Экскурсия по пушкинским местам Санкт-Петербурга
методическая разработка по краеведению на тему
Данный методический материал включает в себя цель, задачи проведения экскурсии, а так же маршрутную карту. Всё это позволит экскурсоводу добиться цели получения экскурсантами дополнительных знаний о культурной жизни столичного Санкт-Петербурга 19 столетия, о жизни и творчестве в Петербурге А. С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_po_pushkinskim_mestam_spb.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия
«По пушкинским местам
Санкт-Петербурга»
Вид экскурсии – историко-биографическая,
пешеходная с использованием автотранспорта
Продолжительность экскурсии – 4 часа
Автор-разработчик – педагог дополнительного
образования гимназии 293 Павленко О.Н.
Санкт-Петербург
2017
Цель экскурсии – Получение дополнительных знаний о культурной жизни столичного Санкт-Петербурга 19 столетия, о жизни и творчестве в Петербурге А. С. Пушкина
Задачи экскурсии: - дать представление о площади застройки Петербурга 1-й половины 19 столетия, устройстве загородных трасс и об особенностях исторического периода, на который пришлось время обучения А.С. Пушкина в Царскосельском лицее; - познакомить с Коломной, как историческим районом Санкт-Петербурга, сыгравшем определённую роль в русской литературе и в жизни творческой интеллигенции города, с деревянной застройкой этой окраины города, с площадью Репина (бывшей Калинкиной), площадью Тургенева (бывшей Покровской), с домами на набережной р. Фонтанки, Никольским морским собором; - посетить места Коломны, связанные с жизнью и деятельностью А. С. Пушкина: первое место жительства семьи Пушкиных, место нахождения храма, прихожанами которого они были, место расположения литературного общества, членом которого стал А.С. Пушкин, театральную площадь, как бывшее место расположения источника его творческого вдохновения - Большого Каменного театра; - познакомить с местом жительства А. С. Пушкина в центре Петербурга на Галерной улице, с местами, которые А.С. Пушкин посещал в процессе поэтического творчества: дом Лавалей, как литературную гостиную, здание Главного штаба, как место расположения исторического архива, в котором Пушкин изучал прошлое России; – познакомить с последней в жизни поэта квартирой на Мойке, 1;2 – посетить церковь, в которой отпевали А.С. Пушкина.
Маршрут | Остановка | Объекты показа | Время | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организационные указания | Методические указания |
Кронштадская пл. – Пр. Стачек – пл. Стачек – Старо-Петергофский пр – Пл. Репина | Проездом | 1. Усадьба Дашковой (дворец бракосочетания) 2. Верстовой столб (угол пр. Стачек и ул.Трефолева) 3. Нарвские ворота | 40 мин. | Подтема I «Петергофская дорога – от петровских времен до победы России в войне 1812 – 1814 гг.» 1..Дворянские усадьбы, 2.Верстовые столбы 3. Триумфальные Нарвские ворота | Рассказ ведётся при замедленном движении автобуса при приближении к объектам. | 1.,2. Давая характеристику Петергофской дороги, загородных ворянских усадеб и верстовых столбов использовать приём репортажа 3.Подъезжая к Нарвским воротам для разъяснения смысла события, в честь которого они были возведены, использовать приёмы комментирования , для сообщения даты постройки и назначения ворот – прием экскурсионной справки |
Пл.Репина – Старо-Калинкин мост | Остановка на площади Репина около дома 1 | 4. Верстовой столб на пл. Репина 5.Старо-Калинкин мост | 20 мин. | Подтема II «Столичная окраина»: 4. Калинкина площадь и коломенская верста 5.Разводной каменный мост– один из мостов-близнецов через Фонтанку | - Группу высадить из автобуса (автобус отправить по ул. Садовой на пл. Тургенева), подвести группу к версовому столбу на пл.Репина, расположив группу так, чтобы виден был Старо-Калинкин мост, провести группу от верстового столба к Садовой ул и набережной Фонтанки, затем – по набережной. | 4.Применить приём предварительного осмотра и зрительной аналогии, сравнивая верстовые столбы Петергофской дороги 5.Применить приём словесной аналогии, характеризуя Старо-Калинкин мост, как один из семи мостов-близнецов через Фонтанку и при перемещении группы от верстового столба к следующему объекту с целью лучшего наблюдения Старо-Калинкина моста использовать приём движения |
Набережная р. Фонтанки, 185 | Остановка возле дома №185 | 6. Дом № 185 7. Мемориаль ная доска на доме № 185 | 20 мин. | Подтема III «Мой уголок и тесный и простой» 6.Переезд родителей Пушкина из Москвы в Петербург 7. Комната бывшего лицеиста в родительской семикомнатной квартире | По набережной р.Фонтанки дойти до дома № 185, остановиться возле мемориальной доски | 6. При остановке возле дома №185 использовать приём предварительного осмотра и приём цитирования воспоминаний В.А. Эртель, который оставил описание комнаты поэта в родительском доме: «… В комнате соединялись признаки жилища молодого светского человека с поэтическим беспорядком ученого». 7. Произвести показ мемориальной доски с самостоятельным прочтением текста экскурсантами |
