конспект урока " Подвиг Бориса и Глеба"
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему
Урок ИПКЗС в 8 классе. Подвиг Бориса и Глеба. Работа со словом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvig_borisa_i_gleba.docx | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Ускова О.В., учитель ИПКЗС
МБОУ « Школы- гимназии»
г.Ярцева Смоленской области
Урок ИПКЗС в 8 классе
Тема урока: «Подвиг святых страстотерпцев Бориса и Глеба»
Цели:
- учебная - познакомить с православным пониманием подвига, его бескорыстной и жертвенной сутью; как примером христианской добродетели ;
- воспитательная - способствовать воспитанию духовно-развитой личности, воспринимающей подвиг как проявление жертвы ради себя, ради людей и ради Бога;
- способствовать воспитанию потребности быть добрее и внимательнее к людям, преодолевая собственный эгоизм.
- развивающая – способствовать развитию мышления, мировоззрения, коммуникативных навыков.
Задачи:
- Познакомиться с жизнью и подвигом святых Бориса и Глеба
- Узнать чему учит подвиг Бориса и Глеба
- Выделить особенности чина святости -страстотерпцы
- Определить духовно- нравственное значение подвига Бориса и Глеба
- Помочь осознать значимость совершения подвига в жизни человека;
Планируемые результаты:
Предметные:
Осмысление понимания слова «подвиг», «жертва», -«герой»;
-осознание жертвенности как движение от своего эгоизма;
-Знакомство с подвигом страстотерпцев Бориса и Глеба.
Метапредметные:
-Умение анализировать, составлять опорные тематические схемы;
Логически выстраивать речевые высказывания;
Личностные:
-Сознательное отношение к подвигу как к проявлению жертвы ради себя и других;
-Умение выбирать нравственные ориентиры и формы поведения;
-Стремление следовать идеалам христианства.
Содержание изучаемого материала:
I Беседа (с использованием фоновых знаний)
- Что такое подвиг в вашем понимании?
- Кто может совершить подвиг?
- О каких подвигах вам известно?
II Работа со словом
- Что же означает слово «подвиг», как и откуда оно возникло?
(это слово пришло из старославянского языка)
Разберём слова по составу (запись на доске):
По-двиг( ) – по-движ-к(а) – по-движ-ник( ) – по-движ-нич-еств(о) – по-двиз-а(ть)-ся
- Что общего в этих словах? (корень двиг//движ//двиз)
Это один и тот же корень, в котором наблюдается чередование согласных
г//ж//з (чередование согласных в корне часто можно наблюдать при разборе слов: друг-дружить-друзья; лик-лицо-личина)
- Как вы думаете, от какого глагола образованы слова подвиг-подвижник-подвижничество-подвизаться?
от глаг. по-двиг-а(ть) – по-дви(г)-ну(ть)
Словарик урока:
Подвиг: Доблестный героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.
Подвижник:
1.Тот, кто постоянно во внутреннем целеустремлённом движении.
(святой подвижник)
2.Человек принимавший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели( идеи). Сомоотверженный труженик.
( подвижник науки)
Задание: Соотнесите стрелками значения слов с данными словами
| Небольшое продвижение вперёд |
| Героический, самоотверженный поступок |
| Устремляться, подвигаться куда-либо, собираться с силами, духом для совершения чего-либо |
| Образ жизни, действия подвижника; поступки не ради себя, не из гордыни и тщеславия, а ради любви и правды Божией |
| Человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения для достижения высокой цели; тот, кто движется ко Христу |
III. Работа в группах.
Сопоставление текстов. Заполнение таблицы.
1.Тексты из Евангелия.
«И даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки , и Царству Его не будет конца».
« Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?»
«Отче Мой! Если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем не так, как Я хочу, но как Ты.»
«Иисус же говорил: « Отче! Прости им, ибо не знают, что делают.»
2. Д.С.Лихачёв. « Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу»
«Блаженный же Борис возвратился и раскинул свой стан на Альте. И сказала ему дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол — ведь все воины в твоих руках». Он же им отвечал: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старейшего, которого чту я как отца» .
«И когда услышал он зловещий шепот около шатра, то, затрепетал, и потекли слезы из глаз его, и промолвил: «Слава тебе, господи, за все, ибо удостоил меня зависти ради принять сию горькую смерть и претерпеть все ради любви к заповедям твоим.
«Если он кровь мою прольет и на убийство мое решится, буду мучеником перед господом моим. Не воспротивлюсь я, ибо написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
«И без жалости пронзено было честное и многомилостивое тело святого и блаженного. Христова страстотерпца Бориса .И, воззрев на своих убийц горестным взглядом, с осунувшимся лицом, весь обливаясь слезами, промолвил: «Братья, приступивши — заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!»
«Увидев это, блаженный Глеб понял, что хотят убить его. И, глядя на убийц кротким взором, омывая лицо свое слезами, смирившись, в сердечном сокрушении, трепетно вздыхая, заливаясь слезами и ослабев телом, стал жалостно умолять: «Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие».
«Потом взглянул на убийц и промолвил жалобным и прерывающимся голосом: «Раз уж начали, приступивши, свершите то, на что посланы!»
