Областной конкурс " Отечество" . Конкурсная работа " Шагая маршрутами юных ленинцев"
творческая работа учащихся по краеведению (11 класс) на тему
Конкурсная работа учена 11 клсса " Шагая маршрутами юных ленинцев"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_otechestvo._shagaya_marshrutami_yunyh_lenintsev.docx | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования и науки Челябинской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №4» города Миньяра
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся « Отечество»
Номинация:
«Школьные музеи. История детского движения.
История образования»
Тема работы:
Шагая маршрутами юных ленинцев
Подготовил:
Горшков Михаил Станиславович, 17 лет
МКОУ «СОШ №4» г. Миньяра
456007, ул. Ленина, д. 96.
Домашний адрес: г. Миньяр
ул.Горького, д. 97, кВ. 97
e-mail:mishagosh@mail.ru
Руководитель:
Милованова Лидия Петровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №4» г. Миньяра,
451007, г. Миньяр. Ул. Ленина, д. 96
Телефон: 89127935122
e-mail: lidiya-milovanova@mail.ru
г. Миньяр 2018 г
Оглавление
1.Введение………………………………………………. ……………стр. 1-3
2.Основная часть
Глава I . История пионерской организации школы
№4 г. Миньяра
I.1 Организация пионерского движения в школе ………………….стр. 3-5
I.2 Пионерия на марше…………………………………….................стр. 5-8
I.3 Они награждены поездкой в пионерские лагеря
«Артек» и «Орленок»………………………………………………..стр.8
I.4 Старшие пионерские вожатые школы ……………………….....стр.9
Глава II . Продолжатели традиций пионеров в школе…………...стр.9-10
Глава III. Роль экспозиции «Пионерская дружина «Звездная»
имени Героя Советского Союза летчика- космонавта Ю.А. Гагарина»
в воспитании школьников…………………………………………...стр.10-11
3.Заключение…………………………………………….....................стр. 12
4 Библиография………………………………………….………........стр .13
Введение
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории Отечества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность.
Неиссякаемым источником гражданско-патриотического воспитания молодежи являются славные традиции и трудовые и военные подвиги.
Одной из экспозиций нашего музея «История школы» является экспозиция, посвященная школьной пионерской дружине « Звездная» имени Ю.А. Гагарина.
Пионерская организация – это наша история - история великой страны. И, к сожалению, для современных подростков эта дата практически ничего не значит. Уже выросло несколько поколений, которые не знают о том, в какой сложной обстановке зарождалось детское движение, не знают о трудовых подвигах детей и подростков в годы Великой Отечественной войны, об общественно- полезной деятельности пионеров 50-90 годов 20 века.
Мы считаем, что знакомство с историей пионерской организации, ее традициями, символами и атрибутами, документальными и предметным материалами помогает юному человеку в доступной форме осознавать и осмысливать события давних лет и оценивать, анализировать события сегодняшнего дня.
Цель нашей исследовательской работы - определить роль экспозиции школьного музея « Пионерская дружина «Звездная» им. Ю.А. Гагарина МКОУ СОШ № 4 города Миньяра в патриотическом воспитании школьников.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- изучить литературу по данному вопросу;
-собрать воспоминания о пионерской организации;
-изучить материалы школьного музея;
- встретиться с бывшими пионерскими вожатыми школы и бывшими пионерами;
- проанализировать мнения учащихся школы о том, вызывает ли у современных школьников интерес история пионерской дружины школы, нужна ли современным школьникам детская организация.
Объектом нашей исследовательской работы является пионерская дружина имени Героя Советского Союза летчика- космонавта Ю.А. Гагарина школы №4 города Миньяра
Предметом исследовательской работы является экспозиция «Пионерская дружина «Звездная» имени Героя Советского Союза летчика- космонавта
Ю.А. Гагарина» школы №4 города Миньяра.
Методы работы:
изучение архива и фотоархива школьного музея;
сбор информации о пионерской организации школы;
изучение дополнительной литературы по истории пионерского движения в России;
анализ фотографий и документов;
интервьюирование.
