________гг. до н.э.).
ПРИЧИНЫ |
Борьба за власть правящей верхушки |
Недовольство народа политикой власти |
Разорительные набеги племен готов и гуннов в начале 3 в. до н.э. |
Уничтожение важных городов готами |
Ослабление и прекращение торговли из-за господства готов на море. |
Присоединение Синдики |
Завоевательные войны на восточном побережье Боспора Киммерийского. |
Царствование Левкона I. |
Приложение № 1
Карточка №1.
Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
Прометей похитил у богов Олимпа керинейскую лань и передал её людям. В наказание по приказу Геракла Прометей был прикован к Уральским горам.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ к карточке №1: Прометей похитил у богов Олимпа огонь и передал его людям. В наказание по приказу Зевса Прометей был прикован к Кавказским горам.
Карточка № 2.
Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
Ахилл - сын царя Еврисфея и Фетиды. Фетида, желая сделать сына красивым, держала его за руки и погружала в священные воды Понта Эвксинского. Погиб Ахилл от руки Париса, попавшего в сердце. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ карточке №2: Ахилл - сын царя Пелея и Фетиды. Фетида, желая сделать сына бессмертным, держала его за пятки и погружала в священные воды Стикса. Погиб Ахилл от стрелы Париса, которая попала в пятку.
Карточка № 3.
Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
Боспором Эвксинским в древности греки называли Керченский остров. Древнегреческие предания связывают это название с поэмой об Ио, возлюбленной Геракла. Чтобы спрятать её от гнева брата, Посейдона, Зевс решил превратить Ио в страшного овода.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ карточке №3: Боспором Киммерийским в древности греки называли Керченский пролив. Древнегреческие предания связывают это название с легендой об Ио, возлюбленной Зевса. Чтобы спрятать её от гнева супруги, Геры, Зевс решил превратить Ио в белоснежную корову.
Приложение № 2
КЕЙС по теме: «Занятия жителей колоний»
Прочитайте текст.
О плодородии земель Боспора было широко известно в античном мире. Греков поражало, что «земля, вспаханная обыкновенным сошником, дает урожай сам-30» (на одну меру посеянного зерна приходилось 30 мер собранного). Греческие переселенцы получали большие урожаи хлеба и продавали его в самой Греции. Помимо хлеба из Боспора вывозилась пшеница, ячмень, просо. Местные жители выращивали горох, чечевицу, бобы, яблоки и груши. Колонисты занимались также виноградарством и виноделием, причем вином активно торговали. Развивали и другие отрасли сельского хозяйства: животноводство, коневодство, а также рыболовство. Соленая и вяленая рыба, скот, меха и рабы поступали на рынки Греции.
Переселенцы перенесли на новые места высокий уровень умений и навыков в ремесленном производстве. Кроме разнообразной посуды и черепицы в крупных городах Таманского полуострова изготовляли статуэтки греческих богов, жанровые статуэтки и детские куклы. Колонисты поддерживали торговые отношения с прибрежными городами Малой Азии – Хиосом, Родосом, Милетом, Самосом, а также с греческой колонией в Египте – Навкратисом.
В обмен поселенцы получали драгоценные металлы, прежде всего серебро, мрамор для построек, керамические изделия, чернолаковую посуду, предметы искусства (статуи, вазы), оливковое масло, дорогие ткани.
Проблемный вопрос: Что способствовало развитию высокого уровня, умений и навыков колонистов в ремесленном производстве?
Учебная задача: Обсудите ситуацию в команде, проработайте содержание текста и заполните предложенную таблицу.
Античный импорт (ввоз на рынки Боспора) | Экспорт в Грецию (вывоз из Горгиппии) |
Представление результата: Сообщение по таблице.