Страдания святого Бориса и Глеба | Страдания Иисуса Христа |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
Итог
сравнительно – сопоставительного анализа
Страдания святого Бориса и Глеба | Страдания Иисуса Христа |
Добровольное принятие смерти | |
«Раз уж начали, приступивши, свершите то, на что посланы!» | «Если возможно, да минует меня чаша сия; впрочем не так, как Я хочу, но как Ты.» |
Непротивление злу силой | |
«Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старейшего, которого чту я как отца» | «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» |
Всепрощение и молитва за врагов | |
«Слава тебе, господи, за все, ибо удостоил меня зависти ради принять сию горькую смерть и претерпеть все ради любви к заповедям твоим». | «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают.»
|
IV Аудирование
Послушайте, как поэт А.С.Хомяков писал о подвиге:
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе…
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились,-
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись.
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них
Без труда, без усилья
Выше мраков земных,
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков
Гордой черни людской.
Значит, подвиг помогает человеку приблизиться к добру, к Богу. Это становится возможным, если человек умеет жертвовать (отдавать без принуждения и сожаления) мелкой радостью или удовольствием ради радости душевной, ради высшей цели, отказаться от эгоизма.
Фоновые знания
Примеры из жизни: когда не хочется, а нужно; когда сдерживаешь себя и не отвечаешь грубостью на грубость; укрепляешь силу воли, обливаясь по утрам холодной водой, или делаешь зарядку…
Всё это тоже можно назвать подвигом ради себя.
Но этого мало – человек должен научиться жертвовать своей гордостью, тщеславием, уметь признавать свои ошибки… ради людей.
Стремление человека жить по заповедям Божиим, исполнять волю Бога, жертвуя своими капризами и прихотями – это жертва ради Бога.
Итог урока:
Закончи предложениe
1.Подвиг совершается тогда…….
Ответьте на вопросы:
2.В чем состоит подвиг Бориса и Глеба?
Ради кого они совершили подвиг?
3.В чём состоит жертвенный подвиг Иисуса Христа?
Дополнительный материал
О подвигах
Вова мечтал о подвигах. Он даже купил записную книжку, хотел записывать свои подвиги. Но записная книжка была пустой.
Грустный шагал Вовка домой. Недавно прошел ливень. По улице мчались потоки мутной воды. Вовка шагнул к тротуару, но неожиданно упал в воду. Под водой оказалась яма. Выбрался Вовка, отряхнулся. Видит-улицу переходит мужчина с чемоданом. Вовка предупредил его об опасности.
Потом помог женщине с коляской. Вовка давно продрог. Хотел есть, спать. Он несколько раз пытался уйти, но на улице раздавались шаги, и он возвращался.
Вовка сердился. Вместо того, чтобы совершить подвиги, он потратил зря столько времени.
(По С.Жемайтису)
- Согласны вы с Вовкой в том, что он подвига не совершал?
- О чём вас заставил задуматься текст?
- Это был подвиг ради себя или ради людей?
Работа с текстом (другой вариант)
Тексты раздать детям: слушают учителя и следят по тексту.
Лапти
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
- Лапти? Что за лапти такие?
- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
И.Бунин
- С какими героями вы познакомились? (больной ребёнок, барыня, Нефёд)
(Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)
- В какое время года происходит действие рассказа? (вьюжной зимой)
- Какая стоит погода? Сколько дней? (пятый день несло непроглядной вьюгой)
- Что просит больной ребёнок? (красные лапти)
- Кем в доме барыни был Нефёд? (слугой)
- Каким вы его себе представляете?
- Знал ли Нефёд, что в такую погоду опасно идти шесть вёрст в Новосёлки? Почему всё-таки пошёл?
- Какие черты характера проявляются в нём? (добрый, мужественный, смелый, самоотверженный, человек слова)
- Как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда? (было неуютно, переживали…)
- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?
- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет; самоотверженный поступок Нефёда и его смерть не могли быть напрасны)
- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? Ради кого?
- Как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?
(Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям, тем, кто нуждается в нашей помощи)
- Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет, личным временем, вещью, спокойствием, комфортом…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Правление Бориса Годунова. Причины Смуты".
Урок изучения нового материала с элементами исследовательской работы....
Урок православной культуры в 5 классе «Святые благоверные князья –страстотерпцы Борис и Глеб»
Данный урок для обучающихся коррекционной школы VIII вида расскажет о благоверных князьях Борисе и Глебе....
Святые страстотерпцы Борис и Глеб"
Святые мученики- страстотерпцы Борис и Глеб"....
Сказание о Борисе и Глебе
Фильм о святых страстотерпцах Борисе и Глебе был показан учащимся в 2012 году, неоднократно представлен вниманию на конференциях педагогов Сергиев-Посадского района, распространён на диске"Русская Гол...
Слайд-фильм "Сказание о Борисе и Глебе"
Слайд-фильм "Сказание о Борисе и Глебе"...
Урок "Сказание о Борисе и Глебе"
Тема русской святости вызывает живейший интерес у современных старшеклассников, и лучшие минуты уроков литературы, мировой художественной культуры – это обращение к житиям святых. ...
Конспект урока по предмету Духовное краеведение Подмосковья. Тема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб» Урок для учащихся 10-х классов
Конспект урока по предметуДуховное краеведение ПодмосковьяДля учащихся 10-го классаТема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб»Выполнила: учитель истор...