Наб. р. Фонтанки – Английский пр. – пл. Тургенева (Покровский сквер) | Останов ка на пл. Тургенева в Покровском сквере | 8. Набережная Фонтанки и Английский проспект 9. Памятный знак с крестом на месте бывшей церкви Покрова Богородицы | 30 мин. | Подтема IV «Жизнь в Коломне» 8. Деревянная Коломна 9. Пушкины – прихожане церкви Покрова Богородицы | По наб. р. Фонтанки дойти до поворота на Английский пр,. по Английскому пр. дойти до пл. Тургенева . Расположить группу возле памятного знака с крестом в Покровском сквере. Затем совершить посадку группы на припаркованный автобус. | 8. Во время движения по набережной, характеризуя облик деревянной Коломны, использовать сначала приём словесного сравнения, а затем приём вопросов и ответов для активизации экскурсантов и установления связи топонимов :пл. Репина, пл. Тургенева и др. с именами жителей Коломны 19 века и дать путевую экскурсионную информацию о прославившихся жителях Коломны (Репине, Гоголе, Тургеневе Островском и др.) Использовать эту информацию, как логический переход к вопросу о церкви Покрова и её прихожанах 9. Для характеристики церкви покрова и применить приём цитирования фрагмента из «Домика в Коломне»: …Люблю летать, заснувши наяву, В Коломну, к Покрову - и в воскресенье Там слушать русское богослуженье.. |
Садовая ул. – Никольский пер. – пр. Римского-Корсакова, 35 – ул. Глинки Театральная площадь – ул. Глинки – Глерная ул. – Английская наб. – Сенатская пл. Исаакиевский собор | Проездом | 10. Пр. Римского Корсакова, 35 11. Здание Консерватории на Театральной площади 12. Галерная ул 13. Дом Лавалей 14. Медный всадник 15. Здание Главного штаба | 40 мин | Подтема V « Здесь он жил и творил» 10. Пушкин – член литературно-политического общества «Зеленая лампа» 11. Пушкин о театре и для театра 12. На Галерной с молодой женой 13. Гостеприимные субботы у Лавалей 14. Памятник Петру I, названный с лёгкой руки Пушкина «Медным всадником» 15. Исторические произведения Пушкина и работа в архиве | 10 – 14.Рассказ ведётся при замедленном движении автобуса при приближении к каждому из объектов. 15. Вывести группу из автобуса, автобус отправитть на Конюшенную пл. Группу провести вдоль Александровского сада ч на Дворцовую площадь к зданию Главного штаба | 10. Для характеристики дома ,, в котором собирались члены общества «Зеленая лампа» и его владельце использовать приёмы комментирования и экскурсионной справки 11. Приём цитирования строк из романа «Евгений Онегин»использовать для того, чтобы подчеркнуть отношение А.С. Пушкина к искусству балета: Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет. 12. 13. Для рассказа о жилище семьи Пушкиных на Галерной и о гостеприимном доме Лавалей использовать приём локализации событий 14. Для создания впечатления о памятнике Петру. использовать прием цитирования из поэмы «Медный всадник»: ……Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А всем коне какой огонь! 15. Использовать приёмы: экскурсионной справки (для перечисления и характеристики исторических произведений поэта); |
Дворцовая площадь – Певческий мост – наб р. Мойки,12 – Конюшенная пл. | Остановка возле северного фасада Исаакиевс кого собора. Посадка для возвращения на Конюшеннной пл. | 16. Певческий мост и набережная Мойки 17. Мемориаль ный музей -квартира на Мойке,12 18. Церковь Спаса Нерукотворного. | 30 мин. Запас времени на обратный путь – 60 мин. | Подтема VI «Последние мгновения» 16. Конфликт с Дантесом и дуэль 17. Последнее место жительства 18. Здесь отпевали великого русского поэта | Вывести группу из автобуса, автобус отправитть на Конюшенную пл. Группу провести вдоль через Дворцовую площадь и Певческий мост по набережной Мойки к мемориальному музею-квартире, затем к церкви Спаса Нерукотворного с посещением церкви - на Конюшеннной площади группу посадить на автобус | 16. При перемещении по Певческому мосту и набережной Мойки до дома №12 использовать приём персонификации при описании истории дуэли 17. Использовать приём реконструкции при создании живой картины дуэли и последних мгновений жизни поэта 18.При посещении церкви Спаса Нерукотворного использовать приём локализации событий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение об отделении дополнительного образования детей ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Настоящее Положение регулирует деятельность отделения дополнительного образования детей и отражает основные цели и задачи этой образовательной структуры. Схема воспитательного блока наглядно демонстри...
ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга
Учебное пособие «Удивительный город» составлено по материалам проведенных районных историко-краеведческих игр из цикла «Царское Село. Три столетия великой истории», посвящённого 300-летию Царского Сел...
ПРОГРАММА предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (7-8-9 классы) Разработчик: Сиренко О.Р.
Программа предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» разработана для обучающихся в 7, 8, 9-х классах кадетской школы и охватывает период истории Ро...
ПРОГРАММА предмета «История кадетских корпусов» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (5-6 классы) Разработчики: Дмитренко В.В., Мусаева Т.М., Ляпин В.И., Сиренко О.Р.
Программа предмета "История кадетских корпусов" разработана для кадет и воспитаников обучающихся в 5, 6-х классах кадетской школы и охватывает период истории России с конца XVII века до XXI века....
Практика гидов. ГБОУ школа № 606 Пушкинский район, Санкт- Петербург.
В нашей школе существует прекрасная традиция: летняя практика гидов. Мы живем в красивом пригороде Санкт-Петербурга. Нас окружают великолепные парки и дворцы. Об этом надо говорить и этому необходимо ...
Пушкинские места Санкт-Петербурга
Экскурс по Пушкинским местам СПб....
Методическая разработка занятия «Виртуальная экскурсия по памятным местам Санкт-Петербурга»
Данное занятие можно рекомендовать для проведения внеурочных занятий, классных часов в начальных классах....