В процессе работы мы выдвинули гипотезу : экспозиция «Пионерская дружина «Звездная» имени Героя Советского Союза летчика- космонавта Ю.А. Гагарина» играет немалую воспитательную роль в формировании подрастающего поколения, вызывает интерес у школьников разного возраста.
В результате проведённой работы мы узнали много новых фактов из истории пионерии, о пионерской дружине «Звездная» имени Ю.А. Гагарина, научились работать с документами, составлять вопросы для бесед, отбирать и систематизировать материал.
Наша гипотеза подтвердилась: воспитательная роль пионерской организации была достаточно велика в годы ее существования, и экспозиция «Пионерская дружина «Звездная» имени Героя Советского Союза летчика- космонавта Ю.А. Гагарина» вызывает интерес у современных школьников.
Мы пришли к выводу, что детские организации нужны и в наше время. Только тогда подрастающее поколение станет достойным продолжателем славных традиций нашего государства.
Глава I. История пионерской организации школы №4 г. Миньяра
I.1. Организация пионерского движения в школе
Школа №4 города Миньяра была открыта 7 сентября 1972 года. К моменту в городе уже были пионерские дружины в школе №1 и №2. Сразу же в школе наряду с комсомольской организацией была организована пионерская. Первоначально дружина носила звание «Звездная», на совете дружины было предложено бороться за присвоение дружине имени Ю.А. Гагарина . 12 апреля 1979 года дружине было присвоено звание «Дружина» Звездная» имени летчика-космонавта Ю.А. Гагарина».
За годы существования пионерская дружина школы насчитывала от 10 до 18 пионерских отрядов, 6-12 октябрятских групп. В организацию входило от 350 до 500 пионеров и от 145 до 200 октябрят. В пионерскую организацию входили учащиеся 4-8 классов.
У пионерской организации было свое знамя.
Органом самоуправления пионерской дружины был пионерский сбор. На нем выбирался Совет дружины, во главе его стоял председатель Совета дружины. Он выбирался из числа Совета дружины голосованием. В каждом пионерском отряде был председатель Совета отряда. Отряд делился по интересам на пионерские звенья. Ими руководили звеньевые. У каждого пионерского отряда был свой флаг, горн, барабан. Выносить флаг отряда и знамя дружины могли только лучшие пионеры. В каждом отряде имелись свой горнист и барабанщик.
Сбор дружины принимал в свои ряды юных ленинцев, рекомендовал достойных пионеров в ряды ВЛКСМ, планировал работу, оценивал деятельность совета отряда, каждого пионера. На Совет дружины приглашали учеников, которые плохо учились, нарушали дисциплину. К ним применялись различные меры наказания. За серьезные нарушения могли исключить из пионеров, это было позором для пионера и случалось очень редко. Над подобными ребятами брали шефство пионеры из правофланговых отрядов.
Каждый отряд шефствовал над учениками начальной школы - октябрятами, готовил их к вступлению в пионеры, а потом 22 апреля, в день рождения В. И. Ленина, торжественно принимал их в свои ряды, повязывал им красные галстуки
День 19 мая, день рождения пионерской организации, был торжественным днем для нашего города. Пионеры школы №1, 2, 4 выстраивались на парад на площади имени В.И. Ленина и под дробь барабанов и звуки горна торжественным маршем проходили по площади. Проходя мимо трибуны, где их приветствовали почетные гости, отдавали пионерский салют. На это мероприятие собирались жители всего города. Пионеров переполняло чувство гордости за свой отряд, за пионерскую дружину, за свою великую Родину.
Пионерская дружина равнялась на комсомол. В каждом пионерском отряде были вожатые из числа старших школьников- комсомольцев.
Важным моментом существования пионерской дружины было соревнование между отрядами.
На Совете дружины разрабатывались критерии оценивания деятельности отрядов. Каждую четверть председатели совета отряда отчитывались о проделанной работе, получали оценку. Таким образом, определялись победители, они получали право носить звание правофлангового отряда. На них равнялись остальные.
