Макарьевский монастырь
презентация к уроку по краеведению (6, 7 класс)
Презентация Желтоводский Макариев монастырь может быть использована как электронное приложение к урокам Истории Нижегородского края в 6 классе по теме "Нижегородские земли в составе Московского княжества" и 7 классе по теме "Макарьев-Желтоводский монастырь и начальная история Макарьевской ярмарки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zheltovodskiy_makariev_monastyr.pptx | 916.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Макарьевский монастырь был основан на волжских пойменных лугах у так называемого Желтого озера в 1435 году уроженцем Нижнего Новгорода Макарием . Отсюда еще одно более полное его название Желтоводский Макарьевский монастырь. Первоначально как монастырская обитель он просуществовал всего несколько лет и вскоре был разорен и сожжен монголами. Через 190 лет Макарий троекратно явился старцу Авраамию и повелел восстановить монастырь. В XVII веке Макарьевский монастырь становится крупным центром православия на Волге, а ярмарка, проводящаяся здесь в день памяти преподобного Макария , гремит на все Поволжье. В годы советской власти в монастыре попеременно размещались госпиталь, детский дом и ветеринарный техникум. В 1991 году обитель возвращена Церкви и здесь начинаются реставрационные работы. Сегодня монастырь сияет великолепием церковного убранства, при этом реставрация еще продолжается. Основание монастыря
Архитектурный ансамбль XVII века. Ансамбль монастырских строений сложился в основном в 1651 – 1677 гг. и замечателен своей цельностью и монолитностью. П ервые строения обители в XVII веке были деревянными. Сначала срубили небольшую часовню в честь Макария , в которую Аврамий принес сохранившееся на Унже изображение чудотворца. Затем на вершине холма поднялся Троицкий шатровый собор с двумя приделами к сторонам. Монастырь окружён крепостными стенами с башнями.
Троицкий собор Троицкий собор ( 1658 г.) является градостроительной доминантой Макарьевского монастыря и его окрестностей. Троица - символ христианской веры, тройная апсида собора, уже радиусная по форме, несет в себе это триединое начало архитектурного выражения единства Бога отца, Сына и Святого духа.
Троицкий собор в Макарьеве возводился по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля ( 1479 ): с мощным световым пятиглавием , шестистолпным (с четырьмя круглыми столбами и двумя квадратными заиконостасными пилонами). Собор был освящен в 1664 году, расписывался фресками позднее – после осадки и полной просушки стен и сводов. Одним из авторов уникальной для Нижегородского края древнерусской фресковой росписи, сохранившейся до сих пор, следует назвать Никиту Половца - прославленного изографа из Павлова – на - Оке, ставшего записным иконописцем Оружейной палаты Московского Кремля. С воими размерами, монументальностью форм и богатством убранства собор производил неизгладимое впечатление, был заметным явлением в русском зодчестве XVII в. В монастырском же архитектурном ансамбле он служил композиционным центром, определявшим во многом размеры и расположение других, позднее возводившихся здесь зданий.
Макарьев. С иконы конца XVII века Заложил собор Иларион , и в 1661 г. изограф Московской Оружейной палаты Симон Ушаков по его указу создавал подписную икону с изображением первооснователя обители Макария на фоне новых каменных монастырских зданий, в том числе еще строившего ся собора. Этим Иларион как бы заставлял обратить внимание на свою исключительную рачительность как администратора. Икона Симона Ушакова 1661 г. – это и художественный и исторический памятник.
Успенская церковь Деревянная Успенская церковь была построена в 1626 году, через шесть лет после возобновления Желтоводского монастыря игуменом Авраамием. Ровно четверть века простояла она и в 1651 году была заменена каменной. В Успенской церкви находятся многие святыни монастыря: икона основателя обители, старинный список с Владимирской иконы Пресвятой Богородицы а также несколько икон нового письма с частицами мощей.
Макарьевская церковь Храм во имя преподобного Макария выстроен к на том месте, где прежде находился придел соборного храма, освященный во имя отца Макария . Храм возводился в 1808 году — на излете длительного периода процветания монастыря. Тогда еще мало кто мог подумать о том, что пройдет меньше десяти лет и с переносом ярмарки из Макарьева в Нижний Новгород обитель начнет приходить в упадок. Это самая новая церковь обители.
Колокольня монастыря Шатровая колокольня, примыкающая с запада трапезной палате, возводилась одновремен -но с Успенской церковью. Как и Троицкий собор, она является архитектур-ной доминантой монас-тырского комплекса, хорошо видной и с Волги, и от Макарьева.
Михайло-Архангельская церковь Особое композиционное место в линии обращенных к Волге крепостных стен монастыря занимают «святые» ворота с Михайло – Архангельской церковью. Первоначально, еще во времена игуменства Илариона , она была встроена прямо в рубленую ограду. Церковь была тогда одноглавой, с одним рядом декоративных кокошников в основании светового барабана. В процессе же строительства каменной крепости береговую её линию подняли несколько выше на холм, поэтому церковь пришлось разобрать.
В июне 1670 года на средства Илариона, в течение всей жизни проявлявшего заботу о Макарьев-Желтоводском монастыре, была выстроена новая Михайло-Архангельская церковь. Это было отмечено специально высеченным на белокаменной плите летописцем, вделанн ой в стену крытого гульбища: « Лета 7178 году иуния в день святые врата и на них церковь собор Архистратига Михайла со всякою церковную утварью, да к той церкве присовокуплена трапеза и братцкие четыре кельи и с подних, а построено по обещанию преосвященным Иларионом, митрополитом Рязанским и Муромским». Однако через несколько месяцев в ходе осады монастыр я разинцами церковь получила серьезные повреждения и в течение последующих трех лет была перестроена. Это зафиксировал местный летописец : « .. соверешена и освящена на вратех каменная церковь во имя собора Архистратига Михаила во 181 (1673) году».
Макарьевская ярмарка. К 1640 г. Макарьев- Желтоводский монастырь имел уже все основные элементы архитектурного ансамбля , правда тогда еще деревянные. Положение монастыря стало значительно укрепляться, когда под стенами монастыря в июле начала ежегодно собираться ярмарка, учрежденная в 1641 году по указу царя Михаила Феодоровича . Монастырь имел право сбора пошлин на ярмарке, что позволило широко развернуть каменное строительство. Игуменом Макарьев- Желтоводского монастыря 1649 – 1656 гг. был известный Церковно - политическ ий деятел ь России XVII в. Иларион . К этому времени торг под стенами монастыря приобрел права гражданства и стал важным источником пополнения монастырской казны. Приезд сюда в связи с действием ярмарки каждый год тысяч людей стимулировал строительство каменных зданий как более величественных и долговечных.
Монастырь сегодня Возведенные в разные времена и разными мастерами здания обители создают редкий по красоте и гармонической согласованности ансамбль, являющийся непосредственным свидетелем истории Макарьева с его знаменитой ярмаркой, примером богатой одаренности русских мастеров самых различных специальностей и высоких художественных вкусов России.