Среди лучших пионеров выбирались пионеры- инструкторы.
Каждый отряд боролся за присвоение ему имени героя. За годы существования пионерской дружины школы отряды носили имена З. Космодемьянской, Марата Казея, Шуры Орлова, Филиппа Ивановича Локацкова, Даниила Егоровича Сулимова, Александра Матросова, Николая Островского, Лени Голикова, Лизы Чайкиной, Саманты Смит, Фрица Вайнека и других известных людей.
В 2002 году в музее были созданы стенд и закрытая витрина, рассказывающие о деятельности пионерской дружины; на открытой витрине выставлены знамя пионерской дружины, отрядные флажки, горн, барабан. В закрытой витрине хранятся пионерские значки, пионерский галстук, напечатанные законы пионеров, торжественное обещание, диск с пионерскими песнями и сигналами горна и барабана. ( Приложение 1,2)
I.2. Пионерия на марше
К 95-летию пионерской организации в музее создана новая экспозиция
«Шагая маршрутами юных ленинцев».
При её создании мы использовали иллюстративный (иллюстративно-тематический) метод, который позволяет посредством экспозиционных материалов раскрыть тему экспозиции, создает музейную иллюстрацию отражаемых событий .
Во времена пионерского движения программа деятельности пионеров называлась Маршем юных ленинцев, а направления деятельности – маршрутами. Каждый маршрут наполнялся конкретными делами, акциями, мероприятиями, проникнутыми заботой и пользой для себя, для окружающих, для всей страны.
Чтобы познакомить школьников с деятельностью юных ленинцев, мы расположили материалы экспозиции согласно маршрутам :
1. Маршрут «Пионеры –Родине»
2 Маршрут «Пионеры- патриоты- интернационалисты »
3.Маршрут «Пионеры - смена комсомола»
4. Маршрут «Пионеры сильные, смелые, ловкие»
5 . Маршрут «Пионеры - друзья прекрасного»
Жизнь пионерской организации школы была интересной и насыщенной. Главной задачей пионерской организации было воспитание чувства патриотизма, дружбы, товарищества, коллективизма, развитие творческих способностей.
Маршрут 1 «Пионеры - Родине»
Шагая им, пионеры учились любить родину, изучали ее историю и природу, знакомились с жизнью замечательных людей России и своего города. Старались учиться на совесть, участвовали в движении «Ни одного отстающего рядом». вносили посильный вклад в развитие своего города и страны. Пионеры участвовали в сборе металлолома и макулатуры, озеленении города и пришкольной территории, изготовлении кормушек для птиц, принимали участие в акции «Живи, книга», оказывали помощь шефствующим предприятиям - миньярскому карьеру и щебеночному заводу.
Изучив материалы деятельности пионерской дружины, мы можем увидеть, что среди пионерских отрядов проводилось соревнование по сбору металлолома и макулатуры. Иногда собирали по 20 и более тонн металлолома, нагружали машины, прикрепляли транспаранты «Металл - Родине от школы №4» и везли его на переплавку в Ашу, лучшие сборщики получали право присутствовать на пионерской плавке. (Приложение 3)
Маршрут 2 «Пионеры- патриоты- интернационалисты»
Шагая по этому маршруту, пионеры участвовали е в экспедиции «Моя Родина — СССР». Любимым мероприятием был фестиваль « 15 республик- 15 сестер». Каждый пионерский отряд представлял одну из республик бывшего СССР, шили костюмы, разучивали стихи и песни. Подбирали интересный материал, оформляли стенгазеты
Одной из форм работы пионерской дружины школы на этом маршруте была работа с периодической печатью. Пионеры знакомились с материалами «Пионерской правды», журналами «Пионер», «Костер», проводили политинформации, радиолинейки
В музее хранятся экземпляры газеты «Пионерская правда» с 1953 -1970-е, 80-е годы. Пионеры включались в движение «Мы за мир!» ( Приложение 4)
Частыми гостями пионерских отрядов были ветераны ВОв, воины-интернационалисты, передовики производства, люди интересных профессий.
На этом маршруте пионерские отряды получали краеведческое задание. Выполняя его, ребята собирали материал о первых пионерах города, о первых пионервожатых, о ветеранах ВОв, о героях гражданской войны, о миньярцах, прославивших наш город. Пионеры изучали природные богатства нашего района, описывали родники нашего города, исследовали реки Сим и Миньяр. На нашей экспозиции представлены альбомы, в которых хранятся отчеты отрядов о выполнении краеведческих заданий.
Большое внимание уделялось тимуровской работе. Каждый пионерский отряд брал шефство над престарелыми людьми. Ребята кололи дрова, работали в огороде, чистили снег, поздравляли с праздниками. О проделанной работе отчитывались на Слете тимуровцев. Экспозиция отражает эту работу, здесь представлены отчеты пионерских отрядов о проделанной тимуровской работе.
В музее хранится пионерский галстук, подаренный Мандрыгиной Нинель Васильевне, ветерану педагогического труда, на слете тимуровцев 29 марта 1984 года.
Любимым мероприятием пионеров была военно - спортивная игра «Зарница». Пионеры соревновались не только в силе и выносливости, но и в знании военной истории Отечества. Ко Дню защитника Отечества проводились традиционные смотры песни и строя. На этом стенде мы видим фотографии с этих мероприятий (Приложение 5,6)
Маршрут 3 «Пионеры - смена комсомола»
Шагая по этому маршруту, пионеры изучали историю П организации . Каждый отряд шефствовали над учениками младших классов .В дружине была организована школа будущего пионера, где старшие пионеры проводили работу с октябрятами, знакомили их с Законами пионеров, с атрибутами Пионерской организации, учили барабанить и горнить.
На этом маршруте была организована и работа по созданию летописи пионерской дружины. В музее хранятся отчеты о деятельности пионерской дружины с 1984по 1990 г. На стендах представлены материалы летописей разных лет.Частым гостем пионерских отрядов была Смирнова М.Г., в то время директор нашей школы. Она делилась воспоминаниями о своей работе пионерской вожатой. Среди экспонатов нашего музея есть удостоверение Смирновой М. Г. о награждении её значком ЦК ВЛКСМ «Лучшему вожатому». Этот значок был вручен ей 12 февраля 1966 года (Приложение7)
Маршрут 4 «Пионеры сильные, смелые, ловкие»
Баскетбольные, шахматные турниры, пионербол, турнир «Кожаный мяч», лыжные гонки, «Веселые старты», турслеты и турпоходы - любимое времяпрепровождение пионеров. Именно эти мероприятия проходили в рамках данного маршрута. На этом стенде мы можем познакомиться с спортивной жизнью Пионерской дружины.
Маршрут 5 «Пионеры - друзья прекрасного»
Традиционными мероприятиями на этом маршруте были смотры пионерской песни, Нашу школу прославил хор мальчиков под руководством Иванцовой Любови Кирилловны. У пионеров школы был свой информационный орган, регулярно выпускались стенгазеты, боевые листы, молнии. Участие в смотрах художественной самодеятельности, конкурсах стихов, клубы по интересам, вот перечень пионерских дел на данном маршруте. ( Приложение 8)
I.3. Они награждены поездкой в пионерские лагеря «Артек» и «Орленок»
За успехи в пионерских делах, учебе, труде, спорте пионеры нашей школы награждались по-разному. Многие были удостоены права сфотографироваться у развернутого знамени пионерской дружин, получили значок Центрального Совета пионеров «За активную работу» и Почетную грамоту.
В фондах нашего музея хранятся альбомы, рассказывающие о пионерах, награжденных за активную работу поездками в детские пионерские лагеря «Артек» и «Орленок».
«Артек»: Киселева Т. (1964г), Шевалдина С.(1980г), Шалдина И. (1983г), Шевалдина О.(1980г), Агуреев А. (1980г), Данилов А. (1986г.)
«Орленок»: Буравцова С., Смирнова Ю., Калинин В., Конькова Л, Шагдамова И ., Солдатов И.
I.4. Старшие пионерские вожатые школы
Частью экспозиции музея « Пионерская дружина « Звездная» является альбом « Старшие пионерские вожатые школы». Велика была функция старшего пионерского вожатого. Это старший друг, наставник, человек, который не только координирует деятельность пионерской дружины, но и является хорошим воспитателем, примером для пионеров, пользуется авторитетом у ребят. Это человек, способный увлечь их интересными и полезными делами. Быть вожатым – значит, быть убеждённым человеком и исповедовать свою веру, воспитывать на личном примере. Кроме того, не нужно забывать, что детское объединение – это самодеятельная организация ребят, и вожатый призван не командовать, а активизировать ребят, увлекать их интересными и полезными делами. Самой важной и, наверное, самой сложной проблемой в работе вожатого является создание дружного, работоспособного коллектива.
Первой пионервожатой школы была Шохова Тамара Ивановна (1972-1974г). Именно при ней формировался коллектив пионерской организации, устанавливались традиции. В разные годы Старшими пионерскими вожатыми были:1974-1975г.- Маслова В.В., 1975-1977г. - Гудкова Н.П., 1977-1979г.- Кадимова Ф.И.1979-1980г. – К асимовская А.А.,1980-1981 г – Горбачева С.С.,1982-1987 г.- Киселева Т.А.,1988-1989 г.- Енбеков И.В.,1989-1991 г.- Юсупжанова Л.А. ( Приложение 9)
Глава II. Продолжатели традиций пионеров в школе
Пионерская организация перестала существовать в 1991 году, но традиции ее сохранены. С 1 сентября 2004 года в нашей школе действует детская организация «Семицветик», участниками которой являются ученики 2- 4 классов нашей школы. Организация имеет совой Устав, эмблему, гимн, законы и принципы.
Жизнь «Семицветика» проходит очень интересно. Каждый месяц посвящен одному из направлений.
В сентябре реализуется программа «Я и природа». Девиз ее - «Из тысячи планет Земли прекрасней нет»
В октябре мы работаем по направлению «Я и общество». Девиз его «Трудно одному – под силу всем вместе». Октябрь- месяц рождения «Семицветика». Он становится праздником для всех учащихся.
В ноябре мы работаем под девизом « Семья вся вместе - душа на месте» Это программа «Я и моя семья»
Декабрь посвящен подготовке к Новому году
Январь проходит под девизом «Каждый человек – личность». Это программа «Я и моё я».
В феврале реализуется программа «Я и моё здоровье». Ее девиз - «В здоровом теле - здоровый дух»
В марте под девизом « Ученье - свет, а неученье - тьма» проходят мероприятия по направлению «Я и знания»
Апрель посвящен месячнику детской книги.
Май проходит под девизом «Судьба России - моя судьба» в рамках программы «Я и отечество».
Различные конкурсы, игры. Фестивали, выставки, концерты - это все жизнь «Семицветика». Каждый ученик находит себе дело по душе, проявляет свои таланты, пополняет багаж знаний, развивается как личность.
По праву можно сказать, что «Семицветик» продолжает традиции пионерской организации. В результате опроса младших школьников мы выяснили, что дети с интересом и удовольствием участвуют во всех делах организации, им нравится коллективное творчество, веселые праздники.
Глава III. Роль композиции «Пионерская дружина имени Героя Советского Союза летчика- космонавта Ю.А. Гагарина» в воспитании школьников
Пионерская организация воспитывала детей и подростков быть преданными своей Родине, верными революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, воспитывала непримиримость к врагам советского народа, сознательное и ответственное отношение к учению, интерес к науке, технике, культуре, искусству и способствовало формированию всесторонне развитой личности учащегося; активно приобщала учащихся к посильному участию в труде, воспитывала юных ленинцев в духе братской дружбы народов СССР и интернационализма, формировала у пионеров общественную активность, социально ценные качества личности; закаляла пионеров нравственно и физически, воспитывала у них готовность защищать свою Родину.
Эти же задачи стоят перед воспитанием и современных подростков. Одним из видов работы нашего музея является экскурсионная деятельность. Знакомство с экспозицией «Пионерская дружина имени Героя Советского Союза летчика- космонавта Ю.А. Гагарина» было организовано для учащихся 4 - 9 классов. Кроме этого, была организована передвижная выставка « Шагая маршрутами юных ленинцев» ( Приложение 10)
Знакомя учащихся с жизнью пионерской дружины школы, учащиеся – экскурсоводы рассказывают, какой интересной и насыщенной была жизнь ребят в те годы, как они любили свою Родину, как стремились быть похожими на комсомольцев, равнялись на них, как помогали престарелым, какую посильную помощь оказывали взрослым, как учились и отдыхали. Ребята с интересом рассматривают экспонаты, слушают запись пионерских маршей, пробуют сами прогорнить и пробить дробь барабанными палочками.
( Приложение 11)
О нашей экспозиции мы рассказывали на муниципальном этапе областного слета активов музеев образовательных организаций в 2017 году; заняв I место, мы приняли участие в областном слете активов музеев и познакомили с нашей экспозицией участников регионального этапа слета. Там мы тоже были в числе призеров, заняв II место. Экспозиция нашего музея заинтересовала всех участников слета и его авторитетное жюри.
Заключение
В процессе работы над данной темой мы узнали много нового о развитии пионерского движения в стране, об организации пионерской работы в нашей школе. Мы решили поставленные задачи, а значит, достигла и цели. Пионерская организация оказывала помощь подростку в его становлении как гражданина своего Отечества, человека творческого, активного, самостоятельного, поэтому велико было ее воспитательное значение. Наша экспозиция рассказывает о том, как интересно жили наши сверстники- пионеры, воспитывает чувство патриотизма, пробуждает интерес к истории страны, к истории школы. Теперь нам вполне очевидно, что детские организации нужны, и наша школьная детская организация «Семицветик» продолжает традиции пионерской дружины «Звездная».
Наша экспозиция может быть использована на уроках истории, литературы, а также во внеклассной работе на тематических классных часах.
Библиография
- Анопин В.Г. , Иоголевич А.З. Пионерия. - Челябинск.:Челябинское книжное издательство, 1962.- 144 с.
- Гордин И. Г. Этапы пионерского пути.- М.:Просвещение, 1982.-191 с.
- Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. — 10.06.1986.
- Шмитков В.Д., Федулова А.В.Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина.- М.: Молодая Гвардия, 1981
5. Энциклопедия. — Москва: Советская Энциклопедия, 1985. — С. 559-560.
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методический семинар" конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2015"
"Использование технологии критического развития через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы" Методический семинар. Конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской о...
Областной конкурс программ для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Туристический маршрут по странам мира.
(Достопримечательности, экономика, образование, особенности быта)Проект элективного курса для предпрофильной подготовки по истории Элективный предмет призван расширить представления учащихся о со...
17.04.2015 г. Участие в областном конкурсе исследовательских работ учащихся и педагогов. "Юные исследователи природы - родному краю". Мельникова Мария награждена грамотой за участие.
Мельникова Мария награждена грамотой за участие....
Грамота победителя (1 место) областного конкурса детских творческих работ «Беречь леса – творить добро!» Волкова Ангелина
Грамота победителя (1 место) областного конкурса детских творческих работ «Беречь леса – творить добро!» Волкова Ангелина...
Грамота Самораж. С. областной конкурс дет. творческих работ "Беречь Леса-творить добро с Эколятами", 2023 г.
Участие в ообластном конкурсе детских творческих работ и методических материалов...
Грамота Макаренковой М. областной конкурс детских творческих работ "Беречь Леса- творить добро с Эколятами", 2023 г.
Участие в областном конкурсе детских творческих работ и методических материалов....
Грамота Мармылевой Д. областной конкурс детских творческих работ "Беречь Леса-творить добро с Эколятами", 2023 г.
Участие в областном конкурсе детских творческих работ и методических